Картотека логопедических игр для детей с ОНР
Олеся Левченко
Картотека логопедических игр для детей с ОНР
КАРТОТЕКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Содержательный компонент.
За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школои, в лучшем случае-после пяти лет, и самыи значимыи для развития речи ребенка возраст трех лет – оказывается упущенным.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Как же используются игры в логопедической работе?
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.
Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т. п.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.
Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ОНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ОНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
Игры направленные на развитие мелкой моторики.
1. ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.
2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).
3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов, по форме, по размеру. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.
5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
Развитие артикуляционной моторики
Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения. Игры направленные на развитие и активацию словаря.
1. ДОБАВЬ СЛОВО
Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.
2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО
Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.
3. ПРИЗНАКИ СЛОВ
Ребенку говорят:
1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — ?; ветер -. , а снег -. ; дождь -, а солнце -. При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т. д.).
3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».
4. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».
4. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
Игры и упражнения на словоизменение:
— учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
— употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры «Ателье», «Кафе» и др.)
— правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой, Какая, Какое?», «Кто что делает?», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете»).
— различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных» глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры «Вы хотите? — Мы хотим», «Алло, алло. » и др.).
Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
Образование названий детенышей животных
Образование названий профессий
Образование названий посуды
Образование однокоренных слов
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
· суффиксов: заяц — заинька, зайчонок;
· приставок: шить — пришить, зашить, вышивать;
· смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т. п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы — усики — усищи; кот — котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.
Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…».
Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?», «Размытое письмо» и др.
Игры направленные на развитие связной речи
Словесная игра «Сплетем венок из предложений». Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
Игра «Загадай и отгадай». Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» слово. Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.
Игра «Составь рассказ». Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.
Игра «Магазин». С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т. д.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Картотека индивидуальных занятий по автоматизации звука [р]
Карточка № 1, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги. Дра Дро Дры Дру
4. Воспроизведи слова. Драп, дровосек, драма, дрозд, дробь, дрожжи, друг, дружина.
5. Соотнеси слова: Один дровосек, два….., пять… Одна дружба, два…, пять…
6. Игра «Один-много» Дрозд-…, дровосек-…,драп-…, драчун-…, дракон-…, друг-…, дробь-…, дрофа-… .
7. Измени предложения: Я звоню друзьям. Ты… Он… Она… Мы… Они… Я вижу друга. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Карточка № 2. (Р)
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др-р-р-р
3. Повтори за мной слова: драчун, дракон, драже, дрожать, дрожжи, дрофа, дрова, друзья, дружина, другой.
4. Посчитай: Одна драка, две…, пять… Один друг, два…, пять…
5. Игра «Назови ласково» Дракон-…, друг-…, дрова-…
6. Продолжи предложения. Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы.. Они… Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…
7. Повтори предложения. Заяц дрожит от страха. Таня дрожит от мороза. Ваня дружит с Геной. Дрозд сидит на ветке.
Карточка № 3. (Р)
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др.
3. Повтори слоги: Дра Дро Дру Дры
4. Повтори слова: Ядро, ведро, бедро, пудра, выдра, мудрый, щедрый
5. Игра «Один-много» Кедр-…, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…
6. Измени предложения: Я несу ядро. Ты… Он… Она… Мы… Они… Я звоню Володе. Ты… Он… Она… Мы… Они…
7. Повтори за мной предложения. Дрозд сел на кедр. У подруги болит ведро. Выдры живут в другом месте. Печь топить нужны дрова.
Карточка № 4, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др.
3. Повтори слоги: Адра Одро Удру
4. Проговори слова: Ядро, ведро, бедро, пудра, выдра, бодрый, мудрый, щедрый
5. Игра «Назови ласково» Друг-…, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-…
6. Продолжи предложения: Я вижу друга. Ты… Он… Она… Мы… Они… Я обведу ведро. Ты… Он… Она… Мы… Они…
Карточка № 5, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги. Тра Тро Тру Тры
4. Произнеси слова. Трап, травка, трасса, трапеза, трос, трон, тройка, трость, тропка, труд, трус, трубка, трудно
5. Соотнеси: Одна тройка, две… пять… Одна труба, две… пять… Один трус, два… пять…
6. Доскажи предложение. Королева сидит на… Трубочист чистит… Трубач играет на… По рельсам в городе ездит… Миша учиться на тройки он… Весной появляется зеленая… Машины мчатся по…
Карточка № 6, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги. Тра-тро Тро-тры Тры-тру Тру-тра
4. Проговори слова. Трава, трамвай, траншея, труженик, тростник, труба, трубач, трубочист
5. Составь предложения со словами. Алеша, трамвай. Машина, трасса Тростник, болото Трус, собака Трава, траншея
6. Согласуй слова в предложении Я иду по травке. Ты… Он… Она… Мы… Они.. Я бегу по тропинке. Ты…Он…Она…Мы…Они… Я вижу троллейбус. Ты… Он…Она…Мы…Они…
7. Произнеси словосочетания. Трава у тропинки, странное утро, быстрая струя, труба в траншее.
Карточка № 7, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3. Повтори слоги: Тра, тро, тру, тры
4. Произнеси слова. Матрос, патрон, тетрадь, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, отрывок.
5. Скажи ласково. Матрос-…, патрон-…, тетрадь-…, матрос-…, ватрушка-…, отрывок-…
6. Договори предложение. Под землей еде (что?) Ученик достал ручку и (что?) Бабушка испекла с творогом (что?) На кровати под простынкой лежит (что?) Зарядку делают (когда?)
7. Измени предложение. Я поеду в метро. Ты… Он… Она… Мы…. Они… Я трогаю тетради. Ты… Он…Она…Мы… Они..
Карточка № 8, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко тр
3. Повтори слоги. Атра, отро, утру
4. Повтори слова. Утро, гетры, метр, литр, театр, осетр, осмотр, педиатр.
5. Измени предложения. Я ем осетра. Ты.. Он…Она…Мы…Они… Я буду педиатром. Ты…Он…Она…Мы…Они…
6. Повтори предложения. У Петра в тетради три. Мама потрошит осетра. Матрос идет по трапу. Трое сажают петрушку. Матросы ждут трамвай. У метро стоит театр.
7. Произнеси чистоговорки. Тра-тра-тра-в детский сад идем с утра. Тор-тор-тор-Петр едет на метро. Тру-тру-тру-зубы чистим по утру. Тры-тры-тры-в сказке гномики хитры
Карточка № 9, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционные упражнения: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Машина»- проговори четко тр
3. Проговори слоги: Тра-дра, тро- дро, тру-дру, тры-дры…
4. Посчитай: Один патрон, два…, пять… Один кедр, два…, пять…
5. Вставь пропущенную букву: У Федора много д…узей. Троллейбусы идут один за д…угим. Умеем петь как д…озды.
6. Закончи предложение: Оля подражает трубачу, и Дима… Дерево отражается в воде, и береза… Настя отрывала листок, и Петя… Оля дрожала от холода, и Миша… Марина дрыгала ногами, и Митя… Надя мыла песком ведро, и Олег…
Карточка № 10, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Машина»- проговори четко тр-р-р-р
3. Повтори слоги: Атр, отр, утр, итр, етр, адр, одр, удр, идр, едр…
4. Повтори слова: Драже, ядра, бедра, пудра, выдра, дрова, друзья, другой, дружить.
5. Посчитай. Один метр, два…, пять…
6. Измени фразы: У меня щедрые друзья. У тебя… У вас…, У него…, У нее…, У них…
7. Составь предложения со словами. На траве Из трубы С подружкой К метро
8. Проговори чистоговорки: Дра-дра-дра- ливень льет как из ведра, Дро-дро-дро-матрос несет ведро, Дру-дру-дру-трутень лезет по ведру, Дры-дры-дры- хитры гномы и мудры.
Карточка № 11, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др-р-р-р
3. Повтори слоги: Стра, стро, стру, стры, втра, втро, втру, втры
4. Произнеси слова: Струя, строгать, страна, сестра, стружка, стройка, страус, страх, стройка, струи, струны, строй, строчка, строгий.
5. Измени предложения: Я строю дом. Ты… Он…Она…Мы…Они… Я вижу страуса. Ты… Он… Она…Мы…Они… Я еду в другую страну. Ты…Он..Она..Мы..Они..
6. Повтори предложения: Трамвай едет быстро. У страуса быстрые ноги. У сестры много пестрых лент. Завтра утром я поздравлю маму. На завтрак у Петра чай. Строители быстро построили дом.
Карточка № 12, звук [Р]
1. Выполнять артикуляционную гимнастику: Заборчик, Трубочка, Часики, Качели, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок, Маляр.
2. «Мотоцикл»- проговори четко др
3.Повтори слоги: Штра-штра-штра Штро-штро-штро Штру-штру-штру Штры-штры-штры
4. Повтори слова: Штраф, завтра, завтрак, остров, острая, быстрая, пестрая
5. Измени предложения: Я быстро читаю. Я подметаю стружку. Ты… Он… Она… Мы… Они…
6. Закончи предложение: У Вани один острый нож, а у Вити два… У Тани один пестрый носок, а у Жени два… У Пети одна быстрая машина, а у Миши… У Саши один строгий учитель, а у Люды два…
Автор материала: Виноградова Татьяна Викторовна
Также по теме:
Картотека заданий по автоматизации звука Р