Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.
Артикуляция звука [С:
— губы растянуты в улыбке;
— зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);
— кончик языка за нижними зубами;
— воздушная струя холодная (следим за тем, чтобы воздух выходил посередине)
После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова
Повторять слова, чётко произнося звук С (выделяя голосом)
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас. ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос. УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус. ЫС: мыс, ку-мыс. ИС: Де-нис. ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс. ЕС: вес, лес, на-вес. ЯС: по-яс.
Чистоговорки со звуком Сучебно-методический материал на тему
Чистоговорки со звуком С
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
В начале работы необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берётся последний слог в слове и повторяется в начале чистоговорки столько раз, сколько в этом слове слогов. Получается «основа» чистоговорки, на которой идёт работа отработка звука.
Предлагаемые чистоговорки обязательно должны включать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части.
В зависимости от уровня развития речи и возраста детей, чистоговорки можно«укорачивать» (т. е. сокращать количество слов, и, наоборот- «наращивать» (т. е. увеличивать количество повторяющихся слогов и слов).
Са-са-са — вот летит оса.Са-са-са — под кустом сидит лиса.Са-са-са — у Сони коса.Са-са-са — в лесу оса.Со-со-со — у Сони колесо.Со-со-со — сдулось колесо.Су-су-су — видел я осу.Су-су-су — сумку я несу.Су-су-су — ягоды в лесу.Су-су-су – в лесу увидели лису.
Су-су-су — грибы выросли в лесу
Сы-сы-сы — у Сани бусы.Сы-сы-сы — тикают часы.Сы-сы-сы — у сома усы.Сы-сы-сы — на стене висят часы.Сэ-сэ-сэ — рядом с садом есть шоссе.Ас-ас-ас — пили мы из кружки квас.Ас-ас-ас — у Сони ананас.Ас-ас-ас — у нас дома квас.Ас-ас-ас — мы пили квас у нас.Ос-ос-ос — на поляне много ос.Ос-ос-ос — у Сани пес.
Ус-ус-ус — мы несем домой арбуз.Ус-ус-ус — у Сони кактус.Ус-ус-ус — у Сони много бус.Ус-ус-ус — у Сани новый автобус.Ыс-ыс-ыс — мы пошли гулять на мыс.Ис-ис-ис — в лесу много лис.Ост-ост-ост — синий мост.Ост-ост-ост — пушистый хвост.Сты-сты-сты — новые мосты.Сту-сту-сту — Соня на мосту.Сты-сты-сты — красивые кусты.Сно-сно-сно — все очень вкусно.Сну-сну-сну — встречай весну.Сна-сна-сна — высокая сосна.Аска-аска-аска — интересная сказка.
Аска-аска-аска — Сонина маска.
чистоговорки-стихотворения
ОСАСа-са-са — полосатая оса.Су-су-су — не поймать в саду осу.Сы-сы-сы — есть ли у осы усы?
ЛИСАСа-са-са — будет в доме жить лиса.Сы-сы-сы — дом просторный у лисы.Су-су-су — дом порадует лису.
РОСАСа-са-са — на траве блестит роса.Су-су-су — пьет жучок в саду росу.Сы-сы-сы — вышло солнце — нет росы.
АНАНАСАс-ас-ас — купил Саня ананас.Ус-ус-ус — сладок ананас на вкус.Ос-ос-ос — прилетела сотня ос.
СМОРОДИНАСна-сна-сна — в саду ягода красна.Сна-сна-сна — как смородина вкусна.Сну-сну-сну — вот наемся и усну.Сны-сны-сны — снятся сладкие мне сны.
Звук С в конце слова в ряду слов
Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос, кактус, фокус, утконос.
Перечень слов: уксус, ананас, матрос, кипарис, класс, альбатрос.
Повтори словосочетания:
пустой автобус спелый абрикос
высокий утёс пустой автобус
серый пёс мясной соус
Игры на постановку и автоматизацию звука С
Рекомендуется проводить занятия в игровой форме, чтобы ребенку не было скучно. Логопеды считают такие уроки самыми продуктивными.
Тренируя образное мышление, дети быстрее начинают понимать, как правильно необходимо произносить согласный.
Так при постановке звука «С» можно рассказать, что язык – это кораблик, и нужно подуть, чтобы он плыл, или необходимо накачать колеса велосипеда, чтобы поехать к бабушке.
При автоматизации звука взрослый показывает картинки, а ребенок должен правильно назвать, что изображено. Для начала выбираются простые, где слово начинается на букву «С».
Самыми сложными считаются картинки, которые нужно описать, что на них изображено, попутно малыш тренирует верное произношение звука. Также используются изображения, из которых необходимо найти лишнее.
К примеру, показать картинки со слоном, лосем, собакой и коровой (ребенок определяет, что лишняя – корова, так как в этом слове нет звука «С»).
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух. СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва; СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный; СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой; СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.
Подготовка артикуляционного аппарата
Заниматься различной речевой гимнастикой очень важно для ребенка. Примеры артикуляционных упражнений, которые рекомендуется выполнять перед зеркалом:
- сделать заборчик из зубов и улыбнуться;
- дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
- свистеть в палочки;
- сделать «лопаточку»: язык ложится в широком положении на нижнюю губу (зафиксировать несколько секунд);
- упражнение «трубочка»: открыть рот и свернуть язык в виде трубочки, после чего длительное время подуть в нее.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са; АС: пас-та, пас-тух, нас-та-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но; СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок; ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост; СУ: не-су, па-су, по-су-да; УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник; СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка; ЫС: выс-туп, вы-став-ка; ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист; ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на; ЮС: бюст; ЯС: яс-ный.
Техника постановки звука С
Поставить звук «С» можно разными способами:
- подражая;
- механически;
- с помощью артикуляционной гимнастики;
- задействуя другие звуки.
Для того, чтобы поставить звук «С» по подражанию, необходимо заниматься перед зеркалом и показывать малышу правильное положение языка и губ. Ребенок должен почувствовать прохладный выдыхаемый воздух во время произношения согласного – приложить его ладонь ко рту.
Механический метод подразумевает использовать вспомогательные приспособления: зонд, шпатель. В домашних условиях подойдет для применения неострая зубочистка или палочка от мороженого.
Порядок действий:
- Предмет нужно расположить вдоль языка, зафиксировав его верное положение для произношения.
- Ребенок должен улыбнуться, положить край языка на нижние резцы. Через образовавшуюся щель нужно подуть.
- Нажать предметом вдоль языка, образует желобок, по которому идет струя воздуха. Должен быть слышен свист.
- Язык спрятать за зубы, а зубы необходимо сблизить.
- Ребенок продолжает свистеть, а родитель (логопед) регулирует силу нажатия, добиваясь верного и четкого звукопроизношения «С».
- Как только звук стал четко звучать, убрать механический предмет.
После нескольких таких тренировок, ребенок может самостоятельно управлять своим языком, верно его располагая в ротовой полости, и свистеть.
При постановке «С» можно задействовать другие звуки.
- во время произношения мягкого «СЬ» необходимо надавить механическим приспособлением на переднюю часть языка для образования желобка – произносится твердый звук «С». Отрабатывается такой вариант несколько раз до тех пор, пока язык научится правильно лежать;
- нужно долго говорить «Т», при этом улыбаться, растягивая губы. Для ясности звука «С» нужно улыбнуться шире;
- когда малыш верно произносит «Ш», нужно долго шипеть, при этом язык придвинуть к передним зубам (будет слышаться звук «С»);
- попросить ребенка тянуть «И», затем начать дуть, пуская струю воздуха по желобку, который образовался (язык находится на том же месте).
Стихотворения со звуком С
Пылесос
Буду маме помогать — Пылесосом пыль сгонять С пола, с коврика, с дивана… Пылесосить не устану. Вдруг залаял пёс Барбос: «Гав, гав, гав, пусти мой хвост!»
Посуда
Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля,
Столовый сервиз, красивый поднос, Солонка, маслёнка — всё это посуда. И мисочка с супом, что любит Барбос. Собака съест суп и хвостом завиляет, А после обеда с миской играет.
Соня очень любит спать. Соню соней стали звать. Соня – соня спит весь день. Погулять ей даже лень. Посмотри – ка, Сонюшка, На дворе – то солнышко!
Идут леском гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака!
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась, В снег упасть она боялась.
Две синицы прилетели на сосну. Две сестрицы засвистели про весну. Сколько света! Сколько света!
Стала синей высота, Скоро лето! Скоро лето! Красота! Красота!
Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке. Пять опят и пять лисичек, Для лисят и для лисичек. Кто не верит – это он. Выходи из круга вон!
Сливы спелые висят. Синим стал сливовый сад. Сливы слева, сливы справа. Собирает сливы Слава.
Снится сон сому о том,
Что он сильный слон, не сом.
— Где усы? – встревожен сом.
Не согласен сом со сном.
Слава съел салат капустный. Был салат капустный вкусный.
Сыплет, сыплет снег с небес. Спит под снегом зимний лес. Сонный сад в снегу стоит, Он под снегом тоже спит.
Пёс Барбос совсем раскис,
Дам ем
у ирис «Кис-кис».
А на той же самой ветке сосны, Две сосульки – висюльки видны. Две сосульки свисают с сосны, Две висюльки боятся весны. Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке. Жили – были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать. Начинай считать опять. Ехала телега из Москвы, Потеряла три доски. Стук – звон, Выйди вон! Ахи, ахи, ахи – ох, Баба сеяла горох. Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой! Раз, два, три, четыре, пять. Вышла свинка погулять, А за свинкой серый волк, Волк – то в свинках знает толк. Раз, два, — все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернись, Семь, восемь – улыбнись, Девять, десять – не зевайте Свое место занимайте. Купила бабуся бусы бабуся, На рынке споткнулась О гуся бабуся – Все бусы склевали По бусинке гуси. Сосна Березкам грустно и осинкам, Осень листья рвет с ветвей. У сосенки ни слезинки – Платье зелено на ней. Хоть зима, хоть весна – Вся зеленая сосна! Такса Сев в такси Спросила такса: — За проезд Какая такса? А водитель: — Денег с такс не берём совсем, Вот так-с. Март Снег сказал: «Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей». Использованный материал: Т.А.Куликовская «Язычок свистит» Н.Н.Созонова, Е.В.Куцина «Стихи для закрепления звуков»
Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице Автоматизация звуков.
Формы сигматизма
Сигматизм — это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.
Первая — собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.
Вторая — парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.
Варианты парасигматизма:
- на «ф» — губно-зубной;
- на «т» — призубный;
- на «ш» — шипящий.
Третья — искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).
Четвертый — смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» — «ся», «со» — «сё», «су» — «сю», «с» — «сь».