Презентация: «Автоматизация звука «Р» а начале слов» — мультимедийное пособие по автоматизации звука «Р».
Звук «Р» в норме формируется у детей к 4,5 — 5 годам. Причины отсутствия или искаженного произношения звука «Р» разные. Но если у вашего малыша к пяти годам нет в речи данного звука, то следует задуматься.
Помочь правильно произносить данный звук может выполнение специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Если это не исправит ситуацию, тогда рекомендуем обратиться за помощью к специалисту.
Далее мы приступаем к автоматизации поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Весь этот материал вы сможете найти по ссылке.
Так как процесс автоматизации обычно занимает длительное время то и материала необходимо огромное количество. Все это для того, чтоб у ребенка не угас интерес и он не отказывался заниматься.
Именно для этих целей была разработана ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Р» В НАЧАЛЕ СЛОВ.
Польза презентаций:
- Все дети любят играть в компьютерах и всевозможных гаджетах. Поэтому этот вид игровой деятельности их заинтересует точно.
- Весь материал и картинки доступны для понимания малышей.
- В презентации ребенок сможет сам переключать файлы, а это дополнительный игровой момент.
- Презентация очень доступный учебный материал, который не потребует никаких затрат. Нужен только компьютер, ноутбук или планшет.
Также в данном игровом пособии представлены артикуляционные упражнения для звуков «Р», «РЬ». Их необходимо проводить перед началом занятия, чтобы подготовить речевой аппарат ребенка к произношению звука «Л» правильно.
Более полную информацию по проведению артикуляционной гимнастики вы найдете по выделенной ссылке.
Презентация: «Автоматизация звука «Р» в словах» разработана в нескольких вариантах и разбита на части. Это сделано для того, чтобы не утомить ребенка длительным занятием. А главное соблюдено основное правило — автоматизация звука «Р» происходит поэтапно.
Именно для этих целей мы разработали презентацию в 5-ти вариантах:
- Автоматизация звука «Р» в начале слов
- Автоматизация звука «Р» в середине слов
- Автоматизация звука «Р» в конце слов»
- Автоматизация звука «Р» в сочетании ТР, ДР
- Полная версия презентации (содержит все три этапа по автоматизации звука «Р»)
На нашем сайте представлена только одна презентация: «Автоматизация звука Р в начале слов». Данная версия содержит 21 страницу на автоматизацию звука «Р» в начале слов.
У нас также есть презентации на автоматизацию звука «Р» в середине слов, на автоматизацию звука «Р» в конце слов, на автоматизацию звука «Р» в сочетании ТР, ДР, полная версия презентации. Они содержат 20, 15, 18 и 74 страницы соответственно.
Данные презентации вы сможете получить, написав на электронную почту
Написать также можно на электронную почту обратной связи. Ее вы сможете найти в конце каждой страницы.
Кроме этого, в презентации на автоматизацию звука «Р» Вы сможете поиграть с малышом в дидактические игры и упражнения.
Презентация к логопедическому занятию «Звук [р] в цирке»
- 4 февраля 2016
Конкурс «Мастер мультимедийных технологий – 2015»
Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»
Представляю конспект подгруппового логопедического занятия по формированию правильного произношения с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации.
Артикуляционная гимнастика в картинках-анимациях привлекает внимание детей, повышает эффективность коррекционной работы. Наглядный и занимательный характер игр позволяет в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (внимание, память, восприятие, мышление). Представленный материал может быть полезен учителям-логопедам и родителям детей с нарушениями речи.
Тема: «Звук [р] в цирке»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе автоматизации звука [р] в словах и предложении.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
1. Закреплять навыки правильного произношения звука [р] в словах и в предложении.
2. Закреплять навык правильного речевого дыхания.
3. Закреплять навык образования и употребления множественного числа существительных.
II. Развивающие задачи:
1. Развивать артикуляционную моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать артикуляционную моторику.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
III. Воспитательные задачи:
1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
2.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Словарная работа: цирк, жонглер, факир, акробат, дрессировщик.
Индивидуальная работа: работа по формированию правильного произношения звука [р]в слогах, словах и предложении.
Оборудование: столы и стулья по количеству детей, мультимедийная установка, индивидуальные зеркала, материалы презентации «В гостях у цирка», 8 мячей розового цвета и 8 мячей красного цвета, фонограмма песни В.Шаинского «Цирк».
Ход занятия
I. Орг. момент (Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Цирк»).
— Дети, как вы думаете, куда мы свами сегодня отправимся?
Двери цирка мы сегодня открываем. Всех гостей на представленье приглашаем. В цирке музыка сегодня не смолкает, Всех веселый клоун развлекает.
Демонстрация слайда на компьютере (слайд 2).
II. Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочки».
Изобразите, как клоун Рики нюхает цветочки. Вдох носом, на выдохе воскликнуть «Ах, как пахнет!»(слайд 3).
III. Артикуляционная гимнастика в картинках-анимациях.
Цирк по улице идет, Все стоят, разинув рот!
Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления!
Цирковое представленье Нам поднимет настроенье!
Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке (слайд 4).
Клоун в цирке всех смешит: То веселый, то грустит
Массаж губ: указательными пальцами поднять уголки рта вверх, опустить вниз (слайд 5).
Вправо, влево, Вверх и вниз Прыгает наш лев На «Бис!»
Рот открыт. Кончик языка тянется к правому уголку рта, затем к левому, поднять язык к верхним зубам и опустить за нижние зубы (слайд 6).
Мишка едет по канату! Он получит мед в награду,
Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка (слайд 7).
На качели дружно сели, Вверх под купол полетели,
Ритмично поднимать язык за верхние зубы и опускать кончик языка за нижние зубы (слайд 8).
А спортсменка-акробатка, Ловко скачет на лошадке
Рот открыт. Губы в улыбке. Пощелкать кончиком языка (слайд 9).
IV. Изолированное произношение звуков [р], [р]. Характеристика звуков [р], [р].
Наступили серьезные игры – На арену выходят тигры. Тигры наши не молчат, А с тигрятами рычат (слайд 10).
– Как рычит тигр – р-р-р.
– Как рычит маленький тигренок – рь-рь-рь.
– Расскажите про звук [р]. (Согласный, звонкий, твердый).
– Чем отличается от звука [р]. (Звук [р] твердый, а [р] мягкий).
V. Упражнение на развитие высоты и силы голоса «Тихо – громко».
– Тигр рычит тихо, а потом громко: р – р – р – р (слайд 11).
V. Развитие фонематического слуха.
– Хлопните в ладоши, если услышите звук [р] в словах: ракета, цирк, качели, мишка, тигр, акробат, клоун, зебра.
– Если ответ правильный, то портрет звука [р] появится на слайде (слайд 12).
VI. Произношение звуков [р] в слогах. Дидактическая игра «Договори словечко».
В цирк пришли зрители. Угадайте, как их зовут? (слайд 13).
- И… (ра)
- Ве… (ра)
- Ю… (ра)
- Ва… (ря)
- Ле…(ра)
Хоровая игра со зрителями «Эхо».
- Ра-ра-ра- в цирк всем нам идти пора.
- Ру-ру-ру- в цирке скачет кенгуру.
- Ры-ры-ры- у ребят в руках шары.
- Ру-ру-ру-смешит клоун детвору.
VII. Физ.минутка.
Дети выполняют комплекс логоритмической гимнастики «Клоун» (слайд 14).
- Клоун рыжий, конопатый – гладят себя по голове, показывают веснушки,
- Очень нравится ребятам – три хлопка в ладоши,
- Нос как красный помидор – гладят нос поочередно руками,
- А в глазах его задор – с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички-пальчики.
- То он плачет, то смеется – указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам.
- То он добрый, то дерется – гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед.
- Ах, какой он неуклюжий – руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево.
- Но такой он всем и нужен – руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс.
VIII. Произношение звуков словах. Дидактическая игра «Кто лишний?».
В цирке мы не заскучаем, на вопросы отвечаем:
- Кто дрессирует зверей? (Дрессировщик).
- Кто смешит людей? (Клоун).
- Кто жонглирует мячами? (Жонглер).
- Кто показывает фокусы? (Факир).
– Подумайте, кто из них лишний? (по наличию звука р) (слайд 15).
IX. Согласование числительных с прилагательными и существительными.
Клоун Рики пытался научиться жонглировать, но у него упали все шарики (слайд 16).
– Дети, что же делать?
– Как нам помочь клоуну? (Дети предлагают собрать шарики)
– Давайте сосчитаем шары: один красный шар, два красных шара, 3.., 4…, 5…, 6…, 7…8.
X. Д/и «Один-много».
– Сейчас факир превратит одного тигра сразу в двух. Превратите животных, чтобы их стало много (слайды 17, 18).
- Дрессированный тигр –дрессированные тигры
- Шустрая мартышка – …
- Быстрая лошадь – …
- Интересный трюк – …
XI. Игра «Волшебник». Преобразование слов.
– Волшебник в цирке превратил хобот в робот. Мы с вами тоже станем волшебниками. Замените первый звук в слове на звук [р] (слайд 19).
- Хобот – робот
- Нога – …
- Лама – …
- Козы – …
- Мука – …
XII. Произношение звуков [р] в слогах. Дидактическая игра « Закончи предложения».
– Клоун Роки все перепутал. Исправьте его ошибки (слайд 20).
По небу летит карета. По дороге едет ракета. На лугу пасется корона. У царя золотая ворона.
XIII. Итог.
- Где мы с вами побывали?
- Что вы нового узнали?
- Кого мы с вами увидели на арене цирка?
- Кого мы не встретили в цирке? Назовите их (слайд 21).
- До новых встреч с артистами цирка!
Список литературы:
1. Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: ЭКСМО, 2006.-173с.
2. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь : Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004. -32с.
3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р, л. : Пособие для логопедов. Спб.: КАРо, 2006.-256с.
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.
5. ПожиленкоЕ.А. Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать. Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: В 2 ч. Ч. 1. – Спб.: «Просвещение», 2004. – 319с.
6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224с.
7. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Издательский , 2003. – 240с.
Автор: Шишлянникова Наталья Валерьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад «Санаторный», г. Абакан, республика Хакасия. Педагогический стаж работы 16 лет, лауреат конкурса «Проектная деятельность в образовательном учреждении 2015»
Это игры и упражнения:
- «Назови и повтори»;
- «Большой — маленький»;
- «Один — много»;
- «Четвертый лишний»;
- «Посчитаем».
Данные игры помогут не только автоматизировать звук «Р» в словах, но и разовьют грамматический строй речи. Дети очень часто допускают ошибки в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ошибки в образовании существительных множественного числа, в согласовании существительных с числительными и т.д.
Данные презентации помогут вам справиться и с этой проблемой, а также разовьет внимания, мышление и память.
Презентацию: «Автоматизация звука «Р» в начале слов и все ее версии вы сможете получить по вышеуказанной почте.
Надеемся, что наши презентации станут вашим хорошим помощников. А автоматизация звука «Р» будет не скучным занятием, а увлекательной игрой.
Перечень рассказов для автоматизации звука «Р»
- «На стройке»
- «В огороде»
- «В зоопарке»
- «Покормили птиц»
- «Друг»
- «Юра и Рая»
- «Дырка в кармане»
На сайте представлена только одна презентация: «Автоматизация звука Р в рассказе «На стройке». Данная версия содержит 16 иллюстрированных страниц.
Остальные презентации по автоматизации звука «Р» в текстах (6 рассказов) Вы сможете получить, написав на электронную почту [email protected]
Написать также можно на электронную почту обратной связи. Ее вы сможете найти в конце каждой страницы.
Надеемся, что наши презентации станут вашим хорошим помощников. А автоматизация звука «Р» будет не скучным занятием, а увлекательной игрой.
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р» — презентация
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
Задачи: 1. Развивать артикуляционный аппарат: Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность Растягивать подъязычную связку Работать над вибрацией языка 2. Работать над постановкой звука «Р»
Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков возраст звуки 1-2 А О Э П Б М 2-3 И Ы У Х Ф В Т Д Н К Г Х Й 3-4 С З Ц 4-5 Ш Ж Ч Щ 5-6 Л Р
Замены звука «Р» на «Й», «Л», «Л» считаются физиологическими до 6 лет. После 6 лет они патологические. Всегда патологическими считаются замены «Р» на «В», «Н», «Г», «Ы», «Э», «У».
Причины нарушений произношения звука «Р» 1) Анатомические дефекты артикуляционного аппарата: короткая подъязычная связка узкое и высокое («готическое») нёбо 2) Паратическое состояние мышц языка (кончика и боковых краев языка)
Правильная артикуляция звука «Р» Губы разомкнуты или их положение определяется следующей гласной. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки, его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.
Виды подготовительных упражнений 1. Упражнения, 1. Упражнения, направленные на выработку правильного положения языка. 2. Упражнения, 2. Упражнения, направленные на выработку вибраций языка.
Упражнения для губ: 1. «Улыбка». 2. «Трубочка». 3. «Улыбка — Трубочка».
Упражнения для языка: Наказать непослушный язык Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти десяти. «Блинчик» («Лопатка») Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти десяти. Чьи зубы чище? Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Вкусное варенье Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Маляр Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.
o «Грибок» Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10 с. o «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. «Барабан» («Пулемётик») Открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп. «Фокус» («Сдуй ватку») Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Упражнения на растягивание подъязычной связки Подъязычная уздечка Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Короткая подъязычная связка (уздечка) Короткая подъязычная связка (уздечка) врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки). Самым маленьким можно посоветовать такие упражнения: «Оближи блюдце». Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце Можно тянуться языком за ложечкой «Дотянись языком до подбородка» «Дотянись языком до носа»
«Качели» «Вкусное варенье» «Маляр» «Лакание» «Грибок» «Гармошка» Присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. «Барабан»
Способы постановки звука «Р»: 1. По подражанию: a. Язык в положении «Грибка», с силой выдыхать «ТРРР» (или «ДРРР»); b. Пытаться выдохнуть «Ц»; c. Выполняя упражнение «Пулемётик» стучать ребром ладони под подбородком.
2. Механический способ («балалаечка»): a. Выполнять упражнение «Пулемётик», зондом (шпателем) или пальцем, делать быстрые горизонтальные движения по кончику языка. b. С помощью «Балалаечки» звук «Р» можно получить от «Ж» или «З» (верхнего ряда). 3. Первыми указательными пальцами прижать к нёбу боковые края языка, оставив свободной середину языка. Сделав глубокий вдох, выдувать воздух с включением голоса.
Автоматизация звука в речи: 1. В слогах. 2. В словах. 3. В словосочетаниях. 4. В предложениях, стихах, потешках, чистоговорках. 5. В тексте.
Рефлексия «Телеграмма» Напишите короткое послание-телеграмму, ответив на вопросы: 1. Что вы думаете о прошедшем занятии? 2. Что было для вас важным? 3. Чему вы научились? 4. Что вам понравилось? 5. Что осталось неясным? 6. В каком направлении стоит продвигаться дальше?
Презентация «Макар и Артём». Автоматизация звука [Р] в обратных слогах
Слайд 2. Образование относительных прилагательных: картофельный, помидорный, морковный. Можно предложить ребенку повторить/ составить предложения с данными словами. Например, Макар любит/видит/ест морковный салат. Переход к следующему слайду осуществляется или по клику, или по клику на кнопку со звуковым эффектом.
Слайд 3. Образование относительных прилагательных: арбузный, черничный, персиковый. Можно предложить ребенку повторить/ составить предложения с данными словами. Например, Артём любит/видит/пьёт черничный сок.
Слайд 4. Образование относительного прилагательного картонный. Можно предложить ребенку повторить/ составить предложения с данными словами. Например, Макар клеит из картона корзину. Макар клеит картонную корзину. Вопросы и картинки по клику.
Слайд 5. Образование относительного прилагательного спортивный. Можно предложить ребенку повторить/ составить предложения с данными словами. Например, Макар и Артём надевают спортивную форму и идут в спортзал. Вопросы и картинки по клику.
Слайд 6. Употребление слова первый.
Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Все презентации здесь
Слайд 7. Образование относительного прилагательного кирпичный. Можно предложить ребенку повторить/ составить предложения с данными словами. Например, Макар и Артём живут в кирпичном доме. Вопросы и картинки по клику.
Слайд 8. Образование относительного прилагательного северный. Можно предложить ребенку повторить/ составить предложения с данными словами. Например, Дует северный ветер. Вопросы и картинки по клику.
Слайд 9. Образование относительного прилагательного шерстяной. Можно предложить ребенку повторить/ составить предложения с данными словами. Например, Артём надел шерстяные печатки. Вопросы и картинки по клику.
Слайд 10. Придумать предложения по картинкам. Например, Макар надевает куртку и шерстяной шарф. Картинки по клику.
Слайд 11. Придумать предложения по картинкам. Например, Макар и Артём идут во двор, а потом в зоопарк. Картинки по клику.
Слайд 12. Назвать животных: барсук, енот, мартышка, бегемот, верблюд, морж, лев, леопард, панда. Выбрать слова со звуком Р и кликнуть по картинке. При ошибочном клике – звуковой сигнал.
Слайд 13. Подобрать по смыслу подходящее слово. Ребенок или взрослый читает глагол, далее нужно выбрать подходящую картинку (существительное) и кликнуть по ней. Назвать предложение целиком. Смена слов по клику. Картинки: самовар, мухомор, огурцы, кефир, сахар. Клик на мухомор – звуковой сигнал.
Слайд 14. Задание то же. Картинки: ковёр, фартук, веер, ёрш, форточка. Клик на веер – звуковой сигнал.
Слайд 15 – 16. Ответить на вопрос полным предложением. Вопрос и картинки по клику. Картинки: конверт – марка; шорты – карман горка – двор; костёр – парк
Слайд 17. Ответить на вопрос полным предложением. Вопрос и картинки по клику. Картинки: Макар – сыр – торты Артём – корм — кормушка
Слайд 18 – 19. Прослушать предложение-небылицу, исправить, сказать правильно. Если кликнуть на фон, картинки поменяются местами, а далее появится новое предложение. Снова клик – картинки меняются местами.
Слад 20. Сюрпризный момент – цирк.
Автор материала ГБОУ СОШ 863 СПДО 2, учитель-логопед: Власова Лидия Вадимовна
Также по теме:
Презентация Автоматизация [р] в слоге «тра»