Материал для автоматизации звука [Р] в слогах и словах с сочетанием [-ДР]

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы малыш научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап так и называется — «автоматизация звука р», что ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.

В статье Вы найдете игры, скороговорки, чистоговорки, стихи для автоматизации звука Р из моей игровой копилки.

Для автоматизации звука р используются слова, фразы, предложения, насыщенные этим звуком. Если в них ребенок ошибается и неправильно (привычным старым способом) говорит звук р, то нужно просто его попросить повторить слово уже правильно. И похвалить его — напомнить, что он уже научился выговаривать звук р и подружился с ним. При этом нужно помнить, что ошибки в произнесении трудного звука бывают всегда, и это нормально. Постепенно малыш будет всё меньше и меньше ошибаться. Вспомните, как нам – взрослым – трудно отвыкать от старой привычки. Ребенку это дается тоже не просто, поэтому ему требуется поддержка.

Игры и задания на автоматизацию звука р можно проводить только тогда, когда звук р появился в речи ребенка. Автоматизация звука Р — уже третий этап наших игр-занятий с малышом по звуку Р. О первых двух этапах можно прочитать в статье «Как научить ребенка говорить Р? Артикуляционная гимнастика для звука Р» и «Игры (звук Р)»

Ну что же, начинаем играть!

Фрагмент логопедического занятия на ДР

Похожие записи:

  1. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  2. Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
  3. Постановка звука Ч Постановка и автоматизация Ч в словах и слогах и предложениях,…
  4. Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Г], [Г’]; Буква «Г» Если у ребёнка сложности с произнесением звуков Г и Гь,…

Правильная автоматизация

Автоматизация подразумевает оттачивание произношения определенного звука. Переходить к процессу необходимо, когда взрослый может повторить без изъяна Р несколько раз. После одиночного произношения переходят на чтение слогов, слов, предложений, текстов. Чтобы автоматизация проходила успешно, важно следить за основными правилами ее выполнения:

  • Проводить занятия необходимо ежедневно, чтобы добиться положительного закрепления.
  • Перед непосредственной автоматизацией нужно разогреть речевой аппарат. Для гимнастики подойдут специальные упражнения, помогающие отточить навык произношения звука Р. Можно широко напряженно вытянуть рот в улыбке, высунуть язык вперед и надкусывать его кончик зубами. Произносить цокающие звуки, как делают маленькие дети, играя в лошадку. Вытянув язык, дотянуться до кончика носа, подбородка. Упражнения будут полезны взрослым, которые уже научились выговаривать Р. Они помогают перед автоматизацией растянуть уздечку, проработать связки, разогреть мышцы языка.
  • Чтобы автоматизация проходила успешно, нужно следить за правильной постановкой артикуляционного аппарата. При произношении Р зубы должны быть разомкнуты, рот полуоткрыт, язык тянется к нёбу кончиком, находится в напряженном состоянии. Между нёбом и кончиком языка должен оставаться проем для прохода вибрирующего воздуха. Вибрацию издают голосовые связки. Воздушная струя сильная, выходит на конец языка, стимулируя орган и вызывая его вибрацию.
  • При автоматизации звука Р у взрослого нужно придерживаться основного правила: переход от легкого к сложному материалу. Сначала разбираются слоги, слова, предложения, скороговорки, чистоговорки, четверостишия, после переходят к чтению текстов.

Слоги

Взрослым, как и малышам, нужно начинать оттачивать произношение на звукослияниях. Сначала произносятся слоги, где звук Р стоит в закрытой позиции, после можно переходить на открытую, читать более сложные сочетания:

  • Первым должно быть звукосочетание ДР. Сначала человек должен попробовать произнести его чисто, после переходить на слоги: удр, юдр, одр, адр, ядр, ыдр, используя все гласные алфавита. Если какой-то слог создает сложность, стоит на нем сконцентрироваться больше.

При автоматизации звука Р в слогах, нужно проговаривать его протяжно, длительно, достигать при произношении максимальной вибрации. Получается, человек утрирует процесс говорения Р.

  • Затем звукосочетание ДР произносится с открытой гласной, Р стоит в закрытой позиции. Важно протягивать его вместе с гласной. Взрослому предлагается прочитать слоги: дра, дро, дру, дри, дрэ, дрю, дры.
  • Чтение слогов с буквой Р и гласными в открытом или закрытом положении: ар, ор, ир, ур, ыр, юр, ер, ра, ро, ру, ри, ры, рэ, ра.

Слова

Вводить слова нужно после того, как человек освоил произношение слогов. Процесс перехода плавный, к слогам дра, дро, дру, дри и т. д. Присоединять согласную нужно по смыслу, образовывая слова: друг, дрожь, драма. Важно следовать правилу от легкого к сложному. Сначала читают слова с одним слогом, после образуют с двумя, тремя. Последний этап − чтение слов с 3 слогами, где встречается 2 буквы Р.

Начинают автоматизацию со слов, где Р встречается в конце слова, или с несложных сочетаний: мир, пир, шар, сор, бор, дар, пар, жар, кара, ссора, пора, лира, базар, ковер, ступор, жонглер, помидор, командир, пассажир, офицер, монтер. После можно переходить на чтение слов с буквой Р посередине: зоркий, форточка, пятерка, паровоз, куртка, тормоз, ларец, скворец, шприц, парта, норка, шторка, артикул, мороз и т. д.

Когда отточен навык произношения Р в конце и середине слова, осуществляется переход к словам, где звук стоит в начале: рак, ракета, рок, роковой, расту, Рита, росток, раковина, рукавица, рубль, рубашка, ручей, ружье, рука, рысь, рыба, рояль, рожица. Сложнее произносить звук, когда он стоит после согласных: прыгать, прутик, грузди, драниц, красота, враг, град, друг, правило, здравствуйте, брусника, сравнение.

Заканчивать работу нужно словами, где буква встречается дважды: фарфор, шаровары, разговор, раскрывать, рассмотреть, кругозор, сортировать, мрамор, проверка, прорубь, параллелограмм, распороть.

Когда у взрослого получается хорошо произносить одиночные слова, стоит переходить к словосочетаниям. Важное условие, чтобы первое и второе слова были с буквой Р:

  • красная рубашка;
  • морская ракушка;
  • красная брусника;
  • морозная морошка;
  • крупная трата;
  • врачебный секрет;
  • неровная дорога;
  • железнодорожный транспорт;
  • морская рыба;
  • старшая сестра.

Переход от работы со словами к предложениям должен быть плавным. Сначала взрослый учится произносить одиночные слова, переходит на словосочетания, после идут предложения.

Можно составлять их из словосочетаний, придуманных ранее:

  • глажу красную рубашку;
  • вижу железнодорожный транспорт;
  • произошла крупная трата;
  • крупная морская рыба;
  • в огороде красная брусника и т. д.

При составлении предложений не обязательно к словосочетаниям приставлять слова с буквой Р, они даются для того, чтобы человек не задумывался над тем, где нужно произнести нужную букву. Часто взрослые, страдающие от картавости, стараются не произносить сложные слова, заменяют их теми, где нет проблемной буквы, что не является правильным. Успешным можно считать автоматизацию, когда человек не задумываясь, произносит правильно слова с проблемным звуком.

Скороговорки и чистоговорки

После предложений можно работать с чистоговорками и скороговорками. Начинать следует с первых, плавно переходя на скоростное чтение. Чистоговорки помогают отточить правильное произношение определенного звука в различных позициях, разогревают речевой аппарат, стимулируют мышцы органов.

Чистоговорки можно составлять самостоятельно. Нужно присоединять к букве гласную: ра, ре, ор, ру, ры; и слова в рифму: детвора, дворе, вор, игру, норы. Получается:

  • Ра-ра-ра в нашем доме детвора,
  • Ре-ре-ре ходят куры во дворе,
  • Ор-ор-ор оказался мишка вор,
  • Ру-ру-ру начинаем мы игру,
  • Ры-ры-ры нет у заюшки норы.

Можно использовать для занятий готовые детские чистоговорки.

Скороговорки нужно подбирать по возрасту. Подросткам можно начинать с детских, плавно переходя на сложные. Взрослому предпочтительно сразу штурмовать тяжелые по сочетанию скороговорки:

Бобр добр для бобрят.

У репки да редьки корень крепкий.

Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр.

Солил Терентий грибочки – Сразу тридцать три бочки, Съел Терентий грибочки – Сразу тридцать три бочки.

Тексты

Обязательны тексты для автоматизации звука Р для взрослых. Строить работу по ним можно различными способами. Если речь идет о домашних занятиях, то подойдет простое чтение текстов, где содержится много слов на заданную букву. Можно пересказывать отрывки или небольшие тексты, чтобы произносить проблемную букву, не задумываясь над ее наличием. Как правило, когда человек читает, он заранее видит сложный звук, готовится к его произношению. При говорении вслух, пересказе это сложно сделать, что делает речь автоматизированной. Если взрослый при рассказе не делает пауз, говорит чисто, можно считать завершенным процесс автоматизации звука.

Для работы подойдут следующие тексты.

Как правило, автоматизировать звук Р можно в домашних условиях. Достичь отличного результата при ежедневных занятиях можно за 1-3 месяца. Если по истечении данного срока не произошло сдвигов в говорении, стоит обратиться за помощью к профессионалу. Возможно, причина картавости заключается в дефектах речевого аппарата.

Почему возникает неправильное произношение

Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.

Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:

  • закрепившейся привычки неверного произношения с детства;
  • дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, длинный или толстый язык, неправильный прикус, высокий свод нёба;
  • гиподинамии артикуляционных органов, когда мышцы работают слабо, у человека не получается поставить их в нужную позицию;
  • неправильного восприятия речи, снижения слуха;
  • логопедических нарушений (дислалия, алалия, ротацизм и т. д.);
  • неправильное расположение зубов.

Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]