Автоматизация звука [ Ш ] в чистоговорках, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и загадках.картотека


Чистоговорки на букву Ш

Ша-ша-ша-ша, — наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо, — поёт хорошо. Шу-шу-шу-шу, — поёт песню малышу. Ши-ши-ши-ши, — любят песни малыши.
Ша-ша-ша – мы любим малыша. Ша-ша- ша – мама моет малыша. Ша-ша-ша – я сижу у шалаша. Шу-шу-шу – я письмо пишу. Аш – аш-аш – у Марины карандаш. Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь. Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь. Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь. Шей-шей-шей – я боюсь мышей. Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку. Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь. Ушка-ушка – вот моя подушка Ушка-ушка – мягкая подушка. Ушку-ушку – на кровать кладу подушку. Ушке-ушке – спать я буду на подушке.

Шестнадцать шли мышей, И шесть несли грошей; А мыши, что поплоше Шумливо шарят гроши.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши, что поплоше несли по два гроша.

Камышам пищала мышь: — Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: — Тише, мышка, не шурши! Шелест твой услышит кошка, Шла бы к бабушке ты, крошка Нас ослушаешься,мышка, — Кошка – цап тебя, глупышка! В общем, мышь, не шебурши, Лучше в норку поспеши. Не послушалась их мышка, Запищала вновь малышка: — Для меня, бесстрашной, кошка – Что для той же кошки мошка… С той поры не слышно мышки, Шаловливой хвастунишки Владимир Кремнев.

Подросток

У детей от 14 лет автоматизация звука начинается с самостоятельного составления слогов, их чтения с выделением проблемного звука. Сначала нужно произносить сочетания, где Ш находится в открытой позиции: аш, уш, иш, ыш, юш, еш. После переходить на слоги с закрытой позицией: ша, шу, ши, ше, шэ. От слогов переходят к чтению слов, сначала начинающихся на нужную букву, затем в конце и в середине слова:

  • Шакал, шум, шалаш, шорох, шепот, шоколад, шершень, шмель, шутка, шик, шея, шина, шайба, шелк, шаланда, шулер, шампиньон, шторы, шоры, шелуха, ширма.
  • Малыш, брошь, тушь, брешь, тишь, хорош, ложь (ш), рожь (ш), багаж (ш), гараж (ш).
  • Лапша, тушканчик, боярышник, горшок, аршин, пушнина, крошка, лукошко, матрешка, дедушка, порошок, сушка, брошка, кошмар, пушка, лягушка.

Далее из слов составляют словосочетания. Можно предложить подростку самостоятельно соединить слова, либо прочитать готовые примеры:

  • Широкий горшок.
  • Большая чашка.
  • Хороший порошок.
  • Лучшая брошка.
  • Большая лягушка.
  • Прыж(ш)ки тушканчика.

С подростком можно выполнять упражнения, подразумевающие подбор слов, противоположных по смыслу или синонимов, составлять фразы:

  • Шагаю по шоссе.
  • Большая лягушка ушла в лес.
  • Хороший горшок помыть порошком.
  • У него большой шарф.
  • Он вышивает шарф.
  • Я ношу шапку-ушанку и шубу.

Использовать можно скороговорки, пословицы, поговорки. Важно не просто произносить, но и работать над интонацией: говорить громко, четко, тихо, медленно, протяжно, быстро, на ускорение, выделять нужный звук.

ПословицыНеумелой швее и иголка с ниткой шить мешает.
Шила в мешке не утаишь.

От капли уйдешь, а под дождь попадешь.

СкороговоркиМышонку шепчет мышь:
−Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

−Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьёт капюшон,

Наденет кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

ПоговоркиМилости прошу к нашему шалашу.
На пирушке и колотушки пляшут.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

Работа с текстами у подростков является неотъемлемой частью. С помощью них можно проверить насколько автоматизировался звук в речи. Работу проводят, используя несколько методик:

  • чтение текста с выделением нужного звука;
  • пересказ текста;
  • поиск в тексте слов с буквой Ш, чтение;
  • сочинение текста с многообразием слов на нужную букву.

Важной частью является пересказ и сочинение, так как позволяет проверить естественное говорение. Когда ребенок читает текст, видит заранее проблемную букву и концентрирует на ней внимание, он старается прочесть правильно. При пересказе или составлении текста речь не контролируема подростком, особенно, если произносить слова не прерываясь, не делая пауз.

Автоматизация звука Ш в словах

1. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа. 2. У Маши сыворотка в каше. 3. Мама давала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 4. Дали Глаши простокваши, а у Глаши – каша. 5. Простокваши дали Клаше. Недовольна Клаша: «Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу». 6. В шалаше шесть шалунов. 7. Саша шапкой шишки сшиб. 8. На окошке крошку мошку Ловко ловит лапкой кошка. 9. Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны. Слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны. 10. Сшила Саша Сашке шапку. 11. Шапка да шубка – вот весь Мишутка. 12. Шапкой Мишка шишки сшиб. 13. Пышки и шанежки – для Пашки и Санечки. 14. Шесть мышат в камыше шуршат. 15. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша. 16. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. 17. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». 13. Шпиону и шпионке – пшёнку. 14. Шла по улице машина, шла машина без бензина, шла машина без мотора, шла машина без шофера, шла, сама не зная, шла машина… заводная. 15. Шел Глеб с хлебом, шла Оля с солью. 16. У Прошки с плошкой вышла оплошка – плошку Прошка перевернул. 17. Парус наш совесть сшит, нас и шторм не устрашит. 18. Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть. 19. Шишки на сосне, шашки на столе. 20. Может, бабушка и вяжет, но спроси – она не скажет ( ж, с, ш). 21. Ванечка – Ванюшка,Танечка – Танюшка,Катечка – Катюшка,Надечка – Надюшка,Витечка – Витюшка(ч, ш). 22. Паша под подушку спрятал все игрушки. Душно под подушкой спрятанным игрушкам. 23. Шьет швея штанишки Маше, Паше, Даше и Наташе. 24. Дышат кошки, дышат мышки, дышат мишки и детишки. 25. Шла к малышке Груше бабушка Луша. В лукошке у Луши большие груши. 26. Гриша кроет крышу Гоше, Алеше и Мише. 27. На шпалах лапша. 28. Ваш шпион нашего шпиона не перешпионит, а наш шпион вашего шпиона перешпинит. 29. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки. 30. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. 31. Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку. 32. Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста. На ерша хороша верша. (рыболовный снаряд из прутьев в виде бутыли, воронки). 33. На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. 34. Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке. 35. Маша мешает кашу, а Миша мешает Маше. 36. У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку (С. Погореловский).

Правила успешной автоматизации

При автоматизации звука важную роль играет правильная постановка речевого аппарата. Иногда дети забывают после занятий с логопедом, как работают язык, губы при произношении проблемного звука. Перед каждым занятием нужно проговаривать верную позицию. Работу следует проводить до упражнений со слогами.

С чего начать работу

Ребенок и взрослый должны понимать, где находится язык, как расположены зубы, губы. Это непросто понять, когда рядом нет помощника-профессионала. При произношении звука Ш губы выдвигаются вперед, зубы должны быть частично замкнуты. Язык вытягивается вперед, кончик поднимается к небу, не касаясь его. Боковые стороны органа должны соприкасаться с коренными зубами. Голосовые связки не участвуют в произношении, голоса нет.

При автоматизации в домашних условиях нужно проговорить с ребенком правильную артикуляцию перед выполнением заданий:

  • вытяни губы вперед, представь, что это труба или трубочка;
  • язык вытяни вперед к зубам, приподними кончик вверх, нащупай небо;
  • опусти немного язык вниз, чтобы он не касался неба, образуй щель между ними;
  • представь, что язык − это чашечка, из которой кошечка будет лакать молочко, нужно, чтобы оно не пролилось, сделай ее глубокой (нужно показать, что края органа должны касаться коренных зубов);
  • попробуй произнести звук без участия голоса, как будто шипит змея.

Родители начинают работу над автоматизацией звука, убедившись, что ребенок владеет правильной артикуляцией, может повторить его несколько раз без грубых нарушений.

Артикуляционная разминка

Для успешной автоматизации каждое занятие должно начинаться с артикуляционной разминки. Она позволяет разогреть мышцы речевого аппарата. Проводить ее необходимо детям и взрослым. Для подготовки артикуляционного аппарата используют классические упражнения, направленные на оттачивание произношения звука Ш: лопата, маляр, пирожок.

Лопата

Упражнение помогает преодолевать тонус мышц посредством расслабления органов артикуляции. Нужно высунуть язык вперед, сначала он может быть напряженным. После детям предлагается улыбнуться, но без напряжения губ. Конец языка ложится на нижнюю губу, боковые стороны легко соприкасаются с уголками рта. Нужно добиться расслабления органа, продержаться в таком положении следует несколько секунд. В последующие разы можно увеличивать время расслабления для тренировки мышц. Упражнение «Лопата» − базовое при коррекции шипящих звуков.

Маляр

Детям предлагается представить себя маляром, которому нужно покрасить нёбо. Для этого следует приоткрыть рот в легкой улыбке, без напряжения губ. Челюсть должна быть вне движения. Упражнение сложное, подразумевает «покраску» верхней части рта языком от глотки к зубам и обратно. Важно: ребенок должен держать язык в постоянном напряжении, контролировать его, чтобы он не вышел наружу. Задание позволяет малышу понять, как и куда нужно направлять язык при постановке звука Ш.

Пирожок

Упражнение часто применяется в логопедии, является сложным, тренирует боковые мышцы языка. Не стоит расстраиваться, если ребенок не выполнил задание с первого раза. Не каждый взрослый сможет повторить за логопедом движения. У детей при регулярных занятиях успех приходит на 5-7-й день.

Нужно расслабить язык, как в упражнении «Лопата», чтобы он лежал спокойно на нижней губе. После попросить малыша, не напрягая орган, постараться загнуть боковые его части вовнутрь, образуя воронку. В результате в зеркале малыш должен увидеть смешной «пирожок» из языка. Продержаться в таком положении необходимо 5-10 секунд.

Тренировать нужно не только органы артикуляционного аппарата перед автоматизацией, но и правильное дыхание.

Логопеды советуют для развития дыхания у малышей использовать мыльные пузыри, трубочки, свистульки, снежинки из бумаги или ватные шарики, которые нужно сдуть. С дошкольником можно поиграть в день рождения, задуть свечи на торте или пироге, который мама приготовила для куклы. Взрослому можно надувать воздушные шары.

Рекомендации

Закрепление правильного произношения звука в речи называется автоматизацией. К процессу нельзя подходить легкомысленно. Важно переходить на данный этап только после регулярных артикуляционных гимнастик, когда у малыша появляются успехи в правильной артикуляции, постановке. Автоматизация звука Ш происходит в словах, предложениях, тексте. Начинать всегда нужно с легкого, и постепенно переходить к сложному: от слога к слову, от предложения к тексту.

Автоматизация звука Ш в словах подразумевает соблюдение правил:

  • нельзя, если есть проблемы с несколькими согласными буквами, автоматизировать сразу в совокупности те, что человек путает в речи: Ш, С, Щ, Ж, З и т. д.;
  • переходить к закреплению звука нужно после того, как человек научится произносить его автономно несколько раз подряд;
  • в процессе автоматизации у ребенка нужно использовать наглядный материал, чтобы было интересно учиться (карточки, раскраски, кубики и т. д.);
  • перед выполнением упражнений и чтением всегда разогревают артикуляционные мышцы с помощью гимнастики;
  • при автоматизации придерживаться правила − действовать от простого к сложному;
  • заниматься нужно ежедневно, не нагружая ребенка, взрослого (дошкольник − 15 минут, школьник − 20-25 минут, взрослый − 30-40).

Автоматизация звука Ш сложный, но интересный процесс. Результат, длительность исправления будет зависеть от причины неверного произношения. Нужно подходить индивидуально к каждому отдельному случаю. Если родителям не удается на протяжении длительного времени скорректировать произношение, нужна помощь логопеда. Возможно, причиной проблемы является особенность строения речевого аппарата, тогда одновременно с логопедическими занятиями понадобится помощь медиков.

Взрослый

Автоматизация звука у взрослых нужна не только из-за логопедических нарушений. Нередко проблема произношения возникает после сердечно-сосудистых болезней (например, если человек перенес инсульт). Процесс автоматизации у взрослого очень похож с подростковым. По правилам логопедии идет работа со слогами, словами, словосочетаниями, предложениями, текстом. В упражнения стоит включать сложные скороговорки, чистоговорки.

Взрослому предлагают прочесть слоги, несложные слова. Можно называть противоположные по смыслу, синонимы. Важно сначала читать слова, начинающиеся на букву Ш, во вторую очередь − заканчивающиеся на Ш, после переходить на слова, где буква Ш в середине.

Взрослому можно переходить от чтения слов к предложениям. Важно проговаривать нужный звук в каждом слове, убыстрять или замедлять темп чтения:

  • Маша кушает шоколад.
  • Мыши шуршат в шалаше.
  • Бабушка кушает боярышник.
  • Паша нашел на опушке волнушки.
  • Аленушка утешает малыша.

Автоматизировать звук помогают сложные скороговорки. Переходить к ним стоит после того, как взрослому удалось достигнуть правильного произношения в словах, словосочетаниях.

Вот детишки Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Миша Маше что-то пишет. Отгадай, что пишет Миша.

Ежик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту еж: «Ты мне спинку не потрешь?»

После скороговорок переходят на чтение текстов, пересказы. Можно брать детские рассказы, направленные на артикуляцию и автоматизацию звука Ш.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]