Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

Развивающие игры

Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Упражнения для тактильной памяти

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия. Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

  • Волшебный мешочек. Мама берет непрозрачный мешок из ткани, в который помещает знакомые ребенку предметы. Это может быть мячик, кубик, бусы. Задача малыша – залезть в мешочек ручкой, нащупать предмет и догадаться, что это такое. Такая игра поможет улучшить тактильные ощущения.
  • Следующий шаг – предложить найти в мешочке заданную фигуру. Мама просит: «Достань кубик». Малыш должен его нащупать и извлечь.
  • Для развития тактильной памяти подойдет игра «Найди пару», материал для которой несложно приготовить своими руками. На стол выкладывается несколько предметов, у которых разная поверхность. Это могут быть гладкая фольга, наждачная бумага, картон, губка, кусочек ткани. Главное условие – каждого типа поверхности должно быть два (например, гладкие картон и шелк, шершавые наждачка и жесткая сторона губки для посуды). Ребенок должен на ощупь найти пару. После нескольких тренировок задание усложняется – теперь предметы скрыты (можно просто накрыть стол полотенцем), малышу нужно нащупать каждый из них и сказать, какая у него поверхность, а также догадаться, что это.

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Картотека игр по ОБЖ для старшей и подготовительной групп по ФГОС

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Пример дидактических игр

Задеваем чувственные струны

Если у ребенка не достаточно сформирован уровень произвольных процессов, то занятия в детском учреждении, а потом и в школе, не будут давать высокого результата. А ведь всем нам хочется видеть своего непоседу в рядах первых учеников, хочется, чтобы учеба давалась легко, а уровень знаний у ребенка повышался.

Сегодня мы и поговорим о том, как помочь малышу добиться достаточного уровня развития сенсорных систем, и как это использовать в занятиях с детьми до 4 лет.

Основой жизни маленького человека пока еще остается восприятие окружающего мира на уровне воздействия на психику яркими образами. Через восприятие начинается познание. Детская психика устроена таким образом, чтобы собрать в единую картину мира окружающую действительность с помощью:

  1. Зрения
  2. Слуха
  3. Обоняния
  4. Осязания
  5. Вкуса

Все эти органы чувств активно участвуют в развивающем процессе, это наиболее актуальные пути познания нового материала.

N.B

Какие игры с участием органов чувств вы проводите со своими детьми? Придумываете ли вы эти игры самостоятельно? Обратите внимание на то, что упражнения должны охватывать каждый из анализаторов

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Игровые методы формирования представления о цвете

Главное место занимают упражнения и игры на различения цветов. С их помощью дошкольник может познакомиться с общепринятой системой оттенков и цветовых тонов, которые включаются в виде переходных фраз.

Игры эти очень важны, ведь дети при восприятии цвета в окружающей обстановке, рисуя его с помощью красок и карандашей не способны самостоятельно научиться систематизировать оттенки и тона.

Г.С. Швайдо предлагает собственную модель построения игр на различение и узнавание цвета. Сначала ребенок должен запомнить близкие друг для друга цвета. Затем он должен научиться различать цвета по темным и светлым оттенкам.

После этого дети должны научиться различать оттенки для одного цвета. Сначала выбирают два оттенка. Затем несколько.

Чтобы прочно усвоить сенсорные эталоны, нужно множество раз повторять игры. Но повторность нужно организовать в различных вариантах. Если повторять дидактические игры без изменений, это даст возможность детям в процессе упражнений закрепить приобретенные умения и знания.

Но если немного усложнять знакомые игры, это развивает к ним интерес. Решение новых задач приносит детям чувства удовлетворения и радости, дети разжигаются желанием вести умственную активность.

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

Картотека тем для бесед в старшей группе и для ситуативного разговора

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

Формирующая среда и игровые методы

Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.

Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.

Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.

Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.

Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.

Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.

Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.

Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.

Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]