Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяметодическая разработка на тему


Введение

Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.
Причины нарушения развития детей во все времена интересовали человечество. Вопрос систематизации этих сведений до сих пор незаслуженно оставался без должного внимания. В настоящее время большая часть этих причин установлена и отражена в медицинской литературе. Но до сих пор нет единого мнения о том, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, когда речи идёт о нарушениях интеллекта, 90% случаев приписывают пренатальным проблемам, 3% — перинатальным и 7% — постнатальным.

Спектр нарушений развития очень широк. Для биологической полноценности индивида существенны социально — психологические факторы, а с психолого-социальной точки зрения для полноценно развивающейся личности существенны и биологические факторы [3].

Проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в классе, в группе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма обучающихся, воспитанников.

В настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания компетентностей. У профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Одним из главных качеств учителя — дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

… что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации … иследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% летей … Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, …

Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм является — самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка — представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Технологии должны способствовать развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

Компетентностный подход – относительно новый ракурс исследования проблем образования. Понятия «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» как системно-образовательные и педагогические категории вошли интенсивно в понятийный аппарат наук об образовании.

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно, педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу, как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности.

8 стр., 3702 слов

Творчества дошкольников «Развитие в изобразительной деятельности». …

… изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу с детьми, … изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, … видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка …

Учитель-дефектолог

Учитель-дефектолог Федосеева Татьяна Александровна

Кто такой учитель-дефектолог и его задачи в школе

ДЕФЕКТОЛОГ –

это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном, это учащиеся начальной школы.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Содержание работы учителя-дефектолога содержится в задачах:

1.

Работа начинается с диагностики. Диагностика осуществляется по запросу педагогов и родителей.

2.

На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

3.

Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.

4.

А также консультирование педагогов по интересующим вопросам.

Целью

работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений

. Основными из которых являются следующие:

1 блок «Развитие моторики и сенсорных процессов».

Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений и т.д.

2 блок «Формирование пространственно-временных отношений».

Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребёнка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

3 блок «Умственное развитие».

Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребёнок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи».

Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала».

Этот блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала».

Этот блок направлен, в основном, на учащихся 2-4 классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике и русскому языку. Занятия таковы, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма и чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также и развитием пространственных представлений у ребёнка (чем и занимается дефектолог).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Рекомендации педагогам и родителям по подготовке руки к письму у детей с ОВЗ

Рекомендации педагогам и родителям по развитию связной речи учащихся с ОВЗ

Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ

Принципы работы дефектолога:

1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

Основные направления работы учителя-дефектолога

1. Диагностическое направление

Основная задача

этого направле­ния — прогноз возможных трудно­стей обучения на его начальном этапе, определение причин и механиз­мов уже возникших учебных про­блем.

Цель педагогического обследова­ния состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и на­выков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и усло­вий их преодоления.

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика

учащих­ся классов. По его результатам происходит: рас­пределение детей на группы по веду­щему нарушению, определение опти­мальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые за­нятия.

Динамическое изучение

учащих­ся. Проводится с целью отслежива­ния динамики развития ребенка, оп­ределения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

Этапная диагностика.

Данная диагностика необходима для конста­тации результативности и определе­ния эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-по­знавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

Текущая диагностика.

Направ­лена на обследование учащихся школы по запросу ро­дителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследова­ние проводится на протяжении учеб­ного года по мере необходимости.

2. Коррекционное направление

Коррекционное направление ра­боты учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познаватель­ную деятельность ребенка в дина­мике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные заня­тия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьиру­ется в зависимости от степени выра­женности нарушения (от 2 до 6 чело­век). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с уче­том режима работы школы.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Следует выделить следующие ос­новные направления

коррекционно-развивающей работы:

  • сенсорное и сенсомоторное раз­витие;
  • формирование пространствен­но-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляци­онный компоненты);
  • формирование соответствующих возрасту общеин­теллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мыш­ления;
  • нормализация ведущей дея­тельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явле­ниях окружающей действительнос­ти, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учеб­ного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного матери­ала умений и навыков.

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направле­ние (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является ис­пользование дефектологом специ­альных приемов и методов, обеспе­чивающих специальные образова­тельные потребности детей с ОВЗ, предоставления учащимся дозиро­ванной помощи, что позволяет ин­дивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных про­грамм специалиста с программным материалом и его требованиями.

3. Аналитическое направление

Аналитическое направление вклю­чает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспече­ние взаимодействия специалистов.

4. Консультативно-просветительское
и профилактическое направление
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога прово­дятся для оказания помощи родите­лям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспи­тания детей с особыми образователь­ными потребностями.

5. Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает под­готовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педаго­гических советах, оформление доку­ментации.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного про­цесса.

Содержание и уровни овладения компетенциями

— Способность проектировать профилактические и коррекционно-развива-ющие программы для детей с разными типами ОВЗ;

4 стр., 1673 слов

Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной …

… средств развития профессиональных ценностных ориентаций студентов в вузе. Цель работы – раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности. Объект … сознание. Четкое структурирование ценностной сферы личности необходимо для построения программ развития ценностных ориентаций. Проблемы профессиональных ценностных ориентаций студентов рассматривали …

— знание основных принципов разработки профилактических и коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ;

— понимание сущности, задач, методов профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с разными типами ОВЗ;

— умение проектировать программы деятельности на основе современных научных подходов к профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, отслеживать результаты реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;

— готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ;

— иметь представление об особенностях работы с детьми с нарушениями развития дефектологов, социальных работников, социальных педагогов, психологов, учителей ИЗО, физкультуры и др. Знание основ психологии группового взаимодействия. Понимание специфики работы педагога-психолога в общей команде специалистов;

— умение организовать взаимодействие специалистов в вопросах развития способностей детей и подростков с ОВЗ, отслеживать эффективность взаимодействия специалистов и вносить соответствующие коррективы;

— знание структуры образовательной среды, методов диагностики компонентов образовательной среды, способов выявления нарушений в поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ. Понимание взаимосвязей между особенностями функционирования образовательной среды и затруднений, возникающих у субъектов образования нарушений в поведении и обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение проводить мониторинг образовательной среды, анализировать результаты диагностики, выявлять и объяснять причины затруднений в обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях;

— умение оказывать психологическую поддержку участникам педагогического процесса, проводить обсуждение и анализ существующих проблем для решения задач оптимизации педагогического процесса;

— способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях:

— знание основ психологического консультирования;

— понимание взаимосвязей использования способов учебно-воспитательного процесса и механизмов учебно-познавательной деятельности ребенка;

— умение подбирать приемы взаимодействия со специалистами, родителями, детьми в ходе консультирования, отслеживать эффективность проводимой работы.

Немного о профессии учитель-дефектолог….

Кто же такой специалист — учитель-дефектолог? Это учитель, который работает с детьми.

Целью работы учителя-дефектолога является:

 своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;

 коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Основной контингент детей, которым адресована помощь учителя-дефектолога в общеобразовательной школе – это дети с трудностями в обучении различного происхождения, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Разобраться в каждом отдельном случае в особенностях развития учащегося с учетом его нарушения и квалифицированно оказать помощь не только самому ученику, но и тем, кто его обучает, воспитывает и развивает, призван такой специалист как учитель-дефектолог(1).

Так же учитель-дефектолог может работать с детьми по запросу родителей на формирование познавательных способностей. Самое главное для родителей – обратить на своего ребенка внимание во время. Тогда не будет упущено время, легче пройдет процесс исправления нарушений.

Общая структура деятельности учителя-дефектолога

1. Диагностический блок Цель: выявление трудностей формирования знаний, умений и на­выков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и усло­вий их преодоления.

2. Коррекционный блок Цель: определение содержания коррекционной работы, составляется плана коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в образовательной и повседневной деятельности.

3. Аналитический блок Цель: анализ процесса и эффективности коррекционного воздействия на развитие воспитанника и системы комплексного подхода к его обучению (взаимодействие специалистов).

4. Консультативно-просветительский и профилактический блок Цель: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, профилактика вторичных, третичных нарушений развития.

5. Организационно-методический блок Цель: подготовка и проведение методических объединений, психолого-педагогических консилиумов, педагогических советов; оформление специальной сопроводительной документации для ПМПк и др.

Основные задачи коррекционно — развивающего обучения: — максимальная коррекция и развитие нарушенных психических процессов и функций; — нормализация ведущих видов деятельности воспитанников; — активизация познавательной деятельности детей; — повышение уровня умственного развития; — коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; — формирование и развитие предпосылок к школьному обучению. Основными формами коррекционно-развивающего воздействия являются индивидуальные и групповые занятия, которые строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии со структурой и характером нарушений. Источники:

1-https://vilshanskaya.ru/

2.- https://dskv2640.mskobr.ru/conditions/rabota-uchitelya-defektologa/

Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста

В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений развития у детей. Этот процент без существенных изменений отмечается по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65%. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Проблема интеграции детей с расстройствами развития в общеразвивающую среду ставит перед специалистами задачу – поиск новых, целостных форм ранней профилактики, одновременно предупреждающей усугубление общего недоразвития и способствующей формированию развивающейся личности человека во всех проявлениях[7].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …

… процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в … ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей …

В основу концепции профилактики нарушений развития у детей положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, то есть создание общего коррекционного пространства. Предлагаемая нами система ранней комплексной профилактики структурно является медико-психолого-педагогической. Приступать к комплексной профилактической работе, по нашему мнению, нужно уже в женской консультации, где наблюдается будущая мама. Учитывая ограниченные возможности женских консультаций, отсутствие в этих учреждениях неонатологов–педиатров, неврологов, дефектологов, психологов и детских психиатров необходимо использовать наглядно-стендовые формы просвещения, просветительские буклеты для будущих родителей о нормальном развитии ребенка и возможных отклонениях. Эти стенды и буклеты в доступной форме могут помочь разобраться родителям в следующих вопросах: в чем проявляются отклонения в развитии, почему ребенок может попасть в группу риска, как и когда надо начинать общаться с младенцем, как семейная ситуация может влиять на развитие. Кроме того, они могут выполнять координационную, диспетчерскую функцию и сформировать у взрослых установку на необходимость своевременного обращения к специалистам – логопеду, психологу, психиатру, неврологу, что дает возможность конкретизировать ранние формы абилитации. Чрезвычайно важной задачей в этом плане является предупреждение эмоциональной и сенсорной деприваций.

Вместе с тем, положительные результаты комплексного коррекционного воздействия непосредственно связаны с правильной организацией коррекционного воздействия в домашних условиях. В первую очередь – это налаживание под руководством специалистов партнерских отношений: врач – родители, коррекционный педагог – родители, психолог – родители, с целью активного участия родителей в активизации психического и общего развития ребенка. Во-вторых, комплексность и целостность воздействия позволяют стимулировать, «наблюдать» и направлять развитие ребенка не только в организованной форме, но и в естественных, домашних условиях. Разработанная, апробированная в различных организационных формах система и методологические подходы разрешают не только получать адекватную адаптацию, коррекционный эффект, но, что особенно важно – устранять диагностические ошибки в оценках познавательной деятельности, приводящие к ограничению социальной перспективы ребенка и его семьи. При этом фармакологическое воздействие и психотерапевтическая поддержка, – необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций.

7 стр., 3221 слов

Тема: особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями

… механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом. На модели сенсорного дефекта показателен и обратный … узкого круга понятий, сужающего развитие уровня обобщения. Большое значение имеет специфическое нарушение развития эмоциональной сферы. Так у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано …

Поведенческие трудности у детей этой группы связаны с нарушениями нервной системы и высших психических функций, с имеющимся эмоциональным дискомфортом. Неправильный стереотип поведения ребенка закрепляется неправильным и неадекватным отношением взрослых к нему. Родителям необходимо понять, почему ребенок развивается нетипично, отличается от остальных детей поведением, отставанием в развитии. Такие дети доставляют своим поведением много неприятностей взрослым. Родители, как правило, тяжело переживают негативную реакцию окружающих на поведение своих детей. Они испытывают чувство беспомощности, растерянности, стыда за своего ребенка. Это оборачивается раздражением против ребенка, приводит к конфликтам в семье на почве воспитания. Каждый член семьи начинает обвинять других в баловстве, излишней строгости и т.д. В дальнейшем это приводит к неровному поведению взрослых по отношению к ребенку, что усугубляет ситуацию и пагубно сказывается на состоянии ребенка, приводя к закреплению патологических поведенческих реакций. Именно поэтому психотерапевтическая поддержка требуется как перестройка, реконструкция факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье. Психотерапевтической поддержке подвергаются все составляющие факторов риска и связи между ними; нормализуется психологический климат семьи, реконструируются родительские позиции в отношении к детям, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка.

В свою очередь, оригинальная коррекционно-педагогическая программа структурно включает две части: 1 – подготовка родителей к сотрудничеству со специалистами; 2 – непосредственные (с коррекционным педагогом) и опосредованные (с родителями) занятия с ребенком.

Работа с родителями условно делится на пропедевтический и основной периоды. Цель пропедевтического периода не только в подготовке ребенка к новым формам воспитания, обучения и интеграции (полной, неполной или частичной) в социальную среду, но и адаптация родителей к состоянию ребенка. Воздействие родителей на ребенка в основной период может иметь опережающий, параллельный и закрепляющий характер. В связи с этим разработка содержания программы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия включает моделирование адекватного социального и ролевого поведения, как взрослого, так и ребенка; обучение новому модусу интрапсихических, межличностных и коммуникативных взаимоотношений. Оригинальность программы заключается в том, что вся жизнедеятельность ребенка с отклоняющимся развитием охвачена стимулированием появления речи, развитием развернутого высказывания, языкового чутья, языковой компетенции, формирования творческих форм речевой и познавательной деятельности. Важная особенность программы – стимулирование появления речи у детей путем обучения чтению.

Программа построена из взаимодополняющих методических блоков, построенных по концентрическому принципу. Содержание блоков динамично, что позволяет включать не только постепенное усложнение материала, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка и когнитивный стиль восприятия, осознания и усвоения информации. Каждый блок предполагает параллельность работы логопеда, других специалистов и родителей. Эффективность и оптимальность применения предложенных подходов подтверждена положительными результатами нашей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития: расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи, задержками темпов речевого и интеллектуального развития, задержками психического развития[7].

9 стр., 4308 слов

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии

… Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общество «Даун синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями … таких программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит компетенцию членов семьи в удовлетворении …

Для предупреждения нарушений развития у детей специалистам и осо­бенно будущим родителям следует знать основные направления профи­лактики данного феномена.

При планировании семьи полезны генетические консультации. Такие консультации необходимы родителям, входящим в так называемые группы риска. Факторы, обуславливающие риск:

— наследственные заболевания у родителей или у членов их семей;

— врожденная умственная отсталость;

— врожденные нарушения слуха или зрения;

— нарушения физического разви­тия: деформации костей, изменения подвижности суставов;

— первичное бесплодие или амено­рея (отсутствие месячных);

— два или больше выкидышей;

— хотя бы одна беременность была прервана из-за нарушения развития плода;

— внезапная смерть младенца из-за неясных причин;

— возраст матери свыше 35 лет;

— кровные браки и др.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические кон­сультации, специалисты которых ин­формируют их о возможностях рождения детей с наследственными наруше­ниями развития, а также о рисках рож­дения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо прой­ти пренатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для реше­ния проблемы планирования семьи.

По возможности беременным жен­щинам целесообразно посещать прена- тальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет им­мунопрофилактика детей. Своевремен­ная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин наруше­ния развития, предупреждение кото­рой прямо зависит от родителей и педа­гогов, — это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные — открытые и закрытые трав­мы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.), из-за чего могут быть нарушены определенные функ­ции. Семьям, имеющим маленьких де­тей, мы посоветовали бы не приобре­тать двухэтажных детских кроваток. В таких кроватках не должны спать де­ти до 6 лет. Дети этого возраста еще спят неспокойно, поэтому могут упасть с кровати. Шотландские врачи-травматологи отмечают, что в течение месяцев в этой стране их пациентами стали 85 тыс. малышей, из которых лишь 85 получили легкие ушибы, остальные оказались в больнице из-за сотрясения мозга, переломов костей или других ранений. Половина по­страдавших детей были младше лет. Даже если дошкольник и не спит на втором ярусе, такая мебель остается фактором риска, так как она очень при­влекательна для игры. Даже в обыкно­венную детскую кроватку не следует класть большие игрушки и подушки, так как, встав на них, малыши могут выпасть.

3 стр., 1016 слов

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего …

… оказывают воспитательное воздействие на него. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические … 2021. — 192 c. 23. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович, О.В. Преснова. — М.: Владос, 2021. …

Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев, роди­телям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоя­щими исследователями.

Лишь при рациональном подходе к профилактике причин нарушения раз­вития родителями и воспитателями детских учреждений удастся свести к минимуму часть приобретенных нару­шений развития у детей [3].

Статья «Учитель-дефектолог в детском саду»

Учитель-дефектолог в детском саду

Учитель-дефектолог в детском саду — это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

В широком понимании учитель-дефектолог является специалистом, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле учитель- дефектолог – это коррекционный педагог.

Основные формы работы учителя-дефектолога: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главная задача учителя-дефектолога

определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.

Цель коррекционно-развивающих занятий

конкретная помощь конкретному ребенку.

Функции учителя-дефектолога в детском саду

Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.

Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой.

При проведении обследования основная роль отводится учителю-дефектологу, затем к обследованию подключаются: логопед, психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.

Учитель-дефектолог

повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

Деятельность учителя-дефектолога также направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Конечно, не все дети нуждаются в услугах учителя-дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, учитель-дефектолог в детском саду просто необходим.

Основную часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистов совместно с родителями.

Список используемой литературы

1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский , 2001.-400с.

2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.

3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.

4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.

5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.

6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.

7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р. Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm

Примеры похожих учебных работ

Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, …

… детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 12 до 14 лет и 10 приемных семей. Структура работы. Работа … ребенка в детском доме в большинстве случаев приводит к нарушениям в его развитии … человеком новым видом деятельности, социальной ролью, …

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся …

… и детей, оставшихся без попечения родителей, как в практике работы специалистов учреждения, так и в практике работы специалистов … об утверждении критериев и показателей оценки деятельности Учреждения по работе с выпускниками на заседании Совета по …

Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского …

… деятельности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Теоретико-методологической основой исследования являются: культурно-историческая концепция развития ребенка и положение о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка …

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, …

… дети, оставшиеся без попечения родителей — это социально незащищённая группа, члены которой имеют настолько значительные сложности с социализацией и/или с психическим здоровьем, … психической продукции (деятельности) и ее результатам; … темой работы, а …

Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей

… родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста … свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не … дети склонны отставать в развитии. Как сгладить негативные последствия: дети …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]