Д. Дейвис и его метод коррекции речи у дислексиков


Дислексия – достаточно частое явление, при котором человек испытывает сложности с чтением. Возникают такие трудности в результате особенного развития и формирования психических функций мозга. Проявляться эта особенность чаще всего начинает в раннем школьном возрасте и может иметь различные формы выражения. При этом, любой вид патологии можно корректировать различными способами, одним из наиболее эффективных среди которых считается метод Дейвиса.

Создатель уникального подхода к лечению дислексии

Автор методики Рональд Д. Дейвис – разносторонне развитая личность. Скульптор, инженер и бизнесмен, он основал Центр исследования проблем чтения в Калифорнии, разработав при этом революционный подход к коррекции дислексии.

Несмотря на всю свою одаренность и высокий уровень интеллекта, Дейвис с детства испытывал проблемы с чтением, но это не помешало ему достичь успеха в жизни. Более того, к 38 годам он смог преодолеть свой главный порок, легко прочитав книгу всего лишь за несколько часов. Увидев плоды своего труда, Рональд начал развивать авторский подход и внедрять его на практике при работе с другими людьми с аналогичной патологией. Сегодня его книга «Дар дислексии» переведена на многие языки и является настоящим пособием по лечению данного отклонения, правильное применение которого приносит положительный эффект практически в 99% случаев.

Определение и виды дислексии

Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе. Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:

  • смешивание и замена звуков;
  • побуквенное чтение;
  • переиначивание слогов;
  • трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
  • неправильное понимание смысла прочитанного.

Дислексию называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино

Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.

Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:

  • правильное проговаривание звуков;
  • построение предложений;
  • развитие связной речи.

По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.

Виды дислексии

По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:

  1. Дислексия — навык чтения нарушается частично.
  2. Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.

Если не провести своевременную коррекцию дислексии у детей может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние

Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.

По внешним признакам различают такие виды дислексии:

  • Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
  • Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.

Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:

  • Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
  • Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
  • Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
  • Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
  • Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
  • Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.

Примеры:

  • пила — липа;
  • ясная день,
  • сидю;
  • ком — том — дом;
  • красивый ваза;
  • корова — ковер.

Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.

В чем заключается суть методики Дейвиса?

Коррекционную работу с использованием этого подхода нельзя сравнивать или сопоставлять терапией, которую предлагает официальная медицина. Дислексики в данном случае рассматриваются не как больные, а как люди с отличительным визуальным способом мышления. Безусловно, они имеют богатое воображение и живое восприятие. При этом, их способ познания окружающего мира отличается от общепринятого. Создавая в воображении определенные образы, дислексики испытывают сложности и дезориентируются в пространстве, в результате чего не могут корректно завершать мыслительный процесс.

Метод Дейвиса разработан таким образом, чтобы отключать дезориентацию и устанавливать в противовес ей фиксированную «точку ориентации». Таким образом внимание и воображение человека фокусируется на создании реалистичных образов в соответствии с написанными на бумаге словами.

Такой подход в большинстве случаев помогает контролировать дислексию, вне зависимости от возраста человека с патологией. Методика включает комплекс мер, которые условно можно поделить на 8 этапов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексию связывают с незрелостью мозговых структур, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функции нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна, учитывает скорость развития малыша.

Перспективен такой метод лечения, как микрополяризация (ТКМП). Этот метод испытан в течение длительного периода времени (около 30 лет), отличается высокой терапевтической результативностью.

Микрополяризация – это воздействие на определенные зоны головного мозга слабым (до 1 мА) электрическим током. На головку ребенка надевается шапочка для ЭЭГ (тестильная), а под нее подкладываются положительные и отрицательные электроды, обернутые влажной тканью. Ток используется однополярный (течет от плюса к минусу, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация мембран клеток, начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект лечения разворачивается в срок от 2 до 6-ти месяцев.

Желательно, чтобы с ребенком одновременно занимался специалист, развивающий мелкую моторику.

Оценка способности к восприятию

Первый этап заключается в определении наиболее уязвимой области дислексика. Например, дети часто переживают из-за насмешек сверстников или по причине заниженной самооценки. Крайне важно выявить психологические последствия патологии и проводить с ними грамотную коррекционную работу. Лишь после этого специалист выявляет степень сложностей с восприятием.

Упражнение. Ребенку предлагается представить на собственной ладони определенный предмет. Чтобы помочь дислексику создать целостный образ, специалист задает наводящие вопросы: «Какого цвета предмет? Какая у него форма? Размер? Вес?», а также предлагает изменить параметры воображаемой вещи, увеличить ее или уменьшить, переложить в другую руку и др.

Практика направлена на применение так званого «умственного глаза», который позволяет построить реалистичную модель окружающего мира в воображении. Когда дислексик сможет легко выполнять это упражнение, можно переходить к следующему этапу коррекции.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных пунктов.

Развитие фонематического восприятия

Это способность воспринимать звуковой состав слова. Нужно приобрести (или сделать самим) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается его составить из букв. Нужно, чтобы игра была непосредственной и живой. Например, собрать название животного, которое видели в зоопарке, или мультяшного персонажа. Слова желательно осваивать постепенно, 1 или 2 в день. Если делать это постоянно, словарный запас малыша и способность читать из раза в раз будут улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике

Грамматика – это изменение слов в предложении, их согласованность (лист желтый, морковка оранжевая).

Семантика – узнавание смыслового значения слова (дождь идет, хотя никаких ног у явления природы нет).

Лучшие упражнения – прослушивание сказок в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво, выделяются интонацией. Ребенок поневоле будет подражать услышанному. Любое слово, вызвавшее заминку или непонимание, нужно подробно разъяснять.

Увеличение словарного запаса

Мышление у ребенка всегда конкретное. Он не может говорить о том, чего не видел и не «попробовал на зуб». Поэтому увеличивать словарный запас нужно, показывая предметы и понятия, рассказывая о них. Рассказывать нужно как можно более подробно. Так, на примере простой кастрюли можно рассказать о металле, круге, рисунке, объеме.

Артикуляционные упражнения

В сети и книжных магазинах имеется множество пособий на тему веселой артикуляции. Заниматься можно по любому изданию, упражнения однотипные – хомячок (надуть щеки), улыбка, бублик, хоботок и подобные. Любое занятие лучше превратить в игру. Начинать упражнения лучше с логопедического массажа, который «разогревает» мышцы щек и языка. Длительность занятия – не больше 5 минут, иначе ребенок потеряет интерес.

Совместная работа специалистов и родителей всегда улучшает ситуацию и способствует формированию правильной и четкой речи у ребенка. Позаботьтесь об успешном будущем своего малыша, запишитесь на консультацию к логопеду прямо сейчас!

Переключение

Для получения точных образов в воображении дислексика, необходимо научить его выключать дезориентацию, которая возникает каждый раз, когда он начинает создавать образы, не совпадающие с прописанной информацией. Для этого Дейвис предлагает создавать «точку ориентации» – определенное пространство, в котором человек мысленно фиксирует зрение и сознание.

Упражнение. Дислексику предлагается представить ровную линию, которая выходит из представленного на ладони предмета, проходит через кончик носа и выходит через затылок. Линия заканчивается примерно в 20 см над затылочной частью – там и расположена «точка ориентации». Иначе ребенку можно предложить воображать, что его сознание переносится в стоящего у него за спиной человека.

Как только образ «точки ориентации» закрепится в голове дислексика, потребность в детальной визуализации линии, выходящей из предмета, отпадет. В свою очередь, ребенок сможет управлять дезориентацией и получать изображение в том виде, в каком его видят другие люди.

Причины дисграфии

Благодаря диагностике дисграфии по методу Дейвиса можно уже на первой консультации понять истинные причины «плохого» почерка. Основных причин может быть несколько:

  • органическое поражение мозга, в том числе, генетическое;
  • различные заболевания, пороки развития (например, перенесенный менингит, энцефалит, тяжелые соматические патологии, родовые травмы и др.);
  • отсутствие обучающего процесса или его неадекватность. В данном случае диагноза дисграфия может не быть, просто ребенок много пропустил, с ним не занимались, у него нет нужных навыков. Курс коррекции такого состояния все исправит;
  • намеренно неровный почерк: может не быть следствием дисграфии, но может скрывать иные проблемы. Нужно искать причины корявого почерка и заниматься. Обычно после курса лечения дислексии и синдрома дефицита внимания уходит и проблема неровного почерка;
  • дезориентация, искажение действительности: присуще ребенку с богатой фантазией. Во время уроков он просто находится в какой-то своей реальности, не воспринимая то, что происходит вокруг него;
  • множественность образов;
  • врожденная неправильная ориентация.

Разрядка и проверка

Когда дислексик попадает в состояние дезориентации, процесс создания «точки ориентации» и ее продолжительного удержания отнимает много сил. Многие люди начинают чувствовать головную боль или даже ощущать чрезмерное мышечное напряжение в шее. Чтобы не потерять контроль над «умственным глазом» и избавиться от дискомфорта необходимо проводить разрядку.

Упражнение. Дислексику предлагается с помощью воображения создать чувство спокойствия и расслабленности, которое распространяется не только по телу, но и достигает «точку ориентации».

При постоянных тренировках напряжение шеи и головная боль будет проходить очень быстро. После этого упражнения необходимо удостовериться, что «умственный глаз» находится в той же фиксированной точке. Для этого дислексику просто необходимо указать пальцем в то место, где находится его «точка ориентации». Если точка определена правильно, проверку можно считать успешной. Если же нет, следует повторно разместить ее в корректном месте. К следующему этапу необходимо переходить после того, как человек овладеет навыками разрядки и проверки.

Суть метода Д. Дейвиса

Рональд Дейвис, автор книг «Дар дислексии» и «Дар обучения», с детства страдал дислексией и не понаслышке знает, какие трудности возникают у детей с таким диагнозом. Плохая успеваемость в школе, постоянные проблемы в общении со сверстниками, их издевательства и насмешки, недовольство и разочарование учителей и родителей – все это ожидает того, кто родился дислексиком.

Дейвис доказал, что дислексия – это не порок, а совокупность врожденных способностей, которыми нужно научиться управлять. Едва ли кто-то считает глупыми и недоразвитыми этих талантливых людей: Уинстон Черчилль, Г.Х. Андерсен, Леонардо да Винчи, Нельсон Рокфеллер, Киану Ривз, Агата Кристи, Стив Джобс, А. Эйнштейн. А ведь, это примеры личностей с дислексическими нарушениями.

Поэтому на вопрос, как вылечить дислексию, Дейвис ответил бы примерно так: «Дислексия – это великий дар. Ее не нужно лечить, ее надо лишь скорректировать таким образом, чтобы эта особенность приносила только пользу».

Наблюдая за собой и другими одаренными, Дейвис смог выявить внутренний источник всех проблем дислексиков – дезориентацию. Именно она дает им возможность видеть предметы в объеме, с легкостью изучать непонятные для большинства людей механизмы, мыслить образно. Но в то же время она мешает свободному чтению и чистописанию: людям с дислексией сложно воспринимать плоскую информацию, распознавать, воспроизводить символы и слова с обычных книжных страниц.

В основе методики Рональда Дейвиса лежит отключение дезориентации и перемещение «эпицентра восприятий» (умственного глаза) дислексика в оптимальную «точку ориентации». После получения возможности управлять своим сознанием дети с дислексией обучаются чтению с помощью понятных им объемных моделей символов, слов и сюжетов.

Метод Дейвиса применительно к каждому воспитаннику предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовительный — включает постановку цели, формирование мотивации и ответственности, понятие «шкалы энергии».
  2. Корректировка сознания. Состоит из разделов: оценка способности к восприятию, переключение, разрядка, точная настройка, настройка координации.
  3. Освоение символов и техники чтения.

Настройка

В начале проведения терапии «точка ориентации» дислексика довольно неустойчива, поэтому очень важно научить точно определять ее расположение. Только умение безошибочно настроить оптимальную точку позволит контролировать дезориентацию и управлять дислексией в целом.

Чтобы настроить расположение точки, необходимо мысленно перемещать «умственный глаз» вокруг предполагаемой «точки ориентации». Таким образом ребенок сможет выявить оптимальное расположение данных понятий. Обнаружив необходимую точку, дислексику следует зафиксировать ее с помощью воображаемого якоря.

Координация

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений, а также правильным определением левой и правой сторон. Избавиться от неуклюжести и путаницы помогут специальные упражнения, которые необходимо выполнять после успешного определения и настройки «умственного глаза».

Упражнение. Ребенок становится на одну ножку и балансирует на ней, удерживая баланс. Установив равновесие, ему необходимо ловить небольшие мячики, делая это поочередно каждой рукой, а потом одновременно двумя. На следующем этапе мячик бросается с небольшим отклонением, чтобы усложнить задание и спровоцировать выход дислексика за пределы установленной оси равновесия.

План обучения

Программа Дэйвиса – это 30 часов интенсивной работы, проводимой индивидуально с каждым ребёнком, 6 часов в день пять дней подряд.

Программа выполняется лицензированным руководителем-консультантом по системе Дэйвиса и адаптируется к потребностям каждого отдельного ученика.

На протяжении 5 дней выполнения программы ученик приобретает новые навыки. В дальнейшем предполагается, что он продолжит работать дома с помощником.

Программа предполагает три последующие встречи, которые обычно происходят через шесть недель, через три месяца и через шесть месяцев после завершения 5-дневной программы.

Во время участия в программе наши ученики не должны принимать никаких медикаментов (по согласованию со своим лечащим врачом).

Освоение символов

Воображение дислексиков способно воспринимать только объемные трехмерные изображения. В свою очередь, процесс чтения базируется на понимании печатных двухмерных символов, что делает обучение для таких детей непреодолимо сложным.

Упражнение. Ребенку предлагается создать из пластилина или глины буквы, цифры и другие письменные знаки. После этого необходимо сопоставить объемную фигуру с ее печатным аналогом, определить ее расположение в алфавите или порядке чисел. К работе со следующим знаком необходимо переходить после того, как дислексик закрепит предыдущий символ в сознании, сможет приводить с ним примеры и осознает цель его использования.

Причины и симптомы дислексии

Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.

Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:

  • деформация головного мозга во время родов;
  • порок сердца и анемия матери при беременности;
  • врожденный порок сердца новорожденного;
  • плацентарная недостаточность;
  • нарушенное развитие пуповины;
  • раннее отслоение плаценты;
  • тяжелые роды;
  • удушье новорожденного, обвитого пуповиной.

В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:

  • инфекционные заболевания ЦНС;
  • травма головы;
  • детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
  • истощающие инфекции.

При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.

Главные социальные причины дислексии:

  • нехватка общения;
  • уединение ребенка;
  • запущенность со стороны учителей и воспитателей;
  • негативная среда для общения;
  • двуязычие (билингвизм);
  • раннее образование;
  • быстрый темп обучения.

Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.

Симптомы

Опишем симптомы по видам дислекции:

  • Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
  • Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
  • Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
  • Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
  • Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
  • Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
  • Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.

Механизм проявления нарушения

Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.

Этапы чтения:

  1. Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
  2. Соотношение букв с фонемами.
  3. Сложение фонем в слоги.
  4. Соединение слогов в целое слово.
  5. Группирование слов в предложение.
  6. Осмысление прочитанного материала.

Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.

Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.

Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.

Последовательное чтение

Дислексики воспринимают написанную информацию не по буквам, а единым целостным образом. Изучая слово, такой ребенок угадывает, к какому предмету или явлению оно относится. Необходимо выработать навык последовательного чтения с выделением отдельных слогов и букв. Понимание прочитанной информации на начальном этапе во внимание не берется.

Упражнение. Выбрать максимально простую книгу и начать последовательное чтение по буквам и слогам. Важно делать перерывы и проверять корректность расположения «точки ориентации».

Следующим шагом станет повторение прочитанного по буквам и слогам слова, а также объяснение его значения. В дальнейшем следует развивать понимание не только отдельных слов, но и целых предложений.

Основные признаки дислексии

Расстройство впервые диагностируется у детей до 10 лет. Важно, что ребенок с дислексией имеет полностью сохранный интеллект, однако:

при чтении ошибается, потому что угадывает слова;

  • плохо понимает или не может пересказать прочитанное;
  • при переписывании или письме под диктовку делает множество ошибок;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема тела (путает право и лево), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Специалисты связывают эти проявления с нарушением работы левого полушария, а также межполушарных связей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]