Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ж


Речевой слух

Правильная речь ребенка осуществляется благодаря речевому слуху. Чтобы произносить звуки правильно, ребенок должен четко воспринимать их на слух.

Определять местоположение звуков в слове: в начале слова, середине или конце. Слышать, является шипящим или нет заданный звук.

Различать звуки на фоне близких по звучанию звуков:

  • В изолированном положении
  • В слогах
  • В словах

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

При дизартрии постановка и автоматизация шипящих звуков усложняется и требует больше времени и индивидуальных занятий.

Причины неправильного звукопроизношения

Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:

  1. Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
  2. Высокое узкое твердое небо;
  3. Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
  4. Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.

В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.

Нарушения произношения звуков


Коррекцию речевых нарушений эффективнее диагностировать и проводить у дошкольников.
Чтобы при поступлении в 1 класс ребенок мог четко произносить все звуки родного языка, знать их характеристику (твердый или мягкий, глухой или звонкий, ударный или безударный, парный или непарный).

Занятия для детей проводятся в игровой форме, поэтапно, от простого к сложному – постановка изолированного звука, введение его в речь в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

В средних группах дошкольных образовательных учреждений проводится экспресс-диагностика.

В старшей и подготовительной группах – подгрупповые и индивидуальные занятия.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса. Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука ж. Предшествующая работа. Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком ж. Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображением жука.

Упражнение «Жук жужжит»

Краткое описание Воспитатель или логопед показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта. Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара… Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо»). Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж…» Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».) Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.

Игра «Пчелки собирают мед»

Краткое описание Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному — ромашки, другому — васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж..» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

Игра «Мухи в паутине»

Краткое описание Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж…», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Методические указания.

Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек. Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо; а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».

Примечание. Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.



Постановка звука Ж

При нормальном развитии речи «шипящие» звуки, к которым относятся [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], должны появиться в речи ребенка к 4-4,5 годам.

[Ж] – это согласный, всегда твердый, звонкий звук русского языка.

Существует несколько способов достижения результата:

  • С механической помощью
  • По показу артикуляции
  • От правильно [Р]

Использование одного или нескольких методов в комплексе зависит от каждой конкретной ситуации.

Для решения нашей задачи необходимо ежедневно выполнять соответствующий комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Не пропустите: Звук Ш

Упражнения дыхательной гимнастики

  • «Качели». Принять положение лёжа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опускается.

Упражнение «Качели»

  • «Бульки». Наполняем любую небольшую емкость (кружка, стакан, небольшой кувшин) чистой водой. Берем трубочку для коктейля. Через нее надо выдыхать воздух в воду. Вырвавшиеся с громким шумом пузыри, превратят выполнение в увлекательную игру.
  • «Пение». Гласные [А], [О], [У], [Ы] необходимо спеть, отвечая на заданный вопрос. Как стонут звери, которые пришли к доктору Айболиту? «О-О-О-О-О». Как завывает снежная вьюга зимой? «У-У-У-У-У».Как гудит поезд, трогаясь в путь? «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы». Как капризничает младенец? «А-А-А-А-А». Эти напевы надо произносить как можно дольше, но на одном выдохе.

Упражнения артикуляционной гимнастики

  • «Забор». Не размыкая зубы, широко улыбнуться. Мышцы лица не напрягать. Постараться удержать улыбку 10-15 секунд.
  • «Трубочка». Сомкнутые зубы – основное условие. Предложить ребенку дотянуться и взять губами близко расположенную ягоду. При правильном и неоднократном исполнении, губы будут складываться в «трубочку».
  • «Широкий язык». Губы разомкнуты, язык высовываем изо рта, несколько раз шлепаем его губами, пока не станет широким. В этом положении удерживаем его 10-15 секунд. Время просчитываем вслух.

Упражнение «Лопатка»

  • «Лопата». Задание является продолжением предыдущего. Широкий спокойный язычок, который уже научились делать, кладем на нижнюю губу. Мышцы лица при этом максимально расслаблены. Удерживаем 10-15 секунд.
  • «Бросок шарика». Из кусочка ваты сделать небольшой шарик. Язычок расположить как в упражнении «Лопата». Приблизить лицо к шарику и дунуть на него, стараясь «бросить» его как можно дальше. При правильном выполнении задания, должно слышаться отчетливое [Ф].
  • «Покусывание». Приоткрыть рот. Медленно высовывая язычок, потихоньку прикусывать его. Повторить процесс несколько раз, высовывая язык вперед и убирая назад. Выполнять с улыбкой, напрягая мышцы. Произнося при этом что-то ритмичное, ребенок не только облегчает задачу, но и увлекается ей.
  • «Чашка». Разжав губы, высунуть язычок вперед. Постараться изогнуть его в форме чашки. Рекомендуется выполнять перед зеркалом.

Не пропустите: Дислексия — что это за диагноз?


  • «Лесенка». Более сложный вариант «Чашки». Высовываем язык, придаем ему соответствующую форму. Поднимаем его к верхней губе, удерживаем несколько секунд. Переводим на верхние зубы. Опять удерживаем. Переводим, как по «лесенке», за них. Удерживаем. Выполняем процесс в обратном порядке. Повторяем несколько такие спусков и подъемов.
  • «Испачкались мороженым». Не помогая нижней губой, а только одним языком, облизать верхнюю вертикальным движением (от носа вниз). Ребенок должен представить, что она испачкалась чем-то вкусным. Например, мороженым.
  • «Чистим зубы». Улыбаемся и широко открываем рот. Зубки должны быть хорошо видны. Кончиком языка начинаем двигать изнутри, сначала по верхним зубкам несколько раз, потом по нижним. Движения должны напоминать движения зубной щетки. Стараться не двигать нижней челюстью.

Упражнение «Чистим зубки»

  • «Шарик на носу». Приготовим небольшой шарик из ваты. Приоткрываем рот. Высунутый кончик языка легко прижимаем к верхней губе. Выдувая воздух между языком и губой, стараемся сдуть шарик с носа. Поток должен направляться вверх.
  • «Рисуем». Широко открываем рот, стараясь при этом улыбаться. Начинаем неторопливо поглаживать кончиком языка нёбо. Движения должны напоминать кисточку художника.
  • «Грибная ножка». Широко открываем рот. Языком присасываемся к нёбу. Подъязычная связка натягивается, как грибная ножка. Держать таким образом несколько секунд.
  • «Зонтик». Усложняем предыдущее упражнение. Удерживая язык, смыкаем и размыкаем губы, как будто раскрываем зонтик. Повторяем несколько раз, стараясь раскрыть наш «зонтик», как можно шире. Упражнение направлено на растяжение подъязычной связки.
  • «Жужжим». «Чашка» из языка внутри рта. Губы немного вытягиваем вперед и округляем. Кончик языка к нёбу, края прижимаем к верхним боковым зубам. При попытке произнести жужжание, горло начинает дрожать.

Речевой материал для автоматизации звука Ж

Слоги (пример):

Берем отдельные слоги – жа, жо, же, жи, жу. Проговариваем их по отдельности несколько раз, максимально чётко. Составляем конструкцию из двух – жа-жу, жи- же, жу-жу и другие. Произносим. Усложняем до трех – жа-жо-же, же-жо-жа, жу-жи-жа.

Не пропустите: Самые легкие способы постановки звука Ч

Упражнение не на скорость, а на четкое произношение.

Слова (пример):

Произносим слова и словосочетания – желтый, живой, мороженое, коржик, живая жаба, кожаный пиджак и другие.

Стихи и рифма (пример):

Придумывая рифму, вносим творческий подтекст в занятие, что быстрее закрепляет достигнутый ранее результат.

Колкий – желтый, простак – пиджак, морская – живая.

Чистоговорки (пример):

Не только автоматизируют результат, но и делают речь ребенка более четкой в целом.

Жене жалко жабу, желтый желток упал на пиджак, жарит жарко жар в печи.

Предложения (пример):

К определенным словам необходимо придумать небольшое предложение. Дополнительно развивают творческую составляющую речи ребенка.

Желтый лист кружит легко. Жмут ботинки очень сильно.

Примеры домашнего задания для закрепления поставленного Ж

Задание №1.

Ежедневно, по 15-20 минут заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

Задание №2.

Правильное произношение, усложняя процесс.

  • Еж. Еж – не трожь. Вот сидит колючий еж, те его рукой не трожь.
  • Пиджак. Пиджак – простак. Кто надел такой пиджак, очень модный, не простак.
  • Жужжит. Жужжит – летит. Пчела жужжит – домой летит.

Задание №3.

Воспринять на слух. Соединить попарно и, добавив несколько слов, придумать и записать небольшое предложение. Можно упростить задание, предложив несколько карточек и необходимыми терминами или картинками.

Задание №4.

Хлопаем ладошками на каждый слог в произносимых словах. Упражнение на тренировку слуха.

Желтый, пиджак, мороженое, коржик, жужжит, жом, жаба, жизнь, жалобно, железо, ржавчина.

Логопедическая дыхательная гимнастика

При правильной артикуляции звука «ж» посередине языка проходит теплая воздушная струя, когда малыш выдыхает воздух. При неправильном произношении этой струи нет. Поэтому цель гимнастики — научить этому ребенка.

При выполнении упражнений нужно следить за телом: плечи неподвижны, грудь при вдохе не сильно поднимается, а при выдохе — умеренно опускается. Вдыхать нужно через рот, вдох мягкий и короткий, выдох — медленный и плавный. После вдоха сразу начинаем говорить (но при выдохе).

Вот упражнения для дыхательной гимнастики.

Упражнение №1. Детям предлагают сдуть с ладошки бумажную снежинку. У кого дальше улетит, тот молодец.

Упражнение №2. Сделай сильный прерывистый выдох, будто гасишь свечу, и одновременно скажи «фуууу».

Упражнение №3. К нижней губе поднеси бутылочку с узким горлом и подуй. Должен появиться шум.

Упражнение №4. Улыбнись, кончик языка спрячь за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Выдохни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]