Тема : «Звуки [Л] [Л`]. Буква Л. 1 класс.план-конспект урока по теме


Нарушения произношения

Дефекты

у
детей тут
связанные с неправильным воспроизведением
твердого
«Л» и мягкого «Ль» принято разделять на 2 большие группы. Представлено в
таблице
:

Название группыВид отклоненияХарактеристика
ЛамбдацизмНосовой.Ребенок выговаривает звук с неправильно поставленным дыханием. Поток воздуха попадет в носовые ходы. («Л» заменяется на «НГ»).
Двугубный.Малыш во время произношения непроизвольно делает губами трубочку. Получается замена «Л» на «У» (лак на Уак; лето на Уето и т.д.)
Межзубный.Кончик языка оказывается в межзубном пространстве.
Отсутствие буквы в разговоре.Ребенок полностью исключает букву из лексикона (лампа меняется на Ампа).
Параламбдацизм

(изменения фонемы на другие звуки)

Замена «Л» на «В». Лапка – Вапка; Луна – Вуна.
Замена «Л» на «Г». Стул – Стуг; Луг – Гуг.
Замена «Л» на «Д». Леска – Деска; Лис – Дис.
Замена твердого «Л» на мягкий. Дала – Даля.
Замена «Л» на «ЙА», «Ё», «ЙУ». Лапка – Йапка; Ложка – Ёжка; Любовь – Йубовь.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Любой из перечисленных видов отклонений устраняется с помощью логопедических упражнений и приемов.

Причины

Чтобы быстрее сформировать у ребенка правильное
произношение
фонемы необходимо выяснить первопричины появления нарушений:

  • двуязычие в семье;
  • межзубное произношение;
  • язык в расслабленном состоянии.

Замечание: Еще одна причина неправильного произношения звука – возраст крохи. Малышам
до 4 летсвойственно ошибаться и путать фонемы всловах.
При возникновении таких случаев у малыша наблюдается неправильная постановка речевых органов. Положение языка плохо разработано, поэтому звук искажается. Бывают ситуации, когда дефект связан с нарушениями дыхания во время разговора:

  • формирование фонемы губами;
  • кончик языка не дотрагивается зубов. Он просто опускается вниз и звук теряется;
  • кончик языка находится за нижними зубами, а его середина ближе к небу. При воспроизведении фонемы «Л» должно быть наоборот.

Каждая вышеперечисленная причина устраняется на индивидуальных занятиях

с логопедом и выполнении
домашнихзаданий.
Устранить
недостатки
возможно за короткий срок при условии регулярной работы.

Важно:
при дизартриинеобходимо выполнять комплексные упражнения под контролем специалистов. Наличие заболевания предполагаетпоэтапнуюпостановку фонемы «Л».

Разграничение диагнозов

Плохое выговаривание звуков связано с разными проблемами. Дизартрия связана с нарушением движения мышц. Дети плохо меняют позы артикуляции, не ощущают перемещения языка или губ.

Отмечается гипер- или гипотонус. Мышцы сильно напряжены либо серьезно ослаблены.

Выявляются сопутствующие симптомы:

  • гиперсаливация (обильное слюноотделение);
  • плохое пережевывание пищи;
  • проблемы с мелкой моторикой;
  • слабое дыхание.

Дизартрия затрагивает только звукопроизношение. Остальные компоненты речи не нарушены. Дети обладают словарным запасом, грамматически правильно оформляют фразы.

При дислалии отмечаются нарушения звукопроизношения. Они появляются из-за дефектов в строении органов артикуляции, соматической ослабленности, при минимальных мозговых дисфункциях.

Для постановки заключения необходимо убедиться в состоянии слуха ребенка и отсутствии нарушения тонуса мышц.

Дизартрия и дислалия разные диагнозы!

При общем недоразвитии речи (ОНР) страдают все ее компоненты. Дети обладают ограниченным словарным запасом, неправильно связывают слова, плохо произносят звуки.

Неправильный образец звучания ребенок может перенять от родителей. Малыш воспринимает речь взрослого, пытается ее повторить.

При алалии и задержке речевого развития наблюдаются проблемы со звукопроизношением. При коррекции большое внимание уделяется стимуляции появления речи, не придавая значения ее правильности.

Правильная постановка диагноза гарантирует грамотное выстраивание процесса коррекции. При дизартрии потребуется больше времени для автоматизации звука. При ОНР важно развивать все компоненты речи.

Дошкольник научится правильно разговаривать при своевременной логопедической помощи. Насколько быстро пройдет коррекция зависит от определенных факторов: диагноза, вовлеченности родителей, количества занятий.

Правильное артикуляционное положение органов речи

Речевой аппарат при произношении «Л» принимает положение:

  1. Губы наполовину открыты. Положение полностью нейтральное, чтобы произнести гласную фонему после согласного звука.
  2. Верхние и нижние зубы слегка разомкнуты.
  3. Кончик языка упирается в верхнюю челюсть (зубы или десны). Остальная часть языка полностью опущена вниз.
  4. Боковые края языка и дальние зубы образуют с двух сторон небольшое пространство между собой. Через щели проходит воздушная струя.

Образование мягкого звука «Ль» немного отличается. Губы принимают положение как при улыбке. Кончиком языка делают упор в альвеолы (бугорки за передними резцами). Остальная часть языка слегка приподнята.

Продемонстрировано в картинках

,
как поставить
звуки «Л» и «Ль»:


Упражнения для речевого аппарата

Артикуляционная гимнастика

важнейшая составляющая успешного преодоления
недостатков
с произношением. Выполнение
заданий
с упором на органы речи являются
подготовительным этапом
перед постановкой фонемы. Основные упражнения для тренировки подвижности губ и языка:

  1. Гамак. Кончиком языка дотронуться до верхних зубов. Остальную часть органа прогибают к низу, образовывая гамак. В таком положении находятся 10-15 секунд.

  2. Вкусное варенье

    . Двигают широким языком сначала по верхней, потом по нижней губе. При этом губы должны быть неподвижны.
  3. Индюк. Язычок в ускоренном темпе облизывает губы. В это время ребенок должен постараться произнести бл-бл-бл-бл.

  4. Лошадка.


    Крохе предлагают имитировать цоканье копыт животного. Кончиком языка щелкают по небу.
  5. Широкая улыбочка.
    Крохе предлагают растянуть губы в улыбке насколько это возможно и замереть в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторят 2-3 раза.

Замечание: занятия помогают тренировать артикуляцию,
если трудно поставитьлюбые виды фонемглухие или звонкие, твердые или мягкие и т.д.

Дыхательная гимнастика

Звуки «Л» и «Ль» воспроизводятся на выдохе. Чтобы правильно поставить фонему специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения на вдох-выдох:

  • Стой лошадка! Глубоко вдохнуть воздух, а на выдохе произнести бр-бр-бр.
  • Шарик.
    Крохе предлагают лечь на пол. Ручки кладут на животик. На вдохе «шарик» (животик) надувается, на выдохе сдувается.
  • Кораблик. В тазик с водой опускают бумажный кораблик. Малышу предлагают струей воздуха перемещать его.

Дыхательная гимнастика проводится 2-3 минуты ежедневно.

Совет: детальный
план работыи более подробныеметодытренировки речевых органов предоставляет логопед. Специалист объяснит,как быстрои эффективно проводить упражнения.

Дополнительное воздействие

При дизартрии желательно использовать логопедический массаж. Он ручной или зондовый. Его проводят перед занятием для снятия гипертонуса или активации мышц.

Нарушения речи часто связаны с проблемами памяти, внимания, мышления. В коррекционной работе требуется сопровождение психолога. Он проводит занятия по развитию навыков, самооценки, мотивации.

При проблемах с тонусом показана физиотерапия. Она хорошо снимает напряжение или стимулирует мышцы. Делать ее нужно курсами. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение.

Родителям стоит приготовиться к длительному процессу обучения. Все зависит от того, насколько они заинтересованы в результате. Артикуляционную и дыхательную гимнастику обязательно проводят в домашних условиях.

В процессе автоматизации взрослые контролируют речь ребенка, поправляют его, разучивают чистоговорки и стихи.

Способы постановки звуков Л и Ль

От какого звука можно поставить звук Л

определяется индивидуально для каждого ребенка с учетом возможностей и умений. В логопедической практике выделяют такие методы:

  1. По подражанию. Выполняется сидя перед зеркалом. Малышу показывают правильное расположение речевых органов в отражении и просят повторить. После успешно выполненной задачи предлагают озвучить букву в таком положении.

    Замечание: занятие подойдет больше всего для детей с полным отсутствием фонемы в словах, когда не требуется перестраивать устоявшиеся положение органов при воспроизведении.

  2. Постановка от буквы «Ы». Происходит в игровой форме имитируя пароход. Кроху просят широко улыбнуться. Язычок слегка прикусить и протяжно произнести звук «Ы». Он плавно перейдет в протяжное л-л-л. Такое упражнение можно пробовать выполнять с другими гласными звуками.
  3. Постановка от буквы «В». Занятие нацелено на торможение нижней губы. Проговаривая букву «В» малышу нужно не шевелить нижней губой. Если не получается взрослый придерживает губку пальцем. Для дошкольников
    читают специальные
    стихи
    или поют
    песенки
    с обилием в словах буквы «Л» и просят повторять.
  4. Постановка от звука «Ль». Мягкий звук произносится ребенком охотнее. Он не требует напряжения языка и получается быстрее. Чтобы получить твердую фонему малышу предлагают воспроизводить слоги
    (Ла, Ло, Лу). При этом просят кончиком языка доставать верхней губы.
  5. Механический способ. Выполняется с помощью специального инструмента или чистых пальцев. Проводить манипуляцию только под контролем логопеда или с его участием. Язычок просят приподнять за верхние резцы. Инструментом поддерживают его на нужном уровне во время произношения фонемы. Метод подходит пациентам с дизартрией.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Выше обозначенные способы можно выполнять по одному или включать в работу сразу несколько. Все секреты

выполнения методик можно узнать на консультации у логопеда.

Способы диагностики

Родители могут не замечать проблем с речью ребенка. Поэтому обследование проводит логопед. Он изучает произношение всех звуков. Для облегчения процесса используют специальные пособия. В них собраны картинки с разным положением звука (в начале, середине и конце).

Следующая часть диагностики — обследование речевого слуха. Последовательно ребенку предлагается определить картинки на заданный звук, назвать первый звук в слове.

Проверяют способность делать объединение предметов, исключать лишний и рассказывать особенности использования вещей. Изучают грамматическое оформление речи, понимание предлогов и слов с разными ударениями (зАмок − замОк).

Логопед осматривает артикуляционный аппарат и делает выводы о его строении. Проверят тонус мышц: при повышенном они будут напряжены, язык стоит комом во рту. При ослабленном − он вялый и неподвижный.

На основе диагностики выносится заключение, строится коррекционный маршрут.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]