- Главная
- Развитие речи
Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически. При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
- Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
- Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
- Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
- Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
- Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
- Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.
Таблицы слогов для тренировки техники чтения: составление
Тренировка техники чтения — это достаточно сложный процесс. Как мы уже сказали, желательно пользоваться таблицами. Чтобы не составлять их самостоятельно, предлагаем вам уже несколько готовых вариантов:
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Как работать с текстами
Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:
- Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
- Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
- Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
- Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
- Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.
Небольшие тексты для дополнительного чтения в 1 классе.
Огурец и капуста
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку
Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться – раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (37слов.)
В берлоге
Как только выпадает снег, залегают в берлоге медведи.
Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают своё жилье.
Тепло и уютно в медвежьих берлогах. (37слов.)
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)
Галка и ворона
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)
Рысь
В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.
Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)
Лесной оркестр
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.
Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)
Зеленые бабочки
На стройных тополях понатужились и лопнули почки. Из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился блестящий зеленый листик. Веселые воробьи шумно расселись по веткам и стали склевывать клейких зеленых бабочек. Угощаются: один глазок вверх – нет ли ястреба, другой вниз – не лезет ли кошка? (43 слова.)
Мурзик
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона.
Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер.
Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег. (40 слов.)
Пчелиные домики
Одинаковые, игрушечные домики расставлены в саду под яблонями.
В них живут пчелы. Домики называются – ульи. Утром из каждого домика вылетает и отправляется на работу тьма-тьмущая пчел.
Несут домой пыльцу, сладкий цветочный сок. Делают в домиках вкусный мед – тот самый, который мы любим. (42 слова.)
Ландыш
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш.
Мы любим ландыш за красоту и за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты.
Из ландышей делают лекарство для сердечных больных. (44 слова.)
Приход весны
Серые стояли дни. Тяжелый сырой туман висел над землей. И вдруг ударило солнце. Казалось, что начался праздник. Синие лужи, как осколки зеркала, ослепительно сверкали под солнцем. Тонко звенел ручеек. А возле избы на старой березе пел скворец. Как он пел! Он даже крылья распустил и весь трепетал от счастья. (49 слов.)
Ошибка ястреба
Охотник держал в губах маленькую трубку. Он играл на ней, подзывая рябчика.
Птица отвечала плохо. Охотник заиграл громче.
Вдруг ему на голову упал ястреб.
Ястреб услышал песенку рябчика. Хищник упал точно в это место.
Но удар клюва попал в шапку охотника. (43 слова.)
У дедушки всегда живут звери и птицы. У него есть совсем ручная галка Галя, совсем ручной бельчонок Тишка, дикая уточка, по имени Граня.
Они появляются в доме, когда хотят, и уходят, когда пожелают. Но потом обязательно возвращаются. Может, потому и возвращаются, что силком их никто не удерживает? (47 слов.)
Хитрая рыба
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов.)
Кит
Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям. (47 слов.)
Летучие мыши
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово.)
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала. Довольные купанием медведи ушли в чащу леса. (50 слов.)
Клесты
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов -это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (56 слов.)
* * *
Маленький Петя шел по тропинке.
Навстречу выбежала черная лохматая собака.
Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя.
Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и смело пошел навстречу собаке.
Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скрылась в кустах. (55 слов.)
Ежик говорит Маше:
— Куда я покачусь, туда и ты иди! Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березами. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. И сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.
Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой. (54 слова.)
Сила не право
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. (57 слов.)
Лето
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щуренок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки. Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов.)
Воробьиный термометр
У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки. (58 слов.)
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.
— Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец. — Весной ласточка опять прилетит.
Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела — и скоро гнездышко было отделано заново.
А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка! (62 слова.)
(Сказка)
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.
Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.
Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело. (63 слова.)
Синичье гнездо
Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок.
Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать.
Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик. (60 слов.)
Живая шляпа
Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.
Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась.
Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (63 слова.)
Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие. Сунул свежую шишку в расщелину осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел за другой. (62 слова.)
Русская смекалка
Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужик землю — и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал. (67 слов.)
Высотный теремок
Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.
Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах. Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дятел пестрый.
Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.
Прямо сказочный теремок, только высотный. (66 слов.)
Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (68 слов.)
* * *
Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шел вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло паленой кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов.)
Каникулы
«У нас каникулы!» — радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.
Такое привычное земное слово родилось… на небе. Есть на небе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.
Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.
В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами. (70 слов.)
Цыпленок
Птичница тетя Нюся вернулась с работы и плачет.
-Что с вами, тетя Нюся?
-Коршун утром цыпленка утащил. Только я отвернулась -Хвать! — и понес. Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!
Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тетя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.
Все жалеете?
Жалею.
Да на ферме-то тысяч десять этих цыплят!
-Ну так что? Если много, так одного и жалеть не стоит? 71 слово.)
Дождинки
Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку.
Они долго висят, украшая сосны.
Дождь перестал. Все стихло, как бы замерло.
Солнечный луч блеснул, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.
Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Избавились от тяжести зеленые сосновые иглы. Ни одной сережки. Сосны обмылись, посвежели, встрепенулись и радостно зашумели. (72 слова.)
Муравьиная тропа
Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?
Кто-то сделал очень просто: взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек. (72 слова.)
Лебеди
Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди-кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.
Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.
Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук. (70 слов.)
Птица-секретарь
Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, переписчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки.
Секретарь — отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам. (71 слово.)
Волшебные краски
В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
— Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником. Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говори ли они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним при коснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. (72 слова.)
На лесной поляне — кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.
Но кто же здесь копает землю?
Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.
Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.
Ну конечно, это крот. Выглянул на белый свет. Опять в глубину нырнул.
А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка.
Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка. (71 слово.)
Сказка в лесу
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим -наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78 слов.)
Гостиница для зерен
Зерно хранят в элеваторах. Подъезжаешь ты к станции и видишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это гостиница для зерен.
Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита.
Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каждое зернышко и удалит лишнюю влагу.
Чистое и сухое зерно сыплют в башни. В элеваторе зерно может храниться годами. (75 слов.)
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.
Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.
Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.
Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.
Сколько дупел, столько загадок. (74 слова.)
Лебедь
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка. (79 слов.)
Лесной лакомка
Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.
Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.
Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.
Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.
Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя. (79 слов.)
Теплинка
Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.
На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.
На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.
Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.
Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (76 слов.)
Антарктида
Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.
Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины.
Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли на карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом.
Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов.)
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.
Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.
Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
- В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
- Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
- Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:
- Короткий пересказ. Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
- Ответь на вопросы. Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу. Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
- Нарисуй картинку. Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
- Что было дальше? Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.
Тексты чтения с картинками и заданиями:
LiveInternetLiveInternet
Чтобы ребенок освоил чтение, нужно терпение, время и качественные короткие простые тексты для чтения, которые ребенок сам смог бы прочитать по слогам, понять и пересказать. Предлагаем вам подборку таких текстов. Для вашего удобства рядом с каждым текстом написано количество слов, чтобы вы выбрали текст, оптимальный по объему для своего ребенка. Каждый текст доступен для скачивания в формате *.docx крупным шрифтом по слогам. Детям на начальном этапе стоит предлагать только тексты, разбитые по слогам, напечатанные крупными буквами. К некоторым текстам прилагается небольшая картинка раскраска, как маленький приз за прочитанный текст.
Белоснежка
Белоснежка по утрам готовила гномам завтрак. Она готовила всё очень вкусно. Белоснежка наливала им чай с молоком, пекла блины со сгущенкой и вареньем. Но она никогда не разрешала садиться за стол с грязными руками. Гномы привыкли и стали мыть руки перед едой без напоминания. (44 слова)
Новый год
Перед Новым Годом в детском саду нарядили красивую пушистую ёлочку. Дети сами вешали на неё разные игрушки, шары, шишки, гирлянды и флажки. А мальчик Саша одел на макушку ёлки красную звезду. Дети с нетерпением ждали Деда Мороза и дружно кричали: «Дед Мороз!». Дед Мороз пришел к детишкам с большим мешком подарков. Подарков хватило всем. (54 слова)
Котенок и щенок
Однажды щенок увидел котёнка. – Как тебя зовут? – спросил щенок котёнка. -Гав, – ответил котёнок. – Чего ты дразнишься? – обиделся щенок. – Это меня так зовут – ГАВ! – сказал котёнок. – Я не хотел тебя обидеть. Давай дружить! Так Котенок и Щенок стали друзьями. (43 слова)
Полевые цветы
Был жаркий летний день. Солнце светило ярко. Небо было голубое. Три девочки Катя, Марина и Юля собирали в поле цветы. Они набрали по букету разных цветов: ромашки, васильки, одуванчики. А потом сплели из полевых цветов красивые венки на голову. (39 слов)
Как Саша увидел самолёт
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли. (36 слов)
Котёнок
Мама с папой купили мне котёнка. Котёнок был маленький. Я поила его молоком. Котёнок спал и я его не будила. А когда просыпался – играл со мной. (26 слов)
Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала жёлтая бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочку и захотела её съесть. Испугалась бабочка и села на жёлтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем. (47 слов)
В зоопарке
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львёнком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. (36 слов)
Летние каникулы
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Чёрном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы. (34 слова)
Кубики
Мама подарила Вове кубики. Кубики были красивыми, яркими: жёлтые, красные, синие, зелёные. Вова был очень рад подарку! Он сразу стал строить из кубиков высокую башню. Вечером Вова пригласил к себе в гости Никиту. Мальчики вместе играли в строителей. (38 слов)
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой. (38 слов)
Добрая девочка
(К.В. Лукашевич) Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны. (61 словj)
Ёжик
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь. (50 слов)
И ЕЩЁ ОЧЕНЬ МНОГО: https://www.mam-club.org/%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D…%D0%BC-4-7-%D0%BB%D0%B5%D1%82/
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
Общие рекомендации
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Как писать лёгкие тексты
Я пишу много текстов, в основном всякую чушь, но, обычно, даже хейтеры говорят, что текст читается легко. Если хотите сделать свои тексты (письма, например) легче, бегом сюда. Тут я ничего не придумывал, всё из книжки «Слово живое и мёртвое» Норы Галь, советского переводчика, редактора и критика.
Правила два: глагол и без канцелярита.
Глагол – это действие. Глагол делает текст динамичным, интересным, живым. Больше никакая часть речи так не умеет.
Антоним глагола – отглагольное существительное. Это – самое поганое зло. Отглагольное существительное – это существительное, образованное от глагола.
Например: осуществление, реализация, планирование, имплементация, применение и т.д.
Поганее отглагольного существительного только цепочка отглагольных существительных. Например, осуществление планирования, реализация применения имплементации.
Правило простое: там, где можно, заменяйте отглагольные существительные глаголами. Или нормальными существительными, у которых нет глагола-синонима.
Теперь про канцелярит. Чтобы узнать, а точнее – вспомнить, что такое канцелярит, почитайте какой-нибудь закон, положение (в т.ч. внутренние документы компании), или свой диплом.
Канцелярит – это искусственное усложнение текста, чтобы он казался умным или вписывался в какие-то рамки (деловой, научно-публицистический стиль и т.д.).
Говоря проще, если вы пытаетесь казаться умнее, чем есть, когда пишете текст – вы плодите канцелярит.
Применение отглагольных существительных – это тоже канцелярит. Деепричастные и причастные обороты – признак канцелярита. Особенно, когда идет цепочка оборотов, дополнений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (давайте, вспоминайте школьную программу).
Деепричастные и причастные обороты отличаются тем, что у них есть, скажем так, слово-основание. Например: Ирина, решающая задачу. Уже звучит немного гадко, но, при желании, можно сделать вообще нечитаемым.
Ирина, решающая задачу, напоминает маленького, ничего не понимающего ребенка, который, думая, что чего-то знает об этой, неизвестно откуда взявшейся на его голову, жизни (так, сам запутался уже…), искренне верящего, будто компьютер, принадлежащий ему по праву, будет вечно сносить и терпеть, молча, ни разу не оскалившись, будто пёс, смердящий от прошедшего вчера дождя (блин, что я хотел сказать-то этим предложением…).
С одной стороны, можно закопаться и разобраться в этих правилах и писать, как Лев Толстой, предложения длиной в страницу. Чтобы потом школьники мучились.
Но есть простой выход, который не даст вам испортить предложение. Делайте предложения короткими. Не «Вечерело.», конечно – думаю, достаточно будет предложений длиной в одну-две строки, не больше. Соблюдая это правило, не запутаешься.
Да, и абзацы лучше делать маленькими. В современно мире имеет место т.н. «клиповое мышление» — человек не способен усваивать большие куски информации. Нужно, как ребенку, делить котлету на маленькие кусочки, чтобы он мог их кушать сам, своей вилкой. А если не поделить, то придется сидеть рядом и кормить.
Ну а дальше просто. В следующий раз, когда напишете текст, перечитайте его перед отправкой, и найдите: отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты, предложения длиной больше одной строки, абзацы толще пяти строк. И переделайте.
Решетка для тренировки техники чтения — как пользоваться?
Тренировка техники чтения возможна и с помощью специальной решетки. Мы уже говорили про вариант с окошком, но этот несколько отличается. То есть, делайте специальную решетку и накладывайте горизонтально на текст. По мере чтения решетка постепенно двигается вниз. Решетка позволяет перекрыть некоторые участки текста, что делает чтение более сложным. Задача ребенка в данном случае — мысленно восполнять пробелы и улавливать смысл.
Проводится упражнение в течение пяти минут и затем решетка убирается. Пару минут ребенку можно дать почитать без нее.
Чтение с решеткой