Фронтальное занятие по лексической теме: «Овощи» для подготовительной группы.


Домашнее задание по лексической теме: «Овощи»

Тема: Овощи **

Дети должны усвоить: когда собирают урожай овощей; где растут овощи; что из них готовят, в них много витаминов.

Лексика

(словарь ребёнка должен включать слова): огород, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, треугольный); расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, готовить, жарить, консервировать, растить, вкусно, полезно, кисло, сладко, горько, пресно.

Грамматический строй речи

1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме). Огурец – огурчик (помидор, горох, морковь, картошка, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редиска)

2. «Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа): Огурец — много огурцов (горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)

3. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа): Помидоры — мы наелись помидорами Огурцы — … Перцы — … Баклажаны- … Бобы- … Кабачки — …

4. «Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже): Одна морковка, две морковки, пять морковок. (огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок, луковица, свекла, кабачок, баклажан)

5. «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным, 6-8 слов): Огурец какой? (Зелёный, овальный, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный). (помидор, картофель, кабачок, лук, горох, капуста, редиска)

6. «Составь предложение» (противопоставления): Помидор круглый, а морковь… Помидор красный, морковь… Помидор мягкий, а морковь … Помидор кислый, а морковь … У помидора внутри семечки, а у моркови … Помидор растёт на земле, а морковь … (в земле)

7. «Исправь ошибку» (усвоение относительных прилагательных; исправленные предложения ребёнок должен проговорить целиком): Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.

8. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных): Из картошки — картофельное пюре Из тыквы – каша … Из огурцов — салат… Из помидора — салат, сок … Из моркови — сок … Из гороха — суп … Из баклажанов – икра … Из перца — приправа … Из лука – суп … Из чеснока — соус …



Слоговая структура слова

(«прохлопай» слова по слогам ): ПО — МИ — ДОР, РЕ-ДИС-КА, КА-БА-ЧОК, ЛУК

Связная речь

(составление рассказа — описания по схеме, можно использовать настоящий овощ): Что это? Какой этот овощ по величине, форме, цвету, вкусу? Где он растёт? Где его можно купить? Что из него готовят? Нарисуй в тетради овощи, которые ты любишь.

Автор материала: Дидковская Инга Владимировна

Также домашнее задание по лексической теме:

Одежда и обувь

Морские, речные, аквариумные обитатели

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе для детей 7го года жизни с ОНР «Школа гномов».

Конспект разработан в рамках тематической декады «Моя семья» в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи).

Перессказ рассказа Л.Толстого » Косточка».

Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра.

Цель:- Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений на развитие подвижности губ и языка).- Пополнение словарного запаса по теме: «Овощи».- Научиться применять глаголы в зависимости от названи.

Занятие на закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах, предложении.

Конспект занятия направленный на расширение, уточнение и активизацию словаря детей на материале лексической темы: «Овощи. Огород». Расширение представлений о важности труда взрослых. Развити.

Источник

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край».

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви.

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация.

Источник

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Черкашина Ирина Владимировна Учитель-логопед, высшая категория МБ ДОУ детский сад общеразвивающего вида № 52 «Голубой вагон» г.Батайск Ростовская область

Пояснительная записка. Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (I год обучения) на логопункте ДОУ. Представлено фронтальное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, на тему: «Овощи. Огород.». Для своего показа логопед выбрала лексико-грамматическое занятие, так как нередко к старшему дошкольному возрасту выясняется, что лексико-грамматические категории у детей страдают. В этом возрасте дети ещё продолжают учиться осваивать родной язык, и задача педагога – помочь им в этом. Опираясь на общеобразовательную программу, мы знаем, что к концу I квартала у детей в достаточной степени накапливается словарь об осени и осенних явлениях, этому способствует вся текущая педагогическая работа. Поэтому занятие логично вошло в систему планирования группы.

В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия. В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения. Каждая часть занятия выполняет свою определённую цель. В занятии логопедом сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям. Для достижения целей занятия используются все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображают одну тематику и взаимосвязаны. Использованный комплекс методов позволит повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий. Данные методы раскрываются при использовании разнообразных приёмов. Из основных приёмов, используемых в логопедии, для занятия были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опирается на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей. Широко использовались дидактические игры и упражнения. На занятии выстраивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. В ходе занятия активизируются следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент логопедического занятия широко используются задания на развитие мелкой и общей моторики (релаксация, пальчиковая гимнастика, практическая работа с пособием сделанным руками логопеда).

(Первый год обучения) Программное содержание: 1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи” 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. 3. Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного. 4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление. 5. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование: Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч; вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри) застегивающиеся на молнию, коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.

Ход занятия: I Организационный момент. Релаксация. Логопед: Сегодня на занятии мы превратимся в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление) Логопед: Молодцы! II Изучение новой темы. Игра «Четвертый лишний» Логопед: Ребята, я сейчас покажу вам картинки, а вы мне скажите, что лишнее. Логопед: Картошка, капуста, редис, яблоко. Дети: Яблоко! Логопед: Помидор, огурец, тыква, малина. Дети: Малина! Логопед: Кукуруза, баклажан, перец, лисички. Дети: Лисички! Логопед: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А почему лисички, малина, яблоко лишние? Дети: Потому что это не овощи. Логопед: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об овощах! Скажите, а где растут овощи? Дети: На огороде. На земле и под землей. Игра «Что как растет?» На доске выставляется наглядное пособие «Как растут овощи» Логопед: У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй; Логопед: Ау огурца, капусты, кабачка где растут плоды? Дети: Плоды растут на земле. Логопед: У помидора, гороха, перца. Баклажанов? Дети: Плоды растут на веточках. Логопед: Правильно! Молодцы! III Развитие связной речи. Беседа об овощах с рассматриванием картины. На наборное полотно выставляется сюжетная картинка «Сбор урожая» Логопед: Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано? Дети: Осень. Логопед: Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают? Обсуждение картины. Игра «Собираем урожай!» Логопед: А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то как собирают этот овощ. Логопед показывает морковь, капусту, картофель, редис, огурец, кукурузу и т.д. Дети: Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т.д. Логопед: Вот какие мы молодцы! Весь урожай собрали правильно! Теперь пора отдохнуть. IV Пальчиковая гимнастика. 1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу), Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках): Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох! .. (хлопок в ладоши) 2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках) Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы): Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..(хлопок в ладоши) 3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки). И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы): Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!..(хлопок в ладоши) 4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки) Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках): Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!…(хлопок в ладоши) И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу) V Образование относительных прилагательных от существительных. Дидактическая игра “Повар и овощи” Логопед: Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное. Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? Дети: Получится овощной салат. Логопед: Салат из капусты? Дети: Капустный. Логопед: Из свёклы? Дети: Свекольный. Логопед: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Дети: Кабачковая. Логопед: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? Дети: Картофельное. Логопед: Из помидор сделаем сок — томатный сок. Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. VI Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного. Игра «Назови ласково» (с мячом). Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно. Помидор – помидорчик; морковь-морковочка Огурец – огурчик; тыква – тыковка; Лук – лучок; свёкла – свёколка; Чеснок – чесночок; капуста – капустка; Горох – горошек; картошка – картошечка. Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше. VII Развитие мелкой моторики. Детям раздаются вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри), коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью. Логопед: Ребята посмотрите, все горошинки разбежались и смешались с фасолью. Давайте мы с вами соберем наши горошинки и вернем их домой, крепко присоединив к стручку, чтобы они больше не убегали. Логопед: Молодцы! Все справились и вернули горошинки в домики, а теперь застегните стручки на молнию. VIII Итог. Логопед: О чём мы говорили на занятии? — Что вы нового узнали об овощах? — Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии — А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание: За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Следующая >

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико- грамматических связей для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Овощи. Фрукты. Профессии овощевода и садовода».

Закрепить знания детей об овощах и фруктах; познакомить с трудом взрослых в саду и огороде осенью; расширить и активизировать словарь по теме;

формировать обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты»;

Формировать навыки словообразования и словоизменения:

— учить подбирать прилагательные к существительным;

— образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,

-согласовывать числительные с существительными;

-образовывать форму множ. числа сущ. в И.п, Р.п.;

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе ОНР по лексико-грамматическому строю речи

1. Психологический настрой.

Логопед: Как обычно в начале занятия я говорю вам: «Здравствуйте!»

(Дети тоже здороваются).

Закрываю глаза и считаю до 3-х.

После того как я досчитаю до трёх и открою глаза, вы должны показать, какое у вас настроение.

Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Я вам принесла осенние подарки.

Л.: Спасибо осень. Оставайся с нами и посмотришь, как наши дети будут играть.

2. Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.

Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?

А что в этой корзине?

Давайте их назовём.

Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Фрукты также раздаются детям.

Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).

3. Введение новых понятий «сад» и «огород»

Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы «Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).

А которые выкапываем? (картофель).

А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).

А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]