Формы заикания — невротическое, неврозоподобное, их клиническая характеристика (Таблица)


О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.
Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Устранение заикания у детей

Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

Виды логоневрозов

В зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников. Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.
В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Согласно данным литературы [1-3], средняя распространенность тиков у детей составляет 4-16%. Они определяются группой причинных факторов, роль которых индивидуальна в каждом конкретном случае. Полиморфизм касается также механизмов патогенеза и клинической манифестации заболевания.

Социальная значимость тиков определяется не только гиперкинезами, но и коморбидными когнитивными и поведенческими нарушениями. К числу последних относятся синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тревожные и обсессивно-компульсивные расстройства [4], а также заикание [5].

Заикание — расстройство речи, при котором нарушена ее плавность. При заикании возникают непроизвольные задержки произношения отдельных звуков или слогов (тоническое заикание) или непроизвольное их повторение (клоническое заикание). Кроме того, встречается сочетанная тонико-клоническая форма. Заикание, так же как тики, является достаточно распространенным заболеванием в детском возрасте. Ю.В. Попов и В.Д. Вид [6] приводят следующие данные, касающиеся частоты этой патологии: 2-4% у детей, 1% у подростков. По данным Х. Ремшмидт [7] и К.Ю. Ретюнского [8], заикание встречается у 2% девочек и 5% мальчиков. E. Yairi и N. Ambrose [9] приводят данные о заикании у 5% детей.

В развитии заикания большая роль отводится наследственности, перинатальной патологии, а также влиянию психогенных факторов. Частыми причинами заикания являются острые психические травмы, связанные с испугом, вызванным домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями [10]. По мнению D. Woods и соавт. [11], важным звеном, играющим роль в возникновении как тиков, так и заикания является высокий уровень тревоги. В.М. Шкловский [12] выдвинул гипотезу, согласно которой ведущей причиной заикания является эмоциональный стресс, воздействующий на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковый комплекс. Чрезмерное напряжение поврежденного комплекса об­условливает срыв адаптационных возможностей.

Возникновение заикания в раннем детском возрасте обусловлено ранимостью наиболее поздно онтогенетически развивающейся речевой функции. На основании концепции В.В. Ковалева [13] выделяют 2 основные формы заикания: неврозоподобную и невротическую. Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза. Речь ухудшается при утомлении и после соматических заболеваний. Такое заикание имеет тенденцию к хроническому течению. В этих случаях речевое развитие может характеризоваться запаздыванием и заиканию сопутствуют дизартрия или дислалия; личностная реакция на дефект выражена слабо. Невротическое заикание усиливается при волнении. Раннее речевое развитие в данных случаях соответствует возрастным срокам, а иногда может опережать их. У таких детей в школьном возрасте наблюдается логофобия — навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог.

Цель данного исследования — уточнение клинической картины заикания у детей с тиками и оценка эффективности и безопасности лечения данной патологии с помощью препарата ноофен.

Материал и методы

Наблюдали 181 ребенка с тиками в возрасте 7-13 лет. Среди них мальчиков было 161 (89,0%), а девочек — 20 (11,0%). В соответствии с возрастом дети были разделены на две подгруппы: в 1-ю вошли 83 (45,9%) ребенка 7-9 лет, во 2-ю дети 10-12 лет — 98 (54,1%) человек.

В соответствии с критериями МКБ-10 преходящие тики были диагностированы у 84 (46,4%) детей, хронические тики — у 77 (42,6%), синдром Туретта — у 20 (11,0%).

Обследование детей включало клиническую оценку проявлений тиков, неврологический осмотр. Средняя частота тиков вычислялась по 5-балльной шкале частоты тиков TSGS (Tourette’ Syndrome Global Scale).

Проводилась также электроэнцефалография на 21-канальном цифровом энцефалографе. Визуальный анализ ЭЭГ состоял в оценке общего функционального состояния мозга, уровня зрелости его биоэлектрической активности и соответствия ее характера возрасту пациента; оценке тяжести изменений ЭЭГ и локализации патологических изменений. При спектральном анализе ЭЭГ особое внимание уделялось спектральной мощности α-ритма в затылочных отведениях.

Проводилось определение индекса тревожности с помощью теста Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки и уровня тревожности, связанной со школьным обучением по тесту Филлипса.

После получения соответствующих результатов обследования пациентов проводилось изучение эффективности их лечения ноофеном. Такое лечение было применено у 30 детей. Ноофен был назначен в следующих дозах: 16 детям в возрасте 8-10 лет — 250 мг в сутки (по 250 мг 1 раз в день); 14 детям в возрасте 11-13 лет — 500 мг в сутки (по 250 мг 2 раза в день). Лечение продолжалось в течение 30 дней. В исследуемый период пациенты не получали других лекарственных препаратов, воздействующих на ЦНС. Оценка эффективности терапии проводилась через 30 суток после ее окончания. Группу контроля составили 30 практически здоровых детей того же возраста.

Результаты и обсуждение

Средняя частота тиков по TSGS у больных из наблюдаемой группы составила 3,6±1,1. Средний возраст больных к периоду появления тиков был 6,7±2,1 года. Заикание при обследовании больных из наблюдаемой группы было выявлено в 42 случаях (23,2% от всех пациентов с тиками). Невротическое заикание встречалось в 26 случаях (14,4% от всех пациентов с тиками), а неврозоподобное — в 16 (8,9%) случаях. Средний возраст больных к периоду появления заикания в исследуемой группе составил 3,3±1,9 года.

При анализе частоты данного заболевания у пациентов с различными типами тиков получены нижеследующие данные. У детей с преходящими тиками заикание регистрировалось в 30 (35,7%) случаях: невротическое заикание — в 23 (27,4%) случаях, а неврозоподобное заикание — в 7 (8,3%). У детей с хроническими тиками заикание регистрировалось в 10 (13,0%) случаях: невротическое заикание — в 3 (3,9%), а неврозоподобное заикание — в 7 (9,1%). У детей с синдромом Туретта заикание (неврозоподобное) отмечалось в 2 наблюдениях.

В группе из 30 лечившихся ноофеном детей с тиками и коморбидным заиканием преходящие тики регистрировались в 17 (56,7%) случаях, хронические тики — в 13 (43,3%). Проявления невротического заикания отмечались у 20 (66,7%) детей, а неврозоподобного заикания — у 10 (33,3%).

После окончания терапии ноофеном уменьшение тиков отмечалось у 24 (80%) пациентов. Реакции на терапию не было у 6 (20,0%) пациентов, при этом в 2 случаях отмечалось даже незначительное усиление тиков. Таким образом, можно говорить о достоверном (p

<0,05) уменьшении тиков после лечения ноофеном.

Уменьшение преходящих тиков регистрировалось в 15 (88,2%) случаях, хронических тиков — в 9 (69,2%). Было отмечено достоверное уменьшение средней частоты тиков на 1,3 балла (p

<0,05)
(табл. 1)
.

Уменьшение выраженности заикания было констатировано у 20 (66,7%) пациентов. При этом уменьшение невротического заикания отмечено у 13 (65,0%) детей, неврозоподобного заикания — у 7 (70,0%).

При повторном психологическом исследовании через 1 мес после окончания лечения ноофеном было установлено уменьшение показателей тревожности у 25 (83,3%) детей (см. табл. 1)

. Повторные исследования школьной тревожности показали уменьшение страха ситуации проверки знаний, несоответствия ожиданиям окружающих и самовыражения. Необходимо отметить, что у пациентов с невротическим заиканием отмечалось уменьшение логофобии.

Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса ноофена отмечалась положительная динамика в виде возрастания представленности α-активности в затылочных областях (табл. 2)

.

Побочное действие ноофена в виде преходящей дневной сонливости отмечалось у 3 (10,0%) детей, еще в 2 (6,7%) случаях родители отметили повышение двигательной активности. Эти нежелательные симптомы имели место только в начале терапии и прошли через 2 нед в ходе лечения, не потребовав его прерывания. Других побочных явлений выявлено не было.

Таким образом, проведенное исследование показало, что распространенность заикания у детей с тиками значительно выше, чем в популяции. При этом заикание достоверно чаще встречается у детей с преходящими тиками, чем с хроническими. Кроме того, можно отметить, что в исследуемой группе достоверно чаще регистрировалось невротическое заикание.

Интересным представляется факт, что заикание появляется раньше, чем тики. Он может быть рассмотрен в свете теории Н.П. Бехтеревой [14], согласно которой при нарушении функции отдельных элементов мозга приспособление происходит не путем восполнения пораженных структурных звеньев, а за счет формирования новых функциональных систем с образованием нового устойчивого патологического состояния, своего рода компенсаторного (патологического) гомеостаза.

По мнению К.Ю. Ретюнского [8], заикание и тики относятся к затяжным системным расстройствам, общими для которых являются признаки психоорганических расстройств в виде стержневого психоорганического синдрома. Клиническая динамика затяжных системных расстройств и соболезненных им психопатологических расстройств обусловлена декомпенсацией и неполной компенсацией нарушенных функций, а также процессами возрастного созревания систем мозга, что характерно для динамики психических расстройств психоорганического круга. H. Mulligan и соавт. [15] отметили общие звенья, связанные с дисфункцией базальных ганглиев, в патогенезе тиков и заикания.

Были получены данные о высокой клинической эффективности ноофена при лечении тиков — как преходящих, так и хронических. При этом клиническая эффективность препарата распространялась и на сопутствующие речевые нарушения. Следует лишь помнить о том, что лечение заикания должно быть комплексным, т.е. включать не только медикаментозную терапию, но также и логопедическую, и психотерапевтическую коррекцию.

Транквилизирующее действие ноофена связано с его способностью усиливать контролирующую функцию корковых структур над подкорковыми, в том числе и лимбическими, за счет улучшения ГАМКергической нейротрансмиссии [16]. Анксиолитическое действие препарата проявляется как в снижении тревожности, так и в уменьшении страха перед речью, что очень важно в лечении заикания. Необходимо отметить, что изменениям в состоянии больных при лечении ноофеном соответствовали позитивные изменения биоэлектрической активности головного мозга.

Результаты данного исследования позволяют рекомендовать применение ноофена в лечении заикания и тиков у детей.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.
После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д. На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.
Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.
Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Врачи работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению. Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Как и почему возникает заикание?

Механизм возникновения заикания до сих пор полностью не изучен. В специально литературе его описывают следующим образом.

  • По ряду причин речевой центр Брока возбуждается и начинает работать быстрее, чем обычно. В результате речевой круг размыкается. Это означает, что связь между центрами, где формируется речь, нарушается.
  • Перевозбуждение передается другим участкам коры головного мозга, отвечающим за двигательную активность.
  • В результате мускулатуру речевых органов (языка, губ) сводит судорогой. Иногда спазм охватывает не только произносительные мышцы, но и дыхательные.
  • Затем работа центра Брока нормализуется, и речевой круг снова замыкается.

В большинстве случаев трудности возникают с произношением согласных звуков, так как они требуют больше усилий. Тяжелее всего человеку даются начало или середина фразы. Иногда судорога сводит не только речевые мышцы, но и мускулатуру рук и ног, лица. Наиболее подвержены к появлению логоневроза мужчины, так как у них левое полушарие, где находится центр Брока, обычно развито слабее, чем у женщин. Также заикание обычно проявляется у людей, у которых этим же расстройством страдают кровные родственники. Если центры речи слабы от рождения, то любые неблагоприятные факторы могут легко нарушить их работу.

Специалисты выделяют следующие причины развития логоневроза

  • Сильный стресс – утрата близких, чрезвычайная ситуация, природные катастрофы, авария, военные действия, постоянные скандалы дома. Из-за эмоциональной перегрузки происходят нарушения в слаженной работе мышц, которые отвечают за звукопроизношение.
  • Заболевания ЦНС – сюда можно отнести травмы черепа, тяжелые инфекции, поражающие головной мозг, перенесенные ранее инсульты, любые новообразования, давящие на центры речи. Все это препятствует нормальной передаче импульсов от мозга по нервным волокнам к мышцам.

В последнем случае логоневроз никак не связан с эмоциями. Иными словами, человек заикается, даже если находится в спокойной обстановке.

Сами по себе данные причины не приводят к заиканию. По сути, они представляют собой пусковые механизмы. Начнет человек заикаться или нет, в большей степени зависит от состояния ЦНС. Если она сильна и относительно здорова, то этого не случится. Если же ЦНС ослаблена, то заикание, скорее всего, разовьется.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]