Картотека артикуляционных поз при постановке звуков

При артикуляции звука [ г ]

  1. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
  5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

При артикуляции звука [ к ]

  1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
  5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции звука [ к’ ]

Губы немного растягиваются и открывают зубы.

Зубы разомкнуты до 5 мм.

Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка опущена, средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции звука [ с ]

  1. Кончик языка

    упирается в нижние передние зубы.

  2. Губы

    растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

  3. Зубы

    сближены или сомкнуты

  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Голосовые складки

    разомкнуты.

  6. Звук с глухой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Звук С

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.

2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.

3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки. Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—. Повторяем упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу. Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.

При артикуляции мягкого звука

[ с’ ]

  1. губы

    слегка растянуты в улыбку, зубы видны;

  2. зубы

    раскрыты на 1-2 мм;

  3. широкий кончик языка

    упирается в нижние резцы;

  4. передняя часть спинки языка

    образует щель с верхними зубами или альвеолами; средняя часть спинки языка поднята к твердому небу;

  5. боковые края спинки языка

    плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок;

  6. посередине языка

    идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

  7. мягкое небо

    поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

  8. голосовые складки

    не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Особенности построения речевого аппарата:

  • Силовой механизм: диафрагма, лёгкие, трахея, гортань, полость рта, носовая полость
  • Вибрационный механизм: голосовые связки
  • Резонатор: носовая полость, полость рта, глотка
  • Механизм, образующий препятствие при прохождении воздуха: язык (кончик, передняя, средняя, задняя часть языка), губы, зубы, мягкое нёбо и язычок, твёрдое нёбо и альвеолы.

Ритм – сочетание ударных и безударных слогов и относительная скорость их произношения.

Следует различать фразовое ударение и логическое:

Фразовое ударение – и в русском языке, и в английском языке ряд слов теряет свои ударения в предложении (в основном служебные слова, предлоги, союзы, местоимения).

Логическое ударение – в отличии от фразового ударения, часто основная смысловая нагрузка падает на одно слово (и даже на служебные слова). При изменении логического ударения предложение меняет цель, то есть отвечает на разные вопросы.

Ритм английской речи характеризуется тем, что ударные слоги следуют друг за другом с более или менее регулярным интервалом, независимо от количества безударных слогов между ними, поэтому, чем больше безударных слогов между двумя ударениями, тем быстрее произносится каждый из них.

В английском языке возможны два и более ударений внутри слова, а в русском только одно.

Статья оказалась полезной? Кликни на кнопку ниже и сохрани ее себе в соцсети ;)

Предыдущие статьи

Гласные звуки в разных вариантах английского языка

Правила чтения английских гласных

Различия британского и американского английского. Произношение

[ з ]

1. Губы в улыбке, зубы видны;

2. Зубы сближены, но не сомкнуты;

3. Широкий кончик языка находится за нижними резцами;

4. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

5. Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

6. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

7. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук з ставится аналогично звуку «с», характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок.

При артикуляции звука [ ц ]

Постановку звука ц начинаем только при условии хорошего произношения звуков с и т. При произнесении звука.

  1. Кончик языка

    , как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.

  2. Губы

    растягиваем в улыбке.

  3. Зубы

    при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

  4. Воздух

    выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

  5. Голосовые складки

    разомкнуты и не вибрируют, поэтому образуется глухой звук ц.

Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок. Хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует быструю постановку звука ц по подражанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Для этого просовываем между зубами кончик языка. Прижимаем кончик зубами. Быстро разжимаем зубы и с силой отдёргиваем кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышим межгубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) Открываем рот.

Кончиком языка упираемся в нижние передние зубы, а язык приподнимаем и выгибаем так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напрягаем, растягиваем в улыбке. Контроль тыльной стороны ладони.

Упражнение полезно тем, что приучаем язык к тому положению, которое необходимо при произнесении звука ц. Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открываем рот.

Кончиком языка напряжённо упираемся в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов.

Артикуляция. Основные понятия

Категория: Фонетика Нет времени прочитать статью сейчас? Прочитай ее в свободное время в любимой соцсети — кликай на кнопки ниже!
В данной статье мы рассмотрим основные понятия, связанные с артикуляцией (совместной работой речевых органов, необходимых для произнесения звуков речи).

Дорсальным называется уклад, при котором кончик языка находится у основания нижних зубов. Спинка языка выгнута аркой. Место артикуляции при этом находится на кончике языка и нижних зубах.

Апикальным называется уклад, при котором кончик языка находится на самой выпуклой части альвеол. Место артикуляции – на кончике языка и выпуклой части альвеол.

Место артикуляции находится там, где происходит смычка и рождается звук.

Произношение – процесс четкого и правильного звукового и интонационного оформления высказывания.

Артикуляция – положение и движения речевых органов, которые в своем взаимодействии произносят звуки языка.

Произношение включает в себя такие понятия, как:

  • Интонация (ударение, ритм, тембр, паузация, темп)
  • Артикуляция (органы речи)

— подвижные (язык, губы, мягкое нёбо)

— неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо)

По положению средней части спинки языка по отношению к твердому небу.

Дополнительный момент артикуляции при образовании многих согласных звуков, заключающийся в приподнимании средней части спинки языка к средней части твердого неба, придает этим звукам оттенок мягкости. С учетом этого дополнительного момента артикуляции большинство согласных звушв русского языка образуют мягкие и твердые пары — всего 15 пар. К ним относятся: П-ПЬ, Б-БЬ, М-МЬ, Ф-ФЬ, В-ВЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, С-СЬ, 3-ЗЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, К-КЬ, Г — ГЬ, Х-ХЬ.

Не имеют мягких пар звуки: Ш, Ж, Ц, не имеют твердых пар звуки Ч, Щ. Й.

Признак твердости и мягкости звуков в русском языке также явпяется смыслоразличительным, поскольку в заеисимости от наличия или отсутствия смягчения согласных коренным образом меняется значение слова. Как и в предыдущих случаях, это особенно наглядно проявляется в словах-квазиомонимах, например: меЛ -меЛЬ, угоЛ — угоЛЬ, МЫшка — МИшка, хоР — хоРЬ, кРУг — кРЮк, РОв- РЁв, ЛУк — ЛЮк, МАл — МЯл, ПАльцы — ПЯльцы, НОс — НЁс, оСЫ — оСИ, шесТ — шесТЬ, НЫть — НИть, ВЫть — ВИть, пыЛ — пыЛЬ и т.п.

Характерно то, что по принципу всех рассмотренных смыслоразличительных, призиаков дифференцируются не только отдельные пары приведенных выше слов, но и целые «цепочки» таких слов, объединяющие сразу несколько дифференциальных признаков звуков.

Например:

Сом — Том — Ком — Лом — Ром — Дом – Жом. Вол — Гол — Дол — Зол — Кол — Мол — Пол – Тол. Боль — Голь — Моль — Соль — Ноль — Роль – Толь. Почка — Бочка — Точка — Дочка — Мочка — Ночка – Кочка. Мучка — Ручка — Кучка — Щучка — Жучка – Тучка. Зайка — Сайка — Майка — Гайка — Лайка — Байка — Чайка – Шайка.

Борт — Порт — Торт — Корт — Сорт – Форт. Бор — Вор — Мор — Жор — Сор – Хор. Воля — Доля — Коля — Поля – Толя. Жир — Мир — Пир – Тир.

Маша — Даша — Ваша — Наша — Каша — Саша — Гаша — Паша — Чаша

Тёлка — Чёлка — Щёлка — Полка — Солка — Холка

Существование таких цепочек слов лишний раз убеждает нас о необходимости воспитания у детей очень четкой слухопроизносительной диффереициации каждого звука от сходных с ним. В противном случае они будут затрудняться как в понимании речи собеседника, так и в продуцировании своих собственных высказываний,

Артикуляция каждого согласного звука включает в себя все рассмотренные пять параметров, а именно:

1. Любой согласный звук явяяется или губным (губно-губным или губно-зубным) или язычным (язычно-эубным, язычно-альвеолярным, язычно-передненебным, среднеязычным, заднея-зычным) в зависимости от места образования преграды для воз-душной струи при его артикулировании.

2. Любой согласный заук является или смычным, или щелевым, или смычно-проходным, или дрожащим, или аффрикатой в зависимости от способа образования преграды для воздушной струи при его артикулировании,

3. Любой согласный звук является либо звонким, либо глухим в зависимости от участия или неучастия в его образовании голосовых складок.

4. Любой согласный звук является или носовым, или ротовым в зависимости от наличия или отсутстаия при его образовании смыкания небной занавески с задней стенкой глотки.

5. Любой согласный звук является или мягким, или твердым в зависимости от наличия или отсутствия при его артикулировании дополнительного подъема средней части спинки языка к средней части твердого неба.

Таким образом, при описании артикуляции пюбого согласного звука его необходимо характеризовать по всем названным пяти параметрам.

Например, звук Б — губно-губной (по месту образования), смычный (по способу образования), твердый (по дополнительному подъему средней части спинки языка). ротовой (по участию небной занавески). звонкий (по участию гопосовых складок),

Звук СЬ — переднеязычный (по месту образования), щелевой (по способу образования), мягкий (по дополнительному подъему средней части спинки языка).ротовой (по участию небной занавески), глухой (по участию голосовых складок).

Если говорить о нормальной артикуляции звуков с логопедической точки зрения, то есть с точки зрения воспитания нормальных артикуляций, то артикуляцию каждого согласного звука нужно усвоить в такой поспедовательности (начиная с видимых частей артикуляции):

— положение губ;

— расстояние между резцами;

— положение языка (его кончика, средней и задней части спинки, боковых краев), а также образование названными частями языка щели или смычки с другими артикуляторными органами;

— положение мягкого неба (наличие или отсутствие его смыкания с задней стенкой глотки);

— положение голосовых складок: (сомкнуты и вибрируют или ра-

зомкнуты);

В целях облегчения запоминания каждый из названных моментов артикуляции можно представить в обобщенном виде, то есть сразу по отношению ко всем согласным звукам.

Положение губ

Вполне определенное положение губы должны занимать при артикулировании следующих звуков:

— губных П (ПЬ), Б (БЬ), М(МЬ), при образовании которых они

сомкнуты;

— губно-зубных Ф (Ь), В (ВЬ), при образовании которых между нижней губой м верхними резцами образуется щель;

— свистящих С (СЬ), 3 (ЗЬ), Ц, а также Й, при образовании которых губы разведены в стороны м находятся в положении полуулыбки;

— шипящих Ш, Ж, Ч, Щ, при образовании которых губы округлены и выпячены вперед и нахсдятся в положении «рупора». При образовании всех остальных согласных звуков губы занимают нейтральное положение, то есть в образовании звуков не участвуют

Положение зубов

Определенное расстояние между верхними и нижними резцами (от 1 до 2 мм) должно быть обеспечено тольта при образовании свистящих и шипящих звуков, а также звука Й, то есть следующих согласных звуков: С (СЬ), 3 (ЗЬ), Ц; Ш, Ж, Ч, Щ; Й.

В произнесении всех остальных согласных звуков зубы не участвуют и занимают нейтрапьное положение.

Положение языка

В отношении положения языка важно знать спедующие основные моменты, важные для воспитания нормальной артикуляции согласныхзвуков:

1. При образовании почти всех согпасных звуков язык широкий и боковыми краями касается коренных зубов, препятствуя «боковому» проходу выдыхаемого воздуха. Исключение в этом отношении составляют лишь звуки Л, ЛЬ, при произношении которых язык узкий и выдыхаемый воздух проходит между коренными зубами и боковыми краями языка.

2. Кончик языка находится у верхних или нижних передних зубов при образовании переднеязычных звуков, к которым относятся звуки Т (ТЬ), Д (ДЬ), Н (НЬ), Л (ЛЬ) (кончик языка у верхних резцов) и С (СЬ), 3 (ЗЬ), Ц, Й (кончик языка у нижних резцов).

3. Кончик языка находится у верхних альвеол при образовании яэычно-альвеолярных звуков Р и РЬ.

4. Кончйк языка находится у переднего края твердого неба при обраэовании язычно-передненебных звуков, к которым относятся шипящие Ш, Ж, Ч, Щ.

5. Средняя часть спинки языка поднята к твердому небу при образовании среднеязычных звуков, к которым принадлежат звуки Й, КЬ, ГЬ, ХЬ.

6. Задняя часть спинки языка (его корень) поднята к твердому небу при образовании заднеязычных звуков К, Г, X.

Положение мягкого неба

При образовании почти всех согласных и гласных звуков мягкое небо поднято и смыкается с задней стенкой глотки, препятствуя выходу воздуха через носовую лолость и «защищая» тем самым все эти звуки от носового оттенка. Исключение составляют только носовые согласные М (МЬ) и Н (НЬ), при образовании которых мягкое небо опущено и проход в носовую полость открыт.

Положение голосовых складок

При образовании всех глухих согласных (к ним относятся как глу-хие звуки из вышеупомянутых шести пар согласных — П (ПЬ), Т (ТЬ), К (КЬ), Ф (Ь), С (СЬ), Ш, так и не имеющие звонких пар согласные Ц, Ч, Щ, X (ХЬ) голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

При образовании всех звонких согласных (к ним отнсюятся как звонкие звуки из шести упомянутых пар согласных — Б (БЬ), Д (ДЬ), Г (ГЬ), В (ВЬ), 3 (ЗЬ), Ж, так и не имеющие глухих пар согласные Р (РЬ), Л (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Й) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, благодаря чему образуется голос и звуки приобретают звонкость.

Важно учитывать, что при невыполнении или неточном выполнении хотя бы одного из всех рассмотренных выше условий артикулирования согласных звуков они звучат ненормативно, а это значит, что в подобных случаях мы имеем дело с дефектами звукопроизношения, многие из которых относятся к дислалии.

Как правило, при дислалии нарушается произношение только согласных звуков, гласные же звуки произносятся правильно. Тем не менее, важно знать нормальную артикуляцию и этих звуков. В русском языке их 6 — А, О,’У, Э, Ы, И.

Нормальные артикуляции гласных звуков

охарактеризовать значительно труднее, чем согласных, поскольку они не имеют точного локализованного места образования. При произнесении гласных имеется тоническое напряжение всех крышечных стенок резонаторов при отсутствии локальной преграды на пути выдыхаемого воздуха. Поэтому дифференциальные признаки гласных по сравнению с согласными, значительно менее отчетливы.

По способу образования,

ввиду отсутствия преград, все русские гласные однотипны — голосовыдыхательная струя беспрепятственно проходит через полость рта.

Различаются гласные звуки лишь по участию в их образовании основных артикуляторных органов — языка и губ.

В отношении положения языка в фонетике принято выделять два основных дифференциальных признака — ряд и подъем.

Понятие рядауказывает на то, какая именно часть языка (передняя, средняя или задняя) преимущественно участвует в образовании звука. Например, при И и Э приподнимается в основном передняя часть языка, а при О и У — задняя. Постепенное перемещение артикуляции в направлении спереди-кзади можно проследить при последовательном произнесении гласных И-Ы-У.

Понятие подъемауказывает на степень поднятия передней, средней или эадней части языка. Так, при А язык спокойно лежит на дне полости рта (гласный нижнего подъема), при О он приподнят на среднюю высоту (гласный среднего подъема) , а при У — еще выше (гласный верхнего подъема).- Классификацию гпасных по рядам и подъемэм можно пред-ставить в виде такой таблицы:

ПодъемРяд
ПереднийСреднийЗадний
Верхний Средний НижнийИЭЫАУО

Губы активно участвуют пишь при образовании лабиализованных гласных — при О они слегка округлены, а при У выдвинуты вперед. При И губы слегка растянуты в улыбку.

Мягкое небопри образовании всех гласных поднято, поскольку все они ротовые.

Голосовые складкипри произношении всех гласных сомкнуты и вибрируют, так как все они образуются при участии голоса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]