МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург
Родителям рекомендуется:
- рассмотреть насекомых (пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар, паук),
- обсудить их внешний вид, выделить части тела: голову, крылья, брюшко, усики, ноги,
- рассказать ребенку, какую пользу (вред) приносят насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе.
По теме дети должны знать:
- названия насекомых (пчела, оса, шмель, муха, улитка, стрекоза, кузнечик, червяк, божья коровка и т.д.), части тела насекомых (жало, крылья, хоботок, брюшко, лапки…),
- какую пользу и вред приносят насекомые,
- чем питаются насекомые (нектаром, другими насекомыми, остатками пищи человека)
Материалы для ознакомления с темой:
Знакомимся с насекомыми в презентации: https://cloud.mail.ru/public/3PJV/2eeFYrpMX
Наблюдаем за насекомыми в красивом видео: https://cloud.mail.ru/public/2H54/5CNYv2QQE
Задания по развитию речи:
- «Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: Насекомые что делают? летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
- «Назови ласково»: паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, жук – …, стрекоза – …
- «Измени словечко»: бабочка желтая – желтенькая, бабочка белая – беленькая.
Измени таким образом: черный муравей, серый комар, красная божья коровка, синий жук, зеленый кузнечик, полосатая оса.
- «Чьи лапки, чья голова?»
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова. У пчелы – ……… лапки, …….. голова. У комара – …….. лапки, ………голова. У таракана – …… лапки, ……..голова. У паука – ………… лапки, ……. голова.
- «Насекомые-великаны»: употребление слов с увеличительными оттенками. Паук – паучище, жук – жучище, муравей – …, комар – … , червяк – …, шмель – …, клоп – …., таракан – …..
- «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.
Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик … Бабочка летает, а улитка … Жук ползает, а стрекоза … Оса летает, а червяк … Улитка ползает, а стрекоза … Паук ползает, а пчела… Оса летает, а червяк… Кузнечик прыгает, а комар … Таракан ползает, а стрекоза … Бабочка порхает, а муха …
- Пересказать рассказ «Сороконожка» по опорным картинкам:
Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать резиновые сапоги. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка сапоги снимать. Пока все сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась. С тех пор сороконожка босиком ходит.
- Игра «бывает – не бывает»: понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку и т.п.
- Закончи предложения:
Максим держит на ладони паука, хотя…… (хотя он их боится, хотя это опасный паук и т.п.) Катя увидела на улице бабочку, хотя….. (хотя была еще ранняя весна, поздняя осень) Бабочка улетела, хотя…..
- Посчитай насекомых (согласование существительных с числительными): одна муха, две мухи… пять мух.
- Разгадай кроссворд
- Игра «Кто к кому летит»
Лексическая тема «Насекомые» (старшая группа)
Словарная работа
Существительные:
Жук, бабочка, муха, божья коровка, муравей, комар, кузнечик, стрекоза, насекомое;
Голова, усы, туловище, лапки, крылья, жало, глаза, насечки, пыльца, улей, нектар, муравейник.
Прилагательные:
Красивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, трудолюбивый, блестящий, чёрный, коричневый, яркий, заботливый, красивый, лёгкий, вредный, полезный.
Глаголы:
Летать, ползать, трудиться, опылять, есть, вылезать, зарываться, жужжать, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить.
Наречия:
Высоко, низко, далеко, близко, красиво, весело, шумно.
Предлоги:
Над, под, перед, около, за.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам) Приходили муравьи И травинку принесли. Пожужжали, полетали, (Машут ладошками) От усталости упали. (Роняют ладони на колени)
Артикуляционная гимнастика:
Лошадка, Грибок, Часики, Болтушка, Чашечка – Лопатка.
Дыхательная гимнастика:
Сдуть с руки насекомое.
Лексико – грамматические игры
«Кто это?»
— Рассматривание насекомых, их частей тела. — Отгадывание загадок про насекомых. — Обобщающее понятие «Насекомые» — Вред и польза насекомых.
«Подбери словечко»
Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая … Муравей – Пчела – Комар – Божья коровка – Майский жук – Кузнечик – Стрекоза –
«Подбери словечко»
Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется … Муравей – Пчела – Комар – Божья коровка – Майский жук – Кузнечик – Стрекоза –
«Скажи ласково»
Муравей – муравьишка Стрекоза — Жук – Усы — Муха – Крылья — Комар – Глаза –
«Один – много»
Жук – жуки Бабочка – Муха — Божья коровка – Муравей — Комар – Кузнечик — Стрекоза – Насекомое — Ус – Крыло — Улей –
Скажи со словом «много»:
Много жуков, муравьёв, мух, насекомых, …
«Что делает? – Что делают?»
Жук летает – жуки летают ползает – ползают пищит — пищат опыляет – опыляют жалит — жалят ест – едят жужжит — жужжат вылезает – вылезают улетает — улетают кусает – кусают работает — работают
«Где бабочка?»
— НА цветке, НАД цветком, ПЕРЕД цветком, ОКОЛО цветка, ЗА цветком.
«Кто как кричит?»
Комар – пищит Муха – жужжит Кузнечик – стрекочет
Развитие связной речи
Составить описательный рассказ о насекомом (с помощью наводящих вопросов взрослого).
1. Кто это? 2. Части тела 3. Цвет 4. Где живёт? 5. Пользу или вред приносит?
Заучивание стихотворений
1. Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руке, Пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глаза два, Крапинка на спинке. Вот хорошая трава. На, поешь травинки.
Ой, упал, упал из рук, Нос испачкал пылью. Улетел зелёный жук, Улетел на крыльях.
2.- Где была ты? — Тут и там. — Где летала? — По цветам. — Что домой ты принесла? — Мёд, — ответила пчела.
Учитель-логопед Бузмакова Анастасия Фёдоровна Учитель-логопед Бугрова Елена Геннадьевна город Пермь
- Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»
- Лексическая тема «Фрукты» (старшая группа)
- Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»
- Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
- Лексическая тема «Продукты питания»
(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Приключения майского жука
После долгой снежной зимы наконец – то наступила весна. Теплые ласковые лучики солнца согрели лесную полянку и из черной сырой земли показалась голова большого жука. Он вылез из норки, пошевелил усиками, посмотрел вокруг и улыбнулся.
Майские жуки и их личинки зимуют, зарываясь в мягкую землю.
Его окружали заросли зеленой травы, яркие цветы и высокие деревья. Все было цветным и сказочно красивым. Сам жук был красно – бурого цвета, с жесткой спинкой, шестью лапками, усиками, и немного покрыт волосиками. Он увидел, что на полянке, кроме него, есть и другие насекомые: куда – то спешили по своим делам трудолюбивые муравьи, с травки на травку прыгали зеленые кузнечики, в воздухе летали и кружились воздушные бабочки и стрекозы, где – то жужжали мухи, в ярких цветках, собирая сладкий нектар, работали пчелки и шмели.
Майский жук решил, что ему надо поздороваться с обитателями сказочного мира насекомых. Он был очень вежливым. Жук подполз к трудяге муравью, поприветствовал его и спросил, что он делает. Муравей ответил, что вместе с братьями помогает ремонтировать свой большой дом – муравейник, в котором они зимовали.
Муравьи зимуют в муравейнике, закупоривая все ходы и выходы, чтобы внутрь не проникал холод.
Жук присмотрелся и увидел, что все муравьи дружно переносят камешки, песок, веточки, укрепляя жилище, а некоторые муравьи несут в свой общий дом еду – семянки растений, съедобные корешки, остатки других насекомых.
Муравьи питаются растениями, семянками, останками насекомых и их личинками.
— А где же мои братья жуки? Может ты знаешь? – спросил майский жук у муравья. Муравей ответил, что не знает, но может быть знает мудрая божья коровка.
— Где же ее найти? Помоги мне, пожалуйста? – обратился жук к муравью.
— Конечно я помогу тебе! Она живет на листьях большого дерева. – ответил муравьишка.
И майский жук с муравьем пошли искать тропинку к большому дереву, пробираясь между высоких зарослей травы и цветов. Они еще не знали, что их ждала долгая дорога, полная опасностей и приключений.
Вдруг над поляной пронеслась тень большой птицы. Все насекомые, кто успел, спрятались под листочки и травку. Черный грач кружил над поляной, выискивая насекомых, чтобы схватить своим большим клювом. Майский жук и муравей еле – еле успели спрятаться от большой птицы.
Грачи питаются мелкими насекомыми, личинками, в том числе майскими жуками.
Подвижная игра «Птицы и насекомые».
Педагог разъясняет правила игры. Дети делятся на две команды – птицы и насекомые. Можно мальчиков назначить птицами, а девочек – насекомыми или наоборот.
Звучит детская песенка «Старый жук». Воспитатель предлагает птичкам встать в круг и водить хоровод – вить большое гнездо. Детки – насекомые в это время бегают и играют, изображая жуков.
Воспитатель включает детскую песенку «Птички». С этим сигналом некоторые дети – птицы разлетаются ловить жуков, хватая за руки и стараются привести и собрать их внутрь хоровода — гнезда. Те, кого поймали, остаются в кругу и по правилам игры уже не убегают, а присаживаются на корточки. Когда будут пойманы все жуки, можно поменяться ролями.
После игры воспитатель предлагает детям занять свои места и слушать продолжение сказки.
Майский жук очень хотел найти своих братьев, и они с муравьем продолжили свое путешествие к большому дереву, на котором жила мудрая божья коровка, чтобы узнать у нее все о братьях майского жука.
По дороге друзья увидели красивый цветок, в лепестках которого раздавалось жужжание. Это большой мохнатый шмель собирал цветочную пыльцу себе на обед.
Шмели питаются пыльцой и нектаром растений.
— Уважаемый шмель, подскажите, пожалуйста, как нам быстрее дойти до дерева? – спросил майский жук.
— Я покажу дорогу, идите за мной – ответил шмель и полетел очень низко над землей, показывая путь к дереву.
Так друзья добрались до дерева. Они поблагодарили шмеля, и он полетел собирать нектар. Майскому жуку и муравью предстояло забраться на дерево, чтобы встретить божью коровку, но они не знали как им быть. Муравей мог забраться по стволу, но жук не умел так ползать, как его друг. В этот момент наши насекомые – друзья увидели бабочку. Она летала возле дерева в поисках ярких цветов.
Бабочки летают с цветка на цветок, питаясь пыльцой и нектаром растений. Пьют нектар они хоботком.
Майский жук поздоровался с бабочкой и спросил у нее совет – как ему попасть на ветки дерева.
— Может быть ты поднимешь меня на своих крыльях? – спросил ее жук.
— Я не смогу тебя поднять, но ты можешь полететь сам – ответила бабочка. – У тебя же есть крылья!
Жук очень удивился. У него действительно есть крылья, но он ими еще не пользовался, не пробовал летать.
Майские жуки умеют летать и перемещать в полете груз, который в 850 раз тяжелее самого жука.
Бабочка и муравей посоветовали жуку расправить крылья и помахать им. Жук встал на задние лапки и пошевелил крылышками. Оказалось, что у него есть жесткие крылья, а под ними еще и мягкие прозрачные крылья. Он набрал побольше воздуха в брюшко, вздохнул несколько раз, взмахнул всеми крыльями и оторвался от земли, с шумом пролетев над поляной.
Физминутка «Майский жук».
Воспитатель предлагает детям изобразить майского жука: встать, поднять ручки – крылья, потянувшись вверх, набрать воздух и выдохнуть, проделав вдохи — выдохи несколько раз, помахать руками – крылышками, пожужжать.
— Ура! Получилось! – обрадовались бабочка и муравей. Майский жук приземлился на полянку у подножия дерева, посадил муравья к себе на плечи, и полетел на ветку дерева, а бабочка вернулась к своим цветам собирать сладкую пыльцу. На дереве друзья — путешественники увидели мудрую божью коровку. Ее спинка была красной с круглыми черными пятнами. Божья коровка была очень доброй, она всем помогала.
Божьи коровки живут на деревьях, кустарниках и в траве.
— Здравствуй, божья коровка! – обратился к ней майский жук. – Я ищу своих братьев, помоги, пожалуйста, мне!
Не успел жук договорить, как над ними пронеслась птица. Это был скворец. Он искал насекомых, которыми можно поживиться.
Жук и муравей поспешили спрятаться под листья ветки, опасаясь птицы. Они очень удивились, что божья коровка не спряталась от скворца, она его не боялась.
Птицы не охотятся на божьих коровок. Их яркий окрас отпугивает врагов.
Когда птица улетела, друзья опять обратились к божьей коровке. Она поведала майскому жуку, что он сможет встретиться со своими братьями, когда стемнеет. В темноте все майские жуки слетаются в то место, где есть свет.
Жук и муравей посмотрели туда, где было солнце. Оно как раз собиралось спрятаться за горизонт. Наступил вечер, стало темнеть. Майский жук поблагодарил муравья и божью коровку за помощь, и полетел туда, где горел фонарь, встретившись со своими братьями – жуками. Он был очень рад, что за время своего путешествия приобрел много друзей и наконец встретил своих братьев. Конец сказки.
Дидактические игры
У Мишутки есть пасека. Помоги ему рассадить пчел по ульям. В синем улье живут большие полосатые пчелы, в красном – маленькие полосатые, а в желтом – все остальные. Сосчитай пчел в каждом улье. Раскрась возле каждого улья столько цветков, сколько в нем пчел.
Нарисуй снаружи банки столько же ягод, сколько их лежит внутри. Раскрась снаружи трех пчелок, а внутри банки – двух.
Сколько на лугу цветов? Сколько пчелок? Всем ли пчелкам хватит цветков? Чтобы узнать, соедини линией каждую пчелку и цветочек. Обведи столько же муравьев, сколько пчелок на рисунке.
Ищем Бабочку. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, если их стереть, бабочка не сможет летать и погибнет. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет вкусный сок.