Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звукиметодическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


Особенности динамической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)____________________________________________

2. Ритм____________________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз ___________________________________________________

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)_____________________________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

старшаястаршаяподготовитподготовит
дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры сквозняк, сковорода, температура, свисток, скворечник, аквариум, лекарство, простокваша, подснежник
Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрестке.

Состояние фонематического восприятия

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 5 лет

па–ба ____________ ба–на _____________ ва-та ___________

та-да _____________ мя-ма _____________ на-га ___________

та-на _____________ га-да _____________ ка-га ____________

С 6 лет

ба-ба-па ____________ та-да-та ____________ га-ка-га ___________

ба-бя-ба ____________ са-ша-са ____________ жа-за-жа _________

ча-ша-ча ____________ за-са-за _____________

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

Показать картинки

:

Мишка-мышка _________________ уточка-удочка ________________

бочка-почка ____________________ трава-дрова __________________

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска — мишка __________________ крыса — крыша _________________

речка — редька __________________ челка — щелка ________________

цветик-Светик ____________________ ветер-вечер __________________

косы-козы _______________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

с 5 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар ____________________________________________________________________

2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»):

Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица ____________________________________________

с 6 лет:

1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука _________________________________________

2. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба

__________________________________________________________________________________.

3. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама ________________________________________________________________________

4. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа

__________________________________________________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивная речь)

Пассивный словарь

· Объем словаря _______________________________________________________________

· Точность понимания значений слов_____________________________________________

Покажи, где кукла, стол, стул.

Посади куклу, мишку и т. д.

Понимание различных грамматических форм словоизменения.

· Дифференциация единственного и множественного числа существительных

Покажи, где:

стол — столы ____________ дом — дома _____________ стул — стулья _________

дерево— деревья __________ береза — березы _________ чашка – чашки _________

карандаш – карандаши _____________

· Различение предложно-падежных конструкций с предлогами (в, на, по, под, над, перед, за, около).

Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.

__________________________________________________________________________________

· Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в — из, на — с, под — из-под:

Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала ______________________________________

Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал _________________________________________

3 Дифференциация форм словообразования.

· Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных (покажи, где)

дом — домик _____________ стул — стульчик ___________

одеяло — одеяльце __________ подушка — подушечка ___________

замок — замочек _____________ гриб – грибок ___________________

кукла – куколка ______________ чашка – чашечка _________________

* Дифференциация глаголов с различными приставками:

шел _______ ушел _______ вошел _________ вышел __________

перешел ______ зашел _________ отошел ___________

Понимание словосочетаний и простых предложений (покажи)

Словосочетания

ключом карандаш _________________ ключ карандашом _______________

где хозяин собаки __________________ где собака хозяина _______________

дочка мамы ________________________ мама дочки _____________________

Предложения

Девочка рвет цветы. ______________________________________________________________

Девочка играет в мячик _____________________________________________________________

Девочка убирает комнату. ___________________________________________________________

5. Понимание вопросительных предложений:

Кого ловит девочка? ________________________________________________________________

Чем девочка ловит бабочку? _________________________________________________________

Кто ловит бабочку? _________________________________________________________________

С 6 лет

Понимание сложноподчинённых и сложных логико-грамматических конструкций

Петя догоняет Мишу. Кто бежит первым? _____________________________________________

Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ___________________________________________

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? ____________________

Папа читал газету, после того как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после обеда? _________________________________________________________________________________

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

· Назвать картинки по темам

Назвать одним словом группу предметов

Конкретные существительные
старшаястаршаяподготовитподготовит
игрушки
посуда
одежда
обувь
овощи
фрукты
мебель
дик. жив.
дом. жив.
деревья
цветы
транспорт
инструменты
ягоды
птицы
голов. уборы
насекомые
Обобщающие понятия
старшаястаршаяподготовитподготовит
игрушки
посуда
одежда
обувь
овощи
фрукты
мебель
дик. жив.
дом. жив.
деревья
цветы
транспорт
инструменты
ягоды
птицы
голов. уборы
насекомые

· Назвать существительные, обозначающие части тела, части предметов

С 5 лет

· Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.______________________

· Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________

· Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье__________________________________

· Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________________________________

С 6 лет

· Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________

· Части предметов одежды: воротник, манжета, петля________________________________

· Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор____________________________________

· Части окна: рама, подоконник, стекло ___________________________________________

· Название профессий _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

· Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет

· Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________

· Кто как передвигается? ________________________________________________________

· Кто как кричит? ______________________________________________________________

С 6 лет

Кто что делает (с использованием названий профессий)? _________________________________

__________________________________________________________________________________

· Прилагательные

Название цветов

: белый, черный, красный, синий, зеленый, жёлтый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________________________________

Название формы:

круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный ____________

__________________________________________________________________________________

· Подбор антонимов (с 6 лет):

большой — длинный — полный —

высокий — широкий — толстый —

тупой — сладкая — много —

близко — хорошо – легко –

Состояние словоизменения

1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

старшаястаршаяподготовитподготовит
стол
чашка
карандаш
дом
стул
дерево
окно
ведро
пчела
огурец
воробей
платье
яйцо
ухо
лев

2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

У меня есть карандаш (кукла). У меня нет карандаша. ___________________________________

У меня нет … ______________________________________________________________________

Я рисую …_________________________________________________________________________

Папа пишет …______________________________________________________________________

3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

старшаястаршаяподготовитподготовит
шар
береза
стол
чашка
дом
книга
дерево
мяч
лист
ключ
стул
карандаш

Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов

Инструкция:

«Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.» Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Шанки — фанки — сянки — санки — танки
Сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа
Фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюска
Пченец — птенесь — птенец — тинеть — птинеч

Оценка: 5 баллов

— все задания выполнены верно; 4
балла
— часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
З балла
— ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2
балла
— часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Ч балл
— невыполнение.

Изучение дифференциации звуков в произношении

Серия «А». Повторение нар слов.

Смешиваемые звукиПредлагаемые парыНачало годаКонец года
Ш-СМишка — миска
Ж-Зрожи — розы
Ч-ТЬчелка — телка
Ц-Сцапля сабля
С-чкаска — качка
Ч-Щчелка — щелка
ЛЬ-Йгалька—гайка
Л-ЛЬгалка — галька
Р-Лрак — лак
Р-Ймарка — майка
РЬ-Иморяк — маяк
П-Бпочка — бочка
Т-Дтачка — дачка
К-Гкости — гости
Ы-Имышка — мишка
С-Зкосы — козы

Серия «Б». Повторение фраз:

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Старший братишка рассказывал страшную сказку.
Старушка сушила пушистую шубу.
Течет речка, печет печка.
Юля уронила фарфоровое блюдце.
Чайка отличается от цапли.
У Сони цветик-семицветик.
Жутко жуку жить на суку.
В домишке жили мышки.

Оценка для задания 4 («А», «Б»): 5 баллов

— все задания выполнены верно; 4
балла
— встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
З балла
задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла
— задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 7

Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Отраженное воспроизведение слов

Инструкция:

«Послушай и повтори за мной.

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Бегемот
Сосна
Танкист
Сквозняк
Лекарство
Сковорода
Термометр
Пингвиненок.
Фотографирую

Оценка:

5 баллов

— все слова точно воспроизводятся;
4 балла
— большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
З балла
— слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла
— большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от выполнения, неадекватные ответы

2. Отраженное воспроизведение фраз

Инструкция:

«Послушай предложение и повтори в точности как я
».

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Хоккеисты выиграли турнир.
Лариса связала братишке джемпер.
Утром на деревьях защебетали ласточки.
Саша возвращается с работы на транспорте.
Мама покупает в универсаме фрукты.

Оценка:

5 баллов

— все фразы точно воспроизводятся; 4
балла
— в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки;
З балла
отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла
— многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от деятельности, неадекватные ответы.

Направление 8

Изучение навыков фонематического анализа.

Задание 1.Инструкция:

«Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;
па, ой, ав, ма, вы, ай,
ух;
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.

Задание 2.Инструкция:

«Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».

Ответы
Начало годаКонец года
Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
Запомни и назови первый звук: А, О, У
Запомни и назови последний звук: О, Т. М

Задание3. Инструкция:

«Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты…»

Задание 4 Инструкция:

«Я скажу слово, а ты …» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).

Предлагаемый материалОтветы
Начало годаКонец года
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля»
запомни и назови последний звук: в слове «кот»

Задание 5. Инструкция:

«Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»

Начало годаКонец года

Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.

Оценка для заданий №№1,2,3,4,5: 5 баллов

— все задания выполнены правильно;
4 балла
— в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

З балла

— задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла
— при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Направление 9

Исследование связной речи

Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994). 1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999). 1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам

· У кого какая мама? (У цыплят…, у утят…).

· Из чего вылупляются цыплята? А утята?

· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?

· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

1.2. Чтение рассказа.

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Восприятие и дифференциация звуков речи

Различение голосов и интонированности речи Примеры упражнений.

• «Кто говорит?». На магнитофон записываются го­ лоса близких и незнакомых ребенку людей, произнося-

щих короткий стихотворный отрывок, а также самого ребенка. Просим опознать голос.

• «Это вопрос?». Произносим короткие фразы с различной интонацией (восклицательной, вопроси­ тельной, повествовательной), просим ребенка ответить на вопрос, если он задан: «Тут стул. Там стол? Это миш­ ка!» и т.д. Затем можно предложить ребенку поменяться ролями.

• «Я сержусь». Произносим нейтральные фразы с различной интонацией (грустно, радостно, сердито, ла­ сково). Просим ребенка угадать, когда голос сердитый.

Дифференциация фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам

Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируют­ся звонкие — глухие, твердые — мягкие звуки, свистя­щие — шипящие, соноры, аффрикаты и их составляю­щие, только правильно артикулируемые ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2—5 занятий в зависимо­сти от тяжести нарушения. Если в речи ребенка имеются замены, количество занятий на дифференциацию этих оппозиционных звуков может быть увеличено. Рассмо­трим на примере дифференциации звуков «р — л».

• Ребенку предъявляются короткие слова: лак — рак;лама —рама.

Уточняем, обозначают ли слова оди­ наковые предметы, одинаково ли они звучат. Показы­ ваем картинки, с тем чтобы ребенок удостоверился, что слова имеют различное значение. Сравниваем слова по звуковому составу, выясняем, что они отличаются толь­ ко звуками
«р», «л».
• Различение оппозиционных звуков с опорой на тактильный и зрительный анализаторы. Схема: звук «р» —

колокольчик, звук
«л»
— пароход (по артикуля­ ции). Смотря в зеркало, произносим звук
«р»,
подробно разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: язычок дрожит так же, как язычок колокольчика. Смотря в зер­ кало, произносим звук
«л»,
подробно разбираем арти­ куляцию, соотносим со схемой: губы улыбаются — вол­ ны, язычок похож на пароход, звук
«л»
похож на гудок парохода. Просим поочередно произносить звуки
«р», «л»,
указывая одновременно на схему.

• Различение оппозиционных звуков в слогах. Про­ износим вначале закрытые, затем открытые слоги со звуками «р», «л»,

указывая на схемы звуков.

• Различение оппозиционных звуков в словах: разложить картинки в два столбика под схемами

(звук «р»,

звук
«л»)
с обязательным анализом слов по местоположению звуков
«р», «л»;
назвать овощи, фрукты, посуду и т.д., в названии ко­торых есть звуки «р», «л»\

назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки «р», «л»

находятся в начале, середине, конце;

заменить звук «р»

на звук
«л»,
и наоборот (с опорой на картинки):
ложки

рожки, игла

игра, юла

Юра
и т.д.;

добавить (убрать) звуки «р», «л»

в словах для полу­чения новых слов:
бот — борт — болт, тот — торт, газ

глаз;
определить позиции звуков «р», «л»

в словах типа:
Лара, рыболовит.д.;
разложить картинки в два столбика под схемами: «р л» —

колокольчик, пароход;
«лр»
— пароход, колокольчик;

перестановка звуков, слогов в словах: ра, ла


Лара
и т.д.

• Различение оппозиционных звуков в предложе­ ниях:

добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рожки, ложки.

Надо вставить их в предложе­ния:
У козлика маленькие… На столе лежат чайные…;
определить, в каких словах в предложении есть звуки «р», «л»

и их позицию (в соответствии со схе­мой):
Роман плыл быстро. Лара вязала красный свитер.
И т.д.

• Различение оппозиционных звуков в текстах: проговаривание чистоговорок (с предварительным

анализом);

рассказывание наизусть коротких стихов (с предва­рительным анализом).

Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза

Развитие навыков элементарного звукового синтеза

При выполнении всех упражнений время между произносимыми логопедом звуками постепенно удли­няется от 1 до 5 секунд. После достижения пятисекунд-ной паузы упражнения повторяются в усложненном варианте — в паузах производится сигнал звучащей игрушкой или музыкальным инструментом.

• Синтез односложных слов из 3 звуков: вол, бак, сук, сом
ит.д.
• Синтез слов из 4 звуков (один слог) со стечением согласных: храм, гном, сорт, ворс
ит.д.
• Синтез слов из 4 звуков без стечения согласных (два открытых слога): горы, куры, туча

и т.д.

• Синтез слов из 2 слогов со стечением согласных: кроты, клубы, соска, корка, майка

и т.д.

• Синтез слов из 3 открытых слогов: бараны, бумага

и т.д.

Тексты для дифференциации слов с оппозиционными фонемами

Галя и Коля пошли с папой в сад. В саду было много бабочек.Галя сказала: «Папочка,посмотри сколько здесь бабочек».«Да, — сказал папа, — очень много. Видишь, одна села на забор.Закрой на запоркалитку и сядь на скамейку. Будем наблюдать за бабочками.Потом мы поймаем несколько бабочекдля коллекции. Ты их положишь в красивую папочкус бабочкойна обложке».

Во дворце был бал.Один придворный споткнулся и упал на пол.Он ударил ногу и ощутил сильную боль.«Как больно»,— крикнул он. «Полно,— сказал ему король, — тот, кто не стар,должен быть веселым. Вы не получите от меня тот дар,о котором я Вам писал. Можете покинуть зал». «Хорошо, — ответил придворный, — когда наступит новый день,от меня останется здесь только тень».

Однажды Томзаблудился и не мог найти свой дом.Вокруг дома был высокий забор,а рядом стоял большой белый собор.Том скакал по всем дорогам и искал собор.С его лба ручьями лился соленый пот. Он никак не мог найти ни собора,ни забора.Навстречу шел Билл. Биллсказал Тому: «Наверное, ты сегодня пилвиски. Ведь твой домрядом, Том.Скорей иди домой, затопи камин, высушись и обогрейся. Ведь ты долго мокпод дождем и могпростудиться». «Спасибо, Билл, — сказал Том,— действительно, это мой дом.Вот и собор,вот и забор».

Восстановление словаря

Слово — это основная смысловая единица речи. Если спросить любого человека, из чего состоит человеческая речь, он ответит: из слов. В связи с этим восстановление способности понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение.

У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдельные звуки и слоги, следует формировать простые по структуре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знакомыми и часто употребляемыми. К ним относятся, например, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «буду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т.п. Эти слова пригодны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие, служат целям общения. Употребляя их, больной убеждается, что перестал быть «безречевым». Для закрепления этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопросы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать?» — «Буду»; «Ты будешь смотреть телевизор?» — «Буду»; или «Ты хочешь обедать?» — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор?» — «Хочу» и пр.

Помимо этих слов, необходимо восстановление слов — названий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов[11]. Сначала число картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из признаков предмета. При этом одним из наиболее важных является функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных, большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие понятийные признаки, как «живое—неживое», «движется—не движется», «вещь—не вещь» и т. д.

Для отработки каждого из признаков больного просят, например, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем режут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изображено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «живое», где — «неживое» и т.п.

Отработка этих признаков позволяет подойти к обобщениям и объединять слова в крупные группы (категории).

Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт, искусство и т.д. Значения слов уточняются путем введения их в разные по смыслу предложения (т.е. в разные смысловые контексты). Такой прием носит название смыслового обыгрывания. Например, обыгрывая слово «очки», можно ввести его в следующие фразы: «Это мои очки. Очки нужны, чтобы лучше видеть. Мне нужны новые очки. Очки продаются в аптеке. Врач выписал рецепт на очки. Очки сохраняют зрение. От солнца носят темные очки. По пляжу шла девушка в красивых темных очках. Я доволен своими очками. Очки упали и разбились. Я забыл очки дома и не могу работать. Моему другу очень идут очки и т.д.»

Каждая из этих фраз как бы «высвечивает» тот оттенок значения, который в данном предложении является главным и позволяет сконцентрировать именно на нем внимание больного. Кроме того, прием смыслового обыгрывания демонстрирует многозначность слова и способствует преодолению тонких нарушений понимания речи, которые всегда в той или иной степени имеют место при афазии. Фразы, в которые вводится слово, можно предъявить больному в готовом виде для прочтения и осмысления, но можно придать им и другой вид — пропустить отрабатываемое слово с тем, чтобы больной нашел и вписал его самостоятельно. Например, «Я стал хуже видеть, и доктор прописал новые…» (очки). Можно, наконец, дать больному задание самому придумать разные предложения с тем или иным словом.

Работа по восстановлению понимания слова облегчает задачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать.

Ниже приводится дидактический материал по восстановлению словаря.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]