Особенности динамической стороны речи
1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)____________________________________________
2. Ритм____________________________________________________________________________
3. Правильность употребления пауз ___________________________________________________
4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)_____________________________________________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
старшая | старшая | подготовит | подготовит |
дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры сквозняк, сковорода, температура, свисток, скворечник, аквариум, лекарство, простокваша, подснежник | |||
Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрестке. |
Состояние фонематического восприятия
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
С 5 лет
па–ба ____________ ба–на _____________ ва-та ___________
та-да _____________ мя-ма _____________ на-га ___________
та-на _____________ га-да _____________ ка-га ____________
С 6 лет
ба-ба-па ____________ та-да-та ____________ га-ка-га ___________
ба-бя-ба ____________ са-ша-са ____________ жа-за-жа _________
ча-ша-ча ____________ за-са-за _____________
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
Показать картинки
:
Мишка-мышка _________________ уточка-удочка ________________
бочка-почка ____________________ трава-дрова __________________
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска — мишка __________________ крыса — крыша _________________
речка — редька __________________ челка — щелка ________________
цветик-Светик ____________________ ветер-вечер __________________
косы-козы _______________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
с 5 лет:
1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар ____________________________________________________________________
2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»):
Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица ____________________________________________
с 6 лет:
1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука _________________________________________
2. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба
__________________________________________________________________________________.
3. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама ________________________________________________________________________
4. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа
__________________________________________________________________________________
Исследование понимания речи (импрессивная речь)
Пассивный словарь
· Объем словаря _______________________________________________________________
· Точность понимания значений слов_____________________________________________
Покажи, где кукла, стол, стул.
Посади куклу, мишку и т. д.
Понимание различных грамматических форм словоизменения.
· Дифференциация единственного и множественного числа существительных
Покажи, где:
стол — столы ____________ дом — дома _____________ стул — стулья _________
дерево— деревья __________ береза — березы _________ чашка – чашки _________
карандаш – карандаши _____________
· Различение предложно-падежных конструкций с предлогами (в, на, по, под, над, перед, за, около).
Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.
__________________________________________________________________________________
· Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в — из, на — с, под — из-под:
Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала ______________________________________
Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал _________________________________________
3 Дифференциация форм словообразования.
· Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных (покажи, где)
дом — домик _____________ стул — стульчик ___________
одеяло — одеяльце __________ подушка — подушечка ___________
замок — замочек _____________ гриб – грибок ___________________
кукла – куколка ______________ чашка – чашечка _________________
* Дифференциация глаголов с различными приставками:
шел _______ ушел _______ вошел _________ вышел __________
перешел ______ зашел _________ отошел ___________
Понимание словосочетаний и простых предложений (покажи)
Словосочетания
ключом карандаш _________________ ключ карандашом _______________
где хозяин собаки __________________ где собака хозяина _______________
дочка мамы ________________________ мама дочки _____________________
Предложения
Девочка рвет цветы. ______________________________________________________________
Девочка играет в мячик _____________________________________________________________
Девочка убирает комнату. ___________________________________________________________
5. Понимание вопросительных предложений:
Кого ловит девочка? ________________________________________________________________
Чем девочка ловит бабочку? _________________________________________________________
Кто ловит бабочку? _________________________________________________________________
С 6 лет
Понимание сложноподчинённых и сложных логико-грамматических конструкций
Петя догоняет Мишу. Кто бежит первым? _____________________________________________
Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ___________________________________________
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? ____________________
Папа читал газету, после того как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после обеда? _________________________________________________________________________________
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
· Назвать картинки по темам
Назвать одним словом группу предметов
Конкретные существительные | |||
старшая | старшая | подготовит | подготовит |
игрушки | |||
посуда | |||
одежда | |||
обувь | |||
овощи | |||
фрукты | |||
мебель | |||
дик. жив. | |||
дом. жив. | |||
деревья | |||
цветы | |||
транспорт | |||
инструменты | |||
ягоды | |||
птицы | |||
голов. уборы | |||
насекомые |
Обобщающие понятия | |||
старшая | старшая | подготовит | подготовит |
игрушки | |||
посуда | |||
одежда | |||
обувь | |||
овощи | |||
фрукты | |||
мебель | |||
дик. жив. | |||
дом. жив. | |||
деревья | |||
цветы | |||
транспорт | |||
инструменты | |||
ягоды | |||
птицы | |||
голов. уборы | |||
насекомые |
· Назвать существительные, обозначающие части тела, части предметов
С 5 лет
· Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.______________________
· Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________
· Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье__________________________________
· Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________________________________
С 6 лет
· Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________
· Части предметов одежды: воротник, манжета, петля________________________________
· Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор____________________________________
· Части окна: рама, подоконник, стекло ___________________________________________
· Название профессий _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
· Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет
· Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________
· Кто как передвигается? ________________________________________________________
· Кто как кричит? ______________________________________________________________
С 6 лет
Кто что делает (с использованием названий профессий)? _________________________________
__________________________________________________________________________________
· Прилагательные
Название цветов
: белый, черный, красный, синий, зеленый, жёлтый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________________________________
Название формы:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный ____________
__________________________________________________________________________________
· Подбор антонимов (с 6 лет):
большой — длинный — полный —
высокий — широкий — толстый —
тупой — сладкая — много —
близко — хорошо – легко –
Состояние словоизменения
1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
старшая | старшая | подготовит | подготовит |
стол | |||
чашка | |||
карандаш | |||
дом | |||
стул | |||
дерево | |||
окно | |||
ведро | |||
пчела | |||
огурец | |||
воробей | |||
платье | |||
яйцо | |||
ухо | |||
лев |
2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
У меня есть карандаш (кукла). У меня нет карандаша. ___________________________________
У меня нет … ______________________________________________________________________
Я рисую …_________________________________________________________________________
Папа пишет …______________________________________________________________________
3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
старшая | старшая | подготовит | подготовит |
шар | |||
береза | |||
стол | |||
чашка | |||
дом | |||
книга | |||
дерево | |||
мяч | |||
лист | |||
ключ | |||
стул | |||
карандаш |
Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов
Инструкция:
«Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.» Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Шанки — фанки — сянки — санки — танки | |
Сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа | |
Фтаруфка — штарушка — сталуска — старушка — стаюска | |
Пченец — птенесь — птенец — тинеть — птинеч |
Оценка: 5 баллов
— все задания выполнены верно; 4
балла
— часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
З балла
— ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2
балла
— часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
Ч балл
— невыполнение.
Изучение дифференциации звуков в произношении
Серия «А». Повторение нар слов.
Смешиваемые звуки | Предлагаемые пары | Начало года | Конец года |
Ш-С | Мишка — миска | ||
Ж-З | рожи — розы | ||
Ч-ТЬ | челка — телка | ||
Ц-С | цапля сабля | ||
С-ч | каска — качка | ||
Ч-Щ | челка — щелка | ||
ЛЬ-Й | галька—гайка | ||
Л-ЛЬ | галка — галька | ||
Р-Л | рак — лак | ||
Р-Й | марка — майка | ||
РЬ-И | моряк — маяк | ||
П-Б | почка — бочка | ||
Т-Д | тачка — дачка | ||
К-Г | кости — гости | ||
Ы-И | мышка — мишка | ||
С-З | косы — козы |
Серия «Б». Повторение фраз:
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Старший братишка рассказывал страшную сказку. | |
Старушка сушила пушистую шубу. | |
Течет речка, печет печка. | |
Юля уронила фарфоровое блюдце. | |
Чайка отличается от цапли. | |
У Сони цветик-семицветик. | |
Жутко жуку жить на суку. | |
В домишке жили мышки. |
Оценка для задания 4 («А», «Б»): 5 баллов
— все задания выполнены верно; 4
балла
— встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе;
З балла
задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна;
2 балла
— задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 7
Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
Отраженное воспроизведение слов
Инструкция:
«Послушай и повтори за мной.
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Бегемот | |
Сосна | |
Танкист | |
Сквозняк | |
Лекарство | |
Сковорода | |
Термометр | |
Пингвиненок | . |
Фотографирую |
Оценка:
5 баллов
— все слова точно воспроизводятся;
4 балла
— большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;
З балла
— слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла
— большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от выполнения, неадекватные ответы
2. Отраженное воспроизведение фраз
Инструкция:
«Послушай предложение и повтори в точности как я
».
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Хоккеисты выиграли турнир. | |
Лариса связала братишке джемпер. | |
Утром на деревьях защебетали ласточки. | |
Саша возвращается с работы на транспорте. | |
Мама покупает в универсаме фрукты. |
Оценка:
5 баллов
— все фразы точно воспроизводятся; 4
балла
— в основном все фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки;
З балла
отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла
— многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала;
1 балл
— отказ от деятельности, неадекватные ответы.
Направление 8
Изучение навыков фонематического анализа.
Задание 1.Инструкция:
«Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладошки, только если услышишь звук А».
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы; | |
па, ой, ав, ма, вы, ай, ух; | |
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок. |
Задание 2.Инструкция:
«Я произносила много звуков, а ты скажи один звук».
Ответы | |
Начало года | Конец года |
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Запомни и назови первый звук: А, О, У | |
Запомни и назови последний звук: О, Т. М |
Задание3. Инструкция:
«Поиграем в игру. Угадай, кто стоит первый, кто последний. (Экспериментатор предлагает выбрать из трех игрушек, выставленных перед ребенком в ряд; меняет игрушки местами, и игра повторяется). А теперь я буду произносить разные звуки. Я буду произносить их по порядку: сначала первый, затем другой, и, наконец, последний. Итак, я назову три звука, а ты…»
Задание 4 Инструкция:
«Я скажу слово, а ты …» (Произносит слово с утрированной артикуляцией).
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
запомни и назови пёрвый звук: в слове «Оля» | |
запомни и назови последний звук: в слове «кот» |
Задание 5. Инструкция:
«Скажи, сколько звуков в слове «мак»?»
Начало года | Конец года |
Это задание предлагается детям старше 5-ти лет.
Оценка для заданий №№1,2,3,4,5: 5 баллов
— все задания выполнены правильно;
4 балла
— в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
З балла
— задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;
2 балла
— при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;
1 балл
— неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Направление 9
Исследование связной речи
Разработка предлагаемых материалов осуществлялась с опорой на исследования Р. И. Лалаевой (1998); Г.А. Волковой (1993); Н.А. Цыпиной (1994). 1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999). 1.1.Краткая вступительная беседа по вопросам
· У кого какая мама? (У цыплят…, у утят…).
· Из чего вылупляются цыплята? А утята?
· Кто высиживает куриные яйца? А утиные?
· Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?
· Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?
1.2. Чтение рассказа.
Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.
Восприятие и дифференциация звуков речи
Различение голосов и интонированности речи Примеры упражнений.
• «Кто говорит?». На магнитофон записываются го лоса близких и незнакомых ребенку людей, произнося-
щих короткий стихотворный отрывок, а также самого ребенка. Просим опознать голос.
• «Это вопрос?». Произносим короткие фразы с различной интонацией (восклицательной, вопроси тельной, повествовательной), просим ребенка ответить на вопрос, если он задан: «Тут стул. Там стол? Это миш ка!» и т.д. Затем можно предложить ребенку поменяться ролями.
• «Я сержусь». Произносим нейтральные фразы с различной интонацией (грустно, радостно, сердито, ла сково). Просим ребенка угадать, когда голос сердитый.
Дифференциация фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам
Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируются звонкие — глухие, твердые — мягкие звуки, свистящие — шипящие, соноры, аффрикаты и их составляющие, только правильно артикулируемые ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2—5 занятий в зависимости от тяжести нарушения. Если в речи ребенка имеются замены, количество занятий на дифференциацию этих оппозиционных звуков может быть увеличено. Рассмотрим на примере дифференциации звуков «р — л».
• Ребенку предъявляются короткие слова: лак — рак;лама —рама.
Уточняем, обозначают ли слова оди наковые предметы, одинаково ли они звучат. Показы ваем картинки, с тем чтобы ребенок удостоверился, что слова имеют различное значение. Сравниваем слова по звуковому составу, выясняем, что они отличаются толь ко звуками
«р», «л».
• Различение оппозиционных звуков с опорой на тактильный и зрительный анализаторы. Схема: звук «р» —
колокольчик, звук
«л»
— пароход (по артикуля ции). Смотря в зеркало, произносим звук
«р»,
подробно разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: язычок дрожит так же, как язычок колокольчика. Смотря в зер кало, произносим звук
«л»,
подробно разбираем арти куляцию, соотносим со схемой: губы улыбаются — вол ны, язычок похож на пароход, звук
«л»
похож на гудок парохода. Просим поочередно произносить звуки
«р», «л»,
указывая одновременно на схему.
• Различение оппозиционных звуков в слогах. Про износим вначале закрытые, затем открытые слоги со звуками «р», «л»,
указывая на схемы звуков.
• Различение оппозиционных звуков в словах: разложить картинки в два столбика под схемами
(звук «р»,
звук
«л»)
с обязательным анализом слов по местоположению звуков
«р», «л»;
назвать овощи, фрукты, посуду и т.д., в названии которых есть звуки «р», «л»\
назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки «р», «л»
находятся в начале, середине, конце;
заменить звук «р»
на звук
«л»,
и наоборот (с опорой на картинки):
ложки
—
рожки, игла
—
игра, юла
—
Юра
и т.д.;
добавить (убрать) звуки «р», «л»
в словах для получения новых слов:
бот — борт — болт, тот — торт, газ
—
глаз;
определить позиции звуков «р», «л»
в словах типа:
Лара, рыболовит.д.;
разложить картинки в два столбика под схемами: «р л» —
колокольчик, пароход;
«лр»
— пароход, колокольчик;
перестановка звуков, слогов в словах: ра, ла
—
Лара
и т.д.
• Различение оппозиционных звуков в предложе ниях:
добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рожки, ложки.
Надо вставить их в предложения:
У козлика маленькие… На столе лежат чайные…;
определить, в каких словах в предложении есть звуки «р», «л»
и их позицию (в соответствии со схемой):
Роман плыл быстро. Лара вязала красный свитер.
И т.д.
• Различение оппозиционных звуков в текстах: проговаривание чистоговорок (с предварительным
анализом);
рассказывание наизусть коротких стихов (с предварительным анализом).
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза
Развитие навыков элементарного звукового синтеза
При выполнении всех упражнений время между произносимыми логопедом звуками постепенно удлиняется от 1 до 5 секунд. После достижения пятисекунд-ной паузы упражнения повторяются в усложненном варианте — в паузах производится сигнал звучащей игрушкой или музыкальным инструментом.
• Синтез односложных слов из 3 звуков: вол, бак, сук, сом
ит.д.
• Синтез слов из 4 звуков (один слог) со стечением согласных: храм, гном, сорт, ворс
ит.д.
• Синтез слов из 4 звуков без стечения согласных (два открытых слога): горы, куры, туча
и т.д.
• Синтез слов из 2 слогов со стечением согласных: кроты, клубы, соска, корка, майка
и т.д.
• Синтез слов из 3 открытых слогов: бараны, бумага
и т.д.
Тексты для дифференциации слов с оппозиционными фонемами
Галя и Коля пошли с папой в сад. В саду было много бабочек.Галя сказала: «Папочка,посмотри сколько здесь бабочек».«Да, — сказал папа, — очень много. Видишь, одна села на забор.Закрой на запоркалитку и сядь на скамейку. Будем наблюдать за бабочками.Потом мы поймаем несколько бабочекдля коллекции. Ты их положишь в красивую папочкус бабочкойна обложке».
Во дворце был бал.Один придворный споткнулся и упал на пол.Он ударил ногу и ощутил сильную боль.«Как больно»,— крикнул он. «Полно,— сказал ему король, — тот, кто не стар,должен быть веселым. Вы не получите от меня тот дар,о котором я Вам писал. Можете покинуть зал». «Хорошо, — ответил придворный, — когда наступит новый день,от меня останется здесь только тень».
Однажды Томзаблудился и не мог найти свой дом.Вокруг дома был высокий забор,а рядом стоял большой белый собор.Том скакал по всем дорогам и искал собор.С его лба ручьями лился соленый пот. Он никак не мог найти ни собора,ни забора.Навстречу шел Билл. Биллсказал Тому: «Наверное, ты сегодня пилвиски. Ведь твой домрядом, Том.Скорей иди домой, затопи камин, высушись и обогрейся. Ведь ты долго мокпод дождем и могпростудиться». «Спасибо, Билл, — сказал Том,— действительно, это мой дом.Вот и собор,вот и забор».
Восстановление словаря
Слово — это основная смысловая единица речи. Если спросить любого человека, из чего состоит человеческая речь, он ответит: из слов. В связи с этим восстановление способности понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение.
У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдельные звуки и слоги, следует формировать простые по структуре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знакомыми и часто употребляемыми. К ним относятся, например, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «буду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т.п. Эти слова пригодны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие, служат целям общения. Употребляя их, больной убеждается, что перестал быть «безречевым». Для закрепления этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопросы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать?» — «Буду»; «Ты будешь смотреть телевизор?» — «Буду»; или «Ты хочешь обедать?» — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор?» — «Хочу» и пр.
Помимо этих слов, необходимо восстановление слов — названий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов[11]. Сначала число картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из признаков предмета. При этом одним из наиболее важных является функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных, большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие понятийные признаки, как «живое—неживое», «движется—не движется», «вещь—не вещь» и т. д.
Для отработки каждого из признаков больного просят, например, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем режут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изображено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «живое», где — «неживое» и т.п.
Отработка этих признаков позволяет подойти к обобщениям и объединять слова в крупные группы (категории).
Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт, искусство и т.д. Значения слов уточняются путем введения их в разные по смыслу предложения (т.е. в разные смысловые контексты). Такой прием носит название смыслового обыгрывания. Например, обыгрывая слово «очки», можно ввести его в следующие фразы: «Это мои очки. Очки нужны, чтобы лучше видеть. Мне нужны новые очки. Очки продаются в аптеке. Врач выписал рецепт на очки. Очки сохраняют зрение. От солнца носят темные очки. По пляжу шла девушка в красивых темных очках. Я доволен своими очками. Очки упали и разбились. Я забыл очки дома и не могу работать. Моему другу очень идут очки и т.д.»
Каждая из этих фраз как бы «высвечивает» тот оттенок значения, который в данном предложении является главным и позволяет сконцентрировать именно на нем внимание больного. Кроме того, прием смыслового обыгрывания демонстрирует многозначность слова и способствует преодолению тонких нарушений понимания речи, которые всегда в той или иной степени имеют место при афазии. Фразы, в которые вводится слово, можно предъявить больному в готовом виде для прочтения и осмысления, но можно придать им и другой вид — пропустить отрабатываемое слово с тем, чтобы больной нашел и вписал его самостоятельно. Например, «Я стал хуже видеть, и доктор прописал новые…» (очки). Можно, наконец, дать больному задание самому придумать разные предложения с тем или иным словом.
Работа по восстановлению понимания слова облегчает задачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать.
Ниже приводится дидактический материал по восстановлению словаря.