Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.
Причины дизартрии
Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.
В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.
Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.
Определение и общие сведения
Дизартрия — это логопедическое нарушение. Его частота составляет всего 3—6% всех детей, но наблюдается тенденция к возрастанию этого показателя. Болезнь находится в тройке наиболее распространенных расстройств речи, наряду с дислалией (дефектами речи, не связанными с поражением центральной нервной системы) и алалией (серьезными нарушениями либо полным отсутствием речи у детей). Дизартрия возникает вследствие нарушения работы центральной либо периферической нервной системы, что сказывается на иннервации мышц губ и языка, гортани, неба, гортани и дыхательных мышц.
Классификация дизартрии
В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:
- бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
- псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
- экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
- мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
- корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.
В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.
Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
2 степень дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
3 степень— понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
4 степень речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).
Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия характеризуется нарушениями, связанными с произносительной стороной речи. Данные нарушения вызваны поражением мозжечка. Для данной формы дизартрии характерны следующие проявления:
- потеря плавности речи;
- нарушение ритмичности речи;
- потеря экспрессивности;
- замедленность и прерывистость речи.
Данное речевое расстройство наблюдается на фоне нарушение координации движений различных мышц, которое вызвано патологией мозжечка. Коррекция мозжечковой дизартрии предполагает этиопатогенетическое лечениепричинной патологии, медикаментозную поддержку, а также общие реабилитационные мероприятия: лечебная физкультура, массаж, работа с психологом, занятия с логопедом).
Симптомы дизартрии
Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.
Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.
Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).
Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.
Симптомы
Основные симптомы бульбарной дизартрии:
- Речь ребенка смазанная, заторможенная, со скудной артикуляцией. Звуки «Р» заменяются на щелевые. Вместо звука «Б» произносится «В», звук «П» меняется на «Ф».
- Полностью или частично отсутствуют согласные звонкие звуки. Безударные и ударные звуки произносятся одинаково. Лучше всего звучит буква «А».
- Заметно нарушение ритма. Речь звучит менее эмоционально, монотонно. Экспрессивность речи ребенку с дизартрией недоступна.
- Ребенок часто давится, появляются проблемы с глотанием при приеме пищи и воды.
- Голос ребенка сниженный и гнусавый.
- Слабо выражена мимика, наблюдается асимметричность лица (при одностороннем поражении нерва).
Ребенок, страдающий таким типом дизартрии имеет простую невнятную артикуляцию. В некоторых случаях наблюдается исчезновение из речи звонких звуков. Над ними начинают доминировать глухие. Речь теряет свою выразительность и эмоциональность, она не мелодична. Экспрессивная речь вызывает большие сложности у пациента и быстро его утомляет.
Точная симптоматика зависит от того, какие именно черепные нервы поражены. В ряде случаев могут наблюдаться все из этих симптомов.
Характеристика клинических форм дизартрии
Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.
При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизведение соноров, свистящих и шипящих.
Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов — непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.
При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.
Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).
Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.
Экстрапирамидная дизартрия
Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая) — форма речевого нарушения, возникающая в следствии поражения подкорковых узлов и их нервных связей. Для данной патологии характерны непроизвольные движения лицевой и дыхательной мускулатуре, а также непроизвольные движения языка. Такие движения могут не проявляться какое-то время и усиливаться при попытке ребенка совершить произвольное движение. При этом, может быть сохранено произношение отдельных звуков.
Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Как правило при экстрапирамидной дизартрии характерно затухание голоса к концу фразы. Голос ребенка может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи.
Подкорковая дизартрия характеризуется дискоординацией движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. При резких спазмах речь невозможна. Кроме того, данная форма дизартрии может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.
Диагностика дизартрии
Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.
На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.
Диагностика бульбарной дизартрии у детей
Бульбарная форма дизартрии диагностируется на основе неврологического, логопедического обследования и данных инструментальным методов исследования.
Этапы такие:
- Неврологическое обследование позволяет выявить локализацию бульбарной дизартрии и ее симптомы (дисфонию и дисфагию), а также другие признаки неврологического заболевания (асимметрия лица, отклонение языка, атрофия мышц, снижение рефлексов). Врач оценивает распространенность патологического процесса, ставит точный диагноз и определяет степень тяжести. На этом этапе важно изучить анамнез: течение беременности и родов, особенности раннего развития, перенесенные заболевания и травмы;
- Осмотр логопеда — оценка голоса, скорости, ритмики речи, подвижности и координированности движения артикуляционных мышц, состояния мимических мышц и дыхания. Специалист выявляет характеристики бульбарной дизартрии, определяется с тактикой лечения;
- КТ, МРТ, электроэнцефалография, УЗДГ, допплерография дают информацию о сосудистых нарушениях, органической патологии, объемных образованиях, воспалительном процессе, дегенеративной патологии;
- Люмбальная пункция нужна для установления возбудителя, поэтому проводится при подозрении на инфекционно-воспалительный характер патологии.
При необходимости ребенка могут направить на дополнительные методы исследования и на консультацию к другим врачам.
Перед врачами стоит задача дифференцировать бульбарную форму дизартрии от псевдобульбарного синдрома, причиной которого является поражение кортико-бульбарных трактов. Также нужно исключить моторную, акустико-мнестическую и динамическую афазию.
Коррекция дизартрии
Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.
На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.
Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.
Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.
Симптомы и классификация
Дизартрия может проявляться как в стертой, так и в ярко выраженной формах. Это зависит от степени нарушения иннервации и от локализации поврежденного участка центральной либо периферической нервной системы. Все расстройства могут протекать с повышением либо снижением тонуса мышц речевого аппарата. Выраженные случаи характеризуются следующими признаками:
- гипертонус мышц — постоянное напряжение языка, лица и шеи, плотное смыкание губ, что ограничивает подвижность речевого аппарата;
- гипотонус мышц — у таких пациентов постоянно приоткрыт рот, язык расслаблен и не может выполнять необходимые для произношения звуков движения, может происходить непроизвольное слюноотделение;
- дистония — в состоянии покоя мышцы остаются полностью расслабленными, но при попытках воспроизведения звуков происходит их спастическое сокращение и резкое повышение тонуса.
В домашних условиях отследить патологические изменения сложно, особенно если болезнь протекает в стертой форме. Однако, лечение наиболее эффективно именно на ранних этапах, поэтому врачи Клинического Института Мозга рекомендуют проходить профилактические обследования у логопеда для детей дошкольного возраста. Если вовремя не отследить дефекты речи — состояние может постепенно прогрессировать.
Клиническая картина
При дизартрии характерны любые дефекты речи. Их выраженность зависит от формы и степени нарушения иннервации определенных групп мышц. На начальных стадиях эти изменения сможет диагностировать только логопед, а выраженные формы сопровождаются стойкими изменениями речи и дикции. К ним относятся:
- нарушения произношения отдельных звуков, невнятная и смазанная речь;
- замена отдельных звуков либо их пропуски, замедленный темп речи;
- характерные нарушения — смягчение согласных звуков, невозможность правильного произношения шипящих и свистящих, неправильное воспроизведение глухих и звонких звуков;
- затруднение дыхания во время речи — вдохи и выдохи становятся быстрыми, прерывистыми, поверхностными;
- недостаточная сила голоса — пациенты часто разговаривают тихо.
Если дизартрия проявляется в детском возрасте, она может сказываться на общем развитии ребенка. Сложности с коммуникацией приводят к ограничению словарного запаса, невозможности полноценного развития интеллектуальных способностей. Также болезнь часто сопровождается дисграфией — недостаточным развитием психических способностей, которые участвуют в контроле письменной речи.
Формы дизартрии
При диагностике дизартрии обязательно учитывается ее неврологическая классификация. Ее основные принципы — это локализация поврежденного участка нервной системы и комплекс симптомов, которые можно заметить на первичном обследовании. Диагноз обязательно подтверждается в ходе исследования функции головного мозга и периферических нервов. В Клиническом Институте мозга есть все условия для полноценной диагностики нарушений речи, в том числе связанных с недостаточностью нервной системы.
Бульбарная дизартрия
Бульбарная форма дизартрии связана с нарушением прохождения нервного импульса в ядрах черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это могут быть подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы, реже — лицевой либо тройничный, а также различные комбинации. Эта форма проявляется характерными расстройствами речевой активности:
- нарушение артикуляции;
- изменение тембра голоса;
- неспособность дифференцировать согласные звуки — они все воспроизводятся схожим образом.
Бульбарная дизартрия часто диагностируется в раннем детстве. У таких пациентов проявляется нарушение не только речевой активности, но и других функций, в том числе сосательного и глотательного рефлексов. Вследствие расстройства работы лицевой группы мышц, могут наблюдаться затруднения приема как твердой, так и жидкой пищи. Однако, выраженность симптомов отличается, и болезнь может не сказываться на способности к самообслуживанию и социальной активности.
Псевдобульбарная форма
Псевдобульбарная дизартрия возникает при нарушении работы проводящих корково-ядерных путей. Клиническая картина обусловлена повышением тонуса мышц речевого аппарата, что проявляется комплексом типичных симптомов:
- сложности с движением языка во время устной речи, невозможность зафиксировать его в определенном положении (поднять к небу либо отвести в сторону);
- смазанная речь с характерным носовым оттенком;
- нарушение воспроизведения согласных звуков, особенно шипящих и свистящих.
Псевдобульбарная форма также может проявляться дополнительными симптомами. Из-за повышенного тонуса лицевых мышц, могут затрудняться глотательные движения, у пациента наблюдается риск поперхнуться твердой или жидкой пищей. Также характерны непроизвольные движения мимических мышц.
Подкорковая форма
Подкорковая дизартрия еще называется экстрапирамидной и развивается при нарушении прохождения нервного импульса в области подкорковых ядер центральной нервной системы. Основной механизм патологических изменений — это гиперкинезы, неконтролируемые движения мышц или их групп, в том числе лицевых или мимических. Этот синдром может проявляться и в спокойном состоянии, но часто обостряется при попытке устной речи. Тембр голоса у таких пациентов часто меняется, может внезапно становиться слишком громким либо тихим. Речь быстрая либо медленная, но ее темп может меняться, также для подкорковой дизартрии характерно заикание.
Экстрапирамидная форма может возникать отдельно либо в комплексе с сопутствующими нарушениями. Она часто диагностируется в сочетании с другими формами дизартрии, в том числе бульбарной, псевдобульбарной либо мозжечковой.
Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая форма связана непосредственно с нарушением прохождения нервного импульса по проводящим путям мозжечка. У пациентов наблюдаются сложности с контролем речевой активности, воспроизведением слов и отдельных звуков. Общая картина может включать следующие характерные проявления:
- дрожание языка;
- нарушение четкости речи — пациент концентрируется на точном воспроизведении слов, но могут присутствовать отдельные повышения либо снижения тембра и силы звука, выкрики;
- сложности с воспроизведением звуков, которые требуют точности работы мышц языка и губ.
Поражение мозжечка влияет не только на речевую функцию. У таких пациентов часто наблюдается нарушение координации движений, шаткость походки и расстройства двигательной функции конечностей. При легкой форме болезни, пациент испытывает трудности с удержанием равновесия, особенно в движении.
Корковая дизартрия
Корковая форма дизартрии — это следствие поражения отдельных участков коры головного мозга. Болезнь может возникать как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Основной механизм развития — это артикуляционная апраксия. Синдром заключается в невозможности выполнять сложные последовательные процессы, связанные между собой. Речь таких пациентов невнятная, но нарушения дыхания и изменения тембра голоса отсутствуют. В процессе обследования важно провести дифференциальную диагностику от моторной афазии — заболевания, которое характеризуется идентичными нарушениями, но также включает нарушение понимания разговоров, неспособность к письменной речи.
Степени дизартрии
От степени дизартрии зависит прогноз для пациента и возможность его нормальной социализации. Диагностика болезни обязательно проводится логопедом, который специализируется на коррекции речевых нарушений, связанных с расстройствами работы нервной системы. Всего выделяют 4 основные стадии, первая из которых — наиболее безопасная и не влияет на качество жизни пациента.
- Первая стадия дизартрии — скрытая. Дефекты могут быть незаметны даже близким родственникам, поскольку речь остается максимально внятной и понятной. Диагностировать расстройство можно только на обследовании у логопеда.
- Вторая степень также не влияет на развитие ребенка. Дефекты речи заметны посторонним людям, но она остается понятной. У пациента не возникает сложностей с коммуникацией, что обеспечивает возможность полноценного развития интеллектуальных способностей и посещения общеобразовательных заведений.
- При третьей стадии дизартрии у пациента уже наблюдаются трудности в коммуникациях с посторонними людьми. Речь невнятная, ее бывает сложно понимать даже близким людям. Однако, при грамотной реабилитации сохраняется возможность озвучить простые мысли и обеспечить базовые потребности. Интеллектуальное развитие затруднено, в результате неспособности к нормальной коммуникации.
- Последняя стадия дизартрии — анартрия. Речь у таких пациентов полностью отсутствует, что прямо связно с нарушением интеллектуального развития. Характерно непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и сочетаний, которые не несут смысловой нагрузки, а также неконтролируемые движения лицевой мускулатуры либо значительное снижение ее тонуса.
Врачи Клинического Института Мозга настоятельно рекомендуют проходить плановые обследования у логопеда, начиная с раннего детства. Нарушения дикции в дошкольном возрасте — это нормальное явление, и большинство случаев проходят без применения специфической терапии. Однако, дизартрия требует длительного лечения, которое позволит избежать осложнений и прогрессирования болезни, а также обеспечить максимальную социализацию пациента.
Прогноз и профилактика дизартрии
Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.
При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.
При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.
Лечение и коррекция бульбарной дизартрии у детей
Терапия патологии комплексная, направлена на причину, а также симптоматику бульбарной дизартрии. Проводится лечение неврологического заболевания, речевых расстройств, которое закрепляется реабилитационной программой.
Неврологическая помощь заключается в устранении причины нарушений. Если имеет место инфекционно-воспалительный процесс — применяются антибактериальные или противовирусные препараты, инфузионная терапия. При объемных образованиях показана хирургическая операция с последующей реабилитационной программой.
Также нужно восстановить клетки головного мозга. Для этого используется нейрометаболическая терапия: ноотропы, нейропротекторы, витамины.
Логопедическая помощь направлена на устранение внешних характеристик бульбарной дизартрии. Логопед помогает разработать артикуляционную мускулатуру, избавиться от дефектов речи, поставить правильное произношение звуков, сделать речь плавной и выразительной. Применяются массаж, упражнения, дыхательная гимнастика. Напомним, что эффект от логопедической помощи будет нулевой, если не устранить причину.
Реабилитационная программа проводится посредством общего массажа, физиотерапевт, лечебной физкультуры, плавания. Может понадобиться помощь психолога.
Родители должны знать, что лечение обычно длительное: может понадобиться не один месяц, пока речь нормализуется. Поэтому вам необходимо запастись терпением, настойчивостью.
Корковая дизартрия
Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание. Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесений, но с трудом автоматизируются в речи.
Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия — наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше. В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица. Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую. 1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу. Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи. Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители. 2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки » a» и «у» недостаточно четкие, звуки «и» и «ы» обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения. Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход. 3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам. Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно. Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка — «бека») или оба (змея — «ия»). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда — «посюся», ножницы — «носисы»). Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе. Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку. Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук «с» следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар. Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.
Лечение дизартрии
В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние ребенка. Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия: логопедическая коррекция; лечение медикаментозное; массаж; дыхательная гимнастика; ЛФК. Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует. Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.
Профилактика
Чтобы не искать, где и как лечить дизартрию, важно заранее уделить внимание мерам ее профилактики:
- во время беременности соблюдать все рекомендации врача, полноценно питаться и отдыхать;
- развивать мелкую моторику;
- проводить логоритмические занятия;
- заниматься физкультурой и танцами;
- посещать логопеда и невролога для раннего выявления проблем и их коррекции;
- полноценно питаться.
Если речь идет о взрослом человеке, правила профилактики дизартрии включают:
- соблюдение режима труда и отдыха;
- контролировать уровень артериального давления, проводить профилактику сосудистых заболеваний;
- своевременное лечение возникающих патологий, в том числе инфекций;
- соблюдение правил безопасности, исключающих интоксикацию на рабочем месте;
- минимизировать курение и употребление алкоголя;
- придерживаться принципов правильного питания, не допускать ожирения;
- регулярно гулять на свежем воздухе.
Причины возникновения и признаки
Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:
- вирусные заболевания будущей матери;
- патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
- резус-конфликт;
- гипоксия плода;
- очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
- некоторые родовые травмы;
- недоношенность;
- инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
- ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
- ЧМТ;
- гидроцефалия;
- интоксикации в тяжелой форме;
- энцефалит. Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007
Логопедическая программа
Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.
Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
- Развитие артикуляционных движений;
- Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
- Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
- Полноценное развитие фонематического восприятия.
Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.
При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:
- Голосовые и дыхательные упражнения;
- Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
- Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
- Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
- Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).
Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:
- Системного подхода к анализу речевого дефекта;
- Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
- Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.
В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.
Логоритмическое воздействие
Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.
Задачи первого периода следующие:
- Воспитание статики движений;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
- Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
- Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
- Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
- Преодоление просодических нарушений при дизартрии.
Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.
В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:
- Развитию артикуляционного аппарата;
- Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
- Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).
Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.
Что делать? Методы лечения расстройства
Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:
- развитию моторики;
- формированию ри разговора;
- оттачиванию дикции;
- исправлению произношения искаженных звуков;
- расширению словарного запаса;
- развитию фонетического слуха;
- запоминанию грамматического строя.
На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.
В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.
Источники:
- Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
- Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
- 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.