Методики обследования детей и подростков с дизартриейметодическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Диагноз «дизартрия» ставится после тщательного обследования невролога и логопеда. При дифференциальной диагностике используется комплексный подход, который охватывает не только речевую деятельность, но и состояние высших психических функций ребенка, поведение, уровень овладения навыками, состояние зрения, слуха, артикуляционного аппарата и двигательной сферы. Не менее важны сведения о соматическом состоянии ребенка, о возможной наследственной природе нарушения. Основательное исследование позволит не только поставить точный диагноз, но и выбрать оптимальную методику коррекции формы дизартрии.

Дифференциальная диагностика дизартрии

Одним из первых признаков дизартрии является псевдобульбарный синдром, который можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Его проявлением является глухой, слабый крик или его отсутствие, трудности при сосании, глотании, отсутствие поискового и сосательного рефлексов. Младенец плохо захватывает грудь, еле сосет, часто захлебывается, кожные покровы синеют, молоко вытекает из-под уголка губы, а иногда даже из носа. В самых тяжелых случаях дети вообще не могут захватить грудь, глотание ослаблено, кормление осуществляется через зонд. Такие дети испытывают трудности при дыхании, дышат поверхностно, учащенно, аритмично. При введении в рацион твердой пищи малыш не способен кусать, жевать, пить из чашки, постоянно захлебывается, давится.

По мере взросления ребенка большое значение в диагностике имеет состояние двигательной сферы и речевых функций. Тонус мышц может быть чрезмерно повышенным, пониженным или постоянно меняться. Отмечается недостаточность артикуляционных движений, неправильное положение языка в полсти рта, его импульсивность, нарушение голоса, замедленный темп речи, стойкие дефекты звукопроизношения. Диагноз ставится к 4 годам, поскольку раньше дефекты могут исправляться за счет компенсаторных функций мозга.

Критерии диагностики

Основными критериями диагностики являются:

  • снижение объема тонких дифференцированных движений языка, недостаточная подвижность кончика языка (не загибается вверх), смещение языка в ту или иную сторону в вытянутом положении, тремор, дергание, и его насильственные движения.
  • присутствие содружественных движений языка и других частей тела. При движении вверх двигаются пальцы рук, нижняя челюсть.
  • замедленный темп движений артикуляционного аппарата.
  • сложности в переключении с одной артикуляционной позы на другую.
  • грубое нарушение звукопроизношения и длительный процесс автоматизации звуков.
  • нарушение выразительности, темпа и модуляции голоса.

В отдельных случаях при минимальных проявлениях дизартрии делают функциональные пробы.

Функциональные пробы

Проба 1.

Открыть рот, высунуть широкий язык из полости рта и держать его ровно несколько секунд распластанным на нижней губе. В это же время ребенок должен глазами следить за движущимся сбоку предметом. Если язык отклоняется в сторону перемещающегося предмета вместе с движением глаз, это проявление дизартрии.

Проба 2

. Ребенок выполняет качающиеся из стороны в сторону, вверх, вниз движения языком, в это же время нужно положить руку на его шею. Если даже при слабых движениях языка зафиксировано напряжение в мышцах шеи или запрокидывание головы, проба является положительной.

Изучение мимической моторики

Одним из важных этапов диагностики является изучение мимической моторики. Дизартрики затруднятся поднять брови, сморщить нос, прищурить глаза, надуть щеки. Для обследования детей с речевыми нарушениями обычно используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, адаптированные в соответствии с возрастом ребенка.


Используются следующие упражнения:

  1. Поднять брови («Удивление»).
  2. Сомкнуть веки, сначала слегка, потом плотно.
  3. Прищурить глаза.
  4. Сжать губы.
  5. Вытянуть губы в трубочку.
  6. Открыть рот, как при произнесении звук «О».
  7. Надуть щеки (Хомяк»).
  8. Оскалить зубы, как при произнесении звука «И».
  9. Сжать зубы («Заборчик»).
  10. Подуть вытянутыми губами.

Все задания выполняются 3 раза подряд. Оцениваются движения по трехбалльной шкале. Четкое выполнение – 1 бал, недостаточно четкое – 2, не выполнено более семи заданий – 3 балла. При повышенном тонусе у ребенка напряжены мышцы лица, языка, губ, шеи. Когда рот открыт язык, машинально отодвигается или назад, или высовывается вперед. При смыкании губ затрудняется произвольное открывание рта. Если напряжена только верхняя губа, то рот слегка приоткрывается, повышается слюноотделение. При пониженном тонусе с открытым ртом язык ребенка вялый и распластанный, губы не могут плотно смыкаться, рот все время открывается, наблюдается саливация. При меняющемся тонусе мышц – язык дрожит во рту. Мышцы губ и рта в состоянии покоя расслаблены, а при производстве речи – напряжены. Звукопроизношение при этом искажено, многие звуки пропущены.

Артикуляция

При обследовании подвижности артикуляционного аппарата ребенка просят выполнить следующие упражнения:

1. Открыть и закрыть рот.

2. Полуоткрыть, широко открыть, закрыть рот.

3. Поочередно оттянуть уголки рта, как при произнесении звука «И», затем губы сделать круглыми – «О»; вытянуть губы – «У». При этом зубы должны быть сомкнутыми, движения производятся одними губами.

4. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.

5. Высунуть «острый» язык, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.

6. Покусывание кончика языка.

7. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, губы – в улыбке («Часы»).

8. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»).

Если ребенок выполняет движения с высокой амплитудой или наоборот, очень медленно, затрудняется в выполнении части движений, например, не может поднять язык вверх, или вместе с языком начинают двигаться руки, нижняя челюсть, ребенок устает и не может выполнить подряд одно и то же движение, это свидетельствует о наличии дизартрии. Кроме того при дизартрии нарушается речевое дыхание и голосообразование. Голос угасает к концу фразы, посередине фразы ребенок вдруг начинает задыхаться. Речь монотонна, замедленна, с частой сменой модуляции голоса и высоты тона. Во время речи наблюдается подтекание слюны.

Причины дизартрии

  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.

Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.
Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Основные отличия дизартрии от других логопедических диагнозов

От дислалии дизартрия отличается выраженной неврологической симптоматикой. Кроме того грубо нарушено звукопроизношение, страдают не только звуки раннего онтогенеза, но и гласные. Голос при этом глухой, слабый, нарушена мелкая и общая моторика, понижены психические процессы: память, внимание, мышление. У ребенка наблюдаются частые смены настроения, гиперактивность. С алалией дифференцируется по принципу отсутствия первичных нарушений производства речи и языковых операций, что выражается в особенностях развития лексико-грамматического строя речи.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии

При лечении дизартрии используется комплексный подход, обязательна работа логопеда. Речевая терапия проводится наряду с медикаментозными и немедикаментозными средствами воздействия: физиотерапия, лекарства, чтобы снять спазм в мышцах, ЛФК, рефлексотерапия, массаж. Также важна психолого-педагогическая работа, которая включает в себя:
  • развитие сенсорных функций, зрительного внимания и восприятия, формирование у ребенка представлений о форме, цвете, величине, пространстве и времени.
  • развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
  • развитие стереогноза, тактильных ощущений, умения на ощупь определять форму и качество предметов, считать пуговицы с закрытыми глазами, искать в песке буквы и цифры. Применяется игра «Волшебный мешочек».
  • развитие тонкой моторики пальцев рук, рисование, вырезание, использование пальчиковых игр, мозаики.
  • развитие познавательной деятельности, математических представлений, чтение сказок.
  • формирование детских видов деятельности, умение играть с предметами, в сюжетно-ролевые игры.

Дизартрия – одно из самых распространённых речевых расстройств у детей

В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:

  • стёртая дизартрия (нарушена одна или несколько групп звуков, как правило, позднего онтогенеза);
  • дизартрия (нарушено большое количество звуков, речь плохо понятна, “каша во рту”);
  • анартрия (страдает артикуляция не только согласных, но даже гласных, речь невозможна, состоит из нечленораздельных звуков). Анартрия встречается достаточно редко: зачастую сопровождает ДЦП или наблюдается после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм.

Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:

  • смазанность, нечёткость дикции;
  • недостаточная выразительность речи;
  • короткий, слабый речевой выдох, что вынуждает ребенка часто делать паузы.

В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией. Какие же механизмы вызывают дизартрию? Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.

Синдром пирамидной недостаточности – это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка.

Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:

  • гипертонус (повышение мышечного тонуса);
  • гипотонус (понижение мышечного тонуса); — мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса). Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.

Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях. При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития – ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.

Пирамидный путь – это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, — гигантские (пирамидные) клетки (клетки Беца). Они имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Часть этого пути представлена пучком клеток, образующих кортико-бульбарный (кортико-нуклеарный) путь. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше – в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортико-спинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортико-бульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии.

Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:

1. Нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба.

При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка (“лопаточка”). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение (“Сябака и коська зивут недрузьня”). При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык (“иголочка”), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся “хлюпающие” звуки – л’х (собака –“л’хабака”). При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У. Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.

2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).

Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.

3. Наблюдаются синкенезии (содружественные движения). Наиболее частыми синкинезиями являются:

  • запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
  • закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
  • движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
  • движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.

Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.

Дети с синдромом пирамидной недостаточности должны проходить обязательную диспансеризацию у врача-невролога – 2 раз в год, раннюю логопедическую диагностику.

От тщательности выполнения рекомендаций невролога (медикаментозная и физиотерапия, массаж, ЛФК) будут зависеть сроки и эффективность восстановительного лечения и результативность логопедической работы.

Автор: Елена Моисеенко, 2016

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа будет зависеть от логопедического заключения, используются программы работы с ОНР (общее недоразвитие речи) и ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). Логопед проводит занятия в три этапа:

1 этап. Подготовительный

Включает в себя нормализацию дыхания и мышечного тонуса, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу с просодической стороной речи, уточнение и развитие пассивно-активного словаря и формирование потребности в речевом общении. При повышенном тонусе проводится расслабляющий массаж

, который могут делать и родители дома. Массаж мимической мускулатуры (1,5 – 2 мин.) от висков к центру лба, от ушей к носу, от ушей к подбородку. Массаж губ от углов к центру по верхней и нижней губе, массаж языка в обе стороны проводится через носовой платочек. При пониженном тонусе мышц делается
укрепляющий массаж
в течение 3 мин. от центра к периферии: от центра лба к вискам, от носа к ушам, от уголков рта к ушам. Тренировка мышц губ ребенка происходит через захват и удерживание губами леденцов, палочек разного диаметра, втягивание жидкости через соломинку.

Артикуляционная гимнастика

направлена на тренировку мышц языка: введение уклада, фиксация артикуляционной позы и вывод из нее. Работа с
просодикой
нацелена на дифференциацию различных оттенков выразительности, восприятие ритмического рисунка (отхлопывание, отстукивание), знакомство с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией и их дифференциацией, формирование различных модуляций голоса (громко, тихо). У дизартриков ключичный тип дыхания, поэтому работу с ними нужно начинать лежа на коленях логопеда. Через тактильные ощущения – одна рука на животе, другая на груди ребенка – учиться дышать животом, грудью.

2 этап. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков

Его цель – производство контроля над положением рта, губ, языка, формирование артикуляционных движений, развитие правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале, звуковой анализ слов. Конкретными задачами является постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений, двигательно-кинестетической обратной связи. Используются такие
упражнения
, как расправление щек, потряхивание верхней и нижней губы, опускание и поднимание нижней челюсти. Постановка звуков производится тремя способами: механический, имитативный и смешанный. Автоматизация включает в себя тренировочные упражнения со звуком в слогах, словах, фразах, предложениях. Речевой материал не должен включать нарушенные звуки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]