Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению


Эмоциональный интеллект (EQ, Emotional Quotient, Социальный Интеллект) — это понятие близкое IQ (intelligence quotient), но в котором основой являются не интеллектуальные способности человека, а его способность к управлению собственными эмоциями и сопереживанию другим людям. Второе распространенное название этого же понятия — социальный интеллект.

Тест на оценку эмоционального интеллекта измеряет спектр аспектов эмоционального интеллекта, с целью предсказать вашу способность понимать и управлять своими эмоциями, а также предсказывать эмоциональные реакции других.

При использовании в тестировании соискателей при приеме на работу EQ тест может включать в себя широкий набор тестовых вопросов, обычно представленных в виде опросников или мини-кейсов — сценариев конкретных рабочих ситуаций на рабочем месте. В каждой из ситуаций участвует 2 или больше стороны, которые как-либо взаимодействуют на рабочем месте (коллеги, руководитель и подчиненный, сотрудник и клиент и т. д.).

Тесты на эмоциональный интеллект широко используются на работе, где требуется ежедневно много общаться — в колл-центрах банков и сотовых операторов, на позиции операционистов, менеджеров по продажам и поддержке клиентов, а также для руководителей всех уровней, в том числе в правительство РФ на федеральном и региональном уровне. Для руководителей умение узнавать эмоции и сопереживать даже более важно — это входит в обязательные навыки эффективного управления. Тесты на социальный интеллект входят в тесты Лидеры России, а конкретно — в тесты на управленческий потенциал конкурса Лидеры России. О тестах конкурса Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2019-2020 и Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»

В конкурсе Лидеры России и Лидеры России.Политика в 2021 году используются отдельные блоки тестов на эмоциональный интеллект. Они призваны оценить, насколько вы опытный руководитель, умеющий понимать эмоции других людей (подчиненных, коллег, вышестоящих руководителей), и насколько эффективно вы способны управлять своими эмоциями. Это достаточно длительные тесты на 30-40 минут, вопросы которых могут быть неоднозначными.

Наиболее популярными и заслуживающих доверия тестами на эмоциональный интеллект являются тесты Холла, Люсина, Гилфорда а также тест MSCEIT Майера-Сэловея-Карузо, в котором 144 контрольных вопроса. Разработчиками таких тестов являются все ведущие компании в сфере hr-технологий: SHL, Talent Q, ЭКОПСИ и другие.

Что измеряет тест на эмоциональный интеллект?

Поскольку EQ тесты применяются для оценки широкого спектра аспектов эмоционального интеллекта, вопросы тестов различаются в зависимости от того, какой компонент эмоционального интеллекта они измеряют.

Большинство тестов эмоционального интеллекта измеряют все или только некоторые из следующих компонентов:

  • Способность распознавать эмоции по выражению лица;
  • Умение понимать и использовать эмоции, чтобы предугадать поведение других;
  • Способность определять эмоции людей по их поведению;
  • Умение понять, как определенные действия способствуют эмоциям в нас и других;
  • Умение определять типы эмоций;
  • Способность понимать, как использовать эмоции для облегчения взаимодействия между людьми;
  • Умение понимать характер разных эмоций.

Проблема измерения

Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ. Вокруг них в современной литературе разворачиваются острые дискуссии. Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом по аналогии с традиционными тестами интеллекта, отмечают, что основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно утверждать, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображённый на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы: — оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области), — оценки большинства испытуемых (но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки), — мнение разработчиков тестовых заданий, например, актёров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями (но возникает сомнение, что актёры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала). Проблема выбора правильного ответа остаётся не решённой, при этом разные способы её решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом.

Другой методический подход к измерению ЭИ состоит в использовании опросников. Главный его недостаток – опора на самоотчёт, что входит в противоречие с попыткой измерять ЭИ как один из видов интеллектуальных способностей. Одна из проблем использования опросников на ЭИ состоит в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно – с личностными опросниками. В связи с этим критиками высказывается предположение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт. Более подробный анализ психометрических свойств методик, представляющих два эти подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а паттерны их корреляций с методиками, измеряющими другие конструкты, совпадают недостаточно. Следовательно, можно предположить, что эти два типа методик измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные стороны ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимальным является использование в практической и исследовательской работе одновременно разных методических подходов для оценки ЭИ.

Примеры тестов на эмоциональный интеллект

Давайте рассмотрим следующий простой тестовый вопрос на эмоциональный интеллект:

Лилия чувствовала стресс и тревогу, когда думала обо всей той работе, которую ей нужно было сделать. Когда ее руководитель назначил ей еще один дополнительный проект, она почувствовала ____. (Выберите лучший вариант.)

а) ошеломление

б) подавленность

в) стыд

г) застенчивость (неловкость)

д) испуг (панику)

Правильный ответ — “подавленность”. Лилия чувствовала стресс, прежде чем ее руководитель назначил ей новую работу. Дополнительная работа, назначенная ей, когда она уже была в состоянии стресса, только усиливала это чувство и заставляла ее чувствовать себя подавленной.

Далее рассмотрим несколько примеров тестов на эмоциональный интеллект, данных в виде мини-кейсов.

Наиболее известные в России методики для измерения эмоционального интеллекта

В настоящее время известны следующие методики измерения эмоционального интеллекта:

Тест Холла

Наиболее широко используется методика М. Холла, которую представил Е. П. Ильин. Она почти идентична методике EQ Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:

  1. эмоциональная осведомленность,
  2. управление своими эмоциями,
  3. самомотивация,
  4. эмпатия,
  5. распознавание эмоций других людей.

Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от –3 – «полностью не согласен» до +3 – «полностью согласен». Однако И. Н. Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию – как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей – как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Также стоит отметить отсутствие какой-либо информации по психометрике данного теста как при его создании, так и при переводе. Это лишает права рассматривать данную методику как адекватное и валидное средство измерения эмоционального интеллекта. С этой точки зрения удивляет ее широкое распространение.

Тест самоотчёта

Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мейера и П. Сэловея. Шутте с коллегами (Schutte et al., 1998). Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы:

  1. оценка и выражение эмоций;
  2. регулирование эмоций;
  3. использование эмоций при решении проблем.

Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 – «это совершенно не обо мне» до 5 – «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам. Этот опросник показал достаточно хорошие психометрические показатели при конструировании: внутреннюю надежность (α Кронбаха = 0,90), тест-ретестовую надежность на уровне 0,78 и очевидную дискриминативную валидность. Единственным минусом данной методики является ее незащищенность от социально желательных ответов испытуемых. Также нигде нет никаких данных о проведении психометрики после перевода методики на русский язык и адаптации на русскоязычной выборке. Однако несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.

Эмоциональный IQ

ЭмIQ-2 – методика, созданная в России. Работа над тестом началась в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е. А. Орлом на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста «Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В. В. Одинцовой под научным руководством А. Г. Шмелева. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал:

  1. общий балл (суммарный балл по всем шкалам);
  2. самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей);
  3. самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей);
  4. выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей);
  5. социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания);
  6. самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих).

Стандартизация существующего варианта методики проводилась на широкой выборке добровольцев, выполнявших интернет-версию методики в ее исследовательском варианте, на сайте HR-Лаборатории «Гуманитарные Технологии» (свыше 600 протоколов).

Стоит отметить большую практическую направленность данной методики. В качестве сферы ее применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес-тренеры и т. д.).

Тест Люсина

Тест ЭмИн Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. Правда, определение, предложенное Д. Люсиным, перекликается с моделью Х. Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других.

На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов:

  1. Межличностный эмоциональный интеллект: Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций,
  2. Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию,
  3. Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций.
  • Внутриличностный эмоциональный интеллект:
      Шкала В1. Осознание своих эмоций,
  • Шкала В2. Управление своими эмоциями,
  • Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.
  • Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Тем не менее, данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей ввиду того, что является опросником, основанном на самоотчете. Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются, поэтому трудно судить о надежности и валидности данной методики. Параллельно Д. Люсин ведет работу по созданию новой версии теста, в которую будет добавлена шкала, измеряющая способность к управлению чужими эмоциями, уточняется содержание шкал для повышения их надежности, продолжается сбор данных для проверки валидности опросника.

    Тест Мейера-Сэловея-Карузо

    В 1990 г. П. Сэловей и Дж. Мейер предложили свою модель эмоционального интеллекта, опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей:

    1. Оценка и выражение эмоций: Оценка и выражение своих эмоций: Вербальное
    2. Невербальное
  • Оценка чужих эмоций:
      Невербальное восприятие
  • Эмпатия
  • Регуляция эмоций:
      Своих
  • Чужих
  • Использование эмоций в мышлении и деятельности:
      Глобальное планирование
  • Креативное мышление
  • Переадресация внимания
  • Мотивация
  • К 1997 г. Джон Мейер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта. В переработанной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом. В свете этих изменений понятие эмоционального интеллекта получило и новое определение – как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений:

    Опросник Бар-Она

    Модель Р. Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия. Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:

    1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
    2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
    3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
    4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
    5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

    Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам. Следует отметить, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие»либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов.

    Таким образом, понятие эмоционального интеллекта в настоящее время является активно разрабатываемым как с теоретической, так и с прикладной точки зрения. Дальнейшие исследования и изыскания в этой области могут показать жизнеспособность и ценность данного понятия.

    Рекомендации по решению тестов на эмоциональный интеллект

    Многие соискатели считают тест на эмоциональный/социальный интеллект очень сложным по следующим причинам:

    • Тестовые вопросы могут быть неоднозначны
    • Контрольные вопросы требуют, чтобы люди имели дело с ситуациями вне их зоны комфорта (конфликты)

    Исходя из нашего опыта, двумя наиболее сложными задачами при решении тестов на EQ являются способность распознавать и идентифицировать эмоции, выраженные невербально и способность прогнозировать эмоциональные реакции людей. Умения такого рода приходят лишь с длительной практикой в общении с людьми.

    Но проходить EQ тесты можно научиться. Как всегда, главное — практика и опыт.

    Тесты на социальный/эмоциональный интеллект предназначены для вашего эмоционального вовлечения в ситуацию и, таким образом, получение от вас спонтанного ответа, основанного на имеющемся опыте и интуиции. Однако единственной выигрышной стратегией будет спокойное и отстраненное изучение ситуации, чтобы понять цели и состояние сторон и взвесить имеющиеся варианты. Тщательно продумайте то, что Вы хотите показать работодателю, выбрав тот или иной вариант ответа.

    Вашей целью при прохождении EQ тестов является демонстрация того, что вы умеете распознавать и понимать эмоции других людей. Таким образом, мы рекомендуем при выборе ответов на первое место ставить уважение к чувствам людей, которые демонстрируются в сценарии теста. Худшим выбором ответа будет тот, где игнорируется мнение второй стороны.

    В каждом тесте обычно изучается не 1, а 3-4 параметра. Например, помимо навыка узнавать и уважать эмоции других людей от вас может потребоваться продемонстрировать такие навыки как:

    • убедительность
    • упорство в достижении результата
    • лояльность компании и учет ее интересов
    • гибкость
    • навыки эффективной коммуникации
    • умение находить решения
    • добросовестность
    • аккуратность

    Все эти навыки можно и нужно продемонстрировать таким образом, чтобы учитывались интересы всех сторон конфликта, который описывается в сценарии EQ теста.

    Рассмотрим несколько примеров тестов на эмоциональный интеллект. В этих тестах, чтобы успешно пройти тест, требуется найти баланс между учетом эмоционального состояния собеседника и решением конкретной рабочей задачи.

    Пример личностного теста на EQ 1

    Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно.

    Пример личностного теста на EQ 2

    Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно.

    Эмоциональный интеллект: как его развить и улучшить качество жизни

    Трансформационный тренер, спикер МГИМО и коуч Эвелина Леви рассказала HiPO, что такое эмоциональный интеллект, почему современные hr-специалисты высоко ценят этот навык и какие преимущества есть у эмоциональных интеллектуалов в обычной жизни.

    Эвелина Леви,

    коуч

    Эмоциональный интеллект (ЭИ, EQ) — способность распознавать эмоции, вызывать их в нужное время и управлять ими. Это касается и собственного эмоционального настроения, и настроения других людей.

    Есть множество тестов, по которым определяется показатель ЭИ в баллах: Холла, Гоулмана, Люсина, Сэйера-Саловея-Карузо, Стайн, Манойловой и так далее. Результаты оцениваются по шкале от 0 до 100. Средним считается уровень в 60–70 баллов. Мне больше других нравится тест Холла. Кстати, на его базе я разработала тестирование, которое перед стартом обучения проходят студенты моей образовательной платформы.

    В 1964 году профессор Говард Гарднер в своем исследовании впервые рассказал о том, что кроме аналитического есть еще и чувственный интеллект, позже названный EQ. Многие ученые пытались дать ему четкое определение: например, Питер Саловей и Джон Майер. Но революционной стала книга журналиста и психолога Дэниела Гоулмана, у которого я училась. Гоулман установил, что уровень развития ЭИ определяют несколько факторов:

    самосознание

    саморегуляция

    мотивация

    эмпатия

    навыки общения

    Люди с развитым эмоциональным интеллектом при прочих равных (хорошей памяти, способности концентрироваться и так далее) чаще добиваются успеха и в личной, и в профессиональной сферах. Они лучше понимают себя и свои потребности, видят сильные и слабые стороны, проще взаимодействуют с другими, не позволяют неприятностям влиять на общее состояние, выбивая из колеи.

    В 2020-м ЭИ вошел в пятерку самых ценных навыков по мнению международных компаний. Рекрутинговый портал Career Builder выяснил: 71% hr-специалистов считают, что развитый EQ для кандидата важнее, чем IQ.

    А 59% рекрутеров не готовы взять на работу человека с низким эмоциональным интеллектом, даже если он продемонстрирует незаурядные умственные способности.

    Продуктивность также напрямую зависит от показателя ЭИ. Особенно это заметно во время форс-мажора или цейтнота. В таких ситуациях человек должен не просто выполнить работу, но и суметь взять себя в руки, сориентироваться.

    Если же говорить об обычной жизни, надо отметить, что развитие эмоционального интеллекта — это способ работы со страхами и внутренним критиком, который мешает нам расти.

    EQ и IQ: что важнее

    Есть миф о том, что эмоциональный интеллект — это врожденное. Разумеется, у человека могут быть способности, как если бы ему с детства хорошо давалась математика или рисование. Но все же ЭИ — навык, который можно и нужно развивать. Как, например, память, концентрацию и другие когнитивные качества.

    А еще, несмотря на приведенные выше исследования, есть заблуждение, что EQ не так важен, как IQ. Это неправда. Какая нога важнее — правая или левая? Важны обе. Без развитого мышления не сможете учиться, планировать, выстраивать систему приоритетов, а без ЭИ — использовать полученные знания с максимальной пользой.

    Любой навык, будь то EQ или катание на велосипеде, требует освоения. Нужны развитые когнитивные способности: память, внимание, мышление, умение воспринимать информацию и применять теорию на практике. В этом смысле IQ можно считать базой для формирования эмоционального интеллекта.

    С другой стороны, без развитого эмоционального интеллекта сложно добиться высоких результатов и в мыслительной деятельности. Допустим, перед вами стоит сложная задача. Нужно сконцентрироваться, вложить все силы. А вы эмоционально опустошены. Без энергии, которую дают эмоции, вы не можете достичь необходимой концентрации.


    ДАРЬЯ БЕЛОГЛАЗОВА Подписка на все курсы «Your Om» (1 месяц) 990 ₽


    МИФ Никогда не ешьте в одиночку 592 ₽

    Эмоциональный интеллект и общение

    Не нужно ставить перед собой цель изменить окружение — по мере развития ЭИ это может произойти естественным образом. Трудно находиться рядом с людьми, которые не соответствуют нашим потребностям в общении. Вы инстинктивно потянетесь к тем, кто близок вам по духу.

    Высокий уровень ЭИ проявляется в поведении. Это умение справиться со стрессовой ситуацией, понять собеседника и посочувствовать ему, но не позволить «сесть на шею».

    Насчет эмоционального интеллекта у мужчин и женщин есть разные исследования с противоречивыми выводами. Считается, что благодаря материнскому инстинкту показатели эмоционального интеллекта у женщин выше, чем у мужчин. Плюс — женщины якобы более эмоциональны, а значит, вынуждены справляться с этим. В то время как мужчин отличают собранность, рациональность, склонность загонять переживания внутрь. Но мы понимаем, что это всего лишь стереотипы… Ведь в детском возрасте различия между мальчиками и девочками почти незаметны.

    Воспитание эмоционального интеллекта у детей

    Дети копируют поведение взрослых, и ничто не научит их лучше, чем личный пример. Важно понять самим и объяснить ребенку: нет плохих эмоций. Не критикуйте детей за злость, обиду, капризы.

    Гораздо полезнее констатировать эмоции: «я вижу, что ты злишься», «мне кажется, тебе стыдно». Тогда ребенок понимает, что с ним происходит, и ему проще научиться управлять своим состоянием.

    Есть детские версии дневников эмоций. Каждый день малышу нужно выбрать смайл, лучше всего передающий его чувства, или упражнения и игры, повышающие уровень осознанности. Например, придумать историю, в которой персонаж встречается с трудностями и злится, обижается, пугается (это могут быть любые эмоции, которые хотите проработать). И решить, как выдуманному герою лучше поступить.

    Вместе с ребенком нужно учиться не выплескивать эмоции, а направлять их в полезное русло. Например, в физическую активность или творчество.

    Как распознать высокий или низкий уровень ЭИ

    В повседневной жизни на низкий уровень ЭИ указывает неумение управлять собой. Человек легко срывается, на него влияют окружающие, он стесняется выражать обиду или любовь.

    Эмоциональные интеллектуалы, наоборот, реже поддаются панике и попыткам других людей испортить им настроение, знают свои эмоциональные «слабости» и вместо того, чтобы бороться со срывами, умеют их предотвращать. Они более восприимчивы к словам и чувствам окружающих (хотя и не позволяют собой манипулировать), готовы отдавать, а не только брать. Они легче адаптируются к переменам.

    Считается, что только 15% людей обладают высоким эмоциональным интеллектом. Например, Анджелина Джоли производит впечатление именно такого человека. Она проявляет чуткость и сострадание. Кажется энергичной, адаптивной, осознанной. Исходя их того, что мы знаем об актрисе, нельзя сказать, что она склонна к истеричности или резким перепадам настроения. При этом она не боится выражать эмоции.


    МИФ Не мешай себе жить. 632 ₽


    HOLI YOGA& CAFÉ Абонемент на 8 классов йоги в Holi Yoga& Cafe 7 300 ₽

    Управление эмоциями

    Контролировать и подавлять эмоции нельзя. У вас это просто не получится: в какой-то момент они возьмут верх и вырвутся, сметая все на своем пути.

    Эмоциями нужно управлять — экологично, осознанно, бережно. Например, когда вы на пределе, скажите себе: я злюсь, потому что… Так вы сконцентрируетесь на проблеме, переключитесь от эмоционального к рациональному.

    Еще, как я уже говорила, можно направлять энергию, которую дала эмоция, в созидательное русло. Лучше всего — в физическую активность. Вымойте посуду, поприседайте, пробегитесь с собакой. Главное — не перегружайте организм, иначе почувствуете опустошение.

    Эмоции подчиняются закону компенсации: за подъемом обязательно следует спад, и наоборот. Важно сохранять баланс.

    Одна из важных составляющих ЭИ — осознанность. Поэтому полезно медитировать. Практика успокаивает, делает связь тела и эмоций осязаемой, ощутимой, учит получать и использовать энергию.

    Только от вас зависит, насколько устойчив ваш эмоциональный интеллект. Он требует постоянной тренировки. Наблюдайте за своим состоянием, повышайте осознанность (то есть понимание, почему и с какой целью вы поступаете так, а не иначе), ищите связь между происходящим вокруг и вашей реакцией. Все это дает возможность предотвратить неприятные эксцессы, а не справляться с ними, когда эмоции уже зашкаливают.

    Даже тяжелые испытания не смогут вас «добить», если вы работаете над эмоциональной устойчивостью.

    Как развить эмоциональный интеллект

    EQ развивается в три этапа:

    — на первом этапе учитесь различать и называть эмоции. Их около 80, но большинство из нас знают только 10. У меня есть азбука эмоций, в ней не только сами эмоциональные состояния, но и шкала выраженности, показывающая, насколько они энергетически заряжены. Например, ярость, экстаз или эйфория дают максимум энергии, а брезгливость или скорбь — минимум (вы на спаде);

    — на втором этапе изучаете эмоции — почему они возникают и как проявляются. Здесь поможет ведение дневника. Ежедневно, каждые 2-3 часа, записываете, что чувствуете, какие события и люди на вас повлияли, где вы находитесь в это время и что делаете. Так выстраиваются связи между событиями и эмоциональными реакциями на них. Вскоре вы будете лучше понимать себя и научитесь прогнозировать эмоциональные всплески;

    — переходите к управлению эмоциями — это отдельный пласт, о котором не расскажешь в двух словах.

    Советую почитать книгу Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и «Эмоциональный интеллект в работе». Практических пособий по ЭИ немного, но, отбросив скромность, рекомендую и свою книгу-тренинг «Практика управления эмоциями», в которой я постаралась дать пошаговый и структурированный план развития EQ.

    Для каждой составляющей ЭИ есть упражнения. Например, чтобы лучше понимать чувства и эмоции других и повышать эмпатию, можно попробовать метод зеркала. Постарайтесь максимально реалистично копировать мимику, жесты, положение головы и взгляд другого человека. Тогда вы наверняка почувствуете то же, что и он. Разумеется, это нужно делать наедине с собой.

    Для работы с собственными эмоциями используйте дыхательные практики и технику 10 секунд (в стрессовой ситуации считать до десяти прежде, чем реагировать).

    Однако все индивидуально: то, что помогает одному человеку, может быть неэффективно для другого, и наоборот. В любом случае развитие EQ начинается с трех этапов, которые я описала выше. Попробуйте — это интересно.

    Какие параметры рассматривают при оценке тестов ЭИ?

    Существует ряд характеристик, по которым можно оценить личность. Например, на курсе «Эмоциональный интеллект» мы изучаем следующие составляющие:

    1. Способность выражать эмоции.Отображать на лице истинные и желаемые эмоции.
    2. Оценку эмоций. Понимание и анализ собственных, чужих эмоций.
    3. Использование эмоций в рассуждениях. Осознание того, как мы принимаем решения в том или ином эмоциональном состоянии.
    4. Понимание причин эмоций. Наше тело, наша психика реагирует на различные события разными эмоциями.
    5. Управление эмоциями. Какую бы вы эмоцию не испытали — у вас есть выбор как её проявить.

    Скачивайте гайд по манипуляциям

    «10 способов защиты и уклонения от манипуляций»

    Получите бесплатно в удобном мессенджере

    В каких случаях используют тесты по ЭИ?

    1. При подборе обучения для сотрудников.

    У большинства людей возникают сложности с осознанием своих эмоций и их влиянием на бизнес-процессы, жизнь. Современные взрослые, от менеджеров низшего звена до руководителей топ-менеджмента, склонны подавлять эмоции. Не всегда могут оперативно ими управлять. Существует множество ограничивающих предубеждений, шаблонов из серии «хорошо» и «плохо». Зачастую люди недовольны тем, как они справляются со своими эмоциями. Не всегда получается безоценочно описать ситуацию, во время стрессового разговора удержать состояние спокойствия и не отправить собеседника в глухую оборону. А как порой сложно сохранить самообладание в ситуации конфликта, «наездов» и претензий!

    Я не рекомендую полагаться на тесты ЭИ при приеме на работу. Лучшее, что можно в данном случае сделать – это пройти тест, прогнозирующий возможное рабочее поведение и трудности, которые могут возникнуть у определённого сотрудника. Из доступных международных инструментов, переведённых на русский язык, попробуйте тест EBW (Emotions & Behaviour at Work).

    При подборе кандидатов на высокую должность, важно проводить диагностику связи с теми задачами, которые предстоит решать будущему руководителю. Например, умение учитывать эмоциональные аспекты взаимодействия при внедрении изменений, способность принятия нестандартных решений. Один из рисков во время анализа человека – это ловушка «управления = подавления». Человек может создавать образ уверенного и спокойного, подавляя свои эмоции. Чем это грозит? Возможными срывами, снижением эффективности из-за подавления эмоций.

    1. Во время самодиагностики.

    Существует несколько основных моделей эмоционального интеллекта и основных тестов для них. Считается адаптированным тест MSCEIT, но, как по мне, в нём есть ряд культурных особенностей, которые не были учтены во время перевода и адаптации под нашего человека. Также можно воспользоваться британским тестом EBW (Emotions & Behaviour at Work), опросником Люсина или Холла.

    При ответе на вопросы, уделите внимание пунктам (утверждениям), по которым вы набрали наименьшее количество баллов – это и будет отправной точкой вашего ближайшего развития.

    Хотите развить эмоциональный интеллект?

    Если вы решили заняться развитием эмоционального интеллекта, осознаете всю его важность, вам может в этом помочь профессионал. Например, у нас на курсе «Эмоциональный интеллект» есть возможность самостоятельно проходить обучение по урокам, с сопровождением куратора и под моим контролем, в том числе. Иногда полезно услышать объективное мнение со стороны специалиста, для того чтобы не пробираться сквозь дебри бесполезной информации самому.

    Как считаете, стоит ли обучаться эмоциональному интеллекту или можно самому в себе его развить? Как вы решаете этот вопрос?

    • Бизнес
    • Кейс
    • Вербовка
    • Профайлинг
    • Переговоры

    01.08.2018
    1 Комментарий

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]