Постановка звука [ж]. методическая разработка по коррекционной педагогике на тему


Статья:

При артикуляции звука Ж

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

После попытки произнести звук ж, логопед или воспитатель обсуждают качество звука. Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка, и находят на схеме проблемную операцию.

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого. Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома.

Как записать мягкие и твёрдые звуки

В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].

Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.

Артикуляционное положение звука Ж

Артикуляция звука Ж схожа с положением звука Ш, но с единственным отличием – в первом случае произносить необходимо с добавлением голоса (связки напряжены), во всем остальном характеристики те же:

  • Губы выдвинуты слегка вперед, округлены, как при воспроизведении звука О.
  • Спинка языка приподнята к задней части верхнего неба.
  • Кончик языка направлен вверх к альвеолам, расположен за передними зубами.
  • Боковая часть языка упирается с обеих сторон в коренные зубы.

Постановка звуков [Ш], [Ж]

При правильной артикуляции звуков [Ш], [Ж] части артикуляционного аппарата занимают следующее положение: • губы слегка округлены; • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм); • широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю выдыхаемого воздуха; • посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; • нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; • голосовые связки при артикуляции звука [Ш] разомкнуты, при артикуляции звука [Ж] сомкнуты и вибрируют.

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка. Выработке необходимых движений языка и направления воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд. «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой: 1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса; 2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка». «Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место. Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Упражнения для языка «Блинчик». Широкий ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например: «ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произношения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка. «Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз. «Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх, к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз. «Шар лопнул». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звук [С] (должен получиться звук, напоминающий шипение выходящего воздуха).

Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы в положении «Улыбка». Если произвольный подъем высунутого языка к верхней губе оказывается непосильным, то приходится прибегать к механической помощи, пользуясь шпателем. Добившись того, что ребенок может дуть при положении языка у верхней губы, можно перевести язык за верхние зубы при открытом рте. Далее ребенок перемещает язык к нёбу, затем смыкает зубы и округляет губы.

Упражнения для выработки воздушной струи «Ветерок». Дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. «Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки и произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), его (ее) следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

К одним из самых распространенных приемов постановки звука [Ш] относят следующие: • Недостатки шипящих звуков [Ш] и [Ж] можно устранять в том случае, если свистящие звуки [С] и [З] произносятся правильно. Чтобы поставить звук [Ш], ребенку следует предложить длительно произносить звук [С] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы; при таком положении языка вместо звука [С] получится звук [Ш], вместо звука [З] — звук [Ж]. Постепенно ребенок приучается самостоятельно, без помощи шпателя, удерживать язык в нужном положении и правильно произносить шипящие звуки [Ш] и [Ж].

Следует указать ребенку, чтобы он слегка выдвинул губы при произнесении этих звуков (показать перед зеркалом) и прислушался к характеру издаваемого звука. Также следует обратить внимание ребенка на теплую воздушную струю.

Когда звуки [Ш] и [Ж] будут звучать правильно в изолированном виде, необходимо упражняться в произнесении их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно.

• В тех случаях, когда наряду с дефектной фонемой [Ш] имеется нормально произносимая фонема [Р], можно воспользоваться последней в качестве базы для получения требуемой артикуляции звука [Ш]. Для этого ребенка побуждают произнести перед зеркалом звук [Р] без голоса или шепотом. В это время необходимо слегка прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка и затормозить вибрацию его переднего края. После нескольких упражнений с механической помощью при открытом рте, когда будет достигнуто умение произвольно воспроизводить требуемую артикуляцию, можно перейти к произнесению полученного звука со сжатыми зубами (шипение становится гуще, т. е. ниже), а затем дополнить артикуляцию округлением губ, что приведет к нормальному звучанию звука [III]. • Ребенка побуждают протяжно произнести перед зеркалом звук [Р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение. После нескольких, упражнений шипящий звук получают уже без предшествующего произнесения глухого [Р]. • Следующий прием основан на использовании в качестве базы звука [Т]. Ребенка побуждают произнести перед зеркалом несколько раз звук [Т] с интервалами в 3—4 секунды. Затем упражнения меняются. Артикуляция воспроизводится не со сближенными зубами, а при полуоткрытом рте, причем указывается, что передний край языка должен смыкаться не с зубами, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к произнесению звука [Т] у альвеол с придыханием (как при английском звуке [t]). К звуку взрыва добавляется слабый и короткий шипящий шум. Затем этот звук удлиняется и освобождается от предшествующего ему взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ.

Дальнейшая задача — закрепление артикуляции звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах и т. д. При автоматизации звуков [Ш], [Ж] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и включить голос. Предварительно это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу (для ощущения вибрации). Важно: Следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш], так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.

Похожие статьи: Постановка звуков [Ч], [Щ], Постановка звуков [Р], [Р’].

Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих

Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.

Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:

  • Нижний (происходит смягчение звука).
  • Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
  • Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).

Как объяснить ребенку разницу между звуками.

Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.

Например, что-то вроде:

Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.

Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.

Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.

Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.

ГласныеСогласные
АОУЫЭНМЛРЙБВГДЖЗЪ
ЯЁЮИЕПФКТШСХЦЧЩЬ

Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование

Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.

Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики. Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант.

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.

Чем раньше будет начата логопедическая работа, тем скорее речь станет правильной и все звуки будут доведены до автоматизма.

Речевой слух

Правильная речь ребенка осуществляется благодаря речевому слуху. Чтобы произносить звуки правильно, ребенок должен четко воспринимать их на слух.

Определять местоположение звуков в слове: в начале слова, середине или конце. Слышать, является шипящим или нет заданный звук.

Различать звуки на фоне близких по звучанию звуков:

  • В изолированном положении
  • В слогах
  • В словах

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

При дизартрии постановка и автоматизация шипящих звуков усложняется и требует больше времени и индивидуальных занятий.

Глухие и звонкие звуки

Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.

Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ». В этом предложении все согласные— звонкие.
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» А здесь напротив, каждый согласный звук — глухой.

Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.

Парные согласные звукиНепарные согласные звуки
ЗвонкиеГлухиеТолько звонкиеТолько глухие
[Б], [Б’][П], [П’][й][Х], [Х’]
[В], [В’][Ф], [Ф’][Л], [Л’][Щ’]
[Г], [Г’][К], [К’][М], [М’][Ц]
[Д], [Д’][Т], [Т’][Н], [Н’][Ч’]
[Ж][Ш][Р], [Р’]
[З], [З’][С], [С’]

Классификация звуков по твердости и мягкости.

15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости. А остальные звуки [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [х] – [х’]— соответственно, без пары, ведь у них нет пары по звонкости и глухости.

Парные согласные
ТвердыеМягкие
ЗвонкиеГлухие
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З][П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С][Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’][П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’]
Непарные согласные
ТвердыеМягкие
ЗвонкиеГлухие
[Л], [М], [Н], [Р][Х], [Ц][Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’][Х’], [Ч’], [Щ’]
Шипящие
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’]
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]