Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.
В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
Классификация ОНР
По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:
- неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
- осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
- грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
- 1 уровень речевого развития — «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
- 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
- 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
- 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи (ОНР) — самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.
Недоразвитие речи
Термин «общее недоразвитие речи (ОНР)» является логопедическим определением качества речи, но не самостоятельным диагнозом невролога. Понятие ОНР относится к логопедической классификации. Общее недоразвитие речи может сопутствовать в структуре системного нарушения (алалия, расстройство аутистического спектра, генетические синдромы)
Классификация
По степени выраженности общее недоразвитие речи разделяют на четыре уровня:
- ОНР 1 уровня — отсутствие общеупотребительной речи: либо полное отсутствие речи, либо использование в речи отдельных звуков и звукокомплексов;
- ОНР 2 уровня — начальные элементы общеупотребительной речи: бедный словарный запас, произносительные трудности, явления аграмматизма;
- ОНР 3 уровня — появление развернутой фразовой речи при ее фонетическом и лексико-грамматическом недоразвитии;
- ОНР 4 уровня — речь является полноценным средством коммуникации, однако сохраняются грамматические и фонетические трудности.
Диагностика и лечение
Задержка речевого развития в младшем детском возрасте часто перерастает в общее недоразвитие речи. Диагноз ОНР ставится после 3 лет. В случае, если ОНР является следствием неврологических нарушений (осложнений при беременности и родах, последствиями травм и перенесенных заболеваний, работы с логопедом не достаточно для лечения общего недоразвития речи.
На первый план выступает речевой невролог, который определит первопричину нарушения и будет лечить причину, а не симптом. Для построения продуктивной коррекционной работы, направленной на преодоление ОНР, данный диагноз необходимо уточнить и расширить. Невролог дает логопеду понимание, какие именно трудности выходят на первый план. Например, в случае грубой дизартрии, влияющей на общее развитие речи у ребенка, в первую очередь, необходимо преодолеть трудности, связанные с иннервацией речевого аппарата, а при сенсорной алалии — первоочередная задача — это развитие фонематического слуха.
Работа с ОНР любого уровня должна быть выстроена комплексно, поэтому мы обязательно подключаем, как минимум, логопеда, а в случае ОНР I-II уровня, также и нейропсихолога.
При необходимости врач-невролог может назначить медикаментозное лечение, курс массажа, остеопатическое лечение либо лечение с помощью методики транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
Характеристика ОНР
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Методика обследования детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сожранном слухе и интеллекте.
Логопед выявляет :
• объем речевых навыков,
• сопоставляет его с возрастными нормативами,
• сопоставляет его с уровнем психического развития,
• определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона,
• определяет соотношение речевой и познавательной активности.
Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя.
Важно определить :
• соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка;
• выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой способности;
• сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.
Выделяются три этапа обследования.
Первый этап— ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.
На второмэтапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.
На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.
В беседе с родителями выявляются:
• предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный).
• в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.
• когда появились двухсловные, многословные предложения,
• не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине)
• какова речевая активность ребенка, его общительность,
• стремление к установлению контактов с окружающими,
• в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи,
• каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).
В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацелевает его на общение.
Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить:
• его кругозор,
• интересы,
• отношение к окружающим,
• ориентировку во времени и пространстве.
Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера.
Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи. Особенно тщательно обследуются:
• звуко-слоговая структура слов,
• грамматический строй и
• связная речь.
При обследовании связной речи выясняется:
• как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению).
Установление сформированности грамматического строя языка — один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи.
Выявляется :
• правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных,
• предложных конструкций,
• умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже.
Материалом обследования являются:
— картинки, изображающие предметы и их признаки, действия.
Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется :
— образование множественного числа от существительных в единственном числе
— образование уменьшительной формы существительного от данного слова,
— образование глаголов с оттенками действий.
Основные приемы:
а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам;
б) составить предложения по картине или демонстрации действий;
в) вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме.
При обследовании словарного запасавыявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.
Основные приемы:
• нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (Покажи: кто.моет, а кто подметает и т. д.);
• выполнение названных действий (нарисуй дом — раскрась дом);
• самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?);
• называние детьми видовых понятий, входящих в какую- либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь);
• объединение предметов в обобщающую группу (Как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т. д.).
Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений.
Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.
Для обследования звукопроизношенияподбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка.
Для выявления уровня фонематического восприятия, возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2—3—4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).
Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.
Для обследования слоговой структурыи звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным количеством и типом слогов; слова со стечением согласных вначале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т. д.); из разных гласных, но и одинаковых согласных звуков (па-по-пы, тута-то);из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па); отстучать ритмический рисунок слова.
При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем начинать коррекционные упражнения.
При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на:
• общий вид ребенка,
• его осанку,
• походку,
• навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.),
• особенности бега,
• выполнение упражнений с мячом,
• прыжки в длину на точность приземления.
• Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно постоять, переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т. д.).
Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.
Логопедическое заключение базируется:
• на всестороннем анализе результатов изучения ребенка,
• на достаточно большом количестве примеров детской речи
• на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.
Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.
Периодизация ОНР по Р.Е.Левиной.
ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Причинамиобщего недоразвития речи
(ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.
Левина выделила характерные особенности , указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
• Резкое ограничение словаря;
• Дефекты звукопроизношения;
• Речь аграмматична;
• нарушение фонематического слуха;
• нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
• Затруднения в распространении простых предложений и постронии сложных.
Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
• Первый уровень речевого развития характеризуется:
• Отсутствием общеупотребительной речи (т.н. “безречевые дети”).
• Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.
• Дети сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
• Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами.
• Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяют названиями предметов (открывать — «древ»(дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать-«пат»). Характерна многозначность употребляемых слов.
• Второй уровеньречевого развития.
Начатки общеупотребительной речи.
• Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.
• Произносительные возможности детей и словарный запас значительно отстают от возрастной нормы.
• Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
• Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.
• Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.
• Наблюдается грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
— смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине;
— нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
— в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два такси» — два карандаша, «де тун» — два стула);
— отсутствие согласования прилагательных с существительными
— Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений
— Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука).
— Нарушается звуконаполняемость слогов, звуков, замена и уподобление слогов («моршки»-ромашки. «кукика»-клубника). Многосложные слова редуцируются.
• Третий уровень речевого развития характеризуется:
• наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
• Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук «с», сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), Щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простым по артикуляции
• Отмечаются смешания звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
• Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.
55.Характеристика нарушений речи у детей с ОНР 1 -4 уровней.
Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сожранном слухе и интеллекте.
Характеристика детей с ОНР.
Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
Логопедическое обследование при ОНР
На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Козина И.В., учитель-логопед ДОУ № 2099, Москва
Дети, поступающие в логопедическую группу, проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Полученные данные записываются в речевую карту, которая должна обеспечивать следующие условия: — качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.); — интерпретацию полученных данных в количественной форме (начисление баллов); — использование унифицированных критериев оценки выполнения заданий (они сводят к минимуму личностный фактор); — подбор заданий в соответствии с возрастной нормой (речевые пробы должны быть разными для 5, 6 и 7-летних детей); — построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы; — отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия; — компактность заполнения; — достаточно большое количество примеров детской речи; — возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу. Целью публикации не является подробное представление методики обследования дошкольников с ОНР. Советуем читателю творчески подходить к предлагаемому материалу. Логопед-практик вправе разработать свою схему обследования. Главное, чтобы она удовлетворяла всем современным требованиям. Речевая карта Анкетные данные Фамилия, имя ребенка ______ Дата рождения ____________ Откуда поступил ___________ Речевое окружение _________ Домашний адрес, телефон __________________________ Данные о родителях (ФИО, возраст на момент родов) Мать ____________________ Отец ____________________ Анамнестические данные От какой беременности ______ Характер протекания беременности ______________________ Роды ____________________ Перенесенные заболевания __________________________ Слух ____________________ Зрение __________________ Интеллект _______________ Раннее физическое развитие: начал держать голову ______ сидеть ______ ползать ________ стоять _______ ходить _______ Раннее речевое развитие: гуление ______ лепет ______ первые слова ________________ первая фраза ________________ фразовая речь _______________ Особенности артикуляционного аппарата Зубы ____________________ Прикус ___________________ Твердое нёбо ______________ Мягкое нёбо ______________ Губы ____________________ Язык ___________________ Параметры обследования 1. Общее звучание речи. 2. Артикуляционная моторика. 3. Звукопроизношение. 4. Слоговая структура слова. 5. Фонематический слух. 6. Языковой анализ и синтез. 7. Грамматический строй. 8. Лексика. 9. Словообразование. 10. Связная речь. Логопедическое заключение ______________________________ Дата ______ Логопед ______ План индивидуальной коррекционной работы ______________________________ Данные о ходе коррекционной работы ______________________________ Памятка для логопеда по заполнению речевой карты Анамнестические данные Характер протекания беременности — токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания. Роды — досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляция, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия. Перенесенные заболевания — пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы. Слух — норма (N), снижение слуха. Зрение — N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения. Интеллект — соответствует возрасту, ниже нормы. Раннее физическое развитие — N, с задержкой (начал держать голову — N 2 мес., сидеть — 6 мес., ползать — 5-6 мес.), стоять — 7-8 мес., ходить — 1 год). Раннее речевое развитие — N, с задержкой (гуление — N 3 мес., лепет — 5 мес., первые слова — 1 год, первая фраза — 2 года, фразовая речь — 3 года). Особенности артикуляционного аппарата Зубы — N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы. Прикус — N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный. Твердое нёбо — N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов. Мягкое нёбо — длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное. Губы — N, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней). Язык — обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус. Моторная сфера Общая моторика — N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок. Рекомендуемые исследования 4 года — попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его. 5 лет — то же и дополнительно: попрыгать на левой, правой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку. 6 лет — то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее. Ручная моторика — N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная). Ведущая рука — левша, амбидекстр, правша. Рекомендуемые исследования 4 года — сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак — ладонь). 5 лет — то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой. 6 лет — то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой, выполнить упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак — ребро — ладонь» левой рукой, одновременно обеими. Психофизические процессы Внимание N (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение. Восприятие Зрительное — узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении. Тактильное. 4 года — угадывание предмета по контуру. 5, 6 лет — то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам. Слуховое — опознание и дифференциация шумов. Цвет — нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет (4 года — крас ный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; 5 лет — то же и дополнительно: оранжевый, голубой; 6 лет — то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Форма. 4 года — круг, квадрат, овал, треугольник. 5 лет — то же и дополнительно: прямоугольник. 6 лет — то же и дополнительно многоугольник. Ритм — восприятие, воспроизведение (4 года — — — ., — . -, . — .; 5 лет — . . . -, — . . -, . — — .; 6 лет — — — . . ., . . — — ., . — — — .). Временные представления — ориентация хорошая, недостаточная, слабая (4 года — части суток, времена года; 5 лет — то же и дополнительно: дни недели; 6 лет — то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций). Пространство. 4 года — показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади. 5 лет — то же и дополнительно: слева, справа. 6 лет — то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу. Схема тела. 4 года — показать правую, левую руку, ногу. 5 лет — то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо. 6 лет — то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо. Разрезные картинки — самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию (4 года — 2-4 части, 5 лет — 3-5, 6 лет — 4-8). Фигуры из палочек. 4 года — «стульчик» из четырех палочек. 5 лет — «домик» из шести палочек. 6 лет — «лодочка» из семи палочек. Память Параметры кратковременной памяти: объем и линейность. Мышление Обобщение. 1 уровень — обобщение словом. 2 уровень — группировка по субъективным общим признакам. 3 уровень — родовидовое обобщение. 4 уровень — логический уровень обобщения. N — к 7 годам. Сериация. 4-5 лет — расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признака. 6 лет — соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов. Сравнение. Выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснений. Импрессивная речь Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации. Предложно-падежные конструкции. 4 года — в, на, над, под, у, с, по, до. 5 лет — перед, за, около, в, из, на, с. 6 лет — под, из-под, за, из-за. Глаголы с приставками. 4 года — выходит, переходит, подходит. 5 лет — вылетает, подлетает, залетает. 6 лет — выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает. Выполнение инструкций. 4 года — одно-, двухступенчатые. 5 лет — двух-, трехступенчатые. 6 лет — покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку. Понимание предложений. 4 года — Где мама дочки? Где дочка мамы? 5 лет — Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку? 6 лет — понимание связной речи, логико-грамматических конструкций. Сенсомоторный уровень речи Общее звучание речи Разборчивость — N (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих. Темп — N, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма). Ритм — N, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов. Дыхание — свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный. Голос — N, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка). Оценка 5 — разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме. 4 — разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса. 3 — речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса. 2 — разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно прявление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра. 1 — речь понятна только близким. Артикуляционная моторика Объем движений — строго ограничен, неполный, полный. Тонус — N, повышен, понижен. Подвижность — достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия. Переключаемость, точность движений — достаточная, недостаточная. Саливация — N, повышенная. Оценка 5 — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения. 4 — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны. 3 — замедленное и напряженное выполнение. 2 — выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы. 1 — невыполнение. Звукопроизношение N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения). Оценка 5 — безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях. 4 — один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы). 3 — нарушено произношение трех-пяти звуков. 2 — в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков. 1 — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков. Слоговая структура слова N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена. Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены). Оценка 5 — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления. 4 — воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки. 3 — замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры. 2 — искажение слоговой структуры слов. 1 — невоспроизведение. Фонематический слух N (сохранный), развит недостаточно, нарушен. Исследуются звуки: — звонкие, глухие; — ротовые, носовые; — твердые, мягкие; — переднеязычные, заднеязычные; — переднеязычные-среднеязычные; — среднеязычные, заднеязычные; — губные, переднеязычные; — губно-губные, губно-зубные; — свистящие, шипящие; — переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые; — шипящие аффрикаты, шипящие щелевые; — шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные; — свистящие аффрикаты, свистящие щелевые; — вибранты смычно проходные ротовые. Оценка 5 — все задания выполнены верно. 4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно. 3 — ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения. 2 — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение. 1 — невыполнение. Языковый анализ и синтез N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы. Оценка 5 — все задания выполнены верно с первой попытки. 4 — допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно. 3 — задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны. 2 — большая часть заданий недоступна. 1 — неверные ответы, отказ от выполнения. Грамматический строй речи N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован. Оценка 5 — правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. 4 — единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 — большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка). 2 — большинство заданий не выполняются. 1 — невыполнение. Лексика N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен. Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи. Словообразование N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы. Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи. Связная речь N (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована. Пересказ 4-5 лет Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. Л.Н. Толстой Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты. По И.Д. Сытину Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик. И.Д. Сытин 5-6 лет Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, — отвечал ежик, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?» Вместо ответа зайчик только вздохнул. К.Д. Ушинский У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. — Пора тебе, чиж, петь. — Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. Л.Н. Толстой Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи — будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. По К.Д. Ушинскому Оценка 5 — пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. 4 — пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания. 3 — пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений. 2 — пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов. 1 — пересказ даже по вопросам недоступен. Рассказ по серии картин 6-7 лет Оценка 5 — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. 4 — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. 3 — раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена. 2 — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов. 1 — рассказ недоступен. Список использованной и рекомендуемой литературы Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. М., 2004. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб., 2004. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. СПб., 2004. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., 2000.
Коррекция ОНР
Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.
При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.
На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.
Прогноз и профилактика ОНР
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.
Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.