Характеристика уровней речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Визитной карточкой человека является его речь. Без сомнения, все родители желают видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным. Не последнюю роль в этом играет умение ребенка говорить правильно и красиво.

К сожалению, в последнее время такое явление, как нарушение речи, встречается очень часто. Как показывают данные статистики, каждый третий ребенок дошкольного возраста имеет те или иные дефекты речи. Конечно же, заботливые родители изо всех сил пытаются помочь своему ребеночку. Но как это сделать? Для этого необходимо, как минимум, владеть информацией. С этой целью в статье приводится полезный информативный материал.

Понятие аномальных проявлений речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  • Малопонятный говор.

Чтобы разграничить речевую недостаточность, логопед должен провести тщательное исследование заболевания конкретно взятого ребенка!

Причины ОНР

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • асфиксия, гипоксия;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • нарушения в центральной нервной системе;
  • травмы головы малыша в первые его годы жизни;
  • влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
  • депривация.

Патогенез

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

  • фонетико-фонематическую;
  • грамматику;
  • лексическую;
  • семантику.

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическаяПсихолого-педагогическая
Сбой фона речи (оформления внешне) Нарушены средства общения
  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.
Дефекты построения языковых средств и их значение Сложности коммуникации
  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

  • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
  • Предлагаются картинки с объектами.
  • Используются картинки с названиями частей тела.
  • Подбор синонимов к выбранному слову.

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Определение речевой аномалии

ОНР часто имеет место при следующих синдромах: дизартрии, ринолалии, алалии, афазии. Исходя из этого выделяют 3 группы:

  • Неосложненные формы ОНР (наблюдается небольшое нарушение мозговой функции).
  • Осложненные формы ОНР (имеющие психические расстройства личности или патологические изменения в развитии ЦНС).
  • Тяжелая патология речи (когда в головном мозге нарушена работа отделов, отвечающих за речь).

Когда выяснится, какая форма аномалии у малыша, определяется уровень речевых навыков.

Грамматические, фонетические особенности 1 уровня

Для разговора дети этого уровня используют подкрепленные мимикой и жестами звукоподражания, лепет и выстроенные на его основе неясные предложения, с нечетким искаженным произношением. Также с трудом воспринимаются:

  • категория элементарных предлогов (с, под, перед…);
  • грамматические различия множественного или единственного числа;
  • родовые различия (бежал – бежала — бежало);
  • глагольное время (делает, будет делать, делал);
  • степени сравнения прилагательных (сильный — сильнейший).

От восприятия слоговой структуры слова первый уровень далек. Для детей 1-го речевого уровня характерен небольшой объем слов бытового содержания, произнесенных лепетным образом, урезанных. Например: «амот» — бегемот, «иська» — зайчишка. Можно нередко услышать у детей начального речевого уровня и несуществующие слова – обозначения каких-то предметов, чувств, действий. Например: «абуки» — ботинки. Такие слова могут обозначать даже несколько предметов. Например: «кеся» — конфеты, сахар, мед, любимый мишка, веселье. Здесь слово «кеся» обозначает как предмет «конфета», так и то, что имеет с ним связь через ассоциации качеств: сладкий, вкусный, приносящий радость, состояние наслаждения.

Дети этого уровня не используют морфологических явлений для выстраивания грамматики. Это значит, что «фраза» состоит из корневых слов без использования в зависимости от ситуации приставок, суффиксов и окончаний. Такие «фразы» могут быть поняты только в условиях контекста конкретной ситуации, ее ребенок пытается обрисовать при недостатке словарного запаса жестами, мимикой, восклицаниями, звукоподражаниями.

Определение уровня речевого развития ребенка

Обычно все пациенты с общим недоразвитием речи всегда имеют сбой в артикуляционной и слуховой системе. Также в их лексическом арсенале насчитывается небольшое количество слов.

Уровни ОНР и их характеристика

Первый уровень. Слов практически нет. Пассивный словарный запас очень маленький. Нет разумения смысла большинства слов. В обиходе либо лепетные слова, либо слоги звукоподражательного характера, предложения из одного слова, используемые ситуативно (применяются жесты и мимика). Чаще наследуются одни звукосочетания, состоящие из 1-2 слогов. Грубейшее нарушение восприятия системы значащих звуков и слогового строения слов. Артикуляционная система работает со сбоями, звуки постоянно меняются местами, и, к сожалению, многие из них дети не в состоянии выговорить.

Второй уровень. Первые попытки связной речи. Хотя еще присутствуют лепет и жесты, появляются хотя и искаженные, но уже постоянные слова, находящиеся в общем употреблении. Словарь все еще беден. Переставляются слоги. Появляются простые предложения, имеющие в наличии 2-3 слова. Звуки получаются дефективными, часто смешанными и заменяют друг друга.

Третий уровень. Дети активно пользуются развернутой речью, но, в основном, употребляют простые конструкции. Объем словаря заметно наполняется: используются почти все части речи. Звукопроизношение и фонематические процессы все еще не вписываются в норму, но нарушений уже меньше.

Четвертый уровень (по Филичевой). Характерны незначительные недочеты в фонетике, лексике и грамматике. Все эти нарушения нерезко выражены: искажается строение слогов слов (сложных), нарушается совместная работа органов речи и процесс приема и преобразования звуковой информации, изменение и образование слов. Обнаружить этот уровень речевого недоразвития можно только при тщательном обследовании ребенка логопедом.

Очень важно обнаружить у малыша вовремя возможные нарушения с целью их профилактики или устранения!

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Грамматика, фонетика, лексика 4-го уровня

Суждения ребенка 4 уровня речевого развития логичны и оформлены в сложные предложения. Грамматические конструкции стройные, но иногда имеют искажения. Ребенок использует все части речи, в неполной степени осознает их назначение, довольно хорошо осваивает в речевой практике склонение, изменение по числам, родам, временам, начинает пользоваться степенями сравнения.

Звуковой строй может еще быть несовершенным, особенно при смене молочных зубов. Речь уже довольно стройная, но может наблюдаться нечеткое произношение звуков, из-за чего сознается эффект смазанности слова.

Слоговое членение воспринимается уже зрительно, что сигнализирует о готовности ребенка приступить к освоению фонетических азов языка.

Ребенок узнает много новых слов, часто пытается догадаться об их значении из контекста. В итоге смысловое наполнение слова осваивается не полностью, что потом станет заметно при построении собственных высказываний с использованием этих слов. Например: «Самолет взлетел высоко в небо и долетел до луны!» Ребенок усвоил только то, что самолет летает, но не знает полной характеристики его свойств.

2-й уровень развития речи, особенности психологического восприятия

Дети начинают использовать речь для общения со сверстниками. Со взрослыми беседа заводится с познавательной целью, причем дети стараются и хотят быть понятыми, а взрослые стараются соблюдать различные нормы языка при ответе на вопрос. Со сверстниками разговор строится по-другому. Малыши показывают друг другу предметы, явления, действия и высказывают свои суждения по этому поводу. Причем они не заботятся о том, чтобы их поняли. В этом возрасте сказанное ребенком ребенку по умолчанию воспринимается услышанным и понятым. Беседа может вестись в разной форме, в зависимости от эмоционального восприятия собеседника. Это может быть игра, пояснение или эмоциональный выплеск. Также ребенок часто сопровождает речью любое свое действие. На третьем уровне развития в речи ребенка появляется все больше слов активного и пассивного запаса, продолжают формироваться зачатки понимания грамматических свойств языка.

Грамматика, фонетика, словотворчество, смысловое наполнение на 3-м уровне

Словарный запас ребенка на 3 уровне речевого развития пополняется, в него уже входят слова, называющие качества предметов, действий и явлений. На этом этапе в речи детей прослеживаются все части речи, но порой их функции не осмысленны. Ребенок изъясняется предложениями, бывает даже сложными, если категория функции союзов и союзных слов усвоена. Если нет, то при попытке выразиться сложным предложением с причинно-следственной связью получает подобную конструкцию: «Я не нарисовал, …карандаш потерял».

Трудности на этом этапе по-прежнему может вызывать грамматическое изменение формы слова и словообразование. Но уже осознаются временная категория глагола, падежное изменение существительных, прилагательных и числительных. Категория рода освоена, но могут возникать трудности при незнании того, к какому именно роду относится конкретное слово. Например: «Я сегодня видел такой красивый метель, он кружил, кружил!». Здесь видно незнание рода слова «метель». Сохраняются ошибки в ударении. Например: «налила водУ».

В этот период могут еще возникать трудности с произношением отдельных звуков (шипящих, сонорных, свистящих). Слоговое разделение на слух многими детьми распознается, но лишь как интуитивное ритмическое членение слова.

Ребенок уже может быть способен составлять рассказы по картинке с кратким описанием качеств, формы, размера, цвета предметов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]