Симптомы ринолалии
При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии.
Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.
Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.
При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.
Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.
У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.
Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.
Схема обследование детей с ринолалиейметодическая разработка по логопедии
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ
1. Анкетные данные
2. Анамнез.
3. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщепление твердого, мягкого неба, односторонняя, двусторонняя расщелина и т.д.).
4. Строение артикуляционного аппарата. Следует иметь заключение отоларинголога о состоянии слуховой функции, носовой, ротовой полостей, гортани; стоматолога и ортодонта о состоянии зубочелюстной системы, патологии губ, неба, небного свода, языка, а также при необходимости заключение психоневролога, физиотерапевта, педиатра, врача по лечебной физкультуре. Независимо от полноты заключения, логопед тщательно исследует строение и функцию артикуляционного аппарата:
§ длина небной занавески (логопед шпателем пытается довести край мягкого неба до задней стенки глотки, придерживая высунутый язык марлевой салфеткой);
§ форма небного свода (обращается внимание на слишком высокий, готический свод неба или наоборот на слишком низкий);
§ наличие послеоперационных рубцов в области твердого, мягкого неба, губы, незаращений неба, послеоперационных свищей, щелей;
§ наличие аномалий прикуса (прогения, прогнатия, открытый передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);
§ аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид, характер, сформированность губы после хейлопластики);
§ патология в строении языка (укорочение подъязычной связки, слишком толстый или тонкий язык и т.д.).
5. Моторика артикуляционного аппарата. При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание не только на подвижность губ, языка, челюсти, а прежде всего:
§ на подвижность мягкого неба, которая проверяется при энергичном многократном произношении звука «а». Рот ребенка должен быть широко открыт;
§ наличие небно-глоточного смыкания, его вид и характер (пассивное, активное, функциональное смыкание небной занавески с задней стенкой глотки);
§ состояние мимической мускулатуры, наличие сопутствую-щих движений (нахмурить брови, поднять их вверх, наморщить лоб; закрыть правый, левый глаз; надуть правую, потом левую щеку, затем обе щеки одновременно).
При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание на объем (полный, неполный) и качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность) губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба; умение точно и продолжительно удерживать их в заданной артикуляционной лозе; возможность плавного переключения от одного движения к другому; истощаемость движении; наличие сннкинезий (содружественных движений, сопровождающих главное: щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.).
6. Тип и характер физиологического и речевого дыхания:
§ верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное;
§ дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила;
§ речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации.
7. Голосовая функция:
§ сила звучания (предлагается произношение гласных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса: шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, постепенно усиливая или ослабляя голос);
§ высота голоса (произношение гласных звуков, слогов, слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы);
§ тембр голоса (обращается внимание на степень назализации при изолированном произнесении звуков, а также в речевом потоке).
8. Звукопроизношенне. При обследовании звукопроизношеиия обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, смешиваемые звуки). Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков: с, з, ц, ш,ж, ч, щ,р,л, к, г, х, п, б, т, д,ф, в,м, н (их мягкие пары).
9. Слуховая функция:
§ состояние физического слуха;
§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.
10. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи. Хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли артикуляция, какова активность в речевом процессе губ, языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезин.
11. Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный); ритм (нормальный, аритмия); сохранность пауз в потоке речи (норма, деление слов); громкость, разборчивость, эмоциональная выразительность.
12. Словарь и грамматический строй речи. Обследуя словарь, нужно исследовать активный и пассивный словарный запас в количественном и качественном отношении, обратить внимание на сформированность слоговой структуры слова. При обследовании грамматического строя речи обратить внимание на характер употребляемых предложений (распространенные, нераспространенные), последовательность слов в предложении (соответствует грамматической норме или нет), состояние функции словоизменения и словообразования.
13. Письменная речь.
14. Психическое состояние.
15. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму ринолалии: открытая, закрытая, смешанная; характер нарушения звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Например, открытая ринолалия, фонетический дефект; открытая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (III уровень).
Диагностика ринолалии
Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными узкими специалистами:
- отоларинголога;
- дефектолога;
- логопеда;
- невролога;
- ортодонта;
- фониатра;
- педиатра.
Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:
- рентгенография носоглотки;
- риноскопия;
- электромиография;
- фарингоскопия и т.д.
Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.
Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:
- строение артикуляционного аппарата;
- его подвижность;
- нарушения голоса;
- параметры физиологического и фонационного дыхания и др.
Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.
Причина возникновения ринолалии
Обычно ринолалия встречается в открытой форме. Она возникает при расщеплении твердого и мягкого неба, альвеоле губы или верхней части всего речевого аппарата. Причины возникновения патологии вызваны различным высокопатогенным воздействием на эмбрион в период между 5-ой по 8-ую неделю развития.
Обычно причины подобного воздействия связаны с такими проблемами материнского организма во время беременности как:
- Грипп;
- Паротит;
- Токсоплазмоз;
- Краснуха;
- Всяческие эндокринные сбои;
- Злоупотребление вредными привычками (алкоголь курение и пр.);
- ЛОР-нарушения у плода.
- Причинами появления закрытой формы ринолалии обычно являются:
- Искривление носовой перегородки;
- Фибромы;
- Полипы;
- Опухоли;
- Критичное разрастание аденоидов.
Коррекция ринолалии
Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов.
Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Не малую роль в процессе лечения играет и физиотерапия, специальные логопедические занятия, а также психотерапия.
Ринолалия — сложное и очень многообразное заболевание, для успешного лечения которого требуется участие специалистов многих областей современной медицины. В частности — логопедии, хирургической стоматологии, отоларингологии, ортодонтии, психологии.
Лечение и диагностика
В обследовании и выработке стратегии терапии при лечении детской речевой дисфункции, вызванной ринолалией задействованы такие врачи как: логопед, речевой и психоневролог. Так как симптоматика патологии довольно обширна и вызывается различными причинами, при лечении ринолалии может возникнуть необходимость в услугах ортодонта, стоматолога, отоларинголога, в некоторых особо тяжелых случаях — пластического челюстно-лицевого хирурга.
За диагностику состояния развития речевой и познавательной сферы ребенка при ринолалии, а также выработку методик развивающего обучения ответственны дефектолог и логопед. Ребенку с ринолалией обычно прописываются артикуляционные и упражнения по развитию фонематического слуха, логопедический массаж и дыхательная гимнастика.