Классификации игр по правилам дорожного движения
Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах, каждый из которых соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.
Обучающие или дидактические игры
Игры этого вида используются при:
- ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп — предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
- практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть — знак, а вторая — картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).
Для дидактических игр важны:
- условия, то есть правила;
- обозначенный конечный результат;
- выверенные игровые действия.
Тема по ПДД может быть представлена в двух видах дидактических игр: ориентированных на суть действий и нацеленных на материал, который имеет непосредственное отношение к выстраиванию сюжета игры.
В дидактических играх дети не только знакомятся с новым материалом, но и закрепляют полученные знания, умения и навыки
Ход игры: предложите ребёнку сравнить две машины по величине. При
сравнении по длине и высоте пользуйтесь приёмами наложения и
приложения.
Игра 8 «Сколько?»
Сравнивать две равные
(неравные)
группы предметов,
пользуясь приёмами наложения и приложения предметов одной группы
к предметам другой ; понимать вопросы «сколько?»
,
«поровну ли?»
,
«чего больше? (меньше?»; при ответе пользоваться словами «много»
,
«один»
.
Оснащение: предметные картинки (рис. 9, 5 кружков одинакового цвета
и размера.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ».
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.
Практические задания и упражнения по лексической теме «Транспорт»
Материалы для педагогов и родителей
ЛЕКСИКА
1. Перечисли, на чём передвигались звери. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле, Львы в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле…
2. Назови только то, что относится к транспорту.
3. Зачем людям нужен транспорт?
4. Где выпускают автомобили? /на автозаводах/
5. Какие легковые автомобили ты знаешь?
6. Какие грузовые автомобили ты знаешь?
7. Какие виды транспорта можно увидеть в нашем городе? /легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, такси, велосипеды, мопеды…/
8. Чем отличается троллейбус от трамвая?
9. Ходят ли в нашем городе трамваи?
10. Назови:
а/ на чем можно ехать? /на поезде, машине, автобусе…/ б/ на чем можно плыть? /на корабле, лодке, пароме…/ в/ на чем можно летать? /на самолёте, вертолете…/
11. Как называют человека, который:
а/ водит машину, автобус, троллейбус — … /водитель, шофёр/, б/управляет самолётом — … /лётчик, пилот/, в/управляет кораблём — … /капитан/, г/ водит трамвай — … /вагоновожатый/, д/ водит поезда — … /машинист/, е/ водит велосипед — … /велосипедист/, ж/ водит мотоцикл — … /мотоциклист/, з/ следит за порядком на дороге, регулирует движение -… /регулировщик/
12. Как называется асфальтированная часть улицы? /дорога/
13. Как называется часть дороги, по которой идут люди? /тротуар/
14. Как называют людей, идущих пешком? /пешеходы/
15. Где должны ходить пешеходы? /по тротуару/
16. Где пешеходы должны переходить дорогу? /по пешеходному переходу/
17. В какую сторону нужно сначала посмотреть, когда переходишь дорогу?
В какую сторону нужно посмотреть на середине дороги?
18. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
19. Закончи:
а/ дорога широкая, а тротуар — … /узкий/ троллейбус идет медленно, а такси — … /быстро/ б/ шина — это часть колеса, а колесо — … /часть машины/ колесо — часть машины, а машина — … /транспорт/
20. О чём /о ком/ можно сказать «плывёт»?
а/ корабль, б/ облако, в/ человек, рыба, лебедь, бревно…
21. Назови волшебный транспорт в сказке:
-«Старик Хоттабыч» /ковёр-самолет/ -«Золушка» /сапоги-скороходы/ -«По щучьему велению» /печка/
22. Знаешь ли ты «любимый транспорт» Бабы-Яги? /метла, ступа/
ГРАММАТИКА
1. Как можно назвать транспорт, который:
— перевозит грузы /какой?/ — … /грузовой/, — перевозит пассажиров /какой?/ — … /пассажирский/, — передвигается только по воде /какой?/ — … /водный/, — передвигается только по воздуху /какой?/ — … /воздушный/, — передвигается только по железной дороге — … /железнодорожный/, — передвигается только под землёй /какой?/ — … /подземный/.
2. Как называется остановка:
а/ автобуса /какая?/ — … /автобусная/, б/ троллейбуса /какая?/ — … в/ трамвая /какая?/ — …
3. Подбери слово по образцу: летать — полёт, бежать — … /бег/, плавать — … /плавание/, прыгать — … /прыжок/, ходить — … /ходьба/, скакать — … /скачки/.
4. Измени слова по образцу: поезд — поезда, /много чего?/ — поездов, трамвай — трамваи, /много чего?/ — … , велосипед — ….. /много чего?/ — …, троллейбус — …. /много чего?/ — …, автобус — …, /много чего?/ — …, такси — такси, /много чего?/ — такси
5. Вставь подходящее слово:
Машина стояла в гараже. А теперь она из гаража /что сделала?/ … /выехала/. Гараж кругом /что сделала?/ … /объехала/ и по дороге /что сделала?/ … /поехала/. К перекрёстку машина /что сделала?/ … /подъехала/ перекрёсток /что сделала?/ … /переехала/, за дом машина /что сделала?/ … /заехала/ и в гараж / что сделала?/ … /въехала, заехала/.
6. Вставь «маленькое слово» (предлог), которое «потерялось»
Мы спустились … (в) метро. Мама садится … (в) трамвай. Митя бежит … (по) дороге. Автобус едет … (по) улице. Поезда идут … (по) рельсам. Дети поедут … (на) трамвае. Никита любит ездить … (на) машине. Миша пришел … (на) остановку.
7. Из каких слов состоит слово:
самолёт вертолёт пароход луноход самокат вездеход самосвал автозавод
ЛОГИКА
1. Назови 4-й лишний предмет, объясни свой выбор:
а/ ракета, автобус, олень, метро. б/ бабочка, самолёт, жук, птица. 2. Выбери правильное предложение: а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин. б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина. 3. Ответь на вопросы: а/ Перед тем как сесть в поезд, я купил билет. Что я сделал сначала? б/ После того, как загорелся зелёный сигнал светофора, пешеход перешел улицу. Что пешеход сделал сначала? 4. Может ли трамвай объехать машину? Почему? /нет, он идёт по рельсам/ 5. Найди лишнее слово: машина, машет, машинист 6. Исправь: а/ Машинист ведёт трамвай. б/ Вагоновожатый ведёт поезд.
Автор материала: Тихонова Елена Сергеевна
Также по теме:
Домашнее задание по лексической теме: «Транспорт»
Подборка игр и упражнений на тему «Машина»
Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Машина» (Автомобиль)
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.
Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый, синий), понятиями «большой-маленький», «мало-много». Закрепить знания о цифрах «1» и «2», умение считать предметы и обозначать цифрой результат счета. Учить различать и понимать сигналы светофора. Познакомить детей с стихотворением А. Барто «Грузовик». Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве: верх, низ. Формировать умение выполнять словесную инструкцию, сопровождающуюся образцом. Развивать память, слуховое восприятие, чувство ритма, равновесия, общую и мелкую моторику. Воспитывать доброжелательное отношение к другим детям.
Оборудование:
Игрушки: машины разных размеров, «кот», кубик, матрешки. Платки. Картинки-фоны с изображением одной и двух машин с белым окошком для цифры над машинами. Карточки-цифры «1» и «2». Развивающая игра-вкладыш «Машинки». Картинки-раскраски «Машина», пальчиковые краски синего цвета. Флажки и рули, вырезанные из картона, разных цветов. Вырезанные из бумаги (плотных обоев) изогнутые полоски — «дороги». Скамейки, два длинных шнура, мелкий строительный материал. Картинка-фон с изображением светофора с белыми кругами внутри цветных «окон» светофора. Пуговицы соответствующего размера красного, желтого и зеленого цвета. Мешок для мусора, шишки, камешки, тряпочки, кубики, каштаны. Картинки-заготовки с изображением грузовика без колес, вырезанные из бумаги черного цвета круги-колеса, клеящие карандаши. Картинки-заготовки с изображением грузовика, пластилин коричневого цвета. Аудиозаписи: «Песенка друзей» на слова С. Михалкова, звуки движущейся машины, стихотворение «Про машину» В. Берестова.
Содержание:
Дидактическое упражнение «Чей звук?»
— Послушайте внимательно, чей это звук? (Звучит запись шума двигающегося транспорта). Чей это голос? Это машина!
Дидактическое упражнение «Сколько машин?»
— Покажите на картинке одну машину. Найдите цифру «один» и приложите ее к окошку над одной машиной. Цифра «один» показывает, что машина одна.
А сколько машин на другой картинке, сосчитайте? Две машины. Найдите цифру «два» и приложите к окошку над двумя машинами. Цифра «два» показывает, что машины две.
Дидактическая игра «Матрешки едут в машине»
— Посмотрите, это же матрешки. Матрешки-путешественницы. Они хотят прокатиться в машине. Вот у нас две машины. Большая машина и маленькая машина. В маленькую машину сколько матрешек поместится? Мало. А вот в большую машину сколько матрешек поместится? Много матрешек.
Пальчиковое рисование «Машина»
— Закрасьте машину, сделайте ее красивой, синей.
Игра с пуговицами «Светофор»
Светофор даёт советы, Как дорогу перейти. Пешеходу в деле этом Лучше друга не найти! Цвет зеленый – Проходи! Желтый – Малость погоди. Ну, а если красный – Стой, дружок! Опасно!
Давайте поиграем со светофором.
— Вот зажегся красный цвет — положите пуговицу красного цвета. Красный цвет — прохода нет, стой! — Вот зажегся желтый цвет — положите пуговицу желтого цвета. Желтый цвет — подожди. — Вот зажегся зеленый цвет — положите пуговицу зеленого цвета. Зеленый цвет — иди!
Игра «Цветные автомобили»
— У нас есть рули разных цветов: желтые и красные. Возьмите себе по одному. Вот здесь гараж для машин с желтыми рулями, а здесь — с красными. Я поднимаю желтый флажок — желтые машины выезжают, а красные не едут. Затем я поднимаю красный флажок — красные машины едут, а желтые стоят.
Дидактическая игра «Где спряталась машинка?»
Перед ребенком выставляются матрешка, кубик и машинка, которые затем накрываются платочками.
— Найди, где спряталась машинка? Подними платочек и найди машинку.
Игра-вкладыш «Найди место для машинки»
Детям раздаются вкладыши-машинки, которые они должны вставить в нужное место на рамке.
Игра «Убери с дороги мусор»
— Посмотрите, сколько мусора нанес ветер на дорогу. Нужно собрать его и сложить вот в этот мешок.
Дидактическое упражнение «Найди машинку на картинке»
— Вот сколько картинок разных. Возьмите и покажите картинку, на которой нарисована машинка. Где машинка?
Рисование «Дороги для машин»
— Возьмите в руку карандаш и нарисуйте дорожку для своей машины.
Музыкально-ритмическое упражнение «Мы едем, едем, едем»
Дети слушают музыку и отбивают ритм погремушками.
— Погремите вверху. Постучите погремушками по полу. Постучите погремушками по коленкам. Руки с погремушками в стороны. Спрячьте погремушки за спинку.
Строительно-конструктивная игра «Гараж для машины»
— Когда наступает ночь, мы с вами дома ложимся спать в кроватки. А машины едут спать в гараж. Гараж — это дом для машины. Сейчас мы построим гараж для нашей машины. Возьмите кубики. Поставьте их вот так. А сверху накройте крышей. Теперь у наших машинок есть гаражи.
Массаж «Вот какие колеса»
— Чтобы машина могла ехать ей нужны колеса. Посмотрите, где у вашей машины колеса. Покрутите колеса руками. А теперь машина поехала по вашей ладошке. Вот так. Поехала по ручке, по ножке. Колеса машины крутятся — вертятся, Крутятся — вертятся, город проехали весь.
Аппликация «Колеса»
— Посмотрите. Машина на нашей картинке не может ехать, потому что она поломалась. Чего нет у машины? Колес! Давайте починим машину — сделаем ей колеса.
— Вот какие колеса у машины! Теперь машина сможет ездить. И даже повезет грузы.
Упражнение на равновесие «Машины едут по мосту»
— А сейчас мы сами будем ездить как машины. Вставайте, мы отправляемся в путь. Сначала нужно проехать по дороге (между двумя шнурами), а затем по мосту (по скамейке).
Инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик»
— Послушайте стихотворение о том, как кот решил покататься на машине.
Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик.
Лепка «Грузовик везет бревна»
— Возьмите кусочек пластилина и раскатайте его в колбаску (прямыми движениями ладошки) и приложите к кузову машины. Придавите пластилиновое бревно сверху ладошкой.
— Нагрузите в машину побольше бревен.
Слушание аудиозаписи стихотворения «Про машину» В. Берестова
Дети слушают, сидя на больших мячах.
Дополнительный материал:
Загадки про машину
Первый мой вопрос простой: Что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи Освещают путь в ночи? На машине их две пары Догадались? Это . (Фары)
Едем-едем мы и вот: Надо сделать поворот. Путь вперед сейчас закрыт, И патруль на нас глядит. Чтоб не задержал патруль, Поворачиваем . (Руль)
Ну ответьте-ка теперь, Кто рычит как дикий зверь? Что в машине всех главней? Не поедете на ней, Коль в машине до сих пор Не поставили . (Мотор)
Человеку, чтобы жить, Надо есть и надо пить. Пища есть и для машин, Называется бензин. Эта пища не пустяк, Ей заполнят. (Бензобак)