Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)

В мире есть масса профессий, цель которых заключается в оказании помощи людям. Одна из них — дефектология. Эту специальность можно назвать по-своему уникальной, ведь она сочетает в себе элементы сразу нескольких наук: педагогики, медицины, психологии и социологии. Дефектолог работает с детьми, имеющими отклонения в психическом или физическом развитии. Он выполняет важную социальную миссию — помогает маленьким пациентам социализироваться и адаптироваться в обществе, дает им шанс на полноценную жизнь. Профессия дефектолога с каждым годом становится все более востребованной, поэтому многие люди задумываются, где и как можно приобрести данную специальность.

Что такое дефектология?

Сущность данного термина складывается из трактовки составляющих его элементов. Понятие «дефектология» образовалось путем слияния двух слов:

  • defectus, что в переводе с латыни означает «отсутствие» или «нехватка»;
  • logos — греческое слово, буквально переводится как «учение», «слово» или «мысль».

Дефектология — научная дисциплина, основная цель которой — изучение психофизических особенностей развития людей (в первую очередь, детей), имеющих психические или физические отклонения. Это система теоретического и практического целенаправленного обучения, воспитания и социализации лиц, имеющих задержку в развитии.

Чем дефектолог отличается от логопеда?

Эти профессии имеют ряд схожих признаков, но при этом существенно отличаются друг от друга. В первую очередь, разница между логопедом и дефектологом заключается в характере проблем, стоящих перед специалистами, а также в методах их разрешения.

Дефектолог оказывает помощь людям, имеющим особенности психофизиологического развития. Как правило, основными пациентами являются дети. Дефектология в целом охватывает широкое поле деятельности. Корректировка нарушений речи — лишь одно из направлений работы специалиста.

Логопед же работает со здоровыми детьми, у которых есть проблемы с произношением определенных звуков, дикцией и т.д. Его помощь сводится к корректировке индивидуальных нарушений развития речи у пациентов, не имеющих дополнительных патологий психофизического развития.

Следующее отличие дефектолога от логопеда заключается в том, что первый может начинать работу с пациентами годовалого возраста, нацеливаясь на преодоление отставания в развитии. Логопед же работает с детьми от 3-х лет и старше, потому что до этого возраста у детей речь недостаточно развита, и понять, требуется ли корректировка, нельзя. Этот специалист создает условия для успешного освоения ребенком чтения и письма.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ЛОГОПЕДА)

Примечание. Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

I. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) и определяет должностные обязанности, права и ответственность учителя-дефектолога.

2. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, и не имеющих медицинских противопоказаний.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

3. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

4. Учитель-дефектолог должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Учитель-дефектолог назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Учитель-дефектолог непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения или его заместителю.

7. Трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

II. Должностные обязанности

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

III. Права

Учитель-дефектолог имеет право:

— участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

— в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебники, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний обучающихся;

— повышать свою квалификацию в учреждениях высшего профессионального образования и в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

— аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

— иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск;

— получать пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— иметь дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.

Учитель-дефектолог пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

IV. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность за:

— своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

— организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

— соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

— своевременное и качественное оформление служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

— предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

— оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности образовательного учреждения, его работникам и обучающихся.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов Учитель-дефектолог может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Чтобы реализоваться в профессии, специалисту необходимы:

  • Грамотная и правильная речь.
  • Хорошая память.
  • Развитые организаторские способности.
  • Хорошая интуиция. Это качество требуется для подбора методики корректировки, которая наилучшим образом подойдет для пациента, ведь каждый ребенок уникален.
  • Наблюдательность и внимательность. Это поможет специалисту установить эмоциональный контакт с ребенком, выявить специфику и закономерности его поведения, особенности развития.
  • Коммуникабельность. Дефектолог должен находить подход к каждому из своих пациентов, уметь вывести маленького пациента на беседу, «разговорить» его.
  • Эмоциональная устойчивость и терпение. Крепкая нервная система — одно из ключевых требований, которые предъявляются к специалисту-дефектологу. Необходимо понимать, что процесс корректировки психофизических отклонений пациентов занимает достаточно много времени и сил.
  • Отзывчивость. Для работы дефектологом необходимо иметь искреннее желание помогать людям, проявлять неравнодушие к чужим бедам.
  • Тактичность. Специалист должен быть максимально вежлив в процессе общения с детьми и их родителями. Следует строго избегать нелестных высказываний, грубых фраз и т.д.

Дефектолог должен уметь выявлять конкретные психофизические отклонения своих маленьких пациентов, находить способы коррекции, проводить комплексные занятия по компенсации дефектов развития. Специалист должен уметь преодолевать возрастной барьер между собой и ребенком. Дефектологу необходимо уметь входить в доверие и становиться для пациента настоящим другом.

Пункт «О себе» в резюме

Важная составляющая резюме – психологический портрет личности.

Дефектолог – это гуманная, но сложная профессия, которая требует от человека особых качеств: доброты, терпения, уравновешенности, ответственности, любви к детям. Работа педагога-дефектолога связана не только с коррекцией нарушений речи, но и воспитанием, реабилитацией, адаптацией пациентов в обществе. Для выпускников вузов без опыта работы стоит добавить в анкету такие качества, как быстрая обучаемость и целеустремлённость.

Как заполнить раздел о себе:

  • Ответственная, коммуникабельная, быстро нахожу общий язык с детьми. Опыт работы с детьми, имеющими сложные речевые дефекты. Специалист первой категории. Постоянно повышаю профессиональный уровень.

Также, в этот информативный блок можно включить навыки и увлечения, которые не имеют прямого отношения к работе дефектолога, но характеризуют личность как активного и разностороннего человека. К примеру, занятия спортом, творчеством, интеллектуальными играми и др.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]