Статья:
Задержка психического развития — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих школьников ставится данный диагноз. Причём большинство из них занимается в обычных общеобразовательных, а не коррекционных школах, несмотря на то, что не способно овладеть знаниями, предусмотренными традиционными программами. В результате возникает масса проблем у учителей (как обучать) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей — вовсе не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и регулярные занятия — гарантия успешной психокоррекционной работы.
Что это такое
ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.
Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):
- расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
- гиперкинетические расстройства;
- дислексия;
- дискалькулия;
- диспраксия;
- дисграфия;
- расстройства поведения;
- фобии;
- тики;
- энурез;
- энкопрез;
- заикание.
С 1997 года термин не применим в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется психическим расстройствам. Однако данное понятие продолжает широко использоваться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских образовательных учреждениях.
Причины
Все причины ЗПР делятся на две большие группы.
Биологические
Патологии и осложнения во время беременности:
- если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму;
- многоплодие;
- внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия;
- резус-конфликт;
- неправильное предлежание;
- родовые травмы.
Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша:
- ядерная желтуха;
- операции под наркозом;
- фетальный алкогольный синдром;
- сердечно-сосудистые патологии;
- минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;
- врождённые нарушения зрения и слуха;
- малая подвижность;
- астения;
- гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.
К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.
Социальные
Сюда относят:
- длительное ограничение жизнедеятельности;
- социальная депривация;
- дефицит общения;
- неблагоприятные условия воспитания;
- лёгкие умственные отклонения у родителей;
- психотравмы.
Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых.
Безнадзорность
Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Напоминает Маугли, попавшего в цивилизацию. В итоге диагностируется аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность.
Гиперопека
Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. Это приводит к эмоциональной лабильности, безынициативности, эгоцентричности, зависимости от взрослых. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.
Авторитаризм
Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности, аутизм. Это эмоционально-незрелая личность, не нацеленная на достижение успешности. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.
Клиническая картина
Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.
1 год
ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней:
- по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить;
- плохо держит предметы;
- не может скоординировать движения;
- мало двигается;
- неэмоционален.
При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.
2 года
На отклонения указывают:
- незнание собственного имени;
- отсутствие реакции на простейшие вопросы;
- обильное слюнотечение;
- нарушения сна;
- капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия;
- сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.
3 года
- Бедный словарный запас (не более 20 слов);
- дефекты речи;
- отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела);
- неспособность оформить связную речь;
- сложности с выполнением элементарных заданий;
- неразвитое воображение;
- однотипность действий в игре;
- невозможность сконцентрироваться;
- быстрая утомляемость;
- агрессивность, истерия.
4 года
В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.
Физические:
- слабый тонус мышц;
- кинетоз;
- нарушения мочеиспускания;
- головные боли;
- быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.
Познавательные:
- невозможность говорить связно;
- бедный лексический запас;
- рассеянное внимание;
- плохая память;
- неспособность запоминать информацию наглядно или на слух;
- отсутствие базовых знаний о мире;
- несформированность познавательной мотивации.
Социальные:
- агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим;
- замкнутость, аутизм, погруженность в себя;
- нежелание участвовать в совместных играх;
- инфантилизм;
- перемены настроения.
Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются. Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.
В младшем школьном возрасте задержка психического развития проявляется уже более отчётливо. Такие дети отличаются от сверстников и поведением, и способностями к обучению. Если родители и воспитатели в детском саду упустили данный момент и отправили такого ребёнка в школу, учитель уже не может не обратить на это внимание. Ему требуется освоение минимальной стандартной программы, без которого он не может перевести такого ученика в другой класс. Поэтому на данном этапе организуется медико-педагогическая комиссия, ставится диагноз и начинается психокоррекционная работа.
Обучение детей с задержкой психического развития
Освоение малышами с ЗПР обучающей программы возможно, но данная программа должна отвечать следующим требованиям:
- учитывать индивидуальные особенности крохи;
- задействовать родителей и близких крохи в процесс обучения;
- включать постоянный контроль динамики развития;
- придерживаться многозадачности обучения.
Коррекционное обучение при ЗПР имеет несколько направлений:
- развивающее;
- диагностическое;
- лечебно-профилактическое;
- консультативное;
- социально-трудовое.
Характеристика
Психологическая характеристика ребенка с ЗПР составляется по тем психическим функциям, которые у него оказываются нарушенными.
Когнитивные способности
Мышление у детей с ЗПР:
- нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления;
- для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;
- несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
- плохо сформированное словесно-логическое мышление.
Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, должны быть направлены на развитие мышления с учётом данных особенностей. Они способны классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме, например. Главное — устранить отвлекающие факторы, которые существенно снижаю результативность, терпеливо повторять задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них почти так же, как у ровесников. В этом плане у них гораздо больше перспектив по овладению материалом, если сравнивать с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.
Память у детей с ЗПР:
- неустойчивая;
- малопродуктивная;
- непроизвольная преобладает над произвольной;
- наглядная преобладает над вербальной;
- минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
- неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;
- наибольшим нарушениям подвергается кратковременная память;
- при наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
- выученный с большим трудом материал быстро забывается.
Все вышеперечисленные специфические особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно учитываться педагогами и психологами при организации занятий и родителями при выполнении домашних заданий. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы опорой служили непроизвольная и наглядная память, а не произвольная и вербальная.
Внимание:
- рассеянное;
- ослабленное, если информация подаётся вербально;
- неустойчивое;
- снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение.
Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях необходимо распределение и постоянное переключение между разными типами деятельности. Наличие творческих заданий приветствуется.
Восприятие:
- поверхностное;
- замедленный процесс формирования межанализаторных связей:
- недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
- медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.
Коррекция восприятия направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие мелкой моторики приветствуются.
Речь:
- бедный словарный запас;
- нарушенное звукопроизношение;
- несформированность лексико-грамматического строя;
- проблемы со связной речью;
- дефекты артикуляционного аппарата.
Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.
Межличностное общение
Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднён из-за неполноценности предпосылок, необходимых для успешной социализации:
- низкая познавательная мотивация;
- недостаточная речевая активность;
- дефектная речемыслительная деятельность;
- несформированность многих компонентов речевой деятельности.
Поэтому межличностное общение характеризуется следующими особенностями:
- эпизодический характер (их редко принимают в игры);
- работа и игры в одиночку;
- несогласованные действия в парах;
- сюжетно-ролевая игра не является совместной деятельностью, так как общение внутри неё практически отсутствует;
- неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор;
- отсутствие привязанности к кому-либо.
Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.
Эмоционально-волевая сфера
У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Её проявления:
- эмоциональная неустойчивость;
- несамостоятельность;
- лабильность;
- лёгкая внушаемость;
- слабость волевых усилий;
- неуверенность в себе, низкая самооценка;
- беспричинное беспокойство, повышенный уровень тревожности;
- мгновенная смена настроения, контрастные эмоции;
- неадекватная жизнерадостность, весёлость.
Дети с ЗПР не могут правильно оценивать:
- ситуацию: на любой неуспех и трудности они реагируют слишком агрессивно;
- эмоциональное состояние окружающих: во время похорон могут смеяться и веселиться;
- собственные эмоции.
Это интересно! Дети с ЗПР, отличающиеся эмоциональной незрелостью, прекрасно распознают эмоции по мимике и картинкам. По сравнению со сверстниками они почти 100% находят гримасы гнева, страдания и радости.
Статья:
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии.
Н.Н. Малофеев, исследуя эволюцию отношений государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней на Западе и в России, выделил пять периодов эволюции.
1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (в Европе — VIII в. до н.э. — ХII в.н.э., на Руси -X в.н.э. — XVIII в.н.э.). Длится от момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных до осознания государством необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии (т.е. социальной поддержке).
2. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (в Европе -XII в.-XVIII в., в России -нач. ХVIII в. нач.ХIХ в.). Европейскими государствами осознана возможность и целесообразность обучения детей с сенсорными нарушениями. В России же была заимствована модель организации обучения таких детей и создан прецедент открытия в столице специальных школ. В этот период Я.А.Коменский (1592-1670) высказывал убеждение о животворящей силе образования, преобразующей силе воспитания вне зависимости от существующей аномалии в развитии и поведении ребенка.
3. От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование (становление системы специального образования). (на Западе — конец ХVIIIв.-нач. ХХ в., в России -1806-1927 гг.). Большинство европейских стран законодательно признает право инвалидов на образование, начинает развивать национальные системы специального образования (Австрия, Англия, Германия, Дания, Италия, Франция). И.Песталоцци (1746-1827) были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом. Жан Итар (1775-1838) определил путь развития глубоко умственно отсталых детей — развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики. Мария Монтессори (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей. Альфред Бине и Томас Симон разработали тестовый метод психометрии, основанный на состоянии коммуникативной функции речи; определили диапазон «нормы» и отклонений от нее. В дореволюционной России была создана сеть специальных образовательных учреждений, но не была оформлена система специального образования. Е.К.Грачева (1866-1934) издала первые руководства по работе с глубоко отсталыми детьми. В.П.Кащенко (1870-1943) создал школу-санаторий для дефективных детей — прообраз последующих научно-исследовательских учреждений по проблемам аномального детства. Г.И.Россолимо (1860-1928) предложил свой психометрический метод — «метод психологических профилей», по которому предлагалось исследовать у ребенка стойкость памяти, быстроту запоминания, толкование рисунков, обнаружение нелепостей, способность комбинировать, состояние моторики, воображение, наблюдательность. На Западе и в России организуются специальные учреждения для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых.
4. От осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования (в Западной Европе -нач.ХХ в. — 70 гг. XX в., в России — нач. XX в.-90 гг. XX в.). В Западной Европе совершенствуются законодательные основы специального образования, механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии, дифференцируются виды школ и типов специального обучения. Принципиальным отличием специального образования в СССР является его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобуче» провозгласило обязательное образование по единому государственному стандарту, не введя специализированного стандарта для учащихся с отклонениями в развитии. Отечественная научная школа дефектологии разрабатывает методологические, теоретические и методические основы специального обучения (Д.И.Азбукин, Л.С.Выготский, А.И.Дьячков, Л.В.Занков, Ю.А. Кулагин, К.С.Лебединская, А.Р.Лурия, Л.В.Нейман, М.С.Певзнер, Ф.А.Рау, Д.В.Фельдберг, Ж.И.Шиф и др.). Л.С.Выготский (1896-1934) сформулировал новые задачи специальной педагогики и специальной школы; разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной и др. видах деятельности; сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития»; разработал мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка. Необходимо отметить, что советская система специального образования, в отличие от западноевропейских, была полностью закрыта от средств массовой информации, ее развитие происходило вне диалога с обществом и заинтересованными родителями.
5. От равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции (Запад — с 70 гг. XX в., Россия — с 90 гг. XX в.). В Европе ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, становится «включение в общий поток» (mainstreaming) или интеграция. Специфичность и сложность современного периода в Россия состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы.
Как можно увидеть, в настоящее время осуществляется пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции. Специфичность и сложность современного периода в России состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы.
Мы согласны с точкой зрения Н.Н. Малофеева, который утверждает, что в России необходимо разрабатывать свою модель, которая «работала» бы на продвижение в области интеграции структур массового и специального образования, но при этом не приводила бы к свертыванию специальных образовательных учреждений, не блокировала бы развитие системы дифференцированного специального образования. Последнее обусловлено также наличием особых образовательных потребностей у детей с отклонениями в развитии.
Н.М. Назарова констатирует, что человек с ограниченными возможностями, как и все остальные люди, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека. Ограничение возможностей — это интегральное изменение личности в целом. Поэтому для решения образовательной задачи такому человеку необходимо не только особым образом осваивать собственно общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки социального адаптирования: ориентировку в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостатки знаний об окружающем мире, связанные с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции.
Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Известно, что сложность и полиморфизм ЗПР у дошкольников обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории.
Е.А. Екжанова утверждает, что образовательно-воспитательные потребности у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста связаны с основными линиями развития ребенка.
Знание закономерности, что гетерохронность определяет развитие ребенка в онтогенезе, позволяет через усиление воздействия на него в сензитивные периоды жизни управлять его нервно-психическим развитием, создавая условия для стимуляции, развития или коррекции той или иной функции.
В последние годы доказано, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей. Однако в настоящее время организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях семьи, воспитывающей проблемного ребенка, находится только на этапе становления. В большинстве же случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или 5 лет. Основные линии развития, значимые для ребенка с ЗПР, рассматриваются в двух возрастных периодах: младший дошкольный возраст — от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Образовательно-воспитательные потребности ребенка старшего дошкольного возраста включают: совершенствование общей моторики, развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, формирование систем сенсорных эталонов, сферы образов-представлений, опосредованного запоминания, зрительной ориентировки в пространстве, воображения, эмоционального контроля, совершенствование наглядно-образного мышления, мыслительных операций словесно-логического уровня; внутренней речи, развитие связной речи, речевого общения, продуктивной деятельности, элементов трудовой деятельности, норм поведения, соподчинения мотивов, воли, самостоятельности, способности дружить, познавательной активности, готовности к учебной деятельности.
Вышеназванные линии развития неодинаковы как по своей природе, так и по своей роли в психофизическом и социальном развитии ребенка. Это важно учитывать при организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.
В связи с тем, что ЗПР у дошкольников имеет разную степень выраженности, условия воспитания и обучения таких детей могут быть различны. В более легких случаях (при ЗПР конституционального, психогенного генеза) возможно воспитание ребенка в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Образовательным потребностям детей с выраженными формами ЗПР церебрально-органического генеза отвечает специализированное ДОУ компенсирующего или комбинированного вида. Однако в обоих случаях необходимо учитывать специфические образовательные потребности детей с ЗПР:
– ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха;
– имеется выраженная потребность ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками;
– незрелость эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР говорит о специфической потребности ребенка данной категории в эмоционально-нравственном воспитании, так как развитие эмоционального контроля является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у них отклонений.
Учет физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся заложен в Государственном стандарте общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья или в специальном образовательном стандарте (1999).
Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.
В стандарте учитываются не только индивидуальные особенности развития той или иной категории лиц с особыми образовательными потребностями, но и специфика социокультурных и этнокультурных условий их проживания (документ содержит федеральную и национально-региональную части).
Вместе с тем, проблема стандартизации специального образования в нашей стране является новой, и наиболее разработана к настоящему времени та часть, которая относится к школьному периоду специального образования.
Известно, что концептуальные положения образования отражаются в принципах, Н.М. Назарова выделяет принципы специального образования (рис. 1).
Рис. 1. Принципы специального образования
Е.А. Стребелева рекомендует при разработке образовательных программ для детей с отклонениями в развитии учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики (рис. 2).
Рис. 2. Принципы дошкольной и коррекционной дошкольной педагогики
Вместе с тем, А.Д. Гонеев различает принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства диагностики и коррекции, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, деятельностный принцип коррекции, принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Правомерно использование понятия «образовательная технология» как интегрирующего обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. В.А. Сластенин с соавт. указывает, что «под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий».
На рис. 3 представлена схема технологии коррекционной деятельности (по А.Д. Гонееву, 2002)
Рис. 3. Технология коррекционной деятельности
Общеизвестно, что в специальном образовательном процессе диагностика, обучение, воспитание и коррекция органично взаимосвязаны и взаимодополняемы. Однако в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса правомерно разделить средства, способы, методы и формы диагностики, обучения, воспитания и коррекции детей с ЗПР.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения, заключающегося в выявлении у ребенка несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и поведении с целью уточнения диагноза и разработки индивидуально-ориентированной программы развития дошкольника.
Диагностика детей с ЗПР основывается на ряде признаков и включает несколько разделов: клиническое обследование, логопедическое обследование, психолого-педагогическое обследование, нейропсихологическое обследование.
Изучение ребенка проводится как в ходе диагностического обследования, так и при динамическом наблюдении в течение коррекционно-воспитательного процесса.
По результатам диагностики определяется уровень развития ребенка, осуществляется прогноз и разрабатываются рекомендации по развитию и коррекции его отклонений.
Решение образовательных задач направлено на обучение детей с ЗПР способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовка дошкольников к школьному обучению.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными (адаптивными) комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.
Особенности содержания и организации занятий в специализированном ДОУ рассмотрены в программных документах и в методических разработках по обучению и воспитанию детей с ЗПР.
Л.С. Выготский подчеркивал, что компенсация умственного и сенсорного нарушений детей возможна путем формирования высших психических функций, для чего необходимо создавать благоприятные условия. Принимая во внимание эти особенности, важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности ребенка и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность. То есть необходимо искать виды заданий, максимально повышающие активность ребенка.
С этой целью в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, ее стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. Общепедагогические методы всегда используются в сочетании друг с другом.
Учитывая образовательные потребности детей с ЗПР, исследователи обоснованно на первое место ставят использование практических и наглядных методов, формирующих сенсомоторную основу представлений и понятий о познавательной действительности. Дополнением к этим методам являются словесные методы.
Особое внимание ученые уделяют использованию игрового метода, что обусловлено ведущими линиями развития и мотивационной потребностью детей с ЗПР. Вместе с тем, Н.М. Назарова отмечает, что недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала необходимость обучения детей с ЗПР игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
Ряд авторов указывает на целесообразность поэтапного обучения различным навыкам детей с ЗПР.
Т.А. Власова с соавт., С.Г.Шевченко, Е.М. Мастюкова обращают внимание на необходимость проговаривания ребенком отдельных этапов своей деятельности, что способствует более точному и полному анализу образца действий, проведению сравнения с ним своей работы.
Принимая во внимание специфику психического развития детей с ЗПР, многие ученые склоняются к использованию интегрированных форм обучения. Иными словами, знания и представления по разным разделам программы должны закрепляться в разных видах деятельности.
Не менее важной в работе с детьми, имеющими ЗПР, является организация процесса воспитания, который неразделимо связан со специальным обучением, коррекционной работой, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Л.С. Выготский считал, что специальное воспитание должно быть подчинено социальному. Соглашаясь с этой позицией, Л.Б, Баряева с соавт. рекомендует работу по социально-личностному развитию детей направлять на формирование у ребенка образа «Я», «Я-сознания»; открытие сверстника, восприятие его на положительной эмоциональной основе и обучение способам взаимодействия; развитие деловой, внеситуативно-личностной и внеситуативно-познавательной форм общения; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений; выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений; развитие способности отражать (моделировать) эти отношения в разных видах деятельности; развитие произвольности, программирования и контроля.
Наиболее доступными и эффективными для детей дошкольного возраста с ЗПР исследователи считают практически-действенные методы воспитания: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игру, ручной труд, изобразительную и художественную деятельность. Эти методы необходимо сочетать с различными информационными методами. Ценным является опора на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, использование примеров из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога. Последнее связано с тем, что для детей дошкольного возраста действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога являются образцом для подражания.
Необходимо помнить, что из побудительно-оценочных методов применение наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка, не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привычка к нему.
Организуя процесс воспитания, педагог должен находиться в непрерывном творческом поиске индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействий.
Как указывает Е.А. Екжанова, содержание и организация коррекционной работы должны быть направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго убеждают, что «коррекционная работа современного типа должна не только учитывать всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и понимать, каким путем шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии, в частности, имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития». В связи с этим они считают, что в основе интегративной коррекционной работы необходимо использовать «принцип замещающего онтогенеза» (принцип замещающего развития), сформулированный А.В. Семенович.
Д.Б. Эльконин выделял симптоматическую коррекцию (направленную на устранение симптомов отклонения в развитии) и каузальную (направленную на ликвидацию причин и источников отклонений). Однако в дошкольном периоде предпочтение следует отдавать каузальной коррекции.
В последние годы большой интерес представляют традиционные и нетрадиционные коррекционные технологи, апробацией которых занимаются ученые и практики, педагоги и психологи.
Широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. Так, различные виды игр применяют для формирования личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов, общения.
В исследованиях Запорожца и Неверович показана эффективность использования творческой деятельности в регулировании динамической стороны поведения ребенка.
Современные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых отводят большую роль искусству как средству коррекции «Я-концепции» ребенка, его самосознания, потребности в общении, самоутверждении, признании, негативных эмоциональных состояний.
Роль музыкотерапии в стабилизации эмоциональных состояний детей определяет ряд исследователей.
Эстетотерапия обеспечивает мобилизацию внутренних защитно-приспособительных резервов детского организма благодаря созданию ощущения радости жизни.
Рядом авторов доказано, что при использовании сказкотерапии метафорическое воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий.
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго проанализирован ряд коррекционных программ других исследователей, которые получили в настоящее время распространение в образовательных центрах. Так, методика формирования программирования произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, основанных на работе с числовым рядом. Разработаны основы уровневого подхода к развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы и базовой аффективной регуляции ребенка. Одним из методов глубинно-психологически ориентированной психотерапии является символдрама. Основу этого метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему.
Для реализации программы «Формирование пространственных представлений» рекомендуется вид проведения занятия разрабатывать в соответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровой, соревновательной, мотивации достижения, обучения, поощрения или избежания наказания).
В исследованиях, проведенных Е.А. Панько, С.Н. Ждановым, Л.С. Ходонович, выявлено, что коррекция наиболее успешна при условии ее комплексного осуществления как с помощью игры, так и посредством разных видов искусства с интегрированным взаимодействием узких специалистов.
Организация работы специалистов в коррекционном блоке также предполагает обучение родителей некоторым психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, имеющим ЗПР, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. В работе с родителями применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Е.А. Екжанова называет следующие принципы такой работы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; учет родительских запросов при определении тематики; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конкретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведение мероприятий.
Известно, что дети с особыми образовательными потребностями имеют право на получение квалифицированной педагогической помощи. Однако в системе специального образования России лишь около 10% педагогов имеют образование педагога-дефектолога (в европейских странах и США — 95-98%), а от 47 до 70% учителей испытывают трудности в организации воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении.
Специальный педагог выступает как государственный служащий, социальный работник, воспитатель, дефектолог, педагог-реабилитолог, социальный педагог.
Общие требования к профессионально-педагогической деятельности педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии, определены Примерным положением о классах компенсирующего обучения (1992), государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2002), Типовым положением о дошкольном учреждении (группах) коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР (1997).
В целом же, как отмечают А.Д. Гонеев, Ю.К. Чернышенко, С.Д. Неверкович, готовность к педагогической деятельности представляется как интегральная модель, проявляющаяся во взаимодействии нескольких компонентов личности педагога: мотивационно-ценностного; когнитивного; операционально-практического; эмоционально-волевого и рефлексивного.
Итак, анализируя вышесказанное, можно отметить, что в специальном образовании процессы диагностики, обучения, воспитания и коррекции должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы. В процессе воспитания и обучения лиц с особыми образовательными потребностями различают специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания, средства коррекции. Образовательно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы осуществляются с детьми, имеющими ЗПР, как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях. Работа с детьми, имеющими ЗПР, предполагает наличие у педагога специального образования, соответствие личной психограммы профессиограмме специального педагога. Непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса является интегрированная деятельность узких специалистов и родителей (семьи), имеющих детей с особыми образовательными потребностями.
Психологические особенности
У ребёнка с ЗПР есть такие особенности психического развития, которые отличаются от симптомов других похожих патологий. Это необходимо знать для дифференциации диагноза.
Отличия от умственной отсталости:
- частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
- высокий потенциал возможности дальнейшего развития;
- страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
- скачкообразность динамики мыслительной деятельности;
- способность сотрудничать со взрослыми;
- присутствие эмоций в игровой деятельности;
- яркое проявление эмоции;
- часто есть способности к рисованию.
Отличия от педагогической запущенности:
- недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;
- поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
- редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;
- умеют взаимодействовать со взрослыми.
От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.
Воспитание ребенка с задержкой психического развития
Многие родители болезненно воспринимают диагноз ЗПР у своего чада. Но следует помнить, что это не психическое заболевание, а лишь временное отставание в развитии в сравнении с одногодками, которое можно наверстать.
Помните! При правильном развитии и сопровождении, а также соблюдении всех рекомендаций врачей и специалистов уже к 10 годам можно полностью избавиться от симптомов ЗПР у ребенка.
Классификации
Классификация Певзнер и Власовой
М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и доктор педагогических наук. Профессор. Т. А. Власова — психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик. Года: 1972-1973.
- Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм
Эмоционально-волевая сфера соответствует развитию младшего возраста. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Отсюда — невнимательность и проблемы в обучении.
- Вторичная ЗПР
Истощаемость психических функций вызвана различными биологическими факторами, имевшими место во время беременности или на первом году жизни малыша.
Классификация Лебединской
К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982. Основа — классификация Певзнер и Власовой, дополненная и расширенная.
- Конституциональная ЗПР
Соответствует неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Певзнер и Власовой. Такие дети проявляют яркие, но поверхностные и неустойчивые эмоции. У них всегда повышенное настроение, они посредственны и наивны. Отличаются грацильностью — инфантильным типом телосложения. ЗПР обусловлена наследственными факторами и осложнениями во время беременности.
- Соматогенная ЗПР
Во-первых, возникает на фоне заболеваний, перенесённых малышом на первом году жизни. Во-вторых, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не уверены в себе, пугливы, капризны, ощущают свою физическую неполноценность. Всё это в итоге приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.
- Психогенная ЗПР
Основная причина — неблагоприятные условия воспитания, начиная с самого раннего возраста и длительно действующие.
- Церебрально-органическая ЗПР
Самый распространённый вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет внутри этой группы ещё одну миниклассификацию (1983).
1. Психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.
2. Психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что-то требуют.
Классификация Ковалёва
В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.
Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:
- дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
- энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
- вторичная на фоне сенсорных дефектов — нарушения зрения и слуха;
- социальнодепривационная — госпитализм.
На сегодняшний день на практике наиболее активно применяется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет. В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями современной жизни специалисты уже давно говорят о необходимости создания более актуальной типологии ЗПР.
Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР
- 75% от случаев ЗПР – это задержка церебрально-органического генеза, то есть в основе лежит недостаточность функционирования мозга и его проводящих путей (часто – последствия неблагополучной беременности, проблем в родах и т.д.).
- ЗПР конституционального происхождения. Так называемый гармонический инфантилизм, когда в психофизическом отношении ребенок несколько отстает от сверстников. Это обусловлено наследственными причинами. Ребенок может быть более внушаем, эмоционален, чем его сверстники. В целом он и выглядит на более младший возраст (разница с реальным возрастом – 1-1,5 года).
- ЗПР соматогенного происхождения. Здесь задержка обусловлена ослабленностью организма, частыми, хроническими соматическими болезнями ребенка. Общий тонус тела и психики ребенка понижен. Часто ситуация осложняется гиперопекой со стороны семьи.
- ЗПР психогенного происхождения (сюда же относится педагогическая запущенность). Причина – в неблагоприятных психосоциальных условиях. Раньше было принято считать, что такая задержка может встречаться только у детей из неблагополучных семей (безработные, тунеядцы, алкоголики и т.д.). Сейчас все чаще встречаются случаи, когда, несмотря на финансовый достаток, тип воспитания в семье является негармоничным, в частности, у ребенка не развивается необходимый уровень саморегуляции, осведомленности, самообслуживания в виду гиперопеки, непоследовательности, воспитательной неуверенности, тревожности родителей.
Диагностика
Наличие ЗПР у ребёнка может подтвердить только специальная диагностика. Разобраться в характере и глубине имеющихся нарушений могут профильные специалисты при комплексном обследовании:
- врач-психотерапевт;
- дефектолог;
- психолог;
- логопед;
- педиатр.
Все они входят в специальную медико-педагогическую комиссию, на которой подтверждается или опровергается диагноз, выносится окончательное решение, даются рекомендации о дальнейшем развитии ребёнка. Помимо психологических особенностей, они внимательно изучают в динамике (данные предоставляются за последние 2-3 года):
- успеваемость в школе;
- характер ошибок по математике и русскому языку;
- особенности почерка;
- состояние моторики;
- темп деятельности и многие другие аспекты.
На комиссию также предоставляются результаты полного медицинского обследования и история болезней.
На основании полученных данных делается вывод, имеется ли у ребёнка задержка психического развития. Но, как уже было сказано ранее, медицинский диагноз ЗПР, начиная с 1997 года, не ставится. В заключении используется терминология из следующей части МКБ-10:
Профилактика ЗПР
Профилактика ЗПР включает, в первую очередь, ответственный подход к планированию беременности. В период вынашивания ребенка мать должна стараться всячески избегать любых негативных воздействий на плод.
В раннем возрасте ребенка неоспорима польза профилактики инфекционных и различных соматических болезней. Важно обеспечить для ребенка благоприятные условия жизни. Если есть малейшие подозрения в развитии у ребенка психомоторных процессов, нужно провести обследование у специалистов и своевременно начать работу по устранению состояния.
Обучение
Где и как может обучаться ребёнок с ЗПР:
- интегрированное обучение в общеобразовательной школе;
- коррекционно-развивающее обучение на основе личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательных учреждений;
- обучение в образовательных учреждениях VII вида, где максимально учитываются все особенности учебной деятельности детей с ЗПР.
В 2015 году был утверждён важный документ, регламентирующий обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Это «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития». Она включена в «Специальные основные общеобразовательные программы начального общего образования ФГОС». Эта система реализуется в обычных учебных заведениях (не коррекционных) на территории всей Российской Федерации с 1 сентября 2021 года в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 7.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
С этого момента дети с ЗПР имеют полное право учиться не в коррекционной, а обычной общеобразовательной школе вместе с нормально развивающимися ровесниками. При этом учителям и родителям следует учитывать следующие особенности обучения:
- им требуется больше внимания и индивидуальный подход;
- они занимаются по отдельной, облегчённой программе;
- проблемы в усвоении материала обусловлены не ленью и нерадивостью, а неспособностью.
Педагоги-психологи настаивают, что гораздо более продуктивно отдать обучаться ребёнка с ЗПР в специализированную коррекционную школу или перевести на домашнюю форму обучения.
Какие специалисты работают с детьми с ЗПР
В образовательном процессе участвуют не только воспитатели, прошедшие специальное обучение по работе с детьми с нарушениями психического развития, но и дефектологи, логопеды, психологи и физкультурные работники.
В связи с поведенческими особенностями детей с ЗПР они способны выполнять только те задания, которые связаны с их личностными интересами.
Для детей раннего возраста преобладающей деятельностью является игра, поэтому именно играя происходит обучение малышей с ЗПР.
Для этого разработано множество различных игр и упражнений, направленных на развитие мышления, представлений об окружающем мире, памяти, внимания и социальной адаптации крох.
Лечение и коррекция
В зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребёнка профильными специалистами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься. В неё входят различные блоки, предполагающие комплексный подход к решению имеющихся проблем.
Микротоковая рефлексотерапия
Это аппаратное воздействие электрическими импульсами на биоактивные точки мозга, так называемые нейрорефлекторные зоны. Целенаправленно восстанавливает работу нервной системы именно там, где имеются нарушения. Микротоками выборочно обрабатываются мозговые центры, отвечающие за интеллектуальные способности, речевую активность, дикцию, словарный запас.
Организуется в условиях стационара. Правда далеко не все родители дают согласие на проведение процедуры.
Психолого-педагогические коррекционные занятия
Ребёнок с ЗПР должен регулярно ходить на занятия психолога. Цель — скорректировать психическое развитие таким образом, чтобы оно улучшило качество его жизни. Среди основных задач:
- повысить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития;
- развить крупную и мелкую моторику;
- расширить словарный запас и понятийный аппарат.
Родители имеют право знать, что включает в себя программа психолога, который занимается с их ребёнком. Моменты, которые вызывают сомнения или недоверие, заранее должны быть согласованы.
Психологическая работа с детьми, страдающими ЗПР, предполагает использование разнообразных методик.
Психотерапевтические направления:
- изотерапия;
- песочная терапия;
- музыкотерапия;
- куклотерапия;
- сказкотерапия;
- логоритмика;
- методы предметно-сенсорной терапии.
На занятиях психолог организует дидактические игры с разноцветными полосками, кубиками, палочками, геометрическими фигурами (в том числе объёмными) и специальными карточками. Примеры нескольких таких игр представлены ниже.
«Угадай эмоцию»
Проводится либо в группе из 5-6 таких же деток с ЗПР, либо в паре с психологом. На стол кладутся карточки со схематическим изображением различных эмоций. Предлагается взять одну из них наугад, назвать, что на рисунке, и попытаться изобразить данное чувство с помощью мимики, голоса, жестов. Можно усложнить задание и попросить назвать ситуацию, в которой эта эмоция чаще всего проявляется.
«Найди цифру»
На столе выложены картинки и объёмные фигуры разных цифр. Все они отличаются размером и цветом. Психолог называет цифру — из предложенного материала нужно выбрать все соответствия (например, все двойки или восьмёрки).
«Лото настроений»
На столе лежат карточки, на которых нарисованы животные с разными мордочками. Психолог называет какую-либо эмоцию (показывает картинку с ней или изображает сам) — ребёнок должен подобрать под неё нужную карточку.
«Волшебный мешочек»
В красивый мешочек складываются небольшие объёмные вещицы, легко узнаваемые на ощупь: зеркальце, будильник, карандаш, блокнот, линейка и т. д. Нужно запустить туда руку с закрытыми глазами, достать любой предмет и угадать, что это.
«Палитра настроений»
На столе лежат карточки с различными оттенками настроения. Психолог задаёт вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?» — ребёнок должен ответить с помощью рисунка. После этого вопрос несколько раз трансформируется: «А как сегодня чувствует себя твоя мама?», «Как ты думаешь, какое настроение у твоей кошки?» и т. д.
Альтернативные методики
Дополнительно профильные специалисты могут назначить современные, нетрадиционные методы коррекции:
- иппотерапию;
- канистерапию;
- дельфинотерапию;
- фелинотерапию.
Вовремя и грамотно проведённая психокоррекционная работа даёт положительные результаты.
Картотека развивающих игр для детей с ЗПР
Полезны для малышей с нарушениями психического развития следующие игры:
- «Повторяй за мной». Заключается в повторении за взрослых определенных движений и действий. Игра улучшает моторику, произвольное внимание
- «Угадай, чей звук». Взрослый знакомит детей с различными предметами (ножницы, свисток, колокольчик, погремушка, бумага), показывает, какой они могут издавать звук. Затем за ширмой воспроизводит звучание одним из предметов, а дети угадывают, что это. Игра развивает восприятие и слуховое внимание.
- «Повтори фигуру». Задание заключается в том, что детям раздают карточки с изображением фигуры из счетных палочек. Малыши должны воспроизвести фигуры на столе или, при неудачной попытке, выложить узор на карточке с помощью способа «наложения». Такая игра развивает моторику, внимание, зрительное восприятие и учит действию по образцу.
- «Летает или нет». Взрослый называет предметы и живые существа, а дети должны показать, летает данный предмет или нет. Если летает – дети машут ручками, если нет – держат руки опущенными. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Задание помогает выделить признаки различных предметов, помогает учиться переключать внимание. Игру можно изменить на «Прыгает или нет», «Плавает или нет» и т.д.
- Быстроту реакции и зрительно-моторную координацию можно развить с помощью игры «Съедобное — несъедобное».
- «Варим борщ». Взрослый готовит два обруча, раскладывает различные предметы и делит детей на 2 команды. Малыши на время добегают до обруча и выбирают овощи для приготовления борща. Команды оцениваются по быстроте и по правильности выбора предметов. Аналогично можно поиграть в «Больницу», «Парикмахерскую», задействовав другие предметы. Игра направлена на быстроту реакции.
Полезно проводить эстафеты, где нужно, например, донести предмет, преодолев препятствия в виде бревнышек, кеглей и т.д. Хороводные игры со стихотворным сопровождением позволяют объединить детей, подружить их.
Также о подвижных играх для детей дошкольного возраста вы можете подробнее прочитать в нашей статье ЗДЕСЬ
Упражнения для детей с задержкой психического развития
Для развития малышей с ЗПР также используют различные упражнения в игровой форме.
Вот некоторые из них:
- «Найди свое яблоко». Взрослый предлагает ребенку из трех-четырех яблок выбрать одно, изучить его в течение пары минут. Затем малыш закрывает глаза, яблоки перемешиваются, а ребенок должен найти свое яблочко по выделенным отличительным признакам. Упражнение тренирует память и внимание.
- «Хлопай в ладоши». Взрослый говорит, что дети должны хлопать в ладоши, если он назовет, например, животное. Данным упражнением малыши тренируют переключение внимания.
- «Колокольчик и бубен». Взрослый бьет в бубен либо звонит в колокольчик. При этом дети должны в первом случае ходить по группе спокойным шагом, во втором – бежать друг за другом. Упражнение учит выполнять действия по инструкции.
- «Найди отличия». Малышу предлагают две похожие картинки, а ребенок должен назвать отличия. Это помогает развить концентрацию внимания.
- «Запомни, где». Взрослый раскладывает три-пять карточек на столе с изображением разных предметов. Малыш запоминает их, затем карточки переворачиваются, а кроха должен показать, какой предмет и где находится. Можно видоизменить упражнение. При этом карточки можно не переворачивать, а убирать со стола одну карточки, пока малыш не видит, а затем спрашивать, чего не хватает. Данные упражнения улучшают и тренируют память.
- «Дорисуй». Малышу предлагают дорисовать на карточках вторую часть различных простых предметов – мяча, солнышка, бабочки и т.д. Упражнение способствует развитию целостности восприятия.
- «Что лишнее». На карточках изображены четыре предмета, один из которых лишний. Малыш должен назвать лишний предмет и ответить, по какому признаку он отличаются. Можно использовать группы овощи, фрукты, растения, грибы, мебель и т.д. Также аналогично можно поиграть в «Найди лишнее слово».
Для развития речевых навыков применяют упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождаемые тематическими стихотворениями, в которых заключена инструкция по выполнению движений.
Также полезна дыхательная гимнастика. Для осуществления гимнастики можно применять упражнение «Отгадай запах». Для его выполнения можно использовать овощи и фрукты. Дети знакомятся с их запахом, а затем с завязанными глазами пытаются угадать, что за фрукт или овощ дал им взрослый.
Что делать родителям
Психологи и педагоги, работающие непосредственно с детьми, у которых наблюдается ЗПР, дают полезные рекомендации родителям, позволяющие ускорить развитие.
Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.
Усилиями одних только домашних занятий проблему ЗПР не решить. Поэтому второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.
Общие советы:
- Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
- Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
- Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
- Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
- Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
- Организовывать общение с ровесниками.
- Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
- Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
- Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
- Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.