Знакомство с буквой У
Конспект занятия в 1 классе: знакомство со звуком и буквой «у»
Описание материала:
Предлагаю конспект занятия в 1 классе Материал занятия направлен на знакомство со строчной буквой «у» и звуком [у] (чтение и письмо). Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: Паровозик; Домовенок.
Цель:
знакомство детей со звуком [у] и строчной буквой «у»
Общеучебные задачи и воспитательные задачи:
— учить произносить звук в соответствии с графическим образом буквы; — формировать умение выделять звук [у] из слова; — обучать письму строчной буквы «у»; — развивать умения общаться; -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Коррекционные задачи:
— развивать у детей слуховое восприятие, внимание, артикуляционный аппарат; — развивать речь, мышление; — развивать аналитико-синтетическую сферу.
Форма занятия:
коллективная.
Оборудование:
макет Паровозика; Домовенок; плакат с русской азбукой, предметные картинки с изображением голубя, улитки, удочки, буквы «у».
Ход занятия
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку.
Учитель:
Ребята, сегодня Паровозик привез нам конверт с новой буквой, но чтобы его раскрыть, надо сначала ответить на вопрос.
Фонетическая зарядкаУчитель:
Как воет в лесу волк?
Дети:
У-у-у
Учитель:
Все верно! Ну, вот теперь я открываю конверт и достаю букву, которая обозначает звук, который мы все вместе произносили. Звук [у] на письме обозначается буквой «у».
Демонстрация строчной буквы «у»
Учитель:
как вы думаете, на что похожа буква «у»?
Если дети затрудняются, учитель подсказывает.Учитель:
У – сучок. В любом лесу Ты уведешь букву у. В. Степанов
Учитель:
А теперь я предлагаю вам найти эту букву в нашем Алфавите, который висит на стене у доски.
Дети сами или с подсказкой учителя находят букву в алфавите.В поиске принимают участие все дети, в том числе и не говорящие
Учитель:
А теперь попробуем ее написать. Сосредоточьтесь и внимательно смотрите и слушайте.
Анализ начертания строчной буквы «у».Учитель:
Буква «у» состоит из 2-х элементов. Первый элемент начинаем писать: от верхней линии ведем вниз прямую, чуть не доведя до нижней линии, закругляем вправо и ведем вверх для соединения со вторым элементом буквы. Затем без отрыва руки начинаем писать вниз по написанному черту с петлей внизу. Эта черта должна быть прямой и должна пересекаться с прямой на нижней линии рабочей строки.
Все объяснения сопровождаются показом на доске педагогом.Далее дети по обводке пишут букву «у» в тетрадях.Физминутка.Учитель:
А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. А теперь мы отдохнем – И опять писать начнем.
Учитель:
Посмотрите, какую красивую картинку с изображением домашней птицы привез Паровозик.
Учитель достает из вагона Паровозика картинку с изображением утки.
Учитель:
Вы узнали, что эта за птица? Скажите, как она называется?
Если дети затрудняются с ответом, педагог подсказывает, что это утка.Учитель:
Как вы думаете, с какого звука начинается слово утка?
Дети:
Со звука [у].
Учитель:
Верно! А теперь все вместе произнесем этот звук.
Далее аналогичным образом проводится работа с предметными картинками, на которых изображены: удочка и улитка.
Педагог просит назвать звук, который произносится в начале этих слов.
Дети несколько раз произносят звук [у] хором.Учитель:
Молодцы!
Учитель:
Давайте – ка посмотрим, может Паровозик еще что-то привез? Это загадка. Попробуем отгадать?
Дети:
Да.
Учитель:
Покрупнее воробья, Вам встречаюсь часто я. Я со стаею летаю, Всюду крошки подбираю, Семечки люблю клевать И с подружкой ворковать. За свой нрав миролюбивый Называюсь птицей мира.
Если дети затрудняются с ответом педагог достает предметную картинку с изображение голубя.
Учитель:
Верно, это голубь, а как вы думаете, есть ли в этом слове, звук, с которой мы с вами сегодня познакомились? Для этого мы еще раз произнесем это слово.
Дети вместе с учителем произносят медленно и протяжно слово «голубь» и выясняют, что этот звук присутствует в слове.Учитель:
А как вы думаете, где в этом слове спрятался звук [у], в начале или в середине слова?
Дети:
В середине слова.
Учитель:
Правильно, в этом слове звук [у] стоит в середине. Молодцы!
Далее педагог вместе с детьми несколько раз произносится звук [у] хором.Учитель:
Ну, вот и все, Паровозику пришла пора возвращаться домой, а мы с вами его проводим и пригласим в гости на следующее занятие.
Звучит стук колес поезда.Учитель:
Смотрите-ка, Домовенок появился. Ну что же ты опять опоздал на наше занятие! Придется нам ему опять все рассказывать. Вы готовы?
Подводится итог занятия.
Рефлексия.
Статья:
Тема: Звук У. Буква У. Цели: Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком у, способом его характеристики с опорой на артикуляцию;
- Закрепить понятие «гласный звук», «слово»;
- Познакомить с буквой У.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую, мимическую и артикуляционную моторику;
- Развивать дыхание и голос;
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- Развивать наглядно-образное мышление;
- Развивать умение образовывать и употреблять существительные множественного числа.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей умение внимательно слушать речь педагога.
Оборудование: предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.
- Организационный момент.
Игра «Узнай по голосу». -Логопед предлагает детям встать в круг. Один их них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал. 2. Основная часть.
- Мимическая гимнастика «Дуб».
Дуб дождя и ветраСмелое выражение лица. Вовсе не боится. Кто сказал, что дубуСтрах. Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Радость. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный.Гордость.
- Артикуляционная гимнастика
Педагог предлагает перед зеркалом выполнить серию артикуляционных упражнений: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата»-«Лопата копает»-«Вкусное варенье». Комплекс повторяется 4 раза.
- Песня «Музыкальная голосилка» с движениями.
А-пальцы рук широко расставлены; О-пальцы собраны в кольцо; У-кисть сжата в кулак; И-большой палец и мизинец выставлены; Э-«мягкие» руки ладошками вперед.
- Знакомство со звуком [У]
—Логопед показывает картинку с изображением девочки. Это Уля. Давайте поздороваемся с ней. —Дети. Здравствуй Уля! —Логопед. Послушайте ребята, какой первый звук в имени Уля. Логопед произносит имя растягивая первый звук. Логопед размещает предметные картинки: уши, утюг, улитка, и т.д. и например апельсин. —Какой звук мы слышим в начале каждого слова? —Дети. У-у-у. —А в слове а-а-апельсин, какой первый звук, тоже у? —Дети. Нет. Звук у.
- Артикуляция звука.
-Логопед. Посмотрите в зеркало и произнесите звук у. В каком положении находятся губы? Где находится язык? А зубы сближены или сомкнуты? -Дети. Вытягиваются трубочкой. Спокойно лежит во дне рта. Зубы сближены.
- Характеристика звука У.
-Когда мы произносим звук У, струя воздуха встречает на пути преграду? -Дети. Нет, струя воздуха выходит свободно. -Логопед. Такой звук мы называем гласным. -Дети. Произносят звук У. Гласный. -Звук У-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. -Дети показывают фишки красного цвета, и снова произносят звук У.
- Выделение звука [у] на слух
-Логопед произносит гласные звуки: [а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у]. -Дети услышав звук [у], дети хлопают в ладоши.
- Дидактическая игра с мячом «Один-много»
-Логопед: Я буду говорить про 1 предмет, а вы про много. Улитка-улитки, и т.д.
- Физ. Минутка.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук [у] дети приседают.
- Основная часть. Знакомство с буквой У.
-Логопед показывает букву У. Дети на что похожа буква у? -Дети. Буква У похожа на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д. -Логопед. Ребята как вы думайте, а чем отличается звук от буквы? -Дети. Звук я слышу, говорю! Букву вижу и пишу! -Ребята, сколько элементов у буквы у? Давайте напишем ее в воздухе! -Дети пишут букву в воздухе. -А теперь давайте выложим букву У из палочек! -Дети выкладывают букву У из палочек. -А теперь откройте печатные тетради и обведите букву У карандашом, а каким цветом мы обведем букву У? Каким цветом мы обозначили гласный звук У? -Дети красным цветом. Обводят букву У в печатной тетради. 4. Итог занятия. —Логопед. Какой звук в имени «Уля» самый первый? -Дети. Звук У. -Какой это звук? -Дети. Гласный. -А как вы догадались? Воздух выходит свободно, не встречает преграду. -Фишкой какого цвета будем его обозначать? -Красным цветом. -Логопед оценивает деятельность детей.