Постановка звука [х]консультация по логопедии (старшая группа)


Признаки нарушения

Основными причинами неправильного звукопроизношения у детей являются:

  • нарушения слуха, неправильная слуховая дифференциация звуков;
  • недостаточная подвижность артикуляционных органов;
  • нарушение анатомии артикуляционного аппарата;
  • неправильная речь людей, окружающих ребенка;
  • недостаточное внимание со стороны взрослых к речи ребенка.

Дефектное произношение звуков К, Г, Х, относящихся к одной фонетической группе, называют мономорфным.

Нарушение заднеязычных звуков выражаются следующим образом:

  • заднеязычный звук Г, заменяется на К с южно-русским придыханием,
  • происходит замена звуков внутри группы – звука К на звук Х или Г на К,
  • мягкая форма Кь, может заменяться на боковые Дь, Ть,
  • отсутствуют заднеязычные согласные звуки, например, «усь», «от» вместо «гусь», «кот»,
  • звуки едва слышно — при произношении К, Г, спинка языка не смыкается с нёбом.

Причины возникновения

Факторы, провоцирующие речевые дефекты могут носить разный характер:

  • Органические. Слишком узкое и высокое твердое нёбо, затрудняющее образование плотной язычно-нёбной занавески. Другими словами, язык не достает до нёба. Еще одна причина – парез подъязычной мышцы;
  • Функциональные. Ребенок находится в неполноценной речевой среде. Неправильное произношение возникает в результат поражения.

Нередко причиной нарушения произношения звуков становятся нарушения центральной нервной системы. Они сопровождаются проблемами с артикуляционной моторикой (дизартрией). Проявляется она в виде снижения тонуса артикуляционных (шилоязычной, шилоподъязычной, двубрюшной, шилощитовидной) мышц, отвечающих за произношение. Также могут отмечаться гиперкинезы языка, расстройства голосообразования, синкинезий и пр.

Лечение тейпированием

Зачастую ребенку сложно правильно произносить те звуки, которые наиболее сложны по артикуляции – требуется дифференцированное движение органов речи.

Вы таких случаях рекомендуется логопедическое тейпирование, которое обеспечивает:

  • ускоренную постановку звука/звуков,
  • улучшение кровообращения органов артикуляционного аппарата,
  • повышение иннервации тканей,
  • воздействие на функцию голоса,
  • решение проблем, связанных с глотанием и гиперсаливацией.

Эффект от тейпирования заметен уже после первых процедур. Суть процедуры заключается в наложении специальных эластичных гипоаллергенных лент из 100% хлопка или искусственного шелка, кросс-тейпов. С их помощью обеспечивается возможность непрерывного лечебно-корректирующего воздействие на протяжении 3-5 суток. Эластичность лент обеспечивает комфортное ношение. Возможность выбора детских дизайнов и расцветок позволяет сделать процедуру более приятной для ребенка.

Особенности работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартриейстатья по логопедии

Постановка звуков.

Заднеязычные :

Постановка звука «К». Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков. Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА». Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К». Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» — взрывной, губно-зубной, а звук «Х» — щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания «ХК». Или попросить ребёнка округлить губы ,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык «горкой» и пустить ветерок. Из книги В.М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей»

Постановка звука «К» от «Т».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».

Постановка звука «К» на вдохе.

1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»

Постановка звука «К» от правильного «Х». 1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Постановка звука «К» по подражанию.

1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]» 5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]