Советы специалиста: как распознать моторную алалию?

Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Для заболевания алалия характерны:

  • аграмматизмы;
  • искажение звуков;
  • позднее появление речи;
  • нарушение структуры слогов;
  • небольшой словарный запас;
  • нарушение фонематических процессов.

Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.

Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:

  • прием медикаментов;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • работу с психологом, неврологом и логопедом.

Причины алалии

Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.

В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:

  • гипоксией;
  • недоношенностью;
  • torch-синдромом;
  • перинатальной патологией;
  • асфиксией новорожденных;
  • соматическим заболеванием беременной.

Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.

Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:

  • рахит;
  • менингиты;
  • гипотрофии;
  • энцефалиты;
  • эндокринопатии;
  • черепно-мозговые травмы;
  • отсутствие грамотного развития ребенка.

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется наличием очага поражения в головном мозге. При данной форме заболевания присутствуют проблемы с речью, но сохранен интеллект. Поражена часть коры полушарий, которая отвечает за воспроизведение речи. Данная форма патологии обычно развивается в возрасте до 3-х лет, по мере взросления ребенок начинает комплексовать по поводу своего состояния, использует в разговоре мимику и жесты.

Главное отличие моторной алалии – ребенку с трудом дается речь без зрительного восприятия. Если он не видит конкретного образа, он не может его назвать. Только при восприятии формируются нейронные связи между центрами коры полушарий головного мозга. Остаются в зачатом состоянии простые фразовые предложения, например:

  • «Я тут»;
  • «Иди сюда»;
  • «Дай поиграть»;
  • «Пошли домой» и т.д.

Родителям не всегда удается обнаружить моторную алалию на первых этапах, из-за чего к специалистам обращаются не сразу. Для полноценного лечения требуется постоянное наблюдение у невролога. Логопед подбирает программу в зависимости от конкретной клинической ситуации. Легкая форма проще поддается коррекции, при своевременном обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Симптомы алалии

Симптоматика моторной алалии

При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений. Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.

Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:

  • речевой негативизм;
  • отсутствие внимания;
  • малый лексический запас;
  • низкая работоспособность;
  • плохое усвоение материала;
  • нарушение звукопроизношения;
  • отклонения эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.

Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.

У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.

Симптоматика сенсорной алалии

Характерными симптомами сенсорной алалии являются:

  • нарушения восприятия;
  • отсутствие способности понимать смысл чужой речи.

У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.

Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.

При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.

Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу

. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Ребёнок-молчун. Алалия

Главная — О логопедии — Ребёнок-молчун. Алалия

Каждая семья с нетерпением ждет первые слова своего ребенка. Но проходит время, а слов почти нет. Или они есть, но настолько неразборчивые и их так мало, что семья начинает волноваться. Родители идут к специалистам и слышат: «У вашего ребенка алалия». Термин звучит пугающе, непонятен. Давайте вместе разберемся, что же это такое.

Каждый ребенок неповторим, поэтому малыш не всегда вписывается в стандартные нормы развития (когда пошел, стал сам есть ложкой, заговорил). Но, тем не менее, есть ряд тревожных факторов, на которые следует обратить внимание

— это, так называемый, «красный флаг»:

1 год: нет лепета, ребенок не показывает на предметы и не общается жестами.

1 год и 3 месяца — не смотрит на игрушки, не показывает по называнию родителям предметы и людей (в норме 5-10).

1 год и 5 месяцев — все еще нет первых слов.

1 год и 6 месяцев — ребенок не говорит «папа, мама», не может выполнить простую инструкцию (улыбнись, подними руку и т.д).

2 года — не показывает части тела, в речи менее 20 слов.

2 года и 5 месяцев — не отвечает на вопросы, не использует двухсловные предложения (Пример: мама идет, пойдем гулять).

3 года — не понимает предлоги и многие глаголы, не может выполнить двухступенчатую инструкцию (Пример: возьми машинку, а теперь дай ее папе), в речи менее 200 слов.

Если у ребенка есть похожие нарушения, то следует как можно скорее обратиться к специалисту, т.к. возможно, у него задержка речи по типу алалии.

Алалия

– речевое нарушение, которое проявляется в отсутствии или недоразвитии речи вследствие поражения речевых зон головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. При этом нарушаются все компоненты речи: звукопроизношение и слоговая структура, фонематическое восприятие, словарь и грамматика родного языка, связная речь. Данный диагноз может поставить только врач (психиатр или невролог) по достижению ребёнком трёх лет. До этого времени мы говорим о задержке речевого развития.

Причины

, которые могут вызвать алалию, разнообразны. Они могут подействовать с момента, когда малыш еще развивается в животе у мамы, так и до его трёхлетия.

Алалия разнообразна по своим проявлениям: от простой словесной неловкости до полной неспособности говорить и понимать обращённую речь. Есть разные подходы, традиционно, выделяют сенсорную (импресивную) и моторную (экспрессивную) алалии.

Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, которое вызвано поражением височной доли головного мозга (центра Вернике). При этом виде алалии ребенок слышит (физический слух сохранен), но не понимает обращенную речь. Детей с таким диагнозом немного. Постановка и отграничение сенсорной алалии от других нарушений (например, раннего детского аутизма, умственной отсталости и т.п.) затруднены.

Чтобы лучше понять, как слышит речь ребенок с сенсорной алалией, представьте, что вы оказались в другой стране, например, в Китае. Вокруг вас все говорят, задают вопросы, а вы ничего не понимаете. Происходит разрыв между смыслом/значением слова и его «звуковой оболочкой», т.е. родная речь звучит, как иностранная. Все звуки воспринимаются «кучей», речь сливается с окружающим шумом.

Для деток с сенсорной алалией характерны неустойчивые реакции на звуки, т.е. малыш может узнавать речь своих близких, и не реагировать на речь чужих людей. А если во время речи появляются разные помехи (посторонний шум, появление новых людей), то эти трудности усугубляются еще больше. Кроме этого, у многих деток выявляются трудности различения бытовых звуков (Пример: что звучит, фен или холодильник?), определение источника и направления звука.

Поэтому очень важна диагностика, отделить деток с сенсорной алалией от других малышей, с похожими проявлениями (аутизм, тугоухость и т.д), чтобы правильно подобрать виды помощи и успешно преодолеть это сложное нарушение.

Моторная алалия

– это системное недоразвитие речи, при котором ребёнок испытывает трудности в построении самостоятельного речевого высказывания, при этом понимание обращённой речи относительно сохранно. Данный вид алалии так же обусловлен поражением отделов коры головного мозга, которые отвечают за моторное порождение речи. Этот вид алалии подразделяется на две формы: афферентную и эфферентную.

Афферентная моторная алалия обусловлена поражением теменного отдела коры левого полушария головного мозга. Этот отдел отвечает за оценку ощущений в процессе речи: с помощью каких движений получается тот или иной звук, куда в это время направляем дыхание и т.п. Осознание этого помогает строить речевые двигательные комплексы, то есть, серию движений для произнесения определенного звука. Ребёнок с данной формой моторной алалии испытывает трудности в построении этих двигательных программ, так как не чувствует положение органов артикуляции (губ, языка) поэтому часто заменяет звуки или не произносит их вовсе. Например вместо звука «ы» слышится нечеткое «иы», вместо «тю» — «сю», «гу» — «бу» и т.п. То есть звуки заменяется даже на далекие по звучанию и артикуляции. Слоговая структура, безусловно, нарушена: например, вместо «дай» — «да», «каша» — «ка», вместо «машина» — «би», «ехать» тоже «би», то есть называют разные слова одним словом.. Таким детям сложно воспроизвести и запомнить артикуляционные уклады даже с помощью взрослого.

Моторная эфферентная алалия является следствием поражения лобных отделов коры головного мозга (центр Брока), которые складывают из отдельных артикуляционных движений звуки, слова, предложения и «сверяют» эту последовательность. Дети с данной формой моторной алалии испытывают трудности в переходе от одного звука к другому, в воспроизведении правильной слоговой последовательности. Например, «сем» вместо «семь», «хонона» — это «хорошо», «шомаса» — «заниматься», незнакомому человек речь такого ребенка непонятна. и т.п. Трудности в переходе от одного слога к другому проявляются в паузах: «Па пу зо вут И го р» и в повторениях слогов: «нащёл пальчичи» — нашёл пальчик. В речи встречаются аграмматизмы, на вопрос, тебе сколько лет, отвечает «пяти» — пять. Эта форма алалия встречается в 9-10 раз чаще, чем афферентная.

Чтобы представить себе, как звучит речь ребенка с моторной алалией, мы приведем отрывок из записи мальчика Вани (4 года и 11 месяцев), он рассказывал сказку репка: «Выасъа…выасъа. Ани ее тась…тинуи-тинуи, и не могъи, и не дотянуи. Басаи ани…ай…заис…мыску…тосс.». Примерный перевод звучит так: «Они ее тянули-тянули, и не могли, и не дотянули. Бросали они ее. Заяц мышку тоже». Как видите, для ребенка, которому почти 5 лет, эта сказка не так проста и в понимании, и в пересказе.

Если подытожить, то афферентная моторная алалия проявляется в трудностях построения речевых движений, а эфферентная в трудностях построения последовательности звуков, в соединении звуков в слова.

Помимо речевых проявлений для большинства детей с моторной алалией характерны двигательные нарушения, недостаточный уровень развития мелкой и крупной моторики. Такие детки с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь; сборка пазлов, аппликации, лепка так же доставляют трудности.

Дети с алалией быстро устают, их внимание истощено, восприятие фрагментарно.

Алалия

– это речевое нарушение, коррекцией которого занимается не только логопед, но и врач, и психолог. Психиатр и невролог подберут подходящее медикаментозное лечение. Психолог будет заниматься коррекцией и развитием психических функций, таких как восприятие, внимание, мышление. Только комплексный подход поможет «справиться» с алалией. Эта работа длительная, но часто удается достичь речевого общения ребенка.

Содержание работы определяется индивидуально и зависит от речевых возможностей ребёнка. Иногда у деток с алалией нет элементарного зрительного контакта, т.е. они просто не смотрят на говорящего, не вступают в общение. Тогда цели и задачи работы будут начинаться не с вызова речи, а с более глубинных целей — с установки зрительного контакта, с привлечения внимания ребенка к речи педагога, к способности имитировать по просьбе простые движения и т.д. Как уникален каждый ребенок, так уникальны и методы работы с алаликом. Их логопед подбирает для каждого малыша индивидуально.

Алалия – сложный речевой диагноз. Его коррекция длительная по времени (от нескольких месяцев, в редких случаях, до нескольких лет) и требует всесторонней помощи: врачей, психологов, логопедов. Лучшим возрастом для начала работы является 3-4 года, когда у детей появляется тяга к знаниям, критичность к себе. Исходя из этого, мы можем говорить о необходимости ранней диагностики, ведь чем раньше обнаружена алалия, тем больше остается времени на коррекционную работу и меньше шансов на развитие вторичных интеллектуальных дефектов.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие

можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.

Диагностика алалии

Пациентам с диагнозом «алалия» необходимо пройти обследование у следующих специалистов:

  1. Логопеда — для перинатального анамнеза, выявления особенностей речевого и психомоторного недоразвития, а также составления модели лексико-грамматического строя, коррекции фонематических процессов и импрессивной речи.
  2. Невролога — чтобы выявить источник невралгических дисфункций и генетических аномалий.
  3. Психолога — для диагностики слухоречевой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной моторики.
  4. Отоларинголога — при составлении схемы терапевтического воздействия необходимо исключить повреждения функции слухового аппарата.

Для дополнительной диагностики и выявления степени патологий головного мозга проводят:

  • ЭЭГ;
  • отоскопию;
  • аудиометрию;
  • МРТ головного мозга;
  • рентгенографию черепа;
  • эхо-энцефалографию.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Лечение пациентов с алалией

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.

При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:

  • стимулирование речевой активности;
  • развитие связной речи;
  • формирование речевого запаса;
  • грамматическое оформлениевысказывания.

При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.

Важно системно прорабатывать:

  • правильное фонематическое восприятие;
  • акустические навыки;
  • ассоциативный ряд.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Прогноз и профилактика ОНР

Для моторной алалии прогноз восстановления всегда благоприятный. Результат терапии при сенсорном и сенсомоторном заболеваниях неопределенный и зависит от многих факторов: степенипоражения речевого центра головного мозга, побочных патологий, наличия психосоматических расстройств. В школьном возрасте дети с ОНР сталкиваются с нарушением письменной речи: дислексией и дисграфией.

Профилактика алалии включает в себя:

  • наблюдение за течением беременности;
  • длительное кормление грудью;
  • раннюю диагностику врожденных патологий;
  • комплексное физическое развитие ребенка.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Как помочь малышу?

Конкретные способы лечения и прогноз при моторной алалии зависят от результатов осмотра. Программа всегда составляется индивидуально. Обязательная ее часть — занятия с логопедом, но могут понадобиться сеансы у психолога, лечение нервной системы, нейрореабилитация. В нашем центре лечение алалии проводится комплексно, дети получают всю помощь, которая необходима в его конкретном случае. Специалисты нашего центра работают как с простыми случаями, так и с такими, когда моторная алалия сочетается с другими нарушениями развития, ориентируясь на максимально возможный для каждого пациента результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]