Игровые технологии в логопедической работестатья по логопедии по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 6
общеразвивающего вида ___________________________________________________________________________________________________________________
143422, Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Садовая
тел/факс: 561-22-75
Подготовила учитель-логопед И.Н. Смирнова
Пояснительная записка
В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Данные цели привели к постановке и решении задач:
Изучить и проанализировать литературу по теме.
Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.
Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.
Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.
Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.
Подобрать игрушки для логопедической работы.
Разработать конспекты занятий в игровой форме.
Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.
Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.
Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.
Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.
Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.
Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.
Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.
Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.
Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.
фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.
Использование игровой технологии в логопедической работе
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Использование игрушек
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.
Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.
Игровая форма занятий
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.
Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.
Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе — тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.
Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.
Дидактические игры
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:
• игрушки,
• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,
• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
• Расширять и уточнять знания детей,
• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),
• Совершенствовать речь,
• Развивать все психические процессы.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент — дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.
В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».
Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.
Ведущие принципы ФГОС в работе учителя-логопеда
- Создание прогрессивной развивающей образовательной среды;
- Внедрение развивающих интерактивных комплексов с целью комфортного обучения.
Хорошая и слаженная речь – это неотъемлемое условие всестороннего развития дошкольников. Она позволяет выражать свои мысли, строить коммуникативные связи и реализовывать свой творческий потенциал. Наиболее продуктивным средством коррекции речи являются игровые технологии. Они способствуют гармоничному формированию у ребенка психических процессов и интеллектуальных возможностей.
Преимущества использования интерактивных комплексов
- Позволяют поддерживать внимание ребенка на всех этапах учебной программы;
- Помогают сократить время, которое требуется для коррекции речевых навыков;
- Содействуют наиболее быстрому устранению речевых дефектов;
- Повышают эффективность логопедической работы, снижают утомляемость детей;
- Позволяют сделать программу обучения достаточно простой и продуктивной.
Педагоги и воспитатели отмечают, что через игровые технологии логопеду намного легче решить образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Современные интерактивные устройства содействуют развитию грамматического строя речи, расширяют и активизируют словарный запас, улучшают психические процессы, помогают воспитать инициативность и ответственность.
Использование средств ИКТ на логопедических занятиях позволит повысить эффективность учителя и поможет активизироваться педагогические процессы.