Как заниматься со своим ребенком с нарушениями речи. Советы учителя-логопеда родителям


Популярное

Алалия, афазия, дизартрия, дисграфия, дислалия, дислексия и другие нарушения.Нарушение процесса письма — ДисграфияОбследование начинают с самых простых заданий. Наиболее доступно для ребенка задание сложить слова из разрезной азбуки.Нарушение процесса чтения — ДислексияДля обследования состояния чтения у детей используются специально составленные (обязательно печатными буквами) тексты.Коррекция нарушения письма и чтенияДля устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.Логопедический массажВ логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа.Подготовка ребенка к школе — МатематикаЧто должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы.Подготовка ребенка к школе — ЧтениеЧто должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы.Подготовка ребенка к школе — Развитие речиЧто должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы.Советы для родителейАртикуляционную гимнастику можно выполнять ежедневно в течении 5-10 минут.Логопед для ребенкаУмение разговаривать, общаться — один из наиболее важный аспектов, помогающих ребенку освоиться, занять свое место в мире.Логопед для взрослых людейУслуги логопеда для взрослых чаще всего требуются в двух случаях: после болезни (инсульт, фарингит, ларингит) и при нарушениях речи, не устраненных в детском возрасте, сопровождающих пациента всю жизнь.Логопедия в МосквеУ многих детей наблюдаются проблемы с речью в раннем возрасте, если не искать решения этой проблемы, не исключено наличие дефектов и во взрослом возрасте.Выбор логопеда для ребенкаКак только родители осознали, что их ребенок нуждается в помощи логопеда, встает вопрос, к кому обратиться, где найти грамотного специалиста, который поможет ребенку решить проблемы с речью.Помощь вашему ребенку: логопед-дефектологХороший логопед дефектолог — специалист «на вес золота». Проблема в том, что ВУЗы, как правило, выпускают специалистов-дефектологов с ориентацией на работу именно в школах.Услуги логопедаРазвитие предпосылок для формирования речи начинается еще в дородовый период. В ведущих американских и европейских клиниках логопед осматривает малыша сразу же после родов.Детский психолог для детей и родителейДетский психолог определит уровень интеллектуального развития ребенка (мышление, память, внимание, моторика…), сильные и слабые стороны психики.Общее недоразвитие речиЕсли алалию или задержку речевого развития не удалось преодолеть вовремя, т.е. до возраста, когда детей начинают обучать грамоте, то они, как правило, получают название общего недоразвития речи (ОНР).Чтение в начальной школеУроки обучения грамоте, чтения в начальной школе — это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений.

Консультация для родителей «Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

Кто такой учитель-логопед? Учитель-логопед — это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей. Чем занимается учитель-логопед? Сначала логопед всесторонне оценивает состояние речи ребенка, выясняет, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов, правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Кроме того оценивает состояние неречевых способностей ребенка, выясняет на сколько развито образное мышление, способность ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли.

Затем логопед приступает непосредственно к коррекционной работе, задачами которой являются:

  • коррекция звукопроизношения,
  • формирование фонематических процессов,
  • расширение и обогащение словарного запаса детей,
  • развитие грамматического строя речи,
  • развитие связной речи,
  • подготовка к обучению грамоте.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью. В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно за становлением речи.

Могут ли родители сами развить речь ребёнка? Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

  • нельзя «сюсюкать», т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка,
  • желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной,
  • общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами,
  • следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом,
  • ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Советы учителя-логопеда.

1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

2. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

3. Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.

4. Не забывайте развивать и мелкую моторику — т.е. малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее не только маме. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом и озвучивать весь процесс.

5. Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, а так же сердечно-сосудистых заболеваний.

6. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски. Не заставляйте ребенка спать, положа руки под щёку — это может деформировать челюсть. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.

7. Игры для занятий с детьми дома:

  • Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок. «Что это?» Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка, мяч, собака. Ход игры: родитель показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, взрослый спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, родитель говорит сам и просит повторить за ним: «скажи: это кукла».
  • Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок. «Девочка кушает». Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход игры: Родитель: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Родитель: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Родитель: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Родитель: Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой.
  • Развитие сенсорного восприятия. «Предмет и его изображение». Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход игры: родитель кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Взрослый, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», — ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», — говорит взрослый. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.
  • Понятие о величине. «Покатаем мишек на машинах». Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой — маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький — едет в маленькой. Повтори!»
  • Понятие о цвете. «Собери пирамидку». Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2–3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая. Ход игры: на столе стоят пирамидки. Родитель показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Взрослый предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.
  • Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. «Птичка поет». Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход игры: родитель показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет — пи-и, пи-и, пи-и». Родитель обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребенок повторяет. Играть в такую игру нужно перед большим зеркалом.
  • Игры-разрядки. Основная роль игры-разрядки — активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психо-речевого развития ребенка. «Как прыгает зайчик?». Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход игры: родитель спрашивает: «Как прыгает зайка?». Ребенок сгибает руки в локтях, прижимает кулачки к груди и начинает прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг-скок, прыг-скок». В ходе игры взрослый следит за выполнением движений ребенком. «Ручки вверх и помашем ими». Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны — вот так. Ручки вниз. Ножками потопали — вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из — за стола и поиграть вместе с ним.

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения.


Авторы: А.В. Касьянова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №247»,г. Новокузнецк, Кемеровская область

Н.Н. Васильева, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №247», г. Новокузнецк, Кемеровская область

Фотографии: Depositphotos

Тэги:А.В. Касьянова Н.Н. Васильева Речевое развитие

Коррекционно-образовательный процесс

Ранняя поддержка ребенкаПроблема личностно-ориентированного подхода при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с детьми раннего возраста, потому что с каждым годом число практически неговорящих малышей не сокращается, а возрастает.Особенности коррекции фонетической стороны речиЕжечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении: сигматизмы свистящих, шипящих, горловой или одноударный.Дефект смягчения, нарушение звукопроизношенияПриходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши.Профилактика аккустических дисграфий, дефект оглушенияСреди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто встречается дефект оглушения (озвончения), который чрезвычайно неприятен своей «цепкостью». Даже после его коррекции в устной речи он задерживается в письменной.

Общие советы по проведению занятий дома.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии

Пути активизации общения детей с общим недоразвитием речи (ОНР)Роль общения для развития речи и личности ребенка трудно переоценить. Речь как средство общения возникает и развивается в процессе коммуникации.К проблеме изучения смысловой стороны слова детьми с ОНР III уровняФормирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка.К вопросу о специфике понимания невербальных средств общения детьми с ОНРПсихологи, и психолингвисты убедительно доказали, что невербальные средства играют огромную роль и в общении, и в процессах речепорождения и речевосприятия.Особенности культуры общения у дошкольников с общим недоразвитием речиВ процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы.

Советы при работе с алалией

Родители ребенка-алалика должны посещать не только логопедические занятия, но и дефектолога. Обязательно им необходима консультация невролога, который выпишет необходимые медикаменты, стимулирующие работу речевых центров. Многие родители утешают себя примерами поздно заговоривших детей без всякой помощи. Но у таких детей имеется большое отставание в речевом развитии: звукопроизношение и слоговая структура искажена, речь непонятна окружающим и т. д.

Если в три года малыш не говорит или общается только простыми фразами – не откладывая, записывайтесь на консультацию к логопеду. Самостоятельно родители не смогут приблизить речевое развитие ребенка к норме. Таким детям часто предлагают специализированный детский сад, а если особо сложная форма алалии, то и вовсе домашнее обучение.

С такими детьми нужно заниматься каждый день, продолжительность занятий зависит от возраста. Обязательными для них являются физиотерапевтические процедуры, полезными будут занятия плаванием. Алалики часто отказываются говорить, потому что они привыкли к тому, что близкие понимают их без слов. Некоторые дети не хотят общаться, потому что для них – это трудный вид деятельности.

Поэтому главная задача родителей таких детей – это стимулирование их к общению.

Это не значит, что нужно просить малыша говорить сразу сложные слова. Важно добиться на начальных этапах любой голосовой реакции. Постепенно повышайте требования к качеству речи. Поощряйте малыша даже за маленькое достижение.

Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.

Дети с алалией отличаются повышенной утомляемостью, часто капризничают, у них нет стремления делать все самостоятельно. Родителям нужно сформировать у них необходимые навыки самообслуживания, которые упростят процесс социализации ребенка. Алалия – это сложная речевая патология, поэтому для таких детей создают специальные условия для обучения. Родителям нужно набраться терпения, потому что быстрого результата вы не получите. Но если коррекционная работа была начата рано, и родители выполняют все рекомендации специалистов, то вы сможете максимально скорректировать дефект и интегрировать малыша в нормальную речевую среду.

Тревога и тревожность

СтрахСтрах — это прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия.Защитные процессы и их взаимодействия со страхомСуществует тесное взаимодействие между страхом и механизмами защиты.Взаимозависимость страха и тревожностиТревога и страх имеют общую онтологическую основу, но на самом деле они различны.Взаимодействие страха с другими эмоциями как формы тревожностиВ раннем детстве опасность связана с потерей объектов.

Тревога, страх и ожидание

Тревога и предчувствиеУ некоторых людей тревога возникает настолько часто и с такой интенсивностью, что человек практически становится недееспособен.Тревога и беспокойствоТревожное беспокойство и предчувствие роднят три аспекта: страх, неопределенность и желание действовать.Тревога и будущееТревога — чувство, связанное с будущим. Ощущающий тревогу человек испытывает ее не по поводу уже происшедшего и даже не по поводу происходящего, но он тревожится о том, что может произойти.Тревога, вина и депрессияРассмотрим отношение тревоги к вине и депрессии — двум чувствам, более сложным в психологическом отношении и присущим лишь человеку.Вина и депрессияЛюдей, страдающих от невротической вины, для удобства можно разделить на тех, кто ощущает себя уже совершившим какое-то преступление, и тех, кто ощущает себя способным совершить его в любой момент.Депрессия и гореМеланхолическая депрессия может рассматриваться как форма горя, в которой тяжелая утрата является внутренней потерей, созданной меланхолической фантазией при наличии какого-либо разрушенного внутреннего авторитета.СтыдСтыд — чувство унижения, вызванное осознанием вины или недостатка, делающего человека смешным или оскорбляющее право собственности, благопристойность или приличия.

Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Характеристика детей с ФФНВ подготовительные группы для детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимают детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и нормальным интеллектом.Организация коррекционной педагогической работыРаспорядок дняПодгрупповые занятияВ подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка.Индивидуальные занятияНеобходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка — строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]