13.10.2015, Нормы развития речи, Статьи комментария 2
Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и ваш дошкольник станет первоклассником. А, значит, все навыки и умения, необходимые для успешного освоения школьной программы, должны быть отточены до совершенства.
Естественно, развивать ребенка и потихоньку готовить к школе лучше всего с самого раннего возраста. Но если по каким-то причинам вы не находили времени и сил на упражнения с ребенком, то сейчас особенно важно уделить внимание занятиям, чтобы избежать проблем при обучении.
В каждом классе есть несколько детей, которые явно отстают от сверстников по школьной программе, читают медленнее всех, решают примеры неверно и, в целом, как будто не понимают, как и что делать на уроках правильно. Над такими учениками часто подтрунивают учителя и одноклассники. И даже если «неуспевающие» не показывают своих эмоций по поводу школьных неудач, в глубине души они очень переживают, что не могут справиться с уроками. Неуверенность в себе зарождается у ребенка очень быстро, особенно, в начальных классах школы. Поэтому обязательно готовьте своего дошкольника к предстоящим учебным нагрузкам!
Особое внимание обратите на развитие речи ребенка. Ведь учителя в школе при оценке знаний по «устным» предметам (чтение, окружающий мир, английский язык и почти все предметы, которые появляются в более старших классах) ориентируются прежде всего на то, как ребенок пересказывает материал, выступает с докладом и насколько полно и без стеснения отвечает на уроке.
Есть дети, которые всё понимают и знают ответ на вопрос учителя, но не могут или боятся сказать ответ. На вопрос преподавателя молчат или начинают что-то невнятно говорить. Педагоги воспринимают это как незнание, а ребенок думает, что учитель его не любит и занижает оценки. Поэтому задача родителей детей, которые через год пойдут в школу: целенаправленно развивать речь, умение пересказывать и выступать перед публикой.
Так же обратите внимание! Поступление в школу – сильный стресс для детей. Если ваш ребенок склонен к заиканию, заикается или раньше заикался, постарайтесь максимально подготовить своего дошкольника к предстоящим нагрузкам, создайте спокойную доброжелательную атмосферу дома и постарайтесь избавиться от заикания еще до школы.
Показатели речевого развития детей 6-7 лет
- В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный запас может достигать до 7 000 слов).
- Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу). Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
- В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
- Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
- Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.
6-7 лет – один из самых благодатных периодов, когда ребенок уже говорит хорошо и много, ему есть что сказать, а взрослым интересно его слушать. В семьях, где папам было сложно выстроить общение с маленьким ребенком, потому что «ну о чем мне с ним говорить?», именно в этот период большинство отцов начинают с удовольствием разговаривать и играть с детьми.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Согласно периодизации А. Н. Гвоздева, в возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматического строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, вошел — зашел, пришел — подошел.
Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?
- Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми. Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.
- Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных (особенно манят динозавры), приключенческие повести (например, Николай Носов «Незнайка на луне») и детские детективы. Посетите вместе книжный магазин или интернет-магазин (ссылка на лабиринт?)-здесь возможно целесообразнее было бы обзор написать по нескольким книгам для старших дошкольников и выберете, что понравится дошкольнику.
- Посетите детскую библиотеку. Конечно, они сейчас не так популярны, как во времена нашего детства, но именно атмосфера библиотеки может заинтересовать ребенка в самостоятельном чтении. К тому же сейчас во многих детских библиотеках созданы все условия, чтобы увлечь детей книгами (удобные читальные залы, новые красочные книги и даже игрушки).
- Разнообразьте совместное времяпрепровождение играми на развитие речи. Особенно полезными будут упражнения на увеличение словарного запаса.
- Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике.Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни.Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу». Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение». Папа для пущей убедительности может вести себя как типичный ученик, а вы сделать голос, как у учительницы и вызвать ребенка к доске.
Информационный портал ГБОУ Школы №2009. Дошкольное обучение
Сейчас очень много родителей, которые стремятся помочь своим детям прийти в школу хорошо подготовленными. Что же входит в понятие подготовка к школе? В чем трудность подготовки ребенка к школе? Общеречевая подготовка — развитие говорения — начинается с первого дня рождения ребенка и продолжается в течение всего дошкольного детства вплоть до поступления его в школу, где навыки устной речи совершенствуются до 12 – 15 лет. Для усвоения способов выразительной спонтанной неосознаваемой речи (интонации сообщения, вопроса; междометий, частиц; модальных слов, синонимов, антонимов и др.) следует, во — первых, дать возможность ребенку услышать, прочувствовать, пронаблюдать, как с помощью языка человек дает свою оценку действительности, как он выражает свой духовный мир, свои эмоции и чувства; во -вторых, создать условия для того, чтобы на уместно подобранные языковые средства выразительности речи ребенок сам откликался эмоциями, чувствами и упражнялся в выражении собственной оценки действительности. При усвоении выразительных средств речи язык служит инструментом развития эмоциональной сферы психики ребенка. Речь усваивается, если приобретаются способности:
— управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения;
— понимать лексические и грамматические значения;
— чувствовать выразительные оттенки лексических, грамматических, фонетических языковых значений;
— запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи, то есть усваивать норму литературной речи.
Кроме того, при усвоении письменной и совершенствовании устной речи младших школьников наблюдаются такие закономерности:
— письменная речь усваивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной;
— темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы обучаемого.
Таким образом, процесс усвоения письменной речи в школе находится в прямой зависимости от дошкольной речевой подготовки. Естественное усвоение родного языка детьми дошкольного возраста протекает интенсивнее, чем в более поздних периодах развития и обучения. Грамматические значения ребенок усваивает в своей жизни дважды: о том, как это происходит, как руководить воспитанием грамматически правильной речи — В СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ (четверг, 26 января)
Общеречевая подготовка детей дошкольного возраста, кроме развития устной речи, самым непосредственным образом связана и с развитием восприятия и понимания слышимой речи (аудирования), которые на протяжении всего дошкольного возраста, особенно в первые три года жизни ребенка, значительно опережают развитие навыков говорения и имеет огромное значение в умственном развитии дошкольника. Соотнести слово с предметом, а словосочетание и предложение — с логическими отношениями, существующими в реальности, значит понять лексические и грамматические значения.
Об этапах и закономерностях развитие лексических навыков, о роли родителей в развитии этих навыков поговорим в одной из наших следующих встреч. (Следите за сообщениями)
Речевая подготовка детей к школе — многогранная работа поэтому, чтобы ничего не упустить и осуществлять планомерное воздействие на речевое развитие, мы вот так схематично отобразили все задачи развития речи детей дошкольного возраста.
Связная речь
В понятие « связная речь» в дошкольном детстве входит два компонента: развитии диалогической речи, т.е. умение вести беседу, умение общаться и, как следствие, иметь сформированные коммуникативные навыки. Поскольку жизнь учит ребенка, учат родители – дети, не всегда, конечно, верно, но общаются.
На эту тему будем с вами говорить на одной из встреч, про развитие диалога больше говорить не буду.
Большое беспокойство вызывает развитие монологической речи. Давайте определимся, что такое монолог: это 1)пересказ, 2) составление рассказа (устно и письменно — сочинение). Форм очень много, поэтому остановимся на пересказе.
Пересказ – это очень часто ответ на уроке. (Учил? Учил! Рассказывай!). И так, формы пересказа: 1) близко к тексту ( наиболее часто используемый); 2) краткий пересказ, т.е. ребенок должен уметь отобрать только те факты, которые передают основное содержание; 3) пересказ по ролям (из названия понятно, что такой пересказ очень похож на игру); 4)пересказ от лица героя; 5)творческий пересказ: а) пересказ с добавлениями описаний пейзажа, характера, б)пересказ с выражением своего отношения к героям литературного произведения.
Как научить ребенка пересказу?
1) прочитать литературное произведение;
2) задать вопросы по содержанию. Это трудно для родителей и для детей, поэтому возьмите небольшие произведения, такие, чтобы дети и вы помнили, о чем надо говорить. Вопросы должны прослеживать порядок действий и событий в данном литературном произведении. Хорошим помощником в этом могут быть картинки с последовательно развивающимся сюжетом.
3) Правило: не перебивать по пустякам, не вдаваться в те подробности, которых не было или они не значительны для сюжета .
4) Правило: если литературное произведение произвело очень сильное впечатление, то пересказ может быть отсрочен. Так, например, сказки Пушкина.
5) Когда ребенок научится хоть немного пересказывать, начинайте учить его составлять и запоминать план пересказа.
6) Мотивация.
Если вы и ребенок прочитали текст, кому и зачем он будет пересказывать? Соседке, папе, вернувшемуся с работы, бабушке. Мотивация – это очень важно.
Социальные навыки шестилетнего ребенка
На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.
Основные навыки, которые способствуют социальной адаптации, формируются у детей в ходе сюжетно-ролевой игры – обобщенной и упрощенной версией реальной взрослой жизни.
Признаки нарушения развития речи
Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:
- путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
- имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
- общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
- нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
- затруднено понимание сложных речевых конструкций;
- с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
- количество используемых в речи слов ограничено;
- составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
- затруднено понимание и составление логических цепочек;
- низкая потребность в общении с окружающими.
Если к 6-7 годам наблюдаются перечисленные отклонения в речевом развитии, нужно проводить логопедические занятия и выполнять специальные упражнения для данной возрастной категории детей.
Крупная моторика
Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:
- Ходить по линии и перекладине;
- Перепрыгивать препятствия;
- Стоять и прыгать на одной ноге;
- Попадать мячом в цель;
- Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Задания для развития связной речи
В этот возрастной период на логопедических занятиях много внимания уделяют и связной речи. На уроках обучают:
- составлять рассказ-описание с использованием картинки;
- отвечать развернутыми предложениями;
- использовать в речи предлоги и союзы;
- составлять рассказ на заданную тему.
Кроме того, задания на формирование связной речи развивают воображение, языковое чутье, что важно для дальнейшего обучения в школе.
- Взрослый предлагает малышу сочинить вместе сказку.
- Называют ребенку пословицу и предлагают объяснить, о чем она. Затем вместе сочиняют историю, чтобы она соответствовала смыслу пословицы.
- Логопед предлагает детям набор слов, из которых нужно составить предложения или историю.
В начале занятий для составления рассказов можно использовать картинки. Логопед помогает уточняющими вопросами. На развитие связной речи хорошо влияют театрализованные представления и кукольный театр. На таких занятиях можно еще потренировать дикцию, развить умение управлять модуляциями голоса и интонационной выразительностью.
Выводы
Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.
Представления об окружающем мире
К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать:
- Свое имя и фамилию;
- Свой адрес;
- Имена родителей;
- Времена года и их признаки;
- Названия месяцев и дней недели;
- Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.