Заикание, логоневроз, запинки в речи, дизритмия

Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи. Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием. В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.

Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Причины заикания

Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.

Предрасполагающие причины

Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.

Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.

Очень много зависит от родителей.

Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.

Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы. Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.

Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.

Производящие причины

Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.

Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.

Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).

Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.

Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.

Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.

Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость).

Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).

Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке

В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.

Подражание людям с заиканием.

Классификация и причины расстройства

Заикание может классифицироваться по разным критериям. В первую очередь разделяют лалоневроз:

  • клонический;
  • тонический;
  • смешанный.

В основе клонического лалоневроза лежат клонические судороги мышц речедвигательного аппарата. Они характеризуются мелкими мышечными подергиваниями, в результате чего человек монотонно повторяет один и тот же звук либо слог, слово. Например, о-к-к-к-кно.

Для тонических судорог характерен длительный спазм мускулатуры. При этом мышца застывает в одном положении и как бы деревенеет. В этом случае проявлением расстройства станет длительная пауза в слове или в речи: ко…..рова. Больному речь дается с большим трудом.

Смешанная форма совмещает в себе признаки обоих предыдущих форм.

По локализации логоневроз делят на:

  • артикуляционный – сопровождается спазмами мышц лица, губ, неба;
  • голосовой – спазм происходит во время произношения гласных звуков. При этом больной может издавать невнятные звуки вместо слова или «распевает» гласную. В крайней степени человек вообще не может ничего произнести по причине смыкания голосовых связок;
  • дыхательный – затрудненный вдох или выдох мешает больному беспрепятственно говорить, образуя паузы в речи.


Но самая значимая классификация разделяет расстройство на невротическое и неврозоподобное.

Неврозоподобный лалоневроз возникает при наличии конкретной физиологической патологии. У таких детей отмечается отклонение показателей на ЭЭГ, обнаруживаются мозговые расстройства, нарушения моторики, повышенное внутричерепное давление, спазмофилия. Причины данной формы заикания:

  • внутриутробные, родовые травмы;
  • отягощенная беременность матери;
  • инфекционные заболевания.

Обычно неврозоподобное заикание проявляется в 3-4 года и нарастает постепенно. Его характер не имеет ситуационной зависимости. Дети начинают говорить с опозданием. Характерны нервные тики, ритуальные движения, выраженные дефекты речи.

Мальчик, 8 лет. Беременность матери протекала тяжело. В родах у ребенка наблюдалась асфиксия. Впоследствии он находился на учете у невролога по поводу перинатального поражения нервной системы. Получал лечение. Мальчик отличался повышенной возбудимостью и двигательной активностью с рождения. Заикание проявилось в 3 года спонтанно, без причины, обострялось на фоне простудных заболеваний.

Невротический лалоневроз возникает без физиологических нарушений нервной системы. Изначально для ребенка характерно нормальное и даже раннее речевое развитие. Как правило, можно проследить конкретную причину, которая вызвала расстройство. Оно может вовсе отсутствовать в спокойной обстановке и обостряться под влиянием стрессовых факторов. К его возникновению предрасполагают следующие факторы:

  • перегруз нервной системы ребенка по причине завышенных требований родителей;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • сильный испуг или стрессовая ситуация;
  • подражание заикающимся членам семьи;
  • напряженная обстановка в семье, ссоры, конфликты;
  • неправильная модель воспитания: гипер- или гипоопека;
  • раннее речевое развитие;
  • издержки обучения, скудный словарный запас.

Заикание также существует в 3 степенях своего развития:

  • легкая – дефект проявляется периодически, под воздействием травмирующей ситуации;
  • средняя – речь нарушается при беспокойстве, эмоциональном напряжении;
  • тяжелая – заикание присутствует у больного постоянно.

Симптомы

Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.

Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.

У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.

Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.

Выделяют три степени «болезненной фиксации»:

  • Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
  • Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
  • Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).

Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.

Существуют три степени заикания:

  • незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
  • умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
  • выраженная — заикаются постоянно.

Проявления

Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.

К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.

Нередко лицо заикающегося человека искажают гримасы и тики. Это своеобразная попытка справиться с ненавистным дефектом.

При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.

Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.

Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:

  • задержку психического развития;
  • проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
  • энурез;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • акцентуации характера, неврозы;
  • по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.


Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.

Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:

  • топтание с ноги на ногу;
  • касание мочки уха;
  • похлопывание рукой по бедру.

Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.

Мальчик, 11 лет. Диагноз: «Заикание, тяжелая степень, смешанная форма. Ритуальные движения. Логофобия». Воспитывался мнительными, гиперопекающими родителями. Несмотря на то, что одноклассники относились к нему хорошо, чрезмерно переживал по поводу своего заикания, опасался, что станет объектом насмешек.

Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.

В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.

Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.

Обследование

Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:

  • логопеда;
  • невролога;
  • психолога;
  • при необходимости консультации иных специалистов..

Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.

В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.

Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.

В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.

Локализация (место) судорог при заикании

Артикуляционные

  • лицевые (губы, нижняя челюсть);
  • язычные;
  • судороги мягкого неба.

Голосовые

  • смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться);
  • размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
  • вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

Дыхательные

  • экспираторная (судорожный выдох);
  • инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием);
  • респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Лечение и прогноз

На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.

  • Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
  • 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
  • 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
  • 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
  • ЛФК;
  • психотерапия;
  • логопедические занятия;
  • логопедическая ритмика.
  • Один из методов лечения — занятия с логопедом.

    Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.

    Сравнительная характеристика различных форм заикания

    ПоказателиНевротическоеНеврозоподобноеСмешанное
    Речевая активностьРезко сниженаОбычно повышенаПовышена до появления невротических наслоений, затем снижается
    Локализация судорогПреобладают дыхательно-вокальныеПреобладают в артикуляционном аппаратеВо всех группах мышц, связанных с речью
    Темп речиРазличныйТахилалияТахилалия
    ЗвукопроизношениеБез особенностейЧасто дислалия, реже дизартрияРазличное
    Выразительность речиРазличнаяРечь невыразительная, монотонная, глуховатаяРечь невыразительная, монотонная, глуховатая
    Психомоторика (включая логомоторику)Без выраженных особенностейНеуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движенийРазличная
    Раздувание крыльев носа во время речиТипичноНепостоянноНепостоянно
    Сопутствующие движенияЧасты. Характер их изменчивОчень часты. СтереотипныПостоянны и чаще всего однообразны
    Фиксация на трудных звукахВыраженаСлабее, чем при невротическом заиканииБолее или менее выражена
    Течение заиканияВолнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживанийБолее или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состоянияЗависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
    Дислексия, дисграфия, дискалькулияРедкиЧастыЧасты
    Целенаправленность в преодолении речевых нарушенийОбычно высокая, порой чрезмернаяРезко сниженаНедостаточна
    Психотравмирующая ситуацияРезко ухудшает речьОбычно влияет малоУхудшает речь
    ЛогофобияХарактернаНе характернаПрисоединяется позже по мере развития невротических наслоений
    Усиленная фиксация на речиТипичнаНетВстречается часто
    Психомоторное развитиеРазличное, порой ускоренноеС задержкойС задержкой
    Развитие навыков самообслуживанияБез заметных отклоненийС задержкойС задержкой
    ЛеворукостьКак в популяцииЧастаЧаста
    Речевая патология у близких родственниковРедкаЧастаЧаста
    Сроки и обстоятельства появления заиканияПосле психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрастеВ период становления речиНеврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
    Акцентуации личностиХарактерныНе характерныМогут иметь место
    ИнтеллектНе страдаетМожет быть сниженМожет быть снижен
    Усиленная фиксация на речиТипичнаНетВстречается часто

    Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

    Подготовительный период логопедической работы

    • Создание щадящего режима
    • Подготовка ребенка к занятиям
    • Показ образцов правильной речи

    Тренировочный период логопедической работы Воспитание навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых Закрепительный период логопедической работы Автоматизация приобретенных ребенком навыков речи в разнообразных видах речевой деятельности
    Ответы на вопросы: Возможно ли вылечить заикание?

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]