Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям


Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения

Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.

Развивающее занятие

Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:

  • ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
  • в речи использует обобщающие слова;
  • правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
  • дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
  • имеется обширный словарный запас;
  • овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
  • звукопроизношение практически сформировано;
  • слоговая структура сформирована полностью;
  • дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.

Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.

Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.

В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.

Чтение

Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет

Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.

Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.

Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.

Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.

Города

Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.

Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.

Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.

Информация для родителей

Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития

Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.

  1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
  2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
  3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
  4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
  5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
  6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.

Диагностическая беседа

Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.

В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.

Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.

В картотеку стоит включить следующие упражнения:

  • подбор синонимов и антонимов;
  • классификация предметов по одному признаку;
  • угадывание слов по описанию;
  • склонение слов по числам и падежам;
  • составление из слов предложения;
  • объяснение смысла пословиц, поговорок;
  • заучивание стихотворений;
  • выполнение артикуляционной гимнастики.

Урок развития речи

Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.

Игры на развитие связной речи в средней группе — проведение НОД

Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.

Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

Синонимы

Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.

Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.

От креста к параллели

Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.

На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.

Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.

Загадки

Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать:− Оно большое?Я говорю:− Нет.− Оно больше стакана?− Нет.− Оно квадратное?− Почти.− Оно железное?− Нет.− Оно деревянное?− Нет.− Оно резиновое?− Да.− Оно черное?− Нет.− Оно белое?− Да.− Это ластик?− Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать.Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой.Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора.Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.− Я загадала полосатого зверя, который ест траву.Ребенок говорит:− Тигр?− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.− А-а-а, лошадка!− Полосатого!Или я могу сказать:− Да, только название зверя начинается на букву «з».− Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра!Или я могу сказать:− Кислый, желтый и овальный.Ребенок:− О-о, я знаю, это фрукт.− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай.− Ага, желтый, лимон!Или:− Красный, круглый, его кладут в салат.Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится. Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]