Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения
Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.
Развивающее занятие
Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:
- ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
- в речи использует обобщающие слова;
- правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
- дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
- имеется обширный словарный запас;
- овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
- звукопроизношение практически сформировано;
- слоговая структура сформирована полностью;
- дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.
Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.
Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.
В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.
Чтение
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет
Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.
Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.
Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.
Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.
Города
Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.
Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.
Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.
Информация для родителей
Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.
Самостоятельная диагностика задержки речевого развития
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
- Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
- Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
- Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
- Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
- Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
- Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.
Диагностическая беседа
Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.
В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.
Как развивать речь у ребенка 5 лет
Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.
Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.
В картотеку стоит включить следующие упражнения:
- подбор синонимов и антонимов;
- классификация предметов по одному признаку;
- угадывание слов по описанию;
- склонение слов по числам и падежам;
- составление из слов предложения;
- объяснение смысла пословиц, поговорок;
- заучивание стихотворений;
- выполнение артикуляционной гимнастики.
Урок развития речи
Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.
Игры на развитие связной речи в средней группе — проведение НОД
Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.
Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.
В чем помогут игры?
Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.
Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:
- интонационная и динамическая выразительность речи;
- правильный темп, ритм;
- четкость произношения;
- постановка правильного ударения;
- умение ставить слова в правильные грамматические формы;
- умение четко и полно формулировать свою мысль;
- обогащение словарного запаса;
- развитие монологической и диалогической речи;
- формирование предпосылок к освоению письменной речи.
При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.
В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.
Синонимы
Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
От креста к параллели
Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.
На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.
Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.
Загадки
Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать:− Оно большое?Я говорю:− Нет.− Оно больше стакана?− Нет.− Оно квадратное?− Почти.− Оно железное?− Нет.− Оно деревянное?− Нет.− Оно резиновое?− Да.− Оно черное?− Нет.− Оно белое?− Да.− Это ластик?− Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать.Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой.Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора.Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.− Я загадала полосатого зверя, который ест траву.Ребенок говорит:− Тигр?− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.− А-а-а, лошадка!− Полосатого!Или я могу сказать:− Да, только название зверя начинается на букву «з».− Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра!Или я могу сказать:− Кислый, желтый и овальный.Ребенок:− О-о, я знаю, это фрукт.− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай.− Ага, желтый, лимон!Или:− Красный, круглый, его кладут в салат.Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится. Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать.