Сенсомоторная алалия: как распознать проблему и что делать?

Алалия – это дефект, при котором человек не может разговаривать, но хорошо воспринимает речь. Пациенты не могут разговаривать из-за того, что не в силах нормально построить фразу или из-за ограниченного словарного запаса.

В тяжелых случаях речь отсутствует полностью и требуется помощь профессионального логопеда. Специалист речевого центра в Москве проведет дифференциальный диагноз с врожденным недоразвитием речи и назначит эффективное лечение.

Сложнее всего вылечить алалию в запущенной стадии – чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем благоприятнее прогноз. Если у ребенка наблюдаются проблемы с разговорным обучением, лучше незамедлительно проконсультироваться с логопедом.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  • ребенок не может сформулировать предложение, долго молчит и строит фразы;
  • при этом малыш все слышит, понимает и реагирует на замечания;
  • ребенок отстает от сверстников в развитии, ему с трудом дается разговорное обучение.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется наличием очага поражения в головном мозге. При данной форме заболевания присутствуют проблемы с речью, но сохранен интеллект. Поражена часть коры полушарий, которая отвечает за воспроизведение речи. Данная форма патологии обычно развивается в возрасте до 3-х лет, по мере взросления ребенок начинает комплексовать по поводу своего состояния, использует в разговоре мимику и жесты.

Главное отличие моторной алалии – ребенку с трудом дается речь без зрительного восприятия. Если он не видит конкретного образа, он не может его назвать. Только при восприятии формируются нейронные связи между центрами коры полушарий головного мозга. Остаются в зачатом состоянии простые фразовые предложения, например:

  • «Я тут»;
  • «Иди сюда»;
  • «Дай поиграть»;
  • «Пошли домой» и т.д.

Родителям не всегда удается обнаружить моторную алалию на первых этапах, из-за чего к специалистам обращаются не сразу. Для полноценного лечения требуется постоянное наблюдение у невролога. Логопед подбирает программу в зависимости от конкретной клинической ситуации. Легкая форма проще поддается коррекции, при своевременном обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Построение занятий

При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на тренировку целого ряда реакций. Нужно тренировать не только собственно фонетический слух, но и моторику, память, внимание. Систему тренировок следует выстраивать комплексно.

Другим моментом является контроль окружения. Любой источник звука оказывает на больного влияние, поэтому важно устраивать режимы тишины. Количество звуковых раздражителей для пациента тоже лучше понизить, чтобы он лучше учился выделять нужные звуки. Понижение звуковых раздражителей используется и на время проведения занятий. Основная задача логопедической работы при сенсорной алалии — приучить пациента понимать речь в различных ситуациях и формировать грамотную речь самостоятельно.

Упражнения можно оформлять в формате разнообразных игр. Дети любят игры и так им будет лучше запомнить урок

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия характеризуется расстройством восприятия речи через сенсорные органы. Ее часто путают с глухотой, поскольку внешне симптомы и поведенческие реакции похожи на потерю слуха. На самом деле ребенок не дифференцирует и не понимает звуки, для него любая речь звучит как набор непонятных иностранных слов. При данной патологии речь слышится монотонной и не понятно, где заканчивается одно слово и начинается другое.

Типичные симптомы сенсорной алалии:

  • речь присутствует, насыщенная большим количеством непонятных монотонных слов;
  • ребенок длительно повторяет одни и те же слова, которые услышит у взрослых;
  • присутствуют грубые переделки слов, в них слоги и приставки меняются местами;
  • словарный запас небольшой, состоит и простых слов или коротких фраз.

Дети с сенсорной алалией испытывают много трудностей в жизни, им сложно общаться со сверстниками и учиться, они отстают в развитии. Для решения этой проблемы нужно как можно раньше начать заниматься со специалистом и подобрать корректирующую программу. Пациента наблюдают несколько докторов, каждый назначает терапию по своему профилю. Только при совместном и согласованном лечении удается получить оптимальный результат.

Симптомы

В целом ребенок может говорить. Общается активно, иногда слишком эмоционально. Однако сенсорная алалия влияет на критическую оценку ребенком своей речи. Из-за этого он возможно даже не понимает того, о чем говорит. К симптомам относятся:

  • Хотя слух сохраняется, внимание неустойчиво. Наблюдается усиление чувствительности к ряду звуков — гиперакузия.
  • Также проявляется нарушение фонематического восприятия речи — мозг не обрабатывает поступающие в него сигналы. Из-за этого ребенок и не понимает услышанного.
  • С большим трудом запоминаются звуки.
  • Могут проявляться признаки логореи — склонности к созданию несуществующих слов и фраз. Также возможно смешение слогов, слов, фраз.
  • Навязчивое стремление повторять услышанные слова и фразы, например, из мультфильмов или рекламы. Сложность обнаружения симптома в том, что сказанное ребенком может казаться чем-то осмысленным. Однако при изменении фразы понять ее он уже не сумеет.

Сенсомоторная алалия

Встречается и сочетанная разновидность заболевания – сенсомоторная алалия. При этой форме отмечаются признаки обеих патологий:

  • наблюдается поражение речедвигательного анализатора коры головного мозга;
  • отмечаются сенсорные расстройства, ребенок не понимает и не дифференцирует речь;
  • со временем появляется усталость, вялость и апатия, ребенок не может длительно удержать внимание;
  • обычно при сенсомоторной алалии отмечается отставание в развитии, требуется консультация психиатра.

Самые частые причины сенсомоторной алалии – отягощенная беременность или роды, при которой возникают травмы головного мозга. В тяжелых случаях регистрируются и другие органические поражения центральной нервной системы. Точный диагноз выставляется только после инструментального обследования пациента профилированными специалистами.

Занятия с логопедом при сенсомоторной алалии являются обязательной частью восстанавливающей программы. В речевом центре проводятся индивидуальные тренинги и занятия в группах, корректирующая программа подбирается для каждого индивидуально. Необходимо комплексное лечение для устранения органической патологии и восстановления физиологии речи.

www.Logopedy.ru

Автор: Тропко Евгения Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №3 «Звёздочка» комбинированного вида,г. Ногинск, Московская область

Оригинал:

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, так как самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие на­правляется на воспитание сознательного анализа соста­ва речи, развитие фонематического восприятия, пони­мания речевых структур.

При обучении детей с сенсорной алалией применяются специальные методы, направленные на развитие деятельно­сти, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень не­доразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последова­тельное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы и стимулирующего созрева­ние клеток коры головного мозга.

1 этап.

Работа начинается не с восприятия, а с выработки внимания. Ребенка учат неречевым мимическим заданиям: доска Сегена, обводки, раскраски, мозаика, рисование, штриховка, составление картинок из кубиков, нанизывание бус. Параллельно работаем над развитием работоспособности, наблюдательности. На данном этапе деятельность ребенка должна быть неречевой.

2 этап.

Учат различать и дифференцировать близкие по звучанию звуки, звуковой шумовой ряд более далеких звуков к более близким звукам неречевого характера (колокольчик, барабан, погремушки, бубен, удар ложкой по стакану, по столу). Постепенно звуко-шумовой ряд увеличивается, усложняется. Например, различение шума сжимаемой бумаги полиэтиленовой пленки.

3 этап.

Включение сильного, однообразного речевого звука в звуко-шумовой ряд: р-р-р-р. Как только ребенок начинает выделять речевой звук из шумового ряда, этот звук материализуется через одну из игрушек (собака, пылесос, самолет и т.д.). Причем материализуется только через одну конкретную игрушку. Затем берется следующий звук:а-а-а, так же определяется и материализуется через конкретную картинку. Все звуки повторяются, особенно выделяются речевые звуки и одновременно вводим букву. Ребенок в итоге должен через конкретную картинку при звуке «Р» (самолет) показать букву «Р». При звуке «А» показать куклу и букву «А». На данном этапе постоянно устанавливаем связь звукового изображения с буквой.

4 этап.

Включаем в работу слоги. Дети учат слоги, которыми можно обозначить предметы: мяч- па-па-па, корова -му- му- му ,собака –ав –ав -ав. Изображения предметов должны быть конкретными и красочными, соответствующего цвета. Обучение на этом этапе глобальное и целостное. От слогов переходим к словам. МАК, СОК, — картинки — буквы. Ребенок учится различать далекие по смыслу слова (транспорт-мак). Параллельно с этой работой составляется список стандартных инструкций обиходно-бытового характера. «Достань платок. Вытри нос» — проговаривается с одной интонацией, многократно на фоне звукошумовых рядов. Обязательно помогаем ребенку жестом – «открой дверь», выделяем интонацией, показываем табличку. Обучение проводится по условно-рефлекторной методике, через закрепление звучания и действия, через демонстрацию инструкций и показ инструкций на табличках. Проводится разучивание комплекса физических упражнений с речевым сопровождением »руки вверх, руки в стороны…..».

5 этап.

Проводится работа по логическим, тематическим цепочкам. Все упражнения проводятся микродозами. В более легких случаях ведется работа по развитию фонематического слуха. Выделение определенного звука из ряда звуков: а- у- О- т-п. ,выделение слога: СА- ра- ША -да. Далее выделяем слово из ряда слов : сад-дом- КОМ- рак. Раскладываем картинки с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце. Выбираем из словаря картинки на определенный звук. Игра «Цепочка слов» МА——лина

——рина

——шина.

Определяем линейную последовательность звуков.

Выделять и различать звук легче в чужой речи, чем в своей. Звуки следует произносить отставлено, через интервал. Затем ребенок должен назвать слово целиком: Р_У_Ч_К_А. Ребенок должен учиться сливать звуки в слово, сохранять звуки в памяти.

Индивидуальный план коррекционного развития ребёнка

на 2021 – 2021 учебный годФамилия, имя ребенка _______________________________________________

Год рождения ______________________ Год обучения________________

Заключение ПМПК _________________________________________________

Задачи:

1. Развитие понимания речи 2. Развитие активной подражательной речевой деятельности 3. Развитие общих речевых навыков 4. Развитие фонематического слуха

Развитие понимания речи

Обучать ребенка:

1. Находить предметы, игрушки по просьбе педагога.

2. По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

4. Понимать обобщающие категории:

· работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;· нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.

5. 5. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:

· действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;· задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми); · задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

6. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

7. Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

8. Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.

9. Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

10. Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу.

11. Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

12. Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

13. Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

1. Называть родителей, родственников (мама, папа, баба).

2. Называть имена друзей, кукол.

3. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Поезд гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)

4. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;

5. Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира

· на материале открытых слогов: корова — му; мышка — пи; пальчик — бо-бо; машина — би-би; гусъ — га-га-га; курица — ко-ко-ко;· на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик — ням-ням; чайник — пых-пых; · на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква — ква; уточка — кря, кря-кря; поросенок — хрю, хрю-хрю и т. п.).

Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).

6. Четкому выражению своих желаний:

· «Да», «Нет».· «Хочу», «Не хочу». · «Буду», «Не буду».

7. Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

8. Отдавать приказания: на, иди, дай

9. Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.

10. Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «Идем спать».

11. Составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама, спи.

12. Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

13. Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)

14. При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. — И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. — А Митрошечка: Ну, пожалуйста! — указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: — Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. — Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.

Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.

При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:

· появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?; · совместное проговаривание слова; · отраженное проговаривание; · договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Развитие общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.

1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):

· Без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.) · С речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

2. Развивать силу голоса (тихо — громко) и модуляции голоса (высоко — низко).

3. Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).

4. Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.

5. Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.

6. Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.

7. Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.

8. Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

9. Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:

· «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.· «Трубочка» — Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. · «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. · «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. · «Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. · «Худышки». Втянуть щеки. · «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. · «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. · «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. · «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. · «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу. · «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. · «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. · «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. · «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. · «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. · «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Развитие фонематического слуха

1. Учить ребенка различать неречевые звуки и их на­правление:

· постукивание; · похлопывание; · шуршание бумаги; · скрип двери; · звуки бубна; · звуки металлофона; · звуки маракаса; · звуки игрушки (пищание).

2. Обучать дифференциации на слух:

· существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка; · существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос; · глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам):кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет.

3. Учить ребенка на слух выде­лять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.

Social commentary Cackle

Экспрессивная алалия

Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение речи при обучении. Проще говоря, ребенок не понимает, что ему говорят и в связи с этим не может научиться правильно разговаривать. Отмечается разобщение при построении слов с грамматическими, лексическими и фонематическими ошибками. Точные причины до конца не изучены, наблюдается взаимосвязь между расстройством речи и органическим поражением головного мозга.

Факторы риска по развитию экспрессивной алалии:

  • отягощенная наследственность;
  • тяжелая беременность;
  • осложненные роды;
  • черепно-мозговые травмы у детей в раннем возрасте.

При экспрессивной форме патологии детям трудно адаптироваться, поскольку они плохо понимают разговорную речь. Симптомы заболевания похожи на сенсорную алалию, но при экспрессивной форме наблюдаются отдельные нарушения поиска слов, аграмматизм, присутствуют сложности с выбором фонем и их построением, отмечаются нарушения слоговой структуры слов.

При любой форме алалии нужно своевременно обратиться к специалисту – только профессионал сможет точно поставить диагноз и установить причину расстройства. А грамотное обследование дает половину успеха в лечении.

Логопед побеседует с пациентом и определит причину дефекта – иногда дети развиваются чуть медленнее сверстников. В любом случае, лучше не тянуть с визитом к специалисту, это поможет своевременно выявить болезнь и устранить причину до развития стойкого патологического состояния.

Коррекция и лечение детей с алалией в Хабаровске

Если у ребенка диагностирована алалия лечение должно быть комплексным. То есть включать методы психолого-медико-педагогической направленности. Применяются такие способы терапии:

  • Лечение с применением препаратов, которые стимулируют процессы развития мозговых структур.
  • Логопедические упражнения и массаж, направленные на развитие речи, нормализации тонуса мышц, участвующих в звукопроизношении. Упражнения должны проводиться курсами, систематически.
  • Микротоковая рефлексотерапия – для активизации речевых областей коры мозга.
  • Лечебная физкультура, методы физиотерапии (лазеро- и магнитотерапия, электрофорез, лечение водой).
  • Стимуляция улучшения координации, развития мелкой моторики.
  • Раннее обучение детей грамоте и письму.

В центре Неокортекс применяются самые эффективные передовые методики коррекции алалии у детей. У нас есть современное оборудование, с нами сотрудничают ведущие психологи, педагоги, врачи, реабилитологи. Применяются тщательно разработанные программы лечения.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

Причины болезни

Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
  2. Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
  3. После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.

Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.

Терапия

Каждый ребенок сенсомоторной алалией нуждается в индивидуальном подходе и выработке особого плана коррекции. Обеспечить оптимальные условия в обычном детском саду или начальной школе для ребенка-алалика практически невозможно. Само лечение сенсомоторной алалии должно быть комплексом и состоять из многих факторов. Сама терапия строится на нескольких видах лечения, одним из которых являются логопедические занятия.

Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Важно знать, что занятия должны проводиться систематически. Дефектологи и логопеды помогают правильно поставить фонемы, звуки, развить способность понимать речь окружающих. Для упражнений используются картинки и игрушки, занятия, направленные на мелкую моторику. Все навыки должны быть закреплены. Для этого все упражнения повторяются с родителями под их контролем.

Используется логопедический массаж. Он направлен на укрепление и развитие мускулатуры рта, обеспечивает нормальную артикуляцию. Одной из составляющих коррекции сенсомоторной алалии являются физиопроцедуры – лечебные ванны, магнитотерапия и другие. Используют и лекарственные препараты – стимуляторы регенерации мозговых клеток, ноотропы, витамины.

Логопед дефектолог на первых этапах работы учит ребенка воспринимать звуки и воспроизводить их. На втором этапе происходит построение слов или коротких фраз, проводится обогащение словарного запаса. Третий этап – последний, на нем формируется речевой поток, обучение грамматическим правилам, закрепление полученных ранее навыков. С ребенком работают специалисты разного профиля – логопеды, дефектологи, психиатры, неврологи, психологи.

Основные причины

Главные причины сенсомоторной алалии:

  • внутриутробные инфекции (краснуха, герпес, токсоплазмоз и другие);
  • гипоксия, токсикоз;
  • родовые травмы;
  • гидроцефалия (атрофия отделов головного мозга ребенка);
  • осложнения после менингита;
  • хронические заболевания у матери;
  • черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

Все случаи сенсомоторной алалии сопровождает умственное отставание. Дать положительный гарантированный прогноз на полную реабилитацию заболевания невозможно – многое зависит от времени начала лечения. Если коррекционную работу начать поздно, избежать интеллектуальное недоразвитие крайне сложно. В этом случае потребуется обучение в специализированной (коррекционной) школе.

Прогноз на выздоровление

При неполучении правильной реабилитации, возможны риски появления дизартрии, заикания, неврозов, тиков и других проблем. Нередко дети с сенсомоторным типом алалии испытывают трудности с социализацией и в коммуникациях с окружающими людьми. Полное избавление от сенсомоторной алалии возможно только при правильном подборе методов лечения, соблюдении всех требования врачей. После коррекции постепенно нормализуется умственное развитие. Есть возможность компенсации до уровня развития сверстников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]