Отличие моторной и сенсорной алалии от аутизма. Алалия или аутизм, как отличить и распознать


Статья:

Аутизм – это один из самых трудно устанавливаемых диагнозов, который часто путают с другими заболеваниями. Так, нередко расстройства аутического спектра воспринимают как алалию. Это объясняется тем, что у ребенка аутиста, вначале можно заподозрить глухоту или слепоту, ведь реакции на обращения к нему достаточно слабы, либо вовсе отсутствуют.
Однако при этом, если что-то заинтересует чадо, то можно наблюдать выраженные эмоциональные реакции, которые быстро развеивают сомнения. Поэтому, несмотря на всю сложность распознавания расстройств — сделать это возможно.

Что такое алалия, и какие существуют классификации заболевания

Алалия – это замедленное развитие речи, либо полное ее отсутствие, при сохранности слуха. Алалия и аутизм схожи между собой тем, что затруднительное восприятие речи, не вызванное нарушением работы слухового аппарата.

Однако, в отличие от аутизма, ребенок охотнее идет на контакт, может быть задействованным в играх, не требующих постоянного общения.

Выделяют сенсорную, моторную и сенсомоторную алалию. Сенсорная представляет собой неспособность придавать словам надлежащий эмоциональный окрас.

При этом смысл слова и его произношение расходятся. Подозрения сенсорной алалии могут появиться когда:

  • ребенок неосознанно повторяет за кем-то слова;
  • запинается и меняет буквы в словах;
  • слова произносятся импульсивно, порой сливаясь в одно;
  • отсутствие понимания слова с его предметным значением.

Аутизм и сенсорная алалия могут быть схожи некоторой замкнутостью ребенка, подавленностью состояния. Они не понимают речи окружения, что и служит причиной для затруднительного произношения предложений с экспрессией.

Моторная алалия и аутизм могут быть схожими расстройством внимания и работоспособности. При алалии данные проявления сопровождаются также нарушением интеллектуального развития. Появляется она при поражениях коркового конца речедвигательного анализатора, а также проводящих путей. Плюс, к моторной алалии может привести и снижение активности данных зон.

Сенсомоторную алалию и аутизм могут спутать из-за вышеупомянутых симптомов, таких как некоторая отдаленность от взаимодействия с окружающими и рассеянности внимания. Однако алалия и аутизм различия все же имеют. Причем своевременная постановка правильного диагноза, может стать решающим моментом при лечении ребенка.

Как проявляется аутизм

Заболевание проявляется в появлении характерных симптомов, которые можно обнаружить уже на втором году жизни малыша.

Изолированность от окружающих

Родители могут заподозрить нарушение нервной системы, протекающее в легкой форме, если ребенок не реагирует на речь взрослого, всегда отводит взгляд в сторону, не смотрит на человека, который к нему обращается. Ребенок при этом может смеяться без видимой на то причины или, наоборот, даже не станет улыбаться при любых попытках взрослого его рассмешить.

Старается общаться только жестами, при этом делает это только в том случае, если есть необходимость обозначить взрослому свои желания или нужды.

Его совершенно не интересует общение с ровесниками, также он не способен найти контакт с другими малышами, поэтому предпочитает проводить время в одиночестве. Такой ребенок любит играть один, а при попытке другого малыша к нему присоединиться с большой долей вероятности устроит истерику или будет капризничать.

Дополнительное отличие ребенка-аутиста — отсутствие способности играть в любые ролевые игры. Он не может придумать сюжет игры, а любую игрушку он воспринимает совершенно иначе, недели здоровые дети. Например, малыша может заинтересовать только конкретная часть игрушки, он может часами рассматривать колесико от машинки и даже не подумает о том, что этот предмет можно использовать по-другому, например, катать по полу.

Несмотря на то, что ребенок с аутизмом не способен проявлять эмоции, он все же начнет беспокоиться, если его мама пропадет из виду.

Нарушение коммуникации

Абсолютное отсутствие речи или задержка полноценного развития речи — нарушения, которые часто встречаются у самых младших пациентов. Развитие речевых навыков у таких детей зависит от степени тяжести заболевания. Если тяжелая форма патологии была запущена, то ребенок в дальнейшем может совсем не начать разговаривать. В отдельных случаях пациенты учатся изъяснять свои желания и просьбы короткими словами. Чаще речь у таких пациентов все же присутствует, но несвязные предложения при этом больше напоминают просто набор случайных слов.

У детей-аутистов чаще отсутствует какая-либо реакция, если их позвать по имени. О себе они всегда говорят в третьем лице. Их речь часто не умеет смысла, а на заданный вопрос они могут ответить что-либо, не имеющее отношения к тебе разговора.

Стереотипное поведение

К такому типу поведения относят:

  • Ежедневные ритуалы. Дети-аутисты любят находиться в привычной и комфортной для них обстановке. Если в их привычном укладе жизни происходят какие-либо изменения, например, перестановка мебели или переезд, то они испытывают дискомфорт и беспокойство. Подобное может заставить ребенка уйти в себя или вызвать у него агрессию.
  • Зацикленность, которая проявляется в концентрации внимания на одном занятии. Ребенка с аутизмом порой сложно отвлечь от занятия, которому он готов посвятить несколько часов.
  • Сильный страх. Если ребенок часто испытывает стресс, то у него может развиться агрессия не только к окружающим, но и к самому себе.
  • Многократное повторение определенных движений. Если ребенок-аутист попадает в непривычную для него обстановку или испытывает стресс, то он начинает многократно повторять одно и то же движение: качаться из стороны в сторону, перебирать пальцами или качать головой.

Ранние симптомы заболевания

Родители могут заметить явные признаки раннего аутизма у своего ребенка еще до того, как ему исполнится год. Малыши с таким заболеванием нервной системы малоподвижны, практически не проявляют интереса к игрушкам. На фоне нормального физического развития такие дети не проявляют желания изучать новые предметы.

Чем алалия отличается от аутизма. Критерии постановки диагноза

Определить, у ребенка алалия или аутизм, помогут отличия, имеющиеся между данными заболеваниями. Так, ниже описаны критерии определения заболеваний.

Как отличить алалию от аутизма: главные признаки
КритерийАлалияАутизм
Потребность в общенииРебенок вступает в контакт со взрослыми, предпочитает совместную деятельность.Тяги к общению нет. При классическом аутизме (синдроме Каннера), ребенок предпочитает рассматривать предметы, листать книги и т.д.
Указательные жестыОсваивается самостоятельно.Приходиться прививать.
Развитие речи при алалии и аутизме до тех летНацеленность на диалог. Реакция на обращенные речи к ребенку.Бесцельность речи. Разговоры только на интересующие ребенка темы.
Звукопроизносительная сторона речиСохранность в норме.Сильное нарушение темпа, тональности и окраса речи.
Экспрессивная речьНаблюдается общее недоразвитие речи. Но при постоянной работе над данной проблемой — возможно ее восстановление.Отсутствие конкретизирующих слов по типу «я», «мое» и т.д. Нет обращения к другим поименно.
Развитие психикиВозможна задержка психического развития и неустойчивость внимания.Возможна умственная отсталость и нарушение когнитивных процессов (памяти, логики и т.д.).
Эмоционально-волевые процессыВозможны истерики, которые легко погашаются и предупреждаются. Несколько выше беспокойство, нежели у сверстников.В истерики входят легко и по незначительным поводам. Выходят из таких состояний самостоятельно, после полного выплеска эмоций.

Моторная алалия и аутизм различия имеют и по наличию фобий и страхов. У алаликов проявления могут быть, но в слабой форме, и при наличии сопутствующих нарушений внимания или с гиперактивностью. Для аутистов страхи не являются редкостью. Причем они редко являются предметными, и не несут под собой объективных причин.

Также отличия заметны и при игре и занятиях. Так, аутист будет принимать на себя роли в игре, но при этом будет настроен на самостоятельные действия. Алалик предпочтет поиграть в компании. Плюс, он не будет против занятий с логопедом, родителями или психологом, тогда как аутист трудно пойдет на контакт.

Нарушения моторики и координации могут быть замечены как у аутистов, так и детей с алалией. Однако, у последних — данная проблема легче корректируется. Навязчивые движения (стереотипии) характерны больше для аутистов.

Речевые нарушения

В первую очередь родители замечают у своих детей признаки сенсомоторной алалии, связанные с речью. Это:

  1. непонимание обращенной речи, при тяжелых формах — неразличение речи и других звуков;
  2. сложности с произнесением звуков и слогов;
  3. неграмотное построение фраз, вплоть до отсутствия фразовой речи или грубейших ошибок;
  4. речь обычно находится на уровне лепета и междометий, если есть слова, то это существительные или только их корни;
  5. отдельные слова ребенок может спонтанно повторять, несколько раз или подолгу (эхолалия), но не может воспроизвести их по просьбе взрослого;
  6. ребенок, пытаясь коммуницировать, использует в основном мимику и жесты.

Такие нарушения приводят к трудностям в общении с другими детьми в детском саду, развивающих кружках, на площадках. Сложности есть и в общении со взрослыми: они не понимают ребенка. Уровень интеллекта, изначально в большинстве случаев нормальный, без педагогической и медицинской помощи начинает снижаться.

Обследование алаликов и прогнозы улучшения состояния

Происходит определение аутизма и алалии по ИОМ и ДОУ. Это индивидуальные маршруты сопровождения ребенка, заключения которых будут учитываться при постановке диагноза. В них отображаются наблюдения психолога, педагогов и логопедов, относительно состояния ребенка.

Именно потому, что моторная алалия и аутизм имеют различия, прогнозы на восстановления способностей детей в первом случае намного утешительнее. Так, при сопровождении ребенка, регулярных занятиях с логопедом и психологом, можно в разы улучшить речевые навыки своего чада. Причем в этом может поспособствовать и букварь для детей с алалией и аутизмом, который используется на коррекционных занятиях. Он позволяет ребенку проще воспринимать информацию, и лучше справляться с поставленными задачами по изучению письма и произношения. Также улучшается и установление связи между предметом и словом.

Но в целом, если заниматься ребенком, и верить в улучшение его состояния, можно добиться положительных результатов. Об этом свидетельствуют как комментарии врачей, так и отзывы родителей, столкнувшихся с такой проблемой.

Диагностика аутизма

До года рано говорить о наличии у ребенка такого заболевания, как аутизм. Внешне в столь раннем возрасте довольно сложно определить эту патологию, однако опытные родители, имеющие уже детей постарше, могут заметить определенные отклонения в развитии уже в этом возрасте. При наличии случаев аутизма в семье важно внимательно следить за ребенком, чтобы в случае обнаружения характерным симптомов заболевания медицинская помощь была оказана вовремя. Если диагноз будет поставлен как можно раньше, то в дальнейшем адаптация малыша к окружающему миру будет более простой и последовательной.

Диагностика аутизма проводится с помощью следующим основным методов:

  • ЭЭГ — метод исследования, необходимый, чтобы поставить такой диагноз, как эпилепсия. Иногда аутизм можно заподозрить на основании того, что у пациента случаются эпилептические припадки.
  • Осмотр оториноларингологом, который проверяет слух пациента и подтверждает или исключает возможную тугоухость.
  • УЗИ мозга — метод диагностики, с помощью которого можно выявить или исключить факт нарушений структуры головного мозга, которые могут повлечь за собой появление симптомов заболевания.
  • Тестирование по специальным опросникам.

Прогноз

Аутизм — это не настолько страшно, как может показаться изначально, поэтому родители должны понимать, что если их ребенку поставили такой диагноз, он может вырасти полноценным человеком, сможет благополучно окончить учебное заведение и даже создать семью в дальнейшем. Для этого важно соблюдать все рекомендации специалистов, создать в семье благоприятную для роста и развития ребенка атмосферу, обеспечить для него правильный уход. Также важно знать основные симптомы аутизма и внимательно следить за поведением ребенка младшего дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить признаки такого заболевания нервной системы и своевременно обратиться за помощью к специалисту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]