Преодоление моторных нарушений у дошкольников с дизартрией


Дизартрия

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Статья:

Статья является апробацией выпускной квалификационной работы на тему: Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Исследователи, как О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б.Эйдинова и др. внесли большой вклад в изучение проблемы симптоматики и структуры речевого дефекта, возникающего при дизартрии.

Дизартрия, как речевое нарушение приводит к нарушению артикуляционной моторики из-за ограничения подвижности мышц речевого аппарата, в следствии того, что нарушена иннервация речевого аппарата, которая в свою очередь нарушает произносительную сторону речи.

Повреждение формирования движения речевого аппарата приводит к расстройству звукопроизношения, которое создает проблемы в освоении в будущем школьной программы, так как страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи, которые трудно поддаются коррекции.

Из-за того, что ребенок не может в полной мере правильно произносит звуки, его речь становится мало понятной, что в свою очередь приводит к закомплексованности и затруднению общения со сверстниками и взрослыми, а также проявлению агрессии и пессимистичности.

Каждодневная логопедическая коррекция позволяет сформировать развитие артикуляционной моторики. Однако, в настоящее время проблема оказания всесторонней помощи детям с данным расстройством речи в условиях массовых детских учреждениях является недостаточной. Все еще остается актуальной проблема изучения специфики развития артикуляционной моторики, которой занимались такие исследователи, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л.С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и др.

В рамках выпускной квалификационной работы на тему: «Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией» была проведена выборка материалов исследования данной проблемы, обследованы 30 детей дошкольного возраста старших групп, посещающих массовый детский сад.

Объектом исследования являлись особенности артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являлось формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Цель исследования – разработать проект по развитию артикуляционной моторики.

Задачи, которые выделяются из поставленной цели:

1. Теоретически изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме изучения развития моторной сферы у детей с дизартрией.

2. Теоретически изучить и подобрать специальные методики по диагностике уровня развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией, провести обследование и проанализировать полученные результаты.

3. Разработать проект по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Этапы исследования:

1. Ориентировочно-поисковый: подбор и анализ литературы по теме исследования, составление плана работы.

2. Диагностический: подбор диагностических методик по проблеме исследования, определение базы исследования, контрольной и экспериментальной групп, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов.

3. Проектный: подбор принципов, методологической основы проекта, коррекционных методик, логопедических игр и упражнений, разработка и написание проекта.

Для оценки состояния артикуляционной моторики у детей с дизартрией были использованы методики, предложенные Е.Ф. Архиповой[1].

При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ по следующим позициям: — состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

— возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая апраксия)

— качество артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, качество выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

В программу обследования артикуляционной моторики входили:

— обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

— обследование кинетического орального праксиса;

— обследование динамической координации артикуляционных движений;

— обследование мышечного тонуса и подвижности губ;

— обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

Оценка результатов обследования воспроизводится в баллах. Балльная система оценки функций позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

В ходе выпускной квалификационной работы было отобрано 30 детей с легкой формой дизартрии, так как среди детей дошкольного возраста, обучающихся в массовых образовательных учреждениях, эта форма дизартрии является наиболее часто встречающейся.

Легкая форма дизартрии проявляется в нарушении фонетической и просодической сторон речи и возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции[3,4].

Во многих случаях легкую форму дизартрии путают с дислалией. Это объясняется тем, что внешние проявления нарушений схожи, но при более глубоком обследовании у невролога, дети с легкой формой дизартрии демонстрируют неврологическую симптоматику, характерную для данного нарушения.

Нарушения артикуляционной моторики при легкой форме дизартрии затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи.

Нарушения моторных функций при легкой форме дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия [3,4].

В анамнезе детей отмечаются неблагоприятные факторы внутриутробного развития, патология родов. В младенческом и раннем возрасте отмечается отставание от сверстников в моторной и психофизической сферах, речевые и неречевые нарушения.

Проанализировав проведенные исследования в ходе выпускной квалификационной работы артикуляционной моторики показал, что у детей с дизартрическим компонентом снижено развитие кинестетической основы органов артикуляции, выявлены односторонние синкинезии у 60%. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины лица (у 20%). У других – явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов (у 80%).

У 100% детей были выявлены нарушения кинестетического орального праксиса: дети воспроизводили артикуляцию неточно, заменяли, долго искали нужную артикуляцию, с ошибками определяли положение кончика языка, в выполнении задания им требовалась стимулирующая помощь.

При обследовании кинетического орального у 100% детей были выявлены нарушения, которые проявлялись в том, что ребёнок даже зная правильный артикуляционный уклад испытывал трудности в его воспроизведении и удержании: детям требовалось время, чтобы найти артикуляционный уклад, длительность удержания позы составляла лишь 2-3 секунды, наблюдались подёргивания, тремор языка, содружественные движения рта, глаз и бровей, асимметричное выполнение движений.

Обследование динамической координации артикуляционных движений показало, что у 60% детей с легкой формой дизартрии были выявлены нарушения, которые проявлялись в том, что дети испытывали трудности в выполнении движений в определённой последовательности, количество правильно выполненных движений ограничивалось 2-3, объём движений был недостаточным: при открытом рте язык не дотягивался до верхней губы; дети быстро утомлялись, испытывали трудности в переключении с одного движения на другое; дети не успевали выполнять движения, наблюдалась саливация.

Помимо моторной недостаточности у детей было выявлено наличие патологической симптоматики, которая проявлялась в: гиперкинезах (при выполнении упражнения «мост» язык то оттягивался назад, то высовывался изо рта, стягиваясь в левую и правую стороны); синкинезиях (содружественные движения мышц лица проявлялись при выполнении упражнений, когда от ребёнка требовалось широко открыть рот, отмечалось поднятие бровей, широко открывались глаза, а при выполнении упражнения трубочка брови «нахмуривались», глаза щурились); асимметрии (при выполнении упражнения «заборчик» и поднятии верхней губы у некоторых детей наблюдается асимметрия губ, которая выражалась в том, что одна сторона губы оттягивалась сильнее другой в сторону либо вверх); саливация: у 40% обследуемых; гипертонус у 80%, гипотонус у 20%; сглаженность носогубных складок наблюдалась у 60%.

Далее общее количество детей было поделено на две группы экспериментальную и контрольную. С экспериментальной группой проводилась коррекционная работа по методике Архиповой Е.Ф.[2], которая указывала, что коррекционная работа по преодолению легкой формы дизартрии должна проводиться ежедневно и многократно – только тогда она будет эффективной [1]. Поэтому участниками логопедической работы помимо логопеда были также воспитатели группы и родители детей.

В соответствии с принципом учёта ведущего вида деятельности вся работа проводилась в игровой форме. В дошкольных учреждениях образовательный процесс подчиняется календарно-тематическому планированию. В связи с этим коррекционные игры и упражнения подбирались в соответствии с общей тематикой занятий в детском саду, что позволило логопедической работе органично вписаться в образовательную деятельность в течение учебного года.

В основу логопедической работы были положены принципы:

— принцип опоры на закономерности онтогенетического развития;

— принцип развития;

— принцип дифференцированного подхода;

— принцип учёта ведущей деятельности.

Проект был рассчитан на 6 месяцев в течение которых каждую неделю с детьми во второй половине дня проводились два логопедических занятия длительностью 15-20 минут.

Коррекционная работа делилась на 3 этапа:

I – Подготовительный, длительность которого 1,5 месяца

Задачами этого этапа были:

1) нормализация тонуса артикуляционных и мимических мышц;

2) нормализация моторики органов артикуляционного аппарата и мимических мышц.

Все упражнения на этом этапе выполнялись с опорой на зрительный контроль и совместно с логопедом: логопед сначала называет упражнение, затем показывает его выполнение, а потом выполняет вместе с детьми перед зеркалом.

Для решения первой задачи проводился логопедический самомассаж мимических и артикуляционных мышц, который имел следующие виды: 1- поглаживание, 2- растирание, 3-разминание, 4- вибрация (непрерывная), 5- ударные приёмы (приёмы прерывистой вибрации).

Для решения второй задачи проводилась дифференцированная артикуляционная и гимнастика в игровой форме. На данном этапе дети выполняют комплекс состоящий из 20 упражнений с функциональной нагрузкой предложенный Архиповой Е. Ф.[2].

II – Основной этап, длительность которого 2,5 месяца

Задачами этого этапа были:

1) выработать основные артикуляционные уклады (дорсальный, какуминальный, альвеолярный, нёбный);

2) дифференцировать артикуляционные уклады отдельных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных);

3) развивать артикуляционный кинетический и кинестетический праксис (с опорой на зрительный контроль).

Работа на втором этапе велась на фоне продолжающейся работы первого этапа, но более сложной. Артикуляционные упражнения выполняются с опорой на зрительный

контроль, но логопед уже не показывал каждое упражнение ребёнку как на предыдущем этапе.

По первой задаче велась работа по выработке четырёх основных артикуляционных укладов: дорсального (свистящие), какуминального (шипящие), альвеолярного ([л], [р]), нёбного ([к],[г],[х]) – выполняется серия последовательных движений, рекомендованных Архиповой Е.Ф и Краузе Е.Н. [2,5]

III – Итоговый этап, длительность которого 2 месяца.

Задачи III этапа:

1) развивать артикуляционный кинетический и кинестетический праксис (без опоры на зрительный контроль).

На последнем этапе происходит закрепление полученных двигательных навыков и совершенствование самоконтроля детей за собственными артикуляционными движениями. На этом этапе дети выполняют серию двигательных статических и динамических упражнений, которые они уже выполняли на предыдущем этапе. Разница заключается в том, что на втором этапе все упражнения выполнялись с опорой на зрительный контроль. На третьем же происходит отказ от зрительного контроля при выполнении серии упражнений. За счёт этого развитие артикуляционной кинетической и кинестетической чувствительности выходит у детей на новый уровень.

Повторное обследование экспериментальной и контрольной групп показало, что методика коррекционной работы эффективна, так как у 95 % детей экспериментальной группы показатели кинестетического и кинетического праксиса улучшились. Обследование динамической координации артикуляционных движений, мышечного тонуса и подвижности губ, а также мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики показало увеличение показателей.

Таким образом, чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше будет её результат. Так как легкую форму дизартрии у многих детей диагностируют после пяти лет, для устранения моторных нарушений детей необходима каждодневная логопедическая работа.

Список литературы:

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа – М.:АСТ, 2007-2008. – 254 с

2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с

3. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина. – М., 2012

4. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, -М..: Просвещение: Владос, 2009. – 287 с

5. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, — СПб.: Корона. Век, 2021. – 80 с

Особенности развития мелкой моторики у детей с дизартрией.

Зачупейко Анна Валерьевна

Особенности развития мелкой моторики у детей с дизартрией.

Понятие «мелкая моторика»

означает движение рук в буквальном переводе. Необходимость
развития моторики рук у детей с нарушениями речи, а особенно тех, чья речь нарушена системно, определена ролью мелкой моторики в становлении и работе многих психических процессов – восприятия, речи, внимания, ее значением в графической и трудовой деятельности.
В истории развития человечества часто роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить с помощью жестов язык общения первобытных людей. Исследования ученых показывают, что движения руки возникают только в результате воспитания и обучения.

Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Вообще, уровень развития моторики – один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Как известно из исследований в области речевой деятельности при дизартрии, речевые недостатки – один из важных признаков данного психического нарушения. Следовательно, нарушения моторики также являются основным видом отклонений у детей с дизартрией.

Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей с дизартрией задерживается развитие прямостояния, т. е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.

У всех детей с дизартрией наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т. д.)

. У них не возникает потребность в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило,
«комплекс оживления»
. Нормально
развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит, что говорит о появлении у ребенка потребности общения со взрослым.
В дальнейшем у детей с дизартрией не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к игрушкам, находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения—жестовая. Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих»

и
«чужих»
взрослых, хотя при нормальном
развитии это происходит у них уже в первом полугодии жизни.
Это сказывается на развитии первых действий с предметами— хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. У детей с дизартрией нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов (большие и маленькие предметы нормально развивающиеся дети хватают по-разному, как предметы разной формы, а также выделение самих предметов из ряда других.

У детей с дизартрией раннего возраста предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?»

, но и более простой ориентировки типа
«Что это?»
. В других случаях у
детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предмета, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначения предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями.
Неадекватными действиями называются такие действия, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире. Например, когда ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т. п. Такие действия ничего не прибавляют к познанию.

Наличие неадекватных действий—характерная черта ребенка с дизартрией.

Действия детей с дизартрией с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких нормально развивающихся детей, но перемежаются неадекватными действиями, для нормальных детей не характерными.

В то же время тенденции развития ребенка с дизартрией те же, что и у нормально развивающегося. Многое в развитии ребенка—отставание в овладении предметными действиями, отставание и системные отклонения в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носит вторичный характер. При правильной организации жизни ребенка с дизартрией, требующей возможно более раннего включения специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.

Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что в 3 года происходит известный скачок, дальнейшее развитие базируется на том уровне, который был достигнут прежде. Вместе с тем, этот возраст имеет свои особенности, свои задачи, многие из которых возникают впервые.

В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в основу формирования зрительно-двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов. Однако процесс овладения специфическими манипуляциями без специального обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к окружающему их предметному миру. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как побуждается лишь их внешним видом. Наряду с неспецифическими манипуляциями у детей четвертого года жизни наблюдается большое количество неадекватных действий с предметами. Количество их резко убывает лишь на шестом году, уступая место специфическим манипуляциям, ведущим к ознакомлению со свойствами и отношениями объектов.

Следует отметить также наличие у младших дошкольников с нарушением речи недоразвития двигательной сферы и, прежде всего, мелкой моторики. Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных дошкольников с дизартрией отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции.

Для детей с дизартрией дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенка с дизартрией.

Однако, те проблемы, которые наблюдались в развитии мелкой моторики как сенсорной основы перцептивного действия, продолжают иметь место у дошкольника с дизартрией, но в связи с усложнением деятельности они еще более углубляются. В этом возрасте нарушения ручной моторики проявляются уже не на уровне отдельных действий, а на уровне сложных комплексов движений, а также на уровне зрительно-моторной координации движений, что обуславливает то, что у детей с дизартрией особеннозатруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы,они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо слишком сильно сжимают, дергают.

Нарушения мелкой моторикипроявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности. Часто ребенок с дизартрией активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. Это означает, что ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев и руки. Также довольно часто в практике встречается такая особенность изобразительной и графической деятельности дошкольника с дизартрией, когда он рисует слишком маленькие предметы, что, как правило, свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. В лепке ребенок часто не может контролировать силу нажатия, движения его хаотичны, неточны, отсутствует произвольный контроль движений. В процессе трудовой деятельности у ребенка затруднены выполнения тонких и точных действий, координация движений, сила кисти руки или недостаточна или малоконтролируема. Серьезным недостатком, обуславливающим многие проблемы в развитии мелкой моторики детей является отсутствие самоконтроля за действиями, нарушения темпа действий (торопливость или медлительность)

и т. д.

Показателями патологических нарушений развития мелкой моторики при дизартрии может служить следующее.

Негибкие движения рук

Если полугодовалый ребенок все еще держит одну или две руки сжатыми в кулачок, это – предупредительный сигнал для родителей и педагогов. Иногда ручки настолько сильно сжаты, что взрослому с трудом удается вставить в ладошку ребенка погремушку.

Между 6-м и 12-м месяцем малыш должен начать играть пальцами таким образом, что каждый палец активно двигается. Детям с нарушениями развития движение отдельных пальцев удается с трудом.

Малыш тянется за предметом, но ему с трудом удается схватить и удержать его. Ребенку более старшего возраста зачастую сложно сжать что-то в руках, например, говорящую куклу, пищащую резиновую игрушку и т. п.

Одностороннее нарушение мелкой моторики

Для распознания нарушений на ранней стадии большое внимание необходимо уделять односторонней слабости или неподвижности рук и пальцев. Если ребенок старшего возраста в процессе проявления тенденций к право– или леворукости предпочитает одну руку, в этом никакой патологии нет. Но если ребенок, работая с предметами, никогда не прибегает к помощи второй руки, это серьезное подозрение на одностороннее функциональное нарушение.

Судороги и дрожь

Будут заметны резкие и повторяющиеся мышечные сокращения в кисти ребенка. Подобные судорожные движения могут возникнуть также в области предплечий, плеч, затылка (конвульсивное подергивание головой)

или лица
(мимические конвульсии)
.

Конвульсивные подергивания всем телом иногда принимают за вздрагивание от испуга, но их причины могут быть в нарушении центральной нервной системы.

Иногда можно наблюдать не порывистые, а медленные и тянущие движения пальцев и рук. Они также как судороги не подчиняются воле. Пальцы при этом иногда выполняют извилистые червеобразные движения. Подобные медленные и напряженные движения могут наблюдаться и в мимической мускулатуре лица.

Описанные выше особенности проявляются чаще у детей старшего возраста. К ним относится также дрожь в руках и пальцах при пассивных и активных движениях. Как следствие этого наблюдается неуверенность при хватании предметов. У маленького ребенка, начинающего рисовать, не получается ровных штрихов.

Более мелкая или более крупная дрожь может также появиться в мышцах головы и тела.

При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца)
(синкинезии)
.

Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития речи, поэтому нормальные движения пальцев и рук чрезвычайно важны для детей с нарушениями речи.

Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, одновременности (синхронности)

движений пальцев.

Итак, в общих чертах закономерности психического развития совпадают для детей нормы и детей с отклонениями. Однако в развитии детей с нарушением речи есть и специфическое. Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. Действия детей с дизартрией с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких нормально развивающихся детей, но перемежаются неадекватными действиями, для нормальных детей не характерными.

Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных дошкольников с дизартрией отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции. Позднее нарушения ручной моторики проявляются уже не на уровне отдельных действий, а на уровне сложных комплексов движений, а также на уровне зрительно-моторной координации движений.

Рассмотрим особенности мелкой моторики при наиболее распространенной её форм6н – стертой дизартрии.

По исследованиям Л. В. Лопатиной у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих прежде всего кинетическую организацию движений

Таким образом, было установлено, что у большинства детей со стертой формой дизартрии имелась легкая (стертая)

неврологическая симптоматика, которая выявлялась при тщательном исследовании и указывала на органическое поражение центральной нервной системы.

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику»

и т. п.Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д.
Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Дети со стертой дизартриейпоздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок»

— сложить кисти вместе, переплетая пальцы;
«колечки»
— поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии, нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»

; замена букв
«д»

«б»
; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

При псевдобульбарном параличе различные мышцы поражаются не в одинаковой степени: одни больше, другие меньше.

Клинически различают паралитическую, спастическую, гиперкинетическую, смешанную и стертую формы заболевания. Чаще всего встречаются смешанные формы, когда у ребенка имеются налицо все явления нарушения моторики – парез, спастичность и гиперкинез.

Парезы проявляются в виде вялости, уменьшения силы движения, его замедленности и истощаемости, любое движение производится медленно, часто не доводится до конца, повторное движение производится с еще большим затруднением, а иногда и совсем не может быть повторено.

Специфика развития мелкой моторики наблюдается и при мозжечковой дизартрии. Рассматривая мозжечковую дизартрию, можно отметить, что о функции мозжечка известно,что он:

1) оказывает значительное влияние на деятельность мускулатуры, регулируя правильность и координацию движений;

2) влияет на координацию движений мускулатуры голосового аппарата.

Мозжечок управляет, регулирует тонус мышц, и при его поражении наступает диссеметрия, выражающаяся в неправильном сокращении мускулатуры. В целом отмечается нарушение координации движений. Походка становится шаткой, пациент с трудом сохраняет равновесие. Для выявления нарушений функций мозжечка существует целый ряд неврологических проб.

Следующая форма дизартрии, при которой наблюдаются специфические нарушения мелкой моторики – бульбарная дизартрия. Бульбарная дизартрия – симптомокомплекс нарушений речедвигательной функции, возникающий при различных заболеваниях продолговатого мозга, при которых происходит поражение (как одностороннее, так и двустороннее)

расположенных в нем двигательных ядер черепно-мозговых нервов
(VII, IX, X, XII пары)
или их корешков и периферических отделов. При бульбарной
дизартрии наблюдается периферический парез, иногда до степени паралича.
Развитие псевдобульбарной дизартрии происходит при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола головного мозга. При псевдобульбарной дизартрии в наибольшей степени страдают произвольные движения.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно развитие повышенного мышечного тонуса в мышцах, по типу спастичности. В этом случае имеет место спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Значительно реже при существовании ограничения объема возможных произвольных движений наблюдается невыраженное повышение мышечного тонуса в отдельных группах мышц или же, напротив, понижение мышечного тонуса – в этом случае говорят о паретической форме псевдобульбарной дизартрии. Следует отметить, что при обеих формах отмечается значительное ограничение произвольных, активных движений артикуляционных мышц, а в тяжелых случаях – практически полное отсутствие таких движений. У детей-дизартриков отмечается невозможность себя обслужить. Такой ребенок не может самостоятельно надеть одежду, обувь. Он плохо бегает, прыгает. Здесь страдают в первую очередь сложные моторные навыки, тонкая координация движений

Признаки псевдобульбарного синдрома возможно выявить уже у новорожденного. Такими первыми проявлениями псевдобульбарного синдрома являются слабость или же отсутствие крика (афония, нарушения актов сосания, глотания, отсутствие или же выраженная слабость целого ряда врожденных безусловных рефлексов, к которым относятся сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротоголовной рефлексы.

Рассмотрим специфику развития мелкой моторики при экстрапирамидной форме дизартрии. Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих связь подкорковых ядер с другими структурами головного мозга, в число которых входит и кора головного мозга. Экстрапирамидная система обеспечивает существование фона для осуществления точных, быстрых дифференцированных и координированных движений. Экстрапирамидная система посредством связи с другими отделами нервной системы играет значительную роль в поддержании и регуляции тонуса мышц, силы мышечных сокращений, поддержании последовательности мышечных сокращений и движений, обеспечивает автоматизированное выполнение сложных движений.

Основными проявлениями являются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса по типу гипертонии, гипотонии или дистонии.

При экстрапирамидной, или подкорковой, дизартрии наблюдаются насильственные движения (гиперкинезы, различные нарушения образования и проведения проприоцептивных нервных импульсов от мышц речевого аппарата к структурам центральной нервной системы, страдает также и эмоционально-двигательная иннервация. Экстрапирамидные нарушения проявляются, главным образом, патогенетически взаимосвязанными нарушениями мышечного тонуса (ригидность или гипотония)

и двигательными расстройствами
(гиперкинезы или гипокинезы)
.В стриарной системе имеется соматотопическое распределение: в оральных отделах представлена голова, средних— рука, каудальных — туловище и нога. Поэтому при поражении той или иной части полосатого тела возникают насильственные движения в соответствующих группах мышц.

В клинике различают заболевания, обусловленные поражением преимущественно филогенетически старой или новой части экстрапирамидной системы. Новая часть экстрапирамидной системы (неостриатум)

оказывает в основном тормозящее влияние на старую (паллидонигральную, поэтому при выпадении или снижении функции неостриатума старая часть экстрапирамидной системы как бы растормаживается и у больного появляются насильственные движения; при одновременном снижении тонуса мускулатуры
развивается гиперкинетически-гипотонический синдром (при хореических гиперкинезах)
.

При поражении старого отдела экстрапирамидной системы возникает противоположная картина. У больных появляется замедленность и бедность движений при одновременном повышении тонуса мускулатуры — развивается гипокинетическо-гипертонический (акинетико-ригидный)

синдром или синдром паркинсонизма, важным звеном патогенеза которого считают недостаточность допаминергических систем мозга, в первую очередь допамина и повышена активности его биохимического антагониста — ацетилхолина,
способствующего высвобождению гистамина и угнетению холинэстеразы. Отмечается скованность, повышение тонуса всей мускулатуры, брадикинезия, брадилалия, мимическая и жестикуляторная бедность, отсутствие сопутствующих движений. На фоне общей скованности и ригидности мускулатуры наблюдается тремор пальцев рук, нередко захватывающий нижнюю челюсть и язык.
Различают следующие виды гиперкинезов.

Хорея характеризуется полиморфными быстрыми насильственными движениями, охватывающими мышцы конечностей, туловища, шеи и лица. Гиперкинезы при этом неритмичны и непоследовательны, с быстрой сменой локализации судорожных подергиваний, усиливаются при волнении и исчезают во сне. Рефлексы не изменены.

Характерным для хореических гиперкинезов является возникновение быстрых непроизвольных движений на фоне мышечной гипотонии (гиперкинетически-гипотонический синдром)

.

Хореические гиперкинезы наблюдаются при малой (ночной)

хорее, болезни Гентингтона.

Атетоз, или подвижный спазм,— гиперкинез, который проявляется насильственными медленными червеобразными движениями со сменой гиперэкстензионных и флексорных движений преимущественно в дистальных отделах конечностей. При этом гиперкинезе фаза гипотонии мышц сменяется фазой резкого повышения тонуса. Время от времени может наступать общий тонический спазм всех мышц конечностей.

Тик — стереотипно повторяющиеся клонические судороги одной мышцы или группы мышц, обычно мышц шеи и лица. В отличие от невротических обратимых тиков экстрапирамидные тики отличаются постоянством и стереотипностью.

Миоклонии — короткие молниеносные клонические подергивания отдельных мышц или мышечных групп настолько быстрые, что при этом не происходит перемещения конечностей в пространстве. Миоклонии чаще всего наблюдаются в мышцах туловища и реже конечностей, усиливаются при волнении и физическом напряжении.

Гемибаллизм — наблюдаются, как правило, односторонние грубые, подбрасывающие, размашистые движения конечностей, чаще рук, обычно осуществляемые проксимальными мышечными группами. Гемибаллизм возникает при поражении субталамического ядра (луисова тела)

в результате туберкуломы, сифилитической гуммы, метастатического абсцесса, энцефалита, чаще всего в результате сосудистых расстройств
(тромбоз, геморрагии, эмболия)
.

Перечисленные виды гиперкинезов нередко сочетаются, например хореические движения и торзионный спазм или атетоз (хорео-атетоз)

.

Дрожание (тремор)

— очень быстрые ритмичные
(4—6 колебаний в 1 с)
малоамплитудные насильственные движения, характеризующиеся чередованием сгибания и разгибания в различных суставах. В отличие от интенционного тремора при поражении мозжечка экстрапирамидный тремор резче выражен в покое и уменьшается или даже исчезает при активных движениях
(статический тремор)
.

Характерным для гиперкинезов, обусловленных поражением эстрапирамидной системы, является то, что они во время сна исчезают, а при волнении и произвольных движениях усиливаются.

Рассмотрим нарушения мелкой моторики при корковой форме дизартрии. В зависимости от локализации поражения в коре головного мозга различают два вида корковой дизартрии. Первый вид – корковая кинестическая постцентральная дизартрия (некоторые авторы называют этот вид афферентной корковой дизартрией). Возникает вследствие поражения постцентральной извилины коры головного мозга. Как правило, поражение головного мозга носит односторонний характер, при этом поражается доминантное, чаще всего это левое, полушарие головного мозга.

В основе корковой кинестической дизартрии лежит апраксия кинестического типа. Помимо кинестической диспраксии артикуляционного аппарата, диспраксия кинестического типа отмечаетсяв и речевой мускулатуре, и в мускулатуре пальцев рук.

Нарушения мелкой моторики особенноярко проявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности.

Итак, интенсивное физиологическое развитие руки как органа происходит в течение первых трех лет жизни ребенка и это развитие обязательно должно сопровождаться особой педагогической организацией; установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения.

Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи—произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройство двигательной моторной стороны устной речи.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным, а также мышцам конечностей)

не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи.

Как известно из исследований в области речевой деятельности при дизартрии, речевые недостатки – один из важных признаков данного психического нарушения. Следовательно, нарушения моторики также являются основным видом отклонений у детей с дизартрией.

При этом поражения разных участков и зон головного мозга приводят к значительному своеобразию нарушений мелкой моторики у детей с дизартриями различных форм – от нарушений координации до параличей и парезов конечностей.

Список литературы

1 Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8 — С. 62 –65.

2 Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред. Лебединской К. С. — М.: Просвещение,1982.

3 Богатеева З. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. № 8. – С. 32 – 43

4 Борякова Н. Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: «Гном-Пресс»

, 2000.

5 Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М.: ИД «Сфера»

, 1997.

6 Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития//Дошкольное воспитание. — 1998 — №2 — с. 67-71

7 Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. — М.: Экономика, 1972. — 478 с.

8 Горшкова Е. В. Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний. /Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольников. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Изд. 2-е. – М.: Академия, 1999. — С. 45-55

9 Журба Л. Т. Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — 272 с.

10 Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 430 с.

11 Иваничев Г. А. Клинические лекции по нейрофизиологии акупунктуры. — Казань, 1994. — 48 с.

12 Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М.: Педагогика, 1970. — 222 с.

13 Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: «Советская Россия»

, 1973. – 112 с.

14 Кольцова М. М. Движение и развитие моторной речи. — М.: Просвещение, 1973. – 96 с.

15 Кольцова М. М., Рузина М. С.Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг. — СПб.: Речь, 1998. – 245 с.

16 Корват А. И. Психофизиологические механизмы движения пальцев и кисти при построении письменных знаков. — М. ,1971. — 17 с.

17 Коррекционное обучение, как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под редакцией Носковой Л. П. — М.: Просвещение, 1989.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]