Список научных терминов, используемых учителем -логопедом в коррекционной деятельности


СЛОВАРЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

АБИЛИТАЦИЯ— первоначальное формирование способно­сти к чему-либо (habilis — быть способным к чему-либо). Тер­мин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации

— вос­становления способности к чему-либо, утраченной в результа­те болезни, травмы и др.

АВТОМАТИЗМ— выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. дей­ствий лежит в основе образования привычек, навыков.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА— один из этапов при коррек­ции неправильного звукопроизношения, следует после поста­новки нового звука. С точки зрения высшей нервной деятельно­сти, А. 3. есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более слож­ные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в самостоятельную речь. А. 3. достигается с помощью специаль­ных речевых упражнений.

АГНОЗИЯ— расстройство функции гнозиса или предметно­го восприятия. Различают А.:

1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узна­вания предметов и их изображений при сохранении достаточ­ной остроты зрения;

2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опозна­ния предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнава­ния собственного тела или представлений о строении тела (со-матоагнозия);

3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематическо­го слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать зна­комые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

АГРАММАТИЗМ— общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически пра-

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

вильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «теле­графный стиль» и пр.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ— слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

АКУСТИЧЕСКИЙ— слуховой.

АЛАЛИЯ— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловлен­ные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой пе­риод. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной сторо­ны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— переднеязычные звуки, образуемые прижиманием кончика языка к альвеолам (бугор­кам) у корней верхних зубов.

АМБИДЕКСТРИЯ— умение одинаково владеть правой и левой рукой.

АМИМИЯ— отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и рас­стройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а так­же при парезах лицевого нерва.

АМНЕЗИЯ— нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представле­ния и понятия. Различают две основные формы А.:

1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда за­бываются события, происходившие в течение нескольких ча­сов, дней, а иногда и лет до заболевания;

2) антероградная А. — нарушение памяти на события, про­исходившие после начала заболевания; может охватывать раз­личные по длительности события и периоды.

АНАЛИЗАТОРЫ— сложные нервные механизмы, обеспе­чивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых

организмом высших животных и человека из внешней и внут­ренней среды. Каждый анализатор состоит из:

1) воспринимающего раздражения прибора-рецептора;

2) проводящих путей (афферентных),

по которым возбуж­дение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и
эфферентных,
по которым им­пульсы из вышележащих центров передаются к нижним уров­ням анализаторов;

3) корковых проекционных зон.

К А. относятся все органы чувств (зрения, слуха; вкуса, обо­няния, осязания), а также специальные рецепторы, располо­женные во внутренних органах и мышцах.

АНАМНЕЗ — сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения.

АНАРТРИЯ— тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

АНОМАЛИЯ— патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей.

АНТИЦИПАЦИЯ— замена предшествующих звуков пос­ледующими.

АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А. способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основ­ные формы апраксии:

1) кинестетическая — распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза;

2) пространственная (конструктивная) — нарушение зри­тельно-пространственной организации двигательного акта;

3) кинетическая (динамическая) — затруднения в выпол­нении серии последовательных актов, лежащих в основе раз­личных двигательных навыков, появление двигательных пер­севераций;

4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения задан­ной программе.

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ФАЗЫ— три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть), отступ (рекурсия).

АРТИКУЛЯЦИЯ— деятельность, движения и позиции ор­ганов речи, нужные для произнесения данного звука, комплек­сов звуков, составляющих слоги и слова, складывающиеся из артикуляционных фаз.

АСТЕНИЧЕСКИЙ— бессильный, слабый, вялый. Астени­ческий синдром — состояние нервно-психической слабости, нарушение тонуса нервных процессов.

АСТЕНИЯ— нервно-психическая слабость, проявляющая­ся в большой истощаемости нервных процессов, повышенной утомляемости, раздражительности, снижении работоспособно­сти и всех форм психической активности. А. у детей возникает как следствие перенесенных заболеваний (инфекционных) и травматических поражений мозга.

АСТЕРЕОГНОЗ— нарушение способности узнавать предме­ты на ощупь при сохранении тактильной чувствительности; наблюдается при поражении вторичных корковых полей те­менной доли доминантного полушария.

АСФИКСИЯ— удушье плода и новорожденного, прекраще­ние дыхания вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра (часто в результате обвития плода пупови­ной при родах).

АТАКА ЗВУКА— способ приведения в действие голосовых связок при образовании голоса. Различают твердую, мягкую, придыхательную А. звука. При твердой атаке звук голоса воз­никает резко, голосовые связки плотно смыкаются и приходят в колебание только после того, как под напором выдыхаемого воздуха смычка взрывается. При мягкой атаке звук голоса воз­никает менее резко, связки приходят в колебание в момент их смыкания. Придыхательная атака характеризуется тем, что звучанию голоса предшествует шум (придыхание), возникаю­щий от того, что выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель еще до смыкания связок и их колебания.

АТАКСИЯ— расстройство координации, согласованности действия мышц, проявляющееся в несоответствии объёма, раз­маха, темпа, точности, направления движений. Наступает при

поражении мозжечка, вестибулярного лабиринта и путей глу­бокой чувствительности.

АТРОФИЯ— притупление, утрата какого-либо чувства, свойства. При А. орган (ткань) уменьшается в объеме за счёт уменьшения размеров части клеток. Патологическая А. возни­кает в результате действия разнообразных факторов, вызываю­щих нарушения питания тканей.

АУДИОГРАММА— графическое изображение на специаль­ной сетке данных исследования слуха с помощью специально­го прибора-аудиометра.

АУДИОМЕТРИЯ— измерение остроты слуха.

АУТИЗМ — болезненное состояние психики, характеризу­ющееся замкнутостью, отстранением от внешнего мира, погру­жением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реаль­ное — с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм),

не реагирует на речь окружающих.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышеч­ной релаксации, самовнушению, развитию концентрации вни­мания и силы представления, умению контролировать непро­извольную умственную активность с целью повышения эффективности, значимой для субъекта деятельности. Выделя­ют две степени А.т.:

1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, теп­ ла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями;

2) создание гипнотических состояний различного уровня. АФАЗИЯ— полная или частичная утрата речи, вызванная

очаговыми поражениями головного мозга (сосудистыми нару­шениями, инсультами, воспалительными заболеваниями моз­га — энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. А. представляет собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, проявляется в нарушениях фонемати-

11 — 1329

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата. Выделяют следующие формы афазии:

1) афферентная моторная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими, нарушение самостоятельного письма и письма под диктовку;

2) эфферентная моторная — нарушение кинетической орга­низации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое вследствие инертности речевых стерео­типов;

3) сенсорная — нарушение восприятия всех звуков незави­симо от их тональной характеристики при сохранении остроты слуха; затруднения в понимании устной речи, письма под дик­товку при сохранности тех видов речевой деятельности, кото­рые не нуждаются в акустическом анализе звуков речи, напри­мер, списывания, чтения;

4) акустико-мнестическая — расстройство слухоречевой памяти в виде трудностей понимания речи окружающих, на­звания предметов и их изображений, удержания и воспроизве­дения слов и коротких фраз;

5) семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.) в сочетании с нарушением сче­та, пространственного мышления;

6) динамическая — нарушение последовательной организа­ции речевого высказывания, проявляющееся в нарушениях планирования речи, нарушение связной устной и письменной активной речи, трудности актуализации слов, обозначающих действия.

АФФЕКТ— вид эмоционального состояния, сильное, крат­ковременное, бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и т.п.).

АФФЕРЕНТНЫЙ— приносящий, несущий к центру.

АФОНИЯ— отсутствие звучного голоса при сохранной ше­потной речи. Наблюдается при острых и хронических заболева­ниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортан­ных мышц, опухолях, Рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и дру-

гих неврозах (функциональная или истерическая А.). Непос­редственная причина А. — несмыкание или неполное смыка­ние истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

АФФРИКАТ— согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же ме­ста образования.

БАТТАРИЗМ— патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание на­рушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечет­ко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутству­ет нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. — одно из проявлений общей повышенной возбуди­мости и чаще всего встречается у детей-невропатов.

БИЛИНГВИЗМ— см. двуязычие.

БРАДИКИНЕЗИЯ— общая замедленность движений.

БРАДИЛАЛИЯ— патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляци­ей. Синоним — брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности.

БРОКА ЦЕНТР— центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия

и
афазия).
В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.).

БУКВА— графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передавать­ся разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

БУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ— клиническое проявление за­болевания продолговатого мозга. Отмечается поражение распо­ложенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

мозговых нервов — языко-глоточного, блуждающего, подъя­зычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортан­ника и проявляется нарушением глотания — дисфагией. При Б.п. обычно наблюдается расстройство артикуляции (см. дизар­трия):

речь невнятна, смазана, с носовым оттенком. Иногда невозможна устная речь.

БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА— слова повседневного обихода, на­зывающие предметы и явления быта, т.е. общего уклада жиз­ни, окружающей нас обстановки, обычаев, нравов и т.д.

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК— задненебный звук (например, г, к, х).

ВЕРБАЛЬНЫЙ— словесный или глагольный.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР— участок коры головного мозга, распо­ложенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При пораже­нии этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачи­вает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия

и
афазия).
ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— смычные согласные, при про­изношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновен­ные, экспозивные, смычно-взрывные согласные.

ВИБРАНТ— дрожащий согласный.

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ— речь в собственном смысле, т.е. обле­ченная в звуке, имеющая звуковое выражение.

ВНИМАНИЕ— направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. — наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном тормо­жении остальных участков коры (закон отрицательной индук­ции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроиз­вольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании чело­век ставит перед собой цель — обращать внимание на опреде­ленные объекты путем волевых усилий.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— скрытая, незвучная речь, различ­ные виды использования языка (языковых значений) вне

процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.:

1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраня­ющая структуру внешней речи, но лишенная фонации;

2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

3) внутреннее программирование, т.е. формирование и зак­репление в специфических единицах смысла (типа, програм­мы) речевого высказывания и его содержательных частей.

ВНУШЕНИЕ— процесс воздействия на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критично­сти при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, раз­вернутого логического анализа и оценки в соотношении с про­шлым опытом и данным состоянием субъекта. Передача вну­шения происходит через органы чувств, в основном через слуховой и зрительный анализаторы.

Внушение широко при­меняется в медицине для корррекции психического и сомати­ческого состояния больного (психотерапия), используется при комплексном подходе к устранению заикания у подростков и взрослых.

ВОСПРИЯТИЕ— психический процесс отражения предме­тов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечи­вает непосредственно чувственную ориентировку в окружаю­щем мире. Связано с мышлением, памятью, вниманием.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ— один из процессов памяти.

Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем времен­ных связей, которые возникают в мозгу человека при отраже­нии им действительности.

ВЫСОТА ТОНА— качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с ок­ружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей.

ГЕМИПЛЕГИЯ — паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза.

ГЕНЕЗИС — происхождение.

ГИМНАСТИКА РЕЧИ — система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда.

ГИПЕРАКУЗИЯ — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях.

ГИПЕРКИНЕЗ — чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, под­корковых образований головного мозга. В зависимости от ха­рактера двигательных нарушений различают:

1) атетоз — медленные, вычурные, червеобразные движения пальцев верхних и нижних конечностей и мышц лица;

2) торзионная дистония — движения, родственные атетозу, но захватывающие мышцы туловища; в положении лежа они обычно исчезают;

3) хореический гиперкинез — быстрые, размашистые, бес­порядочные неритмичные движения без напряжения, возника­ющие в различных частях тела при сниженном тонусе мышц;

4) миоклония — быстрые, молниеносные клонические со­кращения отдельных мышц или мышечных групп;

5) тики — быстрые, непроизвольные, стереотипно повторя­ющиеся движения определенной группы мышц, чаше всего лица, реже шеи, плечевого пояса, производящие впечатление нарочитого гримасничания (частое моргание, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами и др.); тики не нарушают произвольных движений;

6) дрожание (тремор) — насильственные колебательные дви­жения, охватывающие все тело или его части.

ГИПОАКУЗИЯ — понижение остроты слуха.

ГИПНОЗ — временное состояние сознания, характеризую­щееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержа­нии внушения, что связано с изменением функций индивиду­ального контроля и самосознания. Возникает в результате специальных воздействий гипнотизера.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ — звуки, образуемые свободным прохо­дом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (го­лосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следу­ющие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под уда­рением) и слабыми (вбезударном слоге).

ГЛУХОНЕМОТА — отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи.

ГНУСАВОСТЬ — неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса.

ГОЛОС — совокупность различных по высоте, силе и темб­ру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и ар­тикуляцией

служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.

ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней.

ГРАФЕМА — основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой.

ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2-3 меся­ца жизни, ранняя стадия лепета.

ДАКТИЛОЛОГИЯ — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между со­бой и с людьми, имеющими слух, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, по начертанию знаки напоминают бук­вы печатного и рукописного шрифтов.

ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками.

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

ДЕБИЛЬНОСТЬ— наиболее легкая степень олигофрении,

при которой дети владеют речью, элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем и всей программы вспомога­тельной школы; могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вес­ти впоследствии самостоятельную жизнь.

ДЕМЕНЦИЯ— слабоумие, стойкое ослабление познава­тельной деятельности, снижение критики и памяти, огрубле­ние эмоций. В отличие от олигофрении

нарушение деятельнос­ти мозга при Д. наступает после периода нормального развития ребенка в силу целого ряда возможных причин (шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваний мозга, его травмы). Интеллектуальный дефект при Д., как правило, необратим.

ДЕФЕКТ— физический или психический недостаток, вы­зывающий нарушение нормального развития ребенка. Основ­ные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи.

ДЕОНТОЛОГИЯ— учение о педагогической этике, эстети­ке, нравственности, в частности, о том, как логопед

должен строить свои взаимоотношения с
логопатом,
его родственника­ми и с коллегами по работе.

ДЕПРИВАЦИЯ— недостаточное удовлетворение основных потребностей.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ— расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения ком­пенсации

(сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).

ДЕФЕКТОЛОГИЯ— наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психи­ческие недостатки. Выделяются самостоятельные области Д.: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика

и
логопедия.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ— вид учебных нагляд ных пособий.

ДИЗАРТРИЯ— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение

в произношении согласных звуков речи из-за пареза,

спазма,
гиперкинеза
или
атаксии
мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют
дизартрию:
бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП— относительно устойчи­вая система условных и безусловных рефлексов.

ДИСГРАФИЯ— частичное специфическое нарушение про­цесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамма­тических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознава­ния, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают рас­стройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии),

наблюдается при тугоухости,
олигофрении,
но может возникать и самостоятельно.

ДИСЛАЛИЯ— расстройство звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую).

ДИСЛЕКСИЯ— частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а так­же замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фоне­матическую, семантическую, аграмматическую, мнестичес-кую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произ­ношения звуков.

ДИСФОНИЯ— расстройство голоса из-за острых и хрони­ческих заболеваний гортани. Голос при Д. сохраняется, но ста­новится неполноценным — слабым, хриплым, дрожащим, сры­вающимся.

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

ДИКЦИЯ— четкое, внятное, выразительное произношение слов.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯзвуков — этап в коррекционной ра­боте по воспитанию правильного произношения звуков, на­правленный на развитие у логопатов

умения отличать дан­ный звук от близкого по звучанию или по месту и способу образования.

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ— дидактический принцип, согласно которому обучение строится с учетом уровня подготов­ки учащихся, их возрастных, индивидуальных способностей.

ЗАИКАНИЕ— расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроиз­вольными задержками, вынужденными повторениями, растяги­ванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судоро­гами (клоническими, тоническими, смешанными).

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ— нарушение нормального темпа психического развития детей.

ЗВУК РЕЧИ— элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО— расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ— инструменты из нержаве­ющего металла, предназначенные для механического воздей­ствия на язык при постановке и коррекции произношения не­которых звуков речи.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ— восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. — в зрительном восприятии текста (чтении).

ИНВЕРСИЯ— обратный порядок слов.

ИННЕРВАЦИЯ— снабжение органов и тканей нервами.

ИНСПИРАЦИЯ —вдыхание.

ИНФАНТИЛИЗМ— отсталость развития, сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, при­сущих детскому возрасту.

ИРРАДИАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ— распространение воз­будительного процесса из очага его возникновения на окружа­ющие нервные клетки.

ИТЕРАЦИЯ— повторение, запинки, повторы в речи.

КАТАМНЕЗ— сведения о больном после выздоровления.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ— ощущения положе­ния и движения органов и частей собственного тела.

КОММУНИКАТИВНЫЙ— относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоци­онального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, со­ставляющих содержание некоммуникативных высказываний.

КОМПЕНСАЦИЯ— возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка.

КОНВЕРГЕНЦИЯ— изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка.

КОНТАМИНАЦИЯ— ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток — «белток»). Возникновению К. способ­ствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии

и
афазии,
но может встречаться и у здоровых лю­дей в виде оговорок.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА— (специальная педа гогика, дефектология)

относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения де­тей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ— исправление недостат­ков произношения звуков.

ЛАРИНГОСПАЗМ— судорожное сокращение мышц горта­ни, голосовых складок.

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ— боковой звук.

ЛЕПЕТ— голосовые реакции ребенка на раздражители по­ложительного характера. Появляется Л. обычно после гуле­ния, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем.

ЛОГОНЕВРОЗ— невроз, проявляющийся в форме расстрой­ства речи — заикания.

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

ЛОГОПАТ— человек с дефектной речью.

ЛОГОПЕД— учитель, занимающийся устранением дефек­тов речи у детей и взрослых.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ— специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся за­нятия по устранению недостатков устной и письменной речи.

ЛОГОПЕДИЯ— наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специ­ального обучения и воспитания, раздел коррекционной педа­гогики.

ЛОЖНЫЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ— складки, образуемые слизистой оболочкой гортани.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ— место развития каких-либо явлений, процессов.

МАКРОГЛОССИЯ— разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия.

МАНОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции зву­ков. С помощью различного положения кисти и пальцев руки, помещенной на груди под подбородком, обозначаются сомкну­тые или разомкнутые голосовые связки, поднятое или опущен­ное мягкое небо, а также некоторые признаки артикуляции языка, неуловимые или трудноуловимые для глаза. Знаки М. с. служат вспомогательным средством для чтения с губ.

MEДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬ­ТАЦИЯ— специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспита­тельные и оздоровительные учреждения.

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ— система приемов и спосо­бов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития. С. м. разрабатывается приме­нительно к разным типам специальных школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных катего­рий аномальных детей.

МИМИКА— движения мышц лица, глаз, отражающие раз­нообразные чувства человека (радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.).

МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ— вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменя­ет значение жеста.

МИОКЛОНИЯгиперкинез;

быстрые и короткие подерги­вания отдельных мышц или мышечных групп.

МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА— изменение высоты голоса, свя­занное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухо­сти и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специ­альные упражнения.

МОНОПЛЕГИЯ— паралич одной конечности.

МОТОРИКА— система двигательных реакций человека и животного.

МУТАЦИЯ ГОЛОСА— изменение голоса в период полово­го созревания в связи с интенсивным ростом гортани.

МУТИЗМ— нарушение речевого общения (молчание), воз­никающее вследствие психической травмы. М. носит времен­ный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора

как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверх­сильный для них раздражитель (непосильное требование, кон­фликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуве­ренных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психичес­ком шоке.

МЫШЛЕНИЕ— обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений действительности. Оно опирается на чув­ственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью. М. является общественно обус­ловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем. Физиологическая основа М. — аналитико-синтетическая замыкательная деятельность коры головного мозга. У детей с нормальным интеллектом и здоровой анализа-

Словарь логопедических терминов

Словарь логопедических терминов

торной системой развивается наглядно-действенное мышление, а на его основе — наглядно-образное.

Важнейшим этапом в развитии М. является процесс овладе­ния речью, открывающий возможности развития словесно-ло­гического М.

НАВЫКИ— автоматизированные действия.

НАГЛЯДНОСТЬВ ОБУЧЕНИИ— дидактический прин цип, согласно которому обучение строится на конкретных обра­зах, непосредственно воспринятых учащимися. Использование наглядных средств способствует не только созданию у детей об­разных представлений, но и формированию понятий, уяснению отвлеченных связей и зависимостей.

НАЗАЛИЗАЦИЯ— приобретение звуками, в основном со­гласными, носового оттенка вследствие опускания небной зана­вески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА— отсутствие или расстройство фо­нации вследствие нарушений в голосообразую

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А

Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Алалия — (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.

Алексия — (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

Афазия — (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи — полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

Афония — (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.

Б

Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.

В

Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

Вербальный — словесный.

Визуальное общение — зрительный контакт.

Г

Гаммацизм — недостаток произношения звука [ Г ].

Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

-высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.

-диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

-полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

-тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.

-поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Д

Дикция — (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

Дискуссия —(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Диспут — (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины — на научную или общественно важную тему.

Дисграфия — (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.

Дислексия — (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дислалия — (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

Дизартрия — (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дисфония — (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.

Дыхание — условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.

-грудное — дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.

-ключичное — короткое, поверхностное дыхание.

-брюшное — дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.

З

Задержка речевого развития — нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Заикание — логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.

И

Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

-интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

К

Коммуникация — (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коррекция произношения — исправление недостатков произношения.

Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Л

Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексикон — словарный запас.

Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логопедия — (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.

Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

М

Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.

Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Моторика — совокупность двигательных реакций.

Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Н

Навык — автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Недоразвитие речи — см. Общее недоразвитие речи.

О

Обратная связь — процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общее недоразвитие речи — отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Органы артикуляции — губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

П

Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Пауза — остановка в течении речи.

Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Паралингвистика — вокальные возможности голоса.

Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.

Р

Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

—звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;

-ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

-тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

-физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

-фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт — (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

-внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;

-внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия — (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

С

Саморегуляция — процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.

Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Т

Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.

Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.

У

Ударение — различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).

Уздечка — подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

Ф

Фонема — звук речи. В русском языке — 42 фонемы.

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи — фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Фонация — голосообразование.

Х

Хиттизм — недостаток произношения звука [ Х ].

Ч

Чистота речи — чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

Э

Этиология — (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.

Экспрессия — (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

Эмпатия — сочувствие человеку.

Я

Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Список научных терминов, используемых учителем -логопедом в коррекционной деятельности

ГЛОССАРИЙ

учителя-логопеда

Автоматизация звука

— этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Агнозия

— нарушение процессов узнавания предметов и явлений при
Аграмматизм
— нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

Аграфия

— (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Алексия

— полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Амбидекстр

— человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Анализ и синтез

— противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

Артикуляция

— (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Артикуляционная гимнастика

— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Артикуляционный аппарат

— совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Аутизм

— погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

Барьеры общения

— психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Брадилалия

— патологически замедленный темп речи.

Внимание

— произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Воля

— способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воображение

— психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание

— процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Восприятие

— психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

Гимнастика речи активная

— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная

— форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

Голос

— звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.

— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.

— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Грамматика

— раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.

Грамматический строй

— строение слова и предложения, присущее данному языку.

Двуязычие

— одинаково совершенное владение двумя языками.

Дефекты звукопроизношения

— см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.

Диагностика

— 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

Дизартрия

— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дисграфия

— частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислалия

— нарушение звукопроизношения.

Дислексия

— частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка психического развития

— временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.

Задержка речевого развития

— нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Заикание

— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание неврозоподобное

— заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».

Заикание невротическое

— заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».

Замены звуков

— дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

Запоминание

— психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

Зеркальная речь

— произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

Зеркальное письмо

— 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

Импрессивная речь

— восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).

Интонация

— (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Каппацизм

— недостаток произношения звука [ К ].

Картавость

— нарушение произношения звуков Р и Л.

Коррекция

— исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.

Косноязычие

— см. Дислалия.

Ламбдацизм

— неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексика

— вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

Лексико-грамматический

— характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лексико-морфологический

— относящийся к морфологии словообразования.

Лепет

— голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Логоневроз

— невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

Логопед

— коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логофобия

— (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи

Мимика

— совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то

Морфология

— в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Монолог

— устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Моторика

— двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Мутизм

— отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Назализация

— приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы —

смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова

— нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова

— упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нарушение чтения и письма

— резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Общее недоразвитие речи

— различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Онтогенез

— совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Органы речи

— различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

Орфография

— система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Пантомимика

— совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Подвижность голоса

— способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи

— способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Постановка звука

— создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

Прикус

— взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Проксемика

— наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).

Просодика

— мелодико-интонационная сторона речи.

Речь

— форма общения, опосредованная языком.

Речевой аппарат

— система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.

Речевой слух

— способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;

— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Ритмика

-cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

Ресурсное состояние

— оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия

— размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент

— пользователь информации.

Ритм речи

— последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика

— теория и мастерство гармоничной речи.

Ротацизм

— часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

Сигматизм

— недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Словарь пассивный

— запас понимаемых слов.

Словарь активный

— наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Скандированная речь

— речь по слогам, нарушение ритма речи.

Смешение звуков

— недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Сопряженная речь

— совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

Спонтанная речь

— непроизвольная.

Судороги клонические

— быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические

— продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Тахилалия

— нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.

Уздечка короткая

— врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.

Фобия речи

— навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонема

— звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух

— способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

Язык

— важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Приемы логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

«Развивающая игра-как форма работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Слайд 1 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА — КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Слайд 2. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» — технологии.

Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания дошкольника, оно тесно связано с развитием познавательных и умственных.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]