СЛОВАРЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АБИЛИТАЦИЯ— первоначальное формирование способности к чему-либо (habilis — быть способным к чему-либо). Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации
— восстановления способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.
АВТОМАТИЗМ— выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. действий лежит в основе образования привычек, навыков.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА— один из этапов при коррекции неправильного звукопроизношения, следует после постановки нового звука. С точки зрения высшей нервной деятельности, А. 3. есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в самостоятельную речь. А. 3. достигается с помощью специальных речевых упражнений.
АГНОЗИЯ— расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают А.:
1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения;
2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнавания собственного тела или представлений о строении тела (со-матоагнозия);
3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).
АГРАММАТИЗМ— общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически пра-
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
вильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «телеграфный стиль» и пр.
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ— слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.
АКУСТИЧЕСКИЙ— слуховой.
АЛАЛИЯ— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой период. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).
АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— переднеязычные звуки, образуемые прижиманием кончика языка к альвеолам (бугоркам) у корней верхних зубов.
АМБИДЕКСТРИЯ— умение одинаково владеть правой и левой рукой.
АМИМИЯ— отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и расстройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а также при парезах лицевого нерва.
АМНЕЗИЯ— нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представления и понятия. Различают две основные формы А.:
1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания;
2) антероградная А. — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания; может охватывать различные по длительности события и периоды.
АНАЛИЗАТОРЫ— сложные нервные механизмы, обеспечивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых
организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. Каждый анализатор состоит из:
1) воспринимающего раздражения прибора-рецептора;
2) проводящих путей (афферентных),
по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и
эфферентных,
по которым импульсы из вышележащих центров передаются к нижним уровням анализаторов;
3) корковых проекционных зон.
К А. относятся все органы чувств (зрения, слуха; вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах.
АНАМНЕЗ — сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения.
АНАРТРИЯ— тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
АНОМАЛИЯ— патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей.
АНТИЦИПАЦИЯ— замена предшествующих звуков последующими.
АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А. способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основные формы апраксии:
1) кинестетическая — распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза;
2) пространственная (конструктивная) — нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта;
3) кинетическая (динамическая) — затруднения в выполнении серии последовательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций;
4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения заданной программе.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ФАЗЫ— три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть), отступ (рекурсия).
АРТИКУЛЯЦИЯ— деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука, комплексов звуков, составляющих слоги и слова, складывающиеся из артикуляционных фаз.
АСТЕНИЧЕСКИЙ— бессильный, слабый, вялый. Астенический синдром — состояние нервно-психической слабости, нарушение тонуса нервных процессов.
АСТЕНИЯ— нервно-психическая слабость, проявляющаяся в большой истощаемости нервных процессов, повышенной утомляемости, раздражительности, снижении работоспособности и всех форм психической активности. А. у детей возникает как следствие перенесенных заболеваний (инфекционных) и травматических поражений мозга.
АСТЕРЕОГНОЗ— нарушение способности узнавать предметы на ощупь при сохранении тактильной чувствительности; наблюдается при поражении вторичных корковых полей теменной доли доминантного полушария.
АСФИКСИЯ— удушье плода и новорожденного, прекращение дыхания вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра (часто в результате обвития плода пуповиной при родах).
АТАКА ЗВУКА— способ приведения в действие голосовых связок при образовании голоса. Различают твердую, мягкую, придыхательную А. звука. При твердой атаке звук голоса возникает резко, голосовые связки плотно смыкаются и приходят в колебание только после того, как под напором выдыхаемого воздуха смычка взрывается. При мягкой атаке звук голоса возникает менее резко, связки приходят в колебание в момент их смыкания. Придыхательная атака характеризуется тем, что звучанию голоса предшествует шум (придыхание), возникающий от того, что выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель еще до смыкания связок и их колебания.
АТАКСИЯ— расстройство координации, согласованности действия мышц, проявляющееся в несоответствии объёма, размаха, темпа, точности, направления движений. Наступает при
поражении мозжечка, вестибулярного лабиринта и путей глубокой чувствительности.
АТРОФИЯ— притупление, утрата какого-либо чувства, свойства. При А. орган (ткань) уменьшается в объеме за счёт уменьшения размеров части клеток. Патологическая А. возникает в результате действия разнообразных факторов, вызывающих нарушения питания тканей.
АУДИОГРАММА— графическое изображение на специальной сетке данных исследования слуха с помощью специального прибора-аудиометра.
АУДИОМЕТРИЯ— измерение остроты слуха.
АУТИЗМ — болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отстранением от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное — с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм),
не реагирует на речь окружающих.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА— психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности, значимой для субъекта деятельности. Выделяют две степени А.т.:
1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, теп ла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями;
2) создание гипнотических состояний различного уровня. АФАЗИЯ— полная или частичная утрата речи, вызванная
очаговыми поражениями головного мозга (сосудистыми нарушениями, инсультами, воспалительными заболеваниями мозга — энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. А. представляет собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, проявляется в нарушениях фонемати-
11 — 1329
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата. Выделяют следующие формы афазии:
1) афферентная моторная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими, нарушение самостоятельного письма и письма под диктовку;
2) эфферентная моторная — нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов;
3) сенсорная — нарушение восприятия всех звуков независимо от их тональной характеристики при сохранении остроты слуха; затруднения в понимании устной речи, письма под диктовку при сохранности тех видов речевой деятельности, которые не нуждаются в акустическом анализе звуков речи, например, списывания, чтения;
4) акустико-мнестическая — расстройство слухоречевой памяти в виде трудностей понимания речи окружающих, названия предметов и их изображений, удержания и воспроизведения слов и коротких фраз;
5) семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.) в сочетании с нарушением счета, пространственного мышления;
6) динамическая — нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляющееся в нарушениях планирования речи, нарушение связной устной и письменной активной речи, трудности актуализации слов, обозначающих действия.
АФФЕКТ— вид эмоционального состояния, сильное, кратковременное, бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и т.п.).
АФФЕРЕНТНЫЙ— приносящий, несущий к центру.
АФОНИЯ— отсутствие звучного голоса при сохранной шепотной речи. Наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортанных мышц, опухолях, Рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и дру-
гих неврозах (функциональная или истерическая А.). Непосредственная причина А. — несмыкание или неполное смыкание истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.
АФФРИКАТ— согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же места образования.
БАТТАРИЗМ— патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание нарушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечетко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. — одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов.
БИЛИНГВИЗМ— см. двуязычие.
БРАДИКИНЕЗИЯ— общая замедленность движений.
БРАДИЛАЛИЯ— патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Синоним — брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности.
БРОКА ЦЕНТР— центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия
и
афазия).
В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.).
БУКВА— графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
БУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ— клиническое проявление заболевания продолговатого мозга. Отмечается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
мозговых нервов — языко-глоточного, блуждающего, подъязычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортанника и проявляется нарушением глотания — дисфагией. При Б.п. обычно наблюдается расстройство артикуляции (см. дизартрия):
речь невнятна, смазана, с носовым оттенком. Иногда невозможна устная речь.
БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА— слова повседневного обихода, называющие предметы и явления быта, т.е. общего уклада жизни, окружающей нас обстановки, обычаев, нравов и т.д.
ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК— задненебный звук (например, г, к, х).
ВЕРБАЛЬНЫЙ— словесный или глагольный.
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР— участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При поражении этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачивает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия
и
афазия).
ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ— смычные согласные, при произношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновенные, экспозивные, смычно-взрывные согласные.
ВИБРАНТ— дрожащий согласный.
ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ— речь в собственном смысле, т.е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение.
ВНИМАНИЕ— направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. — наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможении остальных участков коры (закон отрицательной индукции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроизвольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель — обращать внимание на определенные объекты путем волевых усилий.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— скрытая, незвучная речь, различные виды использования языка (языковых значений) вне
процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.:
1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации;
2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах смысла (типа, программы) речевого высказывания и его содержательных частей.
ВНУШЕНИЕ— процесс воздействия на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Передача внушения происходит через органы чувств, в основном через слуховой и зрительный анализаторы.
Внушение широко применяется в медицине для корррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия), используется при комплексном подходе к устранению заикания у подростков и взрослых.
ВОСПРИЯТИЕ— психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Связано с мышлением, памятью, вниманием.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ— один из процессов памяти.
Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем временных связей, которые возникают в мозгу человека при отражении им действительности.
ВЫСОТА ТОНА— качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей.
ГЕМИПЛЕГИЯ — паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза.
ГЕНЕЗИС — происхождение.
ГИМНАСТИКА РЕЧИ — система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда.
ГИПЕРАКУЗИЯ — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях.
ГИПЕРКИНЕЗ — чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, подкорковых образований головного мозга. В зависимости от характера двигательных нарушений различают:
1) атетоз — медленные, вычурные, червеобразные движения пальцев верхних и нижних конечностей и мышц лица;
2) торзионная дистония — движения, родственные атетозу, но захватывающие мышцы туловища; в положении лежа они обычно исчезают;
3) хореический гиперкинез — быстрые, размашистые, беспорядочные неритмичные движения без напряжения, возникающие в различных частях тела при сниженном тонусе мышц;
4) миоклония — быстрые, молниеносные клонические сокращения отдельных мышц или мышечных групп;
5) тики — быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения определенной группы мышц, чаше всего лица, реже шеи, плечевого пояса, производящие впечатление нарочитого гримасничания (частое моргание, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами и др.); тики не нарушают произвольных движений;
6) дрожание (тремор) — насильственные колебательные движения, охватывающие все тело или его части.
ГИПОАКУЗИЯ — понижение остроты слуха.
ГИПНОЗ — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Возникает в результате специальных воздействий гипнотизера.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ — звуки, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следующие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под ударением) и слабыми (вбезударном слоге).
ГЛУХОНЕМОТА — отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи.
ГНУСАВОСТЬ — неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса.
ГОЛОС — совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией
служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.
ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней.
ГРАФЕМА — основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой.
ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.
ДАКТИЛОЛОГИЯ — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и с людьми, имеющими слух, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, по начертанию знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов.
ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ДЕБИЛЬНОСТЬ— наиболее легкая степень олигофрении,
при которой дети владеют речью, элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем и всей программы вспомогательной школы; могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.
ДЕМЕНЦИЯ— слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, огрубление эмоций. В отличие от олигофрении
нарушение деятельности мозга при Д. наступает после периода нормального развития ребенка в силу целого ряда возможных причин (шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваний мозга, его травмы). Интеллектуальный дефект при Д., как правило, необратим.
ДЕФЕКТ— физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи.
ДЕОНТОЛОГИЯ— учение о педагогической этике, эстетике, нравственности, в частности, о том, как логопед
должен строить свои взаимоотношения с
логопатом,
его родственниками и с коллегами по работе.
ДЕПРИВАЦИЯ— недостаточное удовлетворение основных потребностей.
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ— расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации
(сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).
ДЕФЕКТОЛОГИЯ— наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Выделяются самостоятельные области Д.: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика
и
логопедия.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ— вид учебных нагляд ных пособий.
ДИЗАРТРИЯ— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение
в произношении согласных звуков речи из-за пареза,
спазма,
гиперкинеза
или
атаксии
мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют
дизартрию:
бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП— относительно устойчивая система условных и безусловных рефлексов.
ДИСГРАФИЯ— частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают расстройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии),
наблюдается при тугоухости,
олигофрении,
но может возникать и самостоятельно.
ДИСЛАЛИЯ— расстройство звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую).
ДИСЛЕКСИЯ— частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а также замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичес-кую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произношения звуков.
ДИСФОНИЯ— расстройство голоса из-за острых и хронических заболеваний гортани. Голос при Д. сохраняется, но становится неполноценным — слабым, хриплым, дрожащим, срывающимся.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ДИКЦИЯ— четкое, внятное, выразительное произношение слов.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯзвуков — этап в коррекционной работе по воспитанию правильного произношения звуков, направленный на развитие у логопатов
умения отличать данный звук от близкого по звучанию или по месту и способу образования.
ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ— дидактический принцип, согласно которому обучение строится с учетом уровня подготовки учащихся, их возрастных, индивидуальных способностей.
ЗАИКАНИЕ— расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями, растягиванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судорогами (клоническими, тоническими, смешанными).
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ— нарушение нормального темпа психического развития детей.
ЗВУК РЕЧИ— элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО— расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале.
ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ— инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ— восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. — в зрительном восприятии текста (чтении).
ИНВЕРСИЯ— обратный порядок слов.
ИННЕРВАЦИЯ— снабжение органов и тканей нервами.
ИНСПИРАЦИЯ —вдыхание.
ИНФАНТИЛИЗМ— отсталость развития, сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту.
ИРРАДИАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ— распространение возбудительного процесса из очага его возникновения на окружающие нервные клетки.
ИТЕРАЦИЯ— повторение, запинки, повторы в речи.
КАТАМНЕЗ— сведения о больном после выздоровления.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ— ощущения положения и движения органов и частей собственного тела.
КОММУНИКАТИВНЫЙ— относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний.
КОМПЕНСАЦИЯ— возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка.
КОНВЕРГЕНЦИЯ— изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка.
КОНТАМИНАЦИЯ— ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток — «белток»). Возникновению К. способствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии
и
афазии,
но может встречаться и у здоровых людей в виде оговорок.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА— (специальная педа гогика, дефектология)
относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ— исправление недостатков произношения звуков.
ЛАРИНГОСПАЗМ— судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок.
ЛАТЕРАЛЬНЫЙ— боковой звук.
ЛЕПЕТ— голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. Появляется Л. обычно после гуления, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем.
ЛОГОНЕВРОЗ— невроз, проявляющийся в форме расстройства речи — заикания.
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
ЛОГОПАТ— человек с дефектной речью.
ЛОГОПЕД— учитель, занимающийся устранением дефектов речи у детей и взрослых.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ— специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи.
ЛОГОПЕДИЯ— наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики.
ЛОЖНЫЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ— складки, образуемые слизистой оболочкой гортани.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ— место развития каких-либо явлений, процессов.
МАКРОГЛОССИЯ— разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия.
МАНОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции звуков. С помощью различного положения кисти и пальцев руки, помещенной на груди под подбородком, обозначаются сомкнутые или разомкнутые голосовые связки, поднятое или опущенное мягкое небо, а также некоторые признаки артикуляции языка, неуловимые или трудноуловимые для глаза. Знаки М. с. служат вспомогательным средством для чтения с губ.
MEДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ— специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.
МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ— система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития. С. м. разрабатывается применительно к разным типам специальных школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.
МИМИКА— движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека (радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.).
МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ— вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста.
МИОКЛОНИЯ— гиперкинез;
быстрые и короткие подергивания отдельных мышц или мышечных групп.
МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА— изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухости и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специальные упражнения.
МОНОПЛЕГИЯ— паралич одной конечности.
МОТОРИКА— система двигательных реакций человека и животного.
МУТАЦИЯ ГОЛОСА— изменение голоса в период полового созревания в связи с интенсивным ростом гортани.
МУТИЗМ— нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора
как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психическом шоке.
МЫШЛЕНИЕ— обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений действительности. Оно опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью. М. является общественно обусловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем. Физиологическая основа М. — аналитико-синтетическая замыкательная деятельность коры головного мозга. У детей с нормальным интеллектом и здоровой анализа-
Словарь логопедических терминов
Словарь логопедических терминов
торной системой развивается наглядно-действенное мышление, а на его основе — наглядно-образное.
Важнейшим этапом в развитии М. является процесс овладения речью, открывающий возможности развития словесно-логического М.
НАВЫКИ— автоматизированные действия.
НАГЛЯДНОСТЬВ ОБУЧЕНИИ— дидактический прин цип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Использование наглядных средств способствует не только созданию у детей образных представлений, но и формированию понятий, уяснению отвлеченных связей и зависимостей.
НАЗАЛИЗАЦИЯ— приобретение звуками, в основном согласными, носового оттенка вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА— отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений в голосообразую
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
А
Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.
Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алалия — (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.
Алексия — (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.
Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.
Афазия — (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи — полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.
Афония — (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.
Б
Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
В
Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
Вербальный — словесный.
Визуальное общение — зрительный контакт.
Г
Гаммацизм — недостаток произношения звука [ Г ].
Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
-высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
-диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
-полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
-тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.
-поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Д
Дикция — (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.
Дискуссия —(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.
Диспут — (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины — на научную или общественно важную тему.
Дисграфия — (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.
Дислексия — (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.
Дислалия — (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.
Дизартрия — (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.
Дисфония — (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.
Дыхание — условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
-грудное — дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.
-ключичное — короткое, поверхностное дыхание.
-брюшное — дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.
З
Задержка речевого развития — нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Заикание — логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.
Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.
И
Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
-интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
К
Коммуникация — (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Коррекция произношения — исправление недостатков произношения.
Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Л
Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
Лексикон — словарный запас.
Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логопедия — (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.
Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.
М
Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.
Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.
Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.
Моторика — совокупность двигательных реакций.
Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.
Н
Навык — автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.
Недоразвитие речи — см. Общее недоразвитие речи.
О
Обратная связь — процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Общее недоразвитие речи — отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Органы артикуляции — губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
П
Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Пауза — остановка в течении речи.
Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Паралингвистика — вокальные возможности голоса.
Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.
Р
Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
—звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
-ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
-тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
-физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
-фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Речевой такт — (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.
Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
-внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;
-внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.
Ринолалия — (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.
Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].
С
Саморегуляция — процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.
Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
Т
Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.
Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.
Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.
У
Ударение — различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).
Уздечка — подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
Ф
Фонема — звук речи. В русском языке — 42 фонемы.
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи — фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.
Фонация — голосообразование.
Х
Хиттизм — недостаток произношения звука [ Х ].
Ч
Чистота речи — чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
Э
Этиология — (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.
Экспрессия — (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.
Эмпатия — сочувствие человеку.
Я
Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
Список научных терминов, используемых учителем -логопедом в коррекционной деятельности
ГЛОССАРИЙ
учителя-логопеда
Автоматизация звука
— этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия
— нарушение процессов узнавания предметов и явлений при
Аграмматизм
— нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
Аграфия
— (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алексия
— полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Амбидекстр
— человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.
Анализ и синтез
— противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
Артикуляция
— (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Артикуляционная гимнастика
— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Артикуляционный аппарат
— совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Аутизм
— погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.
Барьеры общения
— психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Брадилалия
— патологически замедленный темп речи.
Внимание
— произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Воля
— способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Воображение
— психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воспитание
— процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Восприятие
— психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
Гимнастика речи активная
— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гимнастика речи пассивная
— форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Голос
— звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.
— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Грамматика
— раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.
Грамматический строй
— строение слова и предложения, присущее данному языку.
Двуязычие
— одинаково совершенное владение двумя языками.
Дефекты звукопроизношения
— см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.
Диагностика
— 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.
Дизартрия
— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дисграфия
— частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия
— нарушение звукопроизношения.
Дислексия
— частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка психического развития
— временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.
Задержка речевого развития
— нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
Заикание
— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание неврозоподобное
— заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».
Заикание невротическое
— заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».
Замены звуков
— дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.
Запоминание
— психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).
Зеркальная речь
— произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.
Зеркальное письмо
— 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
Импрессивная речь
— восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
Интонация
— (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
Каппацизм
— недостаток произношения звука [ К ].
Картавость
— нарушение произношения звуков Р и Л.
Коррекция
— исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.
Косноязычие
— см. Дислалия.
Ламбдацизм
— неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
Лексика
— вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.
Лексико-грамматический
— характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
Лексико-морфологический
— относящийся к морфологии словообразования.
Лепет
— голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
Логоневроз
— невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).
Логопед
— коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
Логофобия
— (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи
Мимика
— совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то
Морфология
— в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
Монолог
— устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.
Моторика
— двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.
Мутизм
— отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.
Назализация
— приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
Нарушение зрительного образа буквы —
смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
Нарушение зрительного образа слова
— нарушение буквенного состава слова.
Нарушение структуры слова
— упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
Нарушение чтения и письма
— резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
Общее недоразвитие речи
— различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Онтогенез
— совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Органы речи
— различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.
Орфография
— система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Пантомимика
— совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Подвижность голоса
— способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи
— способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Постановка звука
— создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
Прикус
— взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
Проксемика
— наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).
Просодика
— мелодико-интонационная сторона речи.
Речь
— форма общения, опосредованная языком.
Речевой аппарат
— система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.
Речевой слух
— способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Ритмика
-cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
Ресурсное состояние
— оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.
Рефлексия
— размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.
Реципиент
— пользователь информации.
Ритм речи
— последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика
— теория и мастерство гармоничной речи.
Ротацизм
— часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].
Сигматизм
— недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
Словарь пассивный
— запас понимаемых слов.
Словарь активный
— наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
Скандированная речь
— речь по слогам, нарушение ритма речи.
Смешение звуков
— недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
Сопряженная речь
— совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
Спонтанная речь
— непроизвольная.
Судороги клонические
— быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.
Судороги тонические
— продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.
Тахилалия
— нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.
Уздечка короткая
— врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
Фобия речи
— навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.
Фонема
— звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
Фонематический слух
— способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.
Язык
— важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
Приемы логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи
Публикации по теме:
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.
«Развивающая игра-как форма работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Слайд 1 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА — КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Слайд 2. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.
Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» — технологии.
Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.
План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.
Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания дошкольника, оно тесно связано с развитием познавательных и умственных.
Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.
Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.