Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию
Елена Токарчук
Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию
Направления работы 1-й период
(сентябрь-ноябрь)
2-й период
(декабрь-февраль)
3-й период
(март-май)
Коррекция звукопроизношения
Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке»
,
«Обезьянка»
и др.).
Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох)
без речевого сопровождения (
«Понюхаем цветок»
,
«Кораблики»
,
«Бабочка ле- тит»
и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса
(тихо — громко)
и модуляций голоса
(высоко — низко)
; правильного умеренного темпа речи.
Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке»
,
«Обезьянка»
и др.).
Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох)
без речевого сопровождения (
«Понюхаем цветок»
,
«Кораблики»
,
«Бабочка ле- тит»
и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса
(тихо — громко)
и модуляций голоса
(высоко — низко)
; правильного умеренного темпа речи.
Постановка и автоматизация шипящих звуков.
Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох)
без речевого сопровождения (
«Понюхаем цветок»
,
«Кораблики»
,
«Бабочка ле- тит»
и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса
(тихо — громко)
и модуляций голоса
(высоко — низко)
; правильного умеренного темпа речи.
Развитие словаря Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко)
.
Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.
Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.)
.
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя»
и их согласованию с существительными.
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка)
.
Учить называть части предмета для определения целого (спинка – стул, ветки – дерево, стрелки – часы)
.
Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки – зима, корабль – море)
.
Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед, летать – самолет, варить – суп, резать – хлеб)
. Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зеленый, черный)
и наиболее распространенных материалов
(резина, дерево, железо, камень и т. п.)
.
Развитие звукового анализа Узнавание заданного звука (исправленного)
среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА.
Придумывание слов с заданным звуком
Определение места заданного звука в слове.
Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков)
.
Звуковой анализ прямого слога.
Звуковой анализ слов типа: дом, мак.
Формирование грамматического строя речи Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.)
.
Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя»
и их согласованию с существительными.
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.)
.
Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят)
.
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки. Развитие мелкой моторикикисти и пальцев руки:
-шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям;
-рисование по точкам. Развитие мелкой моторикикисти и пальцев руки: то же с усложнением
-штриховка в разных направлениях, раскрашивание;
-обведение по контуру.
Развитие связной речи Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»
Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.
Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты)
.
# существительное им. п. + согласованный глагол +2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле»
,
«Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом»
.
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке,по моделям:
существительное им. п. + согласованный глагол +прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик)
пьет чай
(компот, молоко)
», «читает книгу
(газету)
»;
Составление рассказа-описания по плану. Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке,по моделям:
существительное им. п. + согласованный глагол +2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле»
,
«Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом»
.
Составление рассказа-описания по плану.
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 классов
Пояснительная записка
Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Характеристика учащихся с общим недоразвитием речи Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В структуру дефекта входит :
- Дефектное произношение звуков. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
- Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе. Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цель и задачи данной программы.
Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.
Задачи программы:
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза
- развитие лексического запаса и грамматического строя речи
- формирование связной речи
- развитие неречевых психических процессов:
- развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
- совершенствование зрительного анализа и синтеза
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
- расширение объема зрительной и слуховой памяти
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
- способность к запоминанию, способность к переключению внимания
- воспитание навыков и приемов самоконтроля
- формирование познавательной деятельности
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи.
Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д.
Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).
Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю (всего 87 часов, 29 учебных недель) с определённым количеством детей в группах (3-5 человек). Учитывая особенности контингента обучающихся образовательного учреждения, предполагается смешанный состав групп для проведения логопедических занятий. В группы 1 класса включаются дети с общим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Для обучающихся, нуждающихся в коррекции звуко-произносительной стороны речи организуются дополнительные индивидуальные занятия.
Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи, и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие речи как явление национальной культуры;
- понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
Артикуляторные:
- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.
«Предложение и слово» (25 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.
Группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.
Дифференциация предлогов. Использование их в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов.
«Связная речь» (7 часов). Формирование связной монологической речи путем обучения пересказу различных текстов.
«Звуковой состав слова» (18 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.
«Слог. Ударение» (8 часов). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные.
Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.
«Парные согласные звуки и буквы» (18 часов). Парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости звонкости согласные – Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности.
«Дифференциация звуков по акустическому сходству» (5 часов). Звуки, сходные по звучанию и произношению (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова.
«Дифференциация букв по кинетическому сходству» (5 часов). Буквы, сходные по начертанию первого элемента (б-д, а-о, и-у и другие на выбор логопеда). Анализ состава и структуры графического знака, синтез его элементов. Формирование зрительно- пространственного гнозиса.
«Закрепление» (1 час). Повторение всего изученного за год.
Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
- обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
- создание материально- технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, трудовых и др. умений и т.п.);
- создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и др.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска
- кассы букв и слогов
- наборы сюжетных картинок
- материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
- лента букв и звуков
- плакат «Алфавит»
- звуковые профили (альбом)
- демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»
Книгопечатная продукция:
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2», Москва, «Владос», 2013
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Москва, «Сфера», 2007
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», Москва, «Просвещение», 1999г.», Москва, «Владос», 2006
- Козырева Л.М . Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000
- Мисареноко Г.Г. «Русский язык. Закрепляем трудные темы. 1 класс», Москва, «Эксмо», 2013
- Мисаренко Г.Г. «Обучение фонематическому анализу в 1 классе», Москва, Сфера, 2008
- Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», Москва, Сфера,2013
- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», «Владос», 1997
- Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. «Профилактика и преодолени трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие»,Москва, В.Секачев, 2013
- Ястребова А.В. «Коррекция и нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, «Просвещение»,1984
- «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. Москва, 1996
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- Принтер
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематики программы.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ГМО Учителей- логопедов Протокол №____ От «___»___________20____г. Рук. ГМО___________Ц.А. Бариньяк
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Тема | Кол-во часов | Содержание работы |
1 | Речь устная и письменная | 1 | Осмысление понятия «речь». Различение видов речи. |
2 | Предложение и слово. | 2 | Усвоить понятие «слово». Наблюдение за словом, как за важнейшим элементом языковой системы. Определение количества слов в предложении и их порядка с помощью опорных схем. |
3 | Виды предложений | 3 | Выделение предложений из речевого потока, слышать, понимать интонацию, законченность предложения. Вопросительные, повествовательные, восклицательные предложения. |
4 | Предложение | 4 | Осмысление понятия «предложение». Моделирование предложения. Определение количества слов в предложении. Ответы полным предложением. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения |
5 | Слова, обозначающие предмет. Живые и неживые предметы. | 2 | Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Задавать вопросы к словам-предметам. выделять их на фоне других слов. Разграничивать слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Классификация живых и неживых предметов. |
6 | Слова, обозначающие действия. | 2 | Анализировать: находить слова, обозначающие действия предметов. Задавать вопросы к словам- действиям, выделять их на фоне других слов. |
7 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета. | 2 | Классификация слов в соответствии с их значением (слова, называющие предметы и слова, называющие действия). |
8 | Слова, обозначающие признак предмета | 2 | Анализировать: находить слова, обозначающие признак предмета. Изменять слова-признаки по родам. Задавать вопросы к словам-признакам, подбирать антонимы. |
9 | Предлоги (в, на, с, со, из, по, к, от, у) | 6 | Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.Формирование умения пользоваться предлогами в устной и письменной речи. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. |
10 | Дифференциация предлогов. Закрепление. | 1 | Дифференциация предлогов в устной и письменной речи. Раздельное написание предлогов со словами. |
11. | Последовательный пересказ с опорой на вопросы | 1 | Формирование умения отвечать полными предложениями на вопросы, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план. |
12. | Последовательный пересказ с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы | 1 | Формирование умения отвечать на вопросы полными предложениями, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, слова-действия. |
13. | Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица | 1 | Формирование умения последовательно пересказывать текст от первого (третьего) лица по графическим схемам. |
14. | Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки | 1 | Формирование умения пересказывать текст описательного характера с опорой на картинки, развитие активного и пассивного словаря |
15. | Последовательный пересказ текста описательно-повествовательного характера | 1 | Формирование умения пересказывать текста описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, определение последовательностей частей в тексте, составление плана текста, его использование при пересказе |
16. | Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий | 1 | Формирование умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова-действия, развитие объема слухо-речевой памяти, внимания, словесно-логического мышления |
17. | Выборочный пересказ. Составление плана | 1 | Формирование умения выборочного пересказа повествовательного текста, определение последовательности частей в тексте, составление плана рассказа и использование его при выборочном пересказе |
18. | Звуки речевые и неречевые. | 1 | Классификация: речевые и неречевые звуки. |
19. | Звуковой состав слов. Звуки и буквы. | 2 | Усвоение понятия «звук-буква». Подбор слов с заданным звуком. Сравнение: соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Анализ и синтез звукового состава слова. |
20. | Гласные 1 ряда( А,О,У, Э, Ы) | 3 | Анализ: значение гласной буквы. Развитие умения слышать и выделять гласные буквы из ряда звуков. Характеристика функции букв, обозначающих гласные звуки. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. |
21. | Гласные 2 ряда.(Я, Е, Ё, Ю, Я) | 3 | Характеристика работы гласный буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Упражнения в образовании слогов с мягкими звуками. Сравнение начертания заглавных и строчных букв. Наблюдение: способ образования гласных 2 ряда. |
22. | Согласные звуки, буквы | 3 | Знакомство с образованием согласных звуков, с артикуляцией и акустическими признаками согласных. Анализ: определение звука по его характеристике.Соотнесение звука и его характеристики. Наблюдение: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. |
23. | Мягкие и твердые согласные звуки. Мягкий знак. | 3 | Характеристика звуков (согласные твердые-мягкие, глухие-звонкие). Упражнение в выделении из слогов, слов твердых и мягких согласных, опираясь на гласные. Наблюдение: функция буквы Ь. |
24. | Звонкие и глухие согласные | 2 | Характеристика и сравнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Выделение их из слогов и слов. |
25. | Дифференциация гласных и согласных | 1 | Выделять гласные и согласные звуки из ряда звуков, из слогов, слов. Определять место гласных и согласных в словах. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов. |
26. | Слог. Деление слов на слоги. | 4 | Делить слова на слоги. Определять количество слогов, опираясь на количество гласных. Усвоить понятие слогообразующей роли гласных. Группировать слова с разным количеством слогов. |
27. | Ударение. | 4 | Расставлять ударение в словах. Анализировать: соотношение слов с соответствующими слогоударными схемами. Озвучивание ритмического рисунка слова. |
28. | Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б.Звуки [П]-[П’]. Буква П. Дифференциация Б-П. | 3 | Дифференцировать согласные Б-П в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
29. | Звуки [Д]-[Д’]. БукваД. Звуки [Т]-[Т’]. Буква Т. Дифференциация Д-Т. | 3 | Дифференцировать согласные Д-Т в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
30. | Звуки [Г]-[Г’]. Буква Г.Звуки [К]-[К’]. Буква К. Дифференциация Г-К. | 3 | Дифференцировать согласные Г-К в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
31. | Звуки [З]-[З’]. Буква З.Звуки [С]-[С’]. Буква С. Дифференциация З-С. | 3 | Дифференцировать согласные З-С в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
32. | Звуки [В]-[В’]. БукваВ. Звуки [Ф]-[Ф’]. Буква Ф. Дифференциация В-Ф. | 3 | Дифференцировать согласные В-Ф в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. |
33. | Звук Ж. Буква Ж.Звук Ш. Буква Ш. Дифференциация Ж-Ш | 3 | Дифференцировать согласные Ж-Ш в устной иписьменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки. Анализировать поэлементный состав букв. Выделять в слогах, словах. Анализировать текст: находить слова с сочетаниями жи |
34. | Дифференциациязвуков по акустическому сходству (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч) | 5 | Дифференцировать звуки и буквы, обозначающиеблизкие по акустико-артикуляционным признакам согласные. |
35. | Дифференциация буквпо кинетическому сходству (б-д, а-о и другие на выбор логопеда) | 5 | Анализировать поэлементный состав букв.Моделировать (создавать, конструировать) буквы. Различать на письме буквы, имеющие элементы, |
36. | Закрепление учебногогода материала. | 1 | Учиться сознательно относиться к письму, проводить самоконтроль. |
Скрыль В.С., учитель-логопед
- Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи
- Комплексный подход в коррекции общего недоразвития речи
- Рабочая программа по логопедии для 1-7 классов коррекционной школы
- Учебная программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов»
- Программно-методическое пособие по коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов с речевой патологией
(8 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР
Светлана Ермакова
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР
учитель — логопед Ермакова С. Г, Мотина А. А.
Общее недоразвитие речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее, как фонематическую, так и лексико — грамматическую систему языка.
Прежде чем приступить к работе по формированию лексико — грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию правильного звукопроизношения, учитель — логопед составляет перспективный план работы на весь срок обучения. Планирование-это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления коррекционно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого ребёнка, что облегчает достижения коррекционно-образовательных задач.
Примерное перспективное планирование составлено нами с опорой на программу «Логопедическая работа про преодолению ОНР у детей»
разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. ,а также
учитывает рекомендации, типовой программы детского учреждения «От рождения до школы»
под. ред. Н. Е. Вераксы,Т. С., Комаровой,М. А. Васильевой. Основной формой обучения в нашей работе для детей с ОНР являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Существует последовательность прохождения тематического речевого материала в каждом из периодов обучения.
В перспективном плане, разработанном нами,выделены следующие основные разделы:
-общие речевые навыки; общая моторика, речь с движениями; мелкая моторика; зрительное и слуховое внимание, речевой слух, развитие памяти и мышления; развитие лексики и связной речи; развитие грамматического строя речи; звукопроизношение; грамота, развитие навыков языкового анализа и синтеза;
При работе над перспективным планом мы старались учитывать то, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования, как «Лексика и связная речь»
и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является
учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствования грамматического строя речи и обучение связной речи также ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.
Предлагаем образец перспективного плана работы I год обучения, II период.
В перспективном плане в скобках указана методическая литература и номер страницы.
Список литературы первый год обучения
1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР»
.
2. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия»
(старшая группа 1,2,3 период)
3. Кузнецов Е. В., Тихонова И. А. «Развития и коррекция речи детей 5-6 лет»
.
4. Кислова Т. А. «По дороге с Азбукой»
.
5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду»
(4-5 л. – I, 5-6 л. – II, 6-7 л. — III)
.
6. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»
.
7. Васильева С. Л. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольника»
.
8. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит»
(а)
— развитие связанной речи (б)
— развитие фонематического слуха (в)
— развитие лексико — грамматических средств языка (г)
— физминутки (д)
9. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет»
.