Логопедическое обследование речи младших школьников
Общий анамнез (заполняется родителями)
ФИО ребенка_________________________________________________________________
Дата рождения_________________________Адрес__________________________________
Сведения о родителях (ФИО, место работы, должность, телефон)
Мать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. От какой по счёту беременности родился ребенок?______2. Какие по счету роды?_____
3.Течение беременности (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, хронические или инфекционные заболевания, гипо- или гипертония, угроза прерывания, без патологий и др.)__________________________________________________________________________
4. Как протекали роды (досрочные, срочные, стремительные и т.д.)____________________
5. Баллы по шкале Апгар__________________6. Когда закричал?______________________
7. Была ли асфиксия?(белая, синяя) _______8. Рост и вес ребенка при рождении_________
9. Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)______________________________
10. Когда появились первые зубы?_________11. В год было зубов_____________________
12. Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре). До года:__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
После года:___________________________________________________________________
Зрение_____________________________Слух______________________________________
Речевой анамнез
Когда появилось гуление?_______________________лепет?__________________________
Когда появились первые слова?__________________фразы?__________________________
Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, указать возраст, причину, длительность, последствия)______________________________________________________
Условия речевого воспитания в семье
Речь родителей________________________________________________________________
Есть ли двуязычие в семье?______________________________________________________
Отношение ребенка к речевому дефекту___________________________________________
Обращались ли к логопеду? _____________________________________________________
Как долго длились занятия, их результативность____________________________________
Спасибо за оказанную помощь! Учитель-логопед 1 квалификационной категории Алия Финатовна Хамитова, тел: 89374849655, эл.почта: al_i_ya[email protected]mail.ru
Общая характеристика речи (запись беседы с ребенком
)
Как тебя зовут?__________________________________Сколько тебе лет?_______________
С кем ты живешь?______________________________________________________________
Как зовут маму?_______________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья?__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В какие игры ты с ними играешь?________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее звучание речи
Темп речи (быстрый, медленный, умеренный)______________________________________
Голос (тихий, громкий)_____________Выразительность_____________________________
Проявление заикания___________________________________________________________
Предполагаемая причина________________________________________________________
Периоды обострений___________________________________________________________ Ситуации, усугубляющие его проявление_________________________________________
Строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, наличие расщелины)_______________________________________
Язык (толстый, массивный, маленький и др.)_______________________________________
Зубы (редкие, мелкие, вне челюстной дуги, крупные)________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый, боковой открытый)_________________________
Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная)__________________________
Артикуляционная моторика
Оскал____________Поднимание бровей_____________«Улыбка-трубочка»____________
«Качели»______________«Часики»_______________Пощелкать языком_______________
Подвижность, точность, объем движений_________________________________________
Способность к переключению и удержанию позы___________________________________
Тремор кончика языка при повторных движениях___________________________________
Гиперкинезы при замедленном темпе движения_____________________________________
Мелкая моторика
Какой рукой ест: правой / левой пишет: правой / левой
Обследование понимания речи
1. Выполнение инструкций в 2-3 действия_________________________________________
2. Понимание названий действий (по картинкам)___________________________________
3. Понимание названий признаков (цвет, форма, величина и др.)______________________
_____________________________________________________________________________
4. Понимание грамматических форм слова:
а) единственное и множественное число: существительных (шар-шары, гриб-грибы)_____
_____________________________________________________________________________
глаголов (где сидит, а где сидят)__________________________________________________
прилагательных (где красная, а где красные)_______________________________________
б) понимание значения предлогов _______________________________________________
в) понимание значений падежных окончаний (Покажи карандашом тетрадь)____________
5. Понимание значений сложных предложений:
а) Покажи девочку, которая ловит бабочку________________________________________
б) Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это карандаш?__________________
в) Дети пошли в лес после того, как прошёл дождь. Когда дети пошли в лес: до или после дождя?_______________________________________________________________________
Обследование словаря
1. Предметный словарь:
а) объяснение значений слов:
холодильник__________________________________________________________________
пылесос______________________________________________________________________
б) называние предметов по картинкам____________________________________________
в) показ и название частей предметов:
чайник: донышко___________________ стул: сиденье_________________________
крышка____________________ спинка__________________________
ручка______________________ ножки__________________________
носик_____________________
г) детеныши животных:
у козы___________________________ у коровы___________________________
у свиньи__________________________ у лошади___________________________
у овцы___________________________ у курицы____________________________
2. Уровень обобщения:
Мишка, мяч, пирамидка, юла____________________________________________________
Платье, брюки, юбка, носки_____________________________________________________
Сапоги, туфли, валенки, тапочки_________________________________________________
Шкаф, кровать, диван___________________________________________________________
Автобус, самолет, поезд, мотоцикл_______________________________________________
3. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лимон (какой?)________________________________________________________________
лиса (какая?)__________________________________________________________________
яблоко (какое?)________________________________________________________________
б) подбор антонимов: синонимов:
большая — ________________ врач — ________________________
высокий -_________________ друг — ________________________
сухой — __________________ печальный — ___________________
грязный — _________________ школьник — ___________________
в) образование относительных прилагательных:
кубик из дерева — ______________________стакан из стекла -_________________________
мяч из резины — _______________________ сумка из кожи — __________________________
г) образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост?____________________________________________________________________
4.Глагольный словарь:
а) называние действий по картинкам______________________________________________
б) Кто что делает?
Повар___________________________________шофер_______________________________
Врач____________________________________дворник______________________________
в) Кто как передвигается?
Рыба_________________________________птица___________________________________
заяц_________________________________ собака__________________________________
г) кто как голос подает?
Кошка____________________ ______________ лошадь______________________________
Коза_____________________________________осёл_________________________________
Собака___________________________________петух _______________________________
5. Времена года и их признаки___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Обследование грамматического строя
1. Образование мн.ч. существительных от ед.ч. существительных:
Кукла____________________стул______________________ведро_____________________
Ухо______________________ дерево__________________
2. Образование уменьшительно – ласкательной формы:
Дом_______________________шар__________________стул_________________________
Мяч_______________________ведро__________________нос_________________________
3. Согласование прилагательных с существительными:
Шар_________________ _____(красный) машина______________________(красная)
платье__________________________________ведро_________________________________
4. Употребление падежа существительных в зависимости от числительных:
У меня один дом, а у тебя ______________________________________________(два дома)
1 шар ___________________________________1 стул_______________________________
1 помидор________________________________1 ухо_______________________________
Обследование связной речи
1. Составление предложения по картинке__________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке_______________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составление описательного рассказа по последовательной серии картин
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Пересказ рассказа (сказки)____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение
Гласные
А___________У_________О__________И____________Э_____________Ы______________
Согласные
[С] — ___________[С’] — ____________[З] — __________[З’] — ___________[Ц]_____________
[Ш] — ______________[Ж] — _____________[Ч] — _______________[Щ] — ________________
[Л] — ______________ [Л’] — _____________[Р] — _______________[Р’] — _________________
[К,К’] — ____________[Г,Г’] — ____________[Б,Б’] — _____________[П,П’] — _______________ [Д,Д’] — ____________[Т,Т’] — ____________[В,В’] — _____________[Ф,Ф’] — ______________
[М,М’] — ___________[Н,Н’] — ____________[Х,Х’] — _____________[Й] — ________________
Обследование фонематического восприятия
и элементов звукового анализа
1. Повторение звуковых рядов:
па-ба-па_____________________________ма-на-ма_________________________________
во-фо-фо____________________________бе-бе-пе__________________________________
ту-ду-ту_____________________________са-са-за___________________________________
2. Повторение рядов слов:
слон-сом-сон_________________________зубы-супы-шубы__________________________
дом-том-ком__________________________жук-шут-зуб______________________________
3. Выделение первого звука в слове:
Алик_______утка________Ира______ослик_________эхо________бак_______лук_______
4. Выделение последнего звука в слове:
Мак________пух________суп________пот_______мука_______руки________шары______
5. Сколько звуков в слове?
дом___________рука_______________полка_______________машина__________________
Произношение слов сложного слогового состава
термометр________________велосипед__________________аквариум__________________
сковорода_________________пуговица__________________лекарство_________________
Дети слепили снеговика_________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод________________________________________________
Учительница ведет детей фотографироваться_______________________________________
Чтение
Уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами)_______
____________________________________________________________________________
Ошибки при чтении___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Понимание прочитанного______________________________________________________
Письмо (письменные работы прилагаются)
Наличие и характер ошибок_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После второго года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После первого года обучения:___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результаты коррекционной работы
После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________После второго года обучения:____________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________После первого года обучения:____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________ /Хамитова А.Ф./
10
Справка «По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов»
Справка
По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов.
МОБУ СОШ №4.
Сроки:
03.09-14.09.2018г.
Цель:
Выявление уровня речевой готовности к обучению в школе и предрасположенности к дисграфии (дислексии) у учащихся 1-х классов.
Методы:
Наблюдение, индивидуальное обследование.
Исполнитель:
Куликовских М. В.
При обследовании учащихся 1-х классов, были использованы: методика раннего выявления дисграфии (дислексии) А. Н. Корнева и экспресс-опрос для выявления дефектов звукопроизношения и недостатков фонематического восприятия.
Всего обследовано 78 учащихся трех 1-х классов.
Результаты обследования:
Класс | Уровень готовности | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1 А | 22ч | 4ч | —- |
1 Б | 11ч | 14ч | —- |
1 В | 8ч | 16ч | 2ч |
Причины:
78 учащихся имеют нарушения звукопроизношение.
Класс | Кол-во уч-ся | Нарушения |
1 А | 26 | 9 |
1 Б | 26 | 17 |
1 В | 26 | 15 |
20 учащихся показали несформированность фонематических процессов ( Звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, дифференциация фонем по аккустическому и артикуляционному сходству).
1 А-2ч
1 Б-10ч
1 В-8ч
4 учащихся обследуемых имели слабо сформированную мелкую мышечную моторику.
1 А-1ч
1 Б-2ч
1 В-1ч
8 учащихся показали незрелость внимания, восприятия (зрительного, слухового, кинестического) слухоречевой, речедвигательной и зрительной памяти.
1 А-2ч
1 Б-3ч
1 В-3ч
49 учащихся обследуемых имели недостаточно сформированную связную речь: бедный для данного возраста словарный запас, неточность грамматических конструкций.
1 А-8ч
1 Б-22ч
1 В-19ч
19 учащихся показали незрелость пространственно-временных отношений.
1 А-3ч
1 Б-6ч
1 В-10ч
Выводы:
В логопедической помощи, нуждаются 41 учащихся 1-х классов.
Во II полугодии 2021 учебного года, оказать коррекционную помощь 12 остронуждающимся ученикам с нарушениями звукопроизношения.
Рекомендации:
Провести индивидуальные консультации для родителей учащихся с речевыми отклонениями.
Довести результаты логопедического обследования до учителей начальных классов, воспитателей.
Учитель-логопед: Куликовских М. В.
Результаты обследования:
Уровень готовности.
Нарушение звукопроизношения.
Несформированность фонематических процессов.
Незрелость внимания, восприятия (зрительного, слухового, кинестического) слухоречевой, речедвигательной и зрительной памяти.
Недостаточно сформированная связная речь: бедный для данного возраста словарный запас, неточность грамматических конструкций.
Незрелость пространственно-временных отношений.