Как определить и исправить дизорфографию у ребенка?


Статья:

Дизорфография – это неумение применять на письме известные правила родного языка. При этом устная речь и интеллектуальные способности школьника могут быть на довольно высоком уровне. В отдельных случаях дизорфография является частью симптоматики такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи.
Человеку, не умеющему грамотно излагать свои мысли на письме, сложно достичь успеха во многих отраслях профессиональной деятельности. Тем не менее, количество детей с подобной проблемой растёт из года в год. Ребёнок с дизорфографией может в одной письменной работе допустить до 80 ошибок. Мало того, свои ошибки он не видит и исправить не может, хотя правила может знать очень хорошо. Специалисты в этом случае говорят, что у школьника отсутствует орфографическая зоркость.

Причины

Все возможные причины нарушения орфографии делят на 3 группы:

  • Медицинские.
  • Психические.
  • Педагогические.

Обычно дизорфография возникает по причине воздействия на ребенка нескольких негативных факторов. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Стертую дизартрию, дислалию.
  • Общее нарушение речи 1-4 степени.
  • Дисграфию.
  • Поражения центральной нервной системы различной этиологии.
  • Педагогическую запущенность.
  • Психосоматическую ослабленность.
  • Дефицит внимания.
  • Задержку психического развития.
  • Общую заторможенность.
  • Умственную перегруженность.

Группу риска составляют дети, которые имеют в анамнезе:

  1. Дисфагию и дислексию (в период обучения в начальной школе).
  2. Пренатальную и постнатальную патологию – нарушения, возникшие с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка либо со времени созревания гамет до их оплодотворения, и осложнения, возникшие в период грудного вскармливания дитя.
  3. Минимальную мозговую дисфункцию, энцефалопатию, сопровождающихся неврологической симптоматикой.
  4. Фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Суть проблемы

Дизорфографией называют нарушения письменной речи. Ошибки у школьников начинают появляться в конце второго класса и в более старшем возрасте.
Именно в этот период школьники осваивают правила русского языка, знакомятся с основными принципами правописания, начинают применять на письме правила грамматики.

Следует знать!

Специалисты проводили многочисленные исследования, в которых было выявлено, что дизорфографией страдают 80% учащихся вторых классов, 90% третьеклассников и более старших учащихся. Данная проблема является основной причиной неуспеваемости по изучению родного языка, оказывает негативное влияние на развитие личности и приводит к отсутствию адаптации в школе, поэтому следует обязательно устранять дизорфографию.

Классификация

Дизорфографию принято делить на 3 формы:

  • Морфологическая, при которой ребенок чаще делает орфографические ошибки, затрудняется с проверкой безударных гласных. Дитя знает правила, помнит их, однако на практике применить знания не способно. Наибольшую сложность в процессе обучения создают правила написания слов с удвоенными согласными, непроизносимыми звуками.
  • Синтаксическая – распространены ошибки при расстановке знаков препинания, определении частей предложения, ребенок допускает систематические синтаксические ошибки. Дети испытывают трудность в самостоятельном высказывании текста.
  • Смешанная – письменная работа ребенка не обходится без синтаксических и орфографических ошибок.

По степени тяжести дизорфография делится на:

  • Легкую – при письме выявляется 15 и менее ошибок, ребенок хорошо справляется с выполнением заданий.
  • Среднюю – количество ошибок достигает, но не превышает 30, задания выполняет на среднем уровне.
  • Тяжелую – письменная работа ребенка, учащегося младших классов, обычно содержит 50-80 ошибок. Задания выполняются на крайне низком уровне.

Что это

Дизорфография – это стойкое сформированное недоразвитие навыка правильного письма. Ребенок теоретически знает, как нужно написать, но применить правило не может. Он делает одни и те же ошибки, но не понимает, как их исправить, не замечает их в написанном тексте. Педагоги в этом случае говорят об отсутствии орфографической зоркости.

Особенностью дизорфографии является нарастание проблем с грамотностью в процессе обучения в школе. В 1-2 классе школьник делает 30-40 ошибок в одном тексте, а к 5 классу более 80. Это связано с устойчивостью речевого нарушения к коррекции, снижением самооценки ребенка из-за осознания собственного недостатка, повышением уровня сложности речевого материала.

Симптомы дизорфографии

Признаки нарушения можно выявить уже у первоклассников, однако чаще и интенсивнее проявляются ошибки на письме на втором году обучения, неуклонно возрастают в 3-4 классах.

Клинически дизорфография проявляется следующими симптомами:

  • Ребенок не может запомнить значение понятий «слово», «звук», «слог».
  • Сложностью в усвоении правил правописания (если таковые присутствуют и у других учеников школы, у представителей с дизорфографией явление выражено еще больше).
  • Отсутствием сформированного навыка производить умозаключения, определять последовательность действий при выполнении письменных заданий по языку.
  • Приведением неверных примеров на изученные ранее правила.
  • Непониманием грамматических признаков орфограмм, их смешением.
  • Безрезультативностью выполнения заданий на самопроверку.
  • Неиспользованием заглавных букв в начале предложения, при написании имен.
  • Ошибками, связанными с переносом слов, расстановкой ударений.
  • Неправильным употреблением мягкого и твердого знаков.
  • Формированием собственных ложных правил (жИлезо – потому что ЖИ, ШИ пишется с буквой И).

Школьники с нарушением речи обычно действуют согласно принципу: «Как слышу, так и пишу». Объективные условия написания не ребенком не учитываются, смысловую нагрузку лексических единиц они не различают, для проверки слов используют созвучные, а не родственные.

Детям с дизорфографией трудно переходить от одного вида деятельности к другому.

Среди неспецифических симптомов выделяют:

  • снижение слухоречевой памяти;
  • нечеткую дикцию, плохую артикуляцию;
  • нарушение динамического праксиса руки (тонкие движения).

У детей с дизорфографией с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности, они неадекватно относятся к своим способностям и результатам выполненной работы, из-за чего со временем отношение к учебе становится беспечным. Сами дети могут быть неуравновешенными.

Лечение

Наличие дизорфографии у ребенка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме.

Это расстройство обучения можно исправить путем тренировки правильного письма и чтения. Ребенку под силу усвоить нормы правописания слов.

Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребенка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг. Таким образом, ребенок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание.

Работа на дому с ребенком требует терпения и понимания его ситуации. Часто или иногда его ошибки вызывают смех, что вызывает в нем чувство разочарования и отказа.

Упражнения должны стимулировать как интеллект, так и эмоции. Хорошие упражнения для ребенка с дизорфографией — ребусы, кроссворды и забавные рисунки, которые позволяют отличить правильное написание слов от неправильного.

Применяются дидактические игры, которые были созданы на основе многолетней работы специально для предотвращения дизорфографии. Также стихи и песни, содержание которых сосредоточено вокруг грамматических правил, приносят пользу. Мелодии легко укрепляются в памяти, благодаря чему ребенок вспомнит их фрагмент в случае дилеммы орфографии, что поможет облегчить ему принятие решения.

Для каждого типа дизорфографии значительную пользу приносит чтение книг. Специалисты сходятся во мнении, что постоянное чтение снижает степень всех нарушений письма.

Эффективность лечения дизорфографии зависит, прежде всего, от систематической коррекционной работы, индивидуального подхода и формирования у ребенка способности к концентрации внимания и запоминанию новых правил.

Диагностика

Обследование школьников с дизорфографией проводится по разработанной методике в 2 этапа:

  • Определение клинической картины. На этом этапе учитель-логопед анализирует работы детей начальных классов (диктанты, сочинения и прочие). Специалисту предстоит провести дифференциальную диагностику и оценить количество, характер ошибок в работе испытуемых.
  • Выявление механизмов дизорфографии. Учащимся младших классов предлагается выполнить серию устных и письменных заданий и упражнений. Исследование позволяет выявить степень выраженности дизорфографии, нарушения усвоения ведущих принципов правописания.

Следует отличать дизорфографию от дисграфии – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся стойкими, повторяющимися ошибками, не связанными с усвоением орфографических правил.

Специалисту, обследующему ребенка, следует обратить внимание на посещаемость школы испытуемого, недавний перевод к другому учителю либо смену обучающей программы другой. В таком случае нарушения правил правописания будут нестойкими и исчезнут по мере объяснения ребенку необходимого материала, усвоения орфографических правил.

Дисграфия аграмматическая

В данном случае во время письма нарушается грамматический строй речи:

  • нарушается связь слов в предложении, словосочетания не согласованы между собой;
  • существительные ставятся в неправильное число, падеж или род;
  • заменяются приставки и суффиксы;
  • изменяется сама конструкция предложения.

Заметной проблема становится к 3 классу, когда владение грамматикой становится необходимым условием для учебы. Родителям следует быть настороже.

Пример: «Красивый машина», «Катя и Лена едет на машине».

Методы коррекции

Логопед Азова Ольга Ивановна выделяет следующие направления логопедической работы по устранению дизорфографии:

  • Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. На данном этапе ребенку необходимо усовершенствовать звукопроизношение и звукослоговую структуру слова, развить слоговой анализ и синтез, работать над ударением, развить фонематическое восприятие (слуховая дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных).
  • Формирование лексического компонента. В этом направлении цель занятий – обогатить словарь учащегося школы, подробно выяснить значение выученных слов, провести работу над антонимами, синонимами, паронимами и многозначными словами.
  • Дифференциация значений различных частей речи. Ребенок учит различать части речи (также по картинкам, окончанию слова), затем – преобразовывать слова из одной части речи в другую.
  • Уточнение грамматического значения слов. Направление включает изучение числа существительных, прилагательных, их род и падеж, одушевленность.
  • Формирование морфологических обобщений и словоизменения.
  • Дифференциация родственных слов.
  • Формирование словообразовательных моделей.
  • Развитие морфемного анализа.
  • Формирование синтаксической структуры простого и сложного предложений.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Формирование орфографической зоркости.
  • Усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенции и орфографических знаний, умений и навыков.

Данный автор использует принцип «квантования» орфографического правила. Суть принципа в том, что ребенок изучает несколько операций (квантов), которые должны войти в навык перед тем, как он приступит к изучению того или иного правила.

Пример правила «разделительный мягкий знак (ь)»:

  • I квант – учим ребенка быстро проводить морфемный анализ;
  • II квант – дифференцируем гласные и согласные буквы;
  • III квант – учимся отличать оппозиционные звуки по твердости-мягкости.

На занятии логопеда с ребенком это может выглядеть следующим образом: дитю дают ручки трех цветов – синего, красного и зеленого. Первая необходима для написания целого слова, а другие две – выделения нужных нам частей. Зеленым цветом просим ребенка выделять мягкий знак, а гласную, отделяющую его, – красным.

Примеры упражнений

При работе с ребенком логопеды могут использовать следующие упражнения:

  • Составь и произнеси слова. Не менее важный элемент в коррекции дизорфографии – развитие звукопроизношения и понимания слоговой структуры слова. Ребенку даем карточки с надписями: КО, ВА, ЗА, РО. Задача школьника – составить из них как можно больше слов (коза, корова, и т. п.). Упражнение помогает детям сформировать правильную артикуляцию.
  • Подбор прилагательных к существительным (машина красная, быстрая, яркая).
  • Поиск всех однокоренных слов на картинке (белый, побелка, белобрысый, белок, белизна).
  • Отгадать, что изображено на картинке, и объяснить, что значит угаданное выражение («клевать носом»).
  • Подбор существительных к глаголу (собирать пазл, листья, конструктор, игрушки) и наоборот (созрел апельсин, созрела груша, созрели фрукты).
  • Объединение слов в словосочетания.
  • Объединение предметов в пары, подбор к ним обобщающих слов (верблюд, скорпион – животные пустыни).
  • Назвать место работы (учитель – школа, врач – больница) либо инструмент (ножницы – парикмахер).
  • Написание как можно большего количества слов с одинаковыми гласными (банан, баран, кабан).

  • Назвать предмет, зная его части (кухня, ванная, спальня – дом, ноги, руки, туловище, шея, голова – человек).
  • Разложить картинки под символами рода (кот, жираф – мужской род, черепаха, собака – женский, море, небо – средний).
  • Образование прилагательных из существительных (варенье из сливы – сливовое, а не сливное или сливочное).
  • Найди лишнее слово – упражнение на дифференциацию частей речи. Ребенку предлагают набор из слов одной части речи и лишнего слова. Задача ребенка – найти последнее и объяснить свой выбор (молоко, творог, сметана, хлеб или ложка, тарелка, кастрюля, сумка).
  • Один-много. Школьнику показывают картинки с изображением одного карандаша и пяти. Ребенку необходимо показать, где много предметов, а где он один и почему.
  • Составь предложение по схеме. Даем ребенку листик либо карточку, на которой будет написано, из каких компонентов необходимо построить фразу. К примеру: Существительное, глагол, прилагательное и существительное – мама купила большие яблоки. И так можно добавлять все больше членов предложения, чтобы ребенок продолжал эффективно работать.
  • Проверю себя. Учащемуся даем диктант с условием, чтобы тот пропускал непонятные для него орфограммы (можно начинать упражнение из нескольких слов, переходя к небольшим фразам, предложениям).
  • Орфографическое чтение. Ребенку предлагается читать слова так же, как он будет их писать, четко произнося все безударные, глухие звуки и т. п. Упражнение также поможет развить зрительную и слуховую память.
  • Найди опасное место. Логопед произносит слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук, которому при письме доверять нельзя. Аналогичной считается игра «Светофор», когда школьнику необходимо показать красный сигнал светофора, когда слышно опасное место в предложении.

Процесс закрепления навыков, умений очень длительный. Занимает несколько лет при тяжелой форме дизорфографии. Автоматизация грамотного письма происходит в любом виде работы с логопедом, родителями.

Обратите особое внимание на письменные работы учащихся начальных классов школы, особенно списывание.

Эффективной считается работа со словообразовательными моделями:

  1. Зрительное восприятие структуры слова по модели рисунка. Особенность заданий – графическая подача словообразовательной модели, корневая пустота при этом заполняется рисунком, дающим информацию о значении данной морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.
  2. Накопление групп одноструктурных слов. Постепенно дети накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.
  3. Поиск заданного слова по модели-отгадке. Детям предлагается загадка, в качестве подсказки может служить словообразовательная модель. Можно предложить ребенку найти «спрятанное» слово по указанной модели и по выбранному однокоренному слову, подсказывающему ребенку, какой корень нужно «вставить» в графическую модель, чтобы получилось загаданное слово.
  4. Сопоставительный анализ слов, внешне сходных по составу. В процессе занятия формируется умение разбора по составу слов одной модели, а также слов, имеющих внешнее сходство в строении.
  5. Графическое изображение гнезд однокоренных слов с помощью словообразовательных моделей. Может иметь вид различных заданий: предлагаем ребенку внимательно рассмотреть запись и найти спрятанные в ней слова, записав их буквами, обращая внимание на правильное написание корней. Также можем предложить ребенку выписать зашифрованные слова и объяснить, что их объединяет, и в чем состоит их различие.

Чтобы у ребенка увеличился словарный запас, учителя-логопеды рекомендуют писать собственные тексты, читать чужие сочинения, рассматривать и описывать картины, изображения, подбирать к известным словам синонимы, антонимы, паронимы.

Советы родителям

Благоприятный психологический климат даст ребенку все необходимое для освоения письменной речи. Следует исключить ссоры с ребенком, между взрослыми, так как это негативно влияет на его развитие, усугубляя факт того, что на ребенка оказывает давление наличие нарушений усвоения орфографических правил, другого материала.

Дисграфия артикуляторно-акустическая

Этот вариант проявляется при имеющихся проблемах со звуковым восприятием и с произношением звуков. То есть, ребенок «пишет то, что слышит».

  • произвольно использует на письме звонкие согласные и глухие, меняя их местами;
  • чередует свистящие и шипящие;
  • пропускает мягкий знак;
  • смешивает аффрикаты и их составляющие;
  • произвольно меняет гласные первого и второго ряда.

Проблему не удастся решить, пока логопедом не будет поставлена правильная артикуляция всех звуков и не освоены навыки фонематического слуха.

Например: «кошка» — «коска», «качели» — «катели».

Профилактика

Главные профилактические правила:

  • Задача как родителей – быть внимательным к чаду. Интересуйтесь его школьной жизнью, отношениями с друзьями и учителями.
  • Следите, чтобы тот соблюдал учебный план, регулярно выполнял домашнее задание.

Плюсом будет, если в школе хорошо налажена совместная работа учителей начальных классов, логопедов и детских психологов. Раннее выявление отклонений в усвоении орфографических правил и дальнейшая работа с ребенком двух последних специалистов позволит ребенку быстро преодолеть проблемы и вернуться к эффективному обучению наравне со сверстниками.

Дизорфография наряду с другими нарушениями процесса письма все чаще диагностируется у детей младшего школьного возраста, однако своевременно оказанная коррекционно-педагогическая помощь позволит предотвратить дальнейшее неусвоение детьми материала, снизить количество ошибок и скомпенсировать школьную неуспеваемость.

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Дисграфия оптическая

Буквы состоят из определенного набора элементов — крючочков, палочек, кругов, овалов и пр. При наличии проблем со зрительно-пространственным восприятием, процессом анализа и синтеза у школьников могут возникать типичные ошибки:

  • буквы пишутся в зеркальном отображении;
  • появляются лишние элементы у букв («каша» — «кашшша»);
  • детали букв «отрываются» друг от друга или возникает разрыв между написанными
  • буквами в одном слове;
  • заменяются буквы визуально похожие (в — д, т — п, и — ш).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]