Алалия и детская афазия: их характеристики, сходство и различие, причины возникновения.


Симптомы моторной алалии

При любом виде алалии страдает в первую очередь словарный запас. Ребенок 3 лет и старше сохраняет формы речевой коммуникации, которые его сверстники давно оставили в прошлом — слоги и даже лепет. Моторная алалия проявляется в первую очередь в коммуникациях. Дети с таким нарушением общаются в основном мимикой и жестами. Используют не более 10-40 слов, в которых неправильно произносят звуки, заменяют сложные звуки простыми. Фразы строят неправильно, предпочитают короткие, отрывистые. Кроме речевых симптомов, важно обратить внимание на сопутствующие. Это:

  • неспособность долго сохранять концентрацию;
  • сложности с удержанием равновесия из-за проблем с крупной моторикой;
  • плохо сформированные навыки самообслуживания из-за дефицита мелкой моторики.

Нарушения моторного развития могут проявляться и другим образом. Если нарушения мелкой моторики проявляются не только в быту, но и в игровой деятельности, это серьезный сигнал. То же касается и крупной моторики (она же — координация движений). Оцените, как ребенок ходит и бегает, удается ли ему игра с мячом. Если вам кажется, что что-то не так, необходимо обсудить это со специалистом даже если речь в полном порядке.

Проявления моторной алалии есть и в психоэмоциональной сфере. Чтоб заметить или заподозрить их неспециалисту, важно наблюдать за общением ребенка со сверстниками, сравнивать реакции на разные ситуации. Конечно, все дети разные. Задуматься о визите к неврологу необходимо, если вы замечаете невротические симптомы (беспричинные капризы, ночные страхи, неконтролируемые движения и т.д.); отставание от сверстников в эмоционально-волевой сфере; сложности с познанием окружающего мира; стремление обойтись без вербального общения (логофобия), вплоть до отсутствия ответа на прямые обращения.

Иногда у моторных алаликов встречается высокая речевая активность. В таких случаях бывают крайне выражены тревожность и невротичность.

Причины болезни

Причины моторной алалии у ребенка кроются в поражении участков коры головного мозга, который отвечает за речь во всех ее видах: восприятие на слух, чтение, письмо и, конечно, произнесение фраз. Существует теория о генетической предрасположенности к этому расстройству. Часто выясняется, что как минимум один из родителей ребенка в детстве имел похожие особенности. Кроме того, болезнь в простой форме у мальчиков встречается в 14 раз чаще, чем у девочек, а в варианте, осложненном нарушениями интеллекта, вдвое.

Доказана связь с возникновением моторной алалии состояний, вызывающих гипоксию, способную повредить мозг. Спектр их широк: это осложнения беременности или хронические заболевания матери, гипоксия в родах, черепно-мозговые травмы, инфекции и даже частые болезни раннем возрасте.

Еще один комплекс причин — социальные. Моторная алалия может возникать у детей, которые недостаточно контактируют с социумом, им не хватает возможностей развивать речь в общении со старшими детьми или взрослыми.

У нарушения практически никогда не бывает одной причины. Это комплекс, и не стоит искать, кто виноват в болезни ребенка. Сосредоточиться нужно на лечении.

Алалия и детская афазия: их характеристики, сходство и различие, причины возникновения.

К нарушениям устной речи относится алалия и афазия.

Алалия –отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

Среди алаликов встречаются дети, которые в ограниченной степени понимают речь окружающих, но не говорят (моторная алалия). У таких детей нарушено образование условных связей преимущественно в двигательных (кинестезических) речевых системах коры больших полушарий мозга. Но так как слухо-речевой анализатор непосредственно связан с речедвигательным, то понимание речи у моторных алаликов резко ограничено: они понимают лишь конкретное, преимущественно из области домашнего обихода или детского сада.

Другие же алалики совсем не понимают речи, а поэтому и не говорят, хотя способность к звукообразованию у них достаточно сохранена в виде механического повторения. В основе непонимания в этом случае лежит акустическая агнозия (нарушен фонематический слух): ребенок слышит речь, но не понимает ее. Отсутствует связь между первой и второй сигнальными системами. Это сенсорная (чувствительная) алалия. Чистых форм алалии нет: у одних преобладают сенсорные нарушения, у других — моторные. Моторные алалики говорят медленно, тяжело, с трудом, они с усилием выжимают из себя слова. Для их речи типична перестановка звуков и слогов и контаминация.

В свою очередь, афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована, если такое нарушение произошло в возрасте 3-х лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если произошло в более старшем возрасте , то говорят об афазии.

В зависимости от локализации и степени повреждения ткани мозга выделяют два основных вида афазии: моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную, рецептивную). В соответствии с классификацией А.Р. Лурия, могут возникать три формы нарушения экспрессивной речи: афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.

Афферентная моторная афазия приводит к замене одних артикуляций другими, к замене звуков — фонем (вместо «л» произносится «н», или вместо «ш» — «с» и т. п.). Больной теряет все виды устной речи — спонтанную, автоматизированную, повторение предложенных слов, названия предметов. Страдают также чтение и письмо.

Эфферентная моторная афазия характеризуется нарушением процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

При динамической моторной афазии больной не может активно высказывать мысль, задавать вопрос, однако он хорошо повторяет отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопрос.

Сенсорная афазия- потеря способности понимать речь вообще, чужую и свою. Основой нарушения понимания речи является расстройство фонематического слуха.

Афазия отличается от алалии тем, что возникает у ребенка всегда вследствие органического поражения определенных участков коры больших полушарий мозга (патологические «очаги»), притом в период более или менее сложившейся речи (после трёх лет).

В афазиях также различаются моторные и сенсорные формы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Алалия и детская афазия: их характеристики, сходство и различие, причины возникновения.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Алалия и детская афазия: их характеристики, сходство и различие, причины возникновения.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Алалия и детская афазия: их характеристики, сходство и различие, причины возникновения.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Как убедиться в диагнозе

Диагностика моторной алалии у детей возможна с 3 лет. До этого возраста можно заметить ее симптомы, но это в большинстве поводов только повод насторожиться для родителей и возможность говорить о вероятности диагноза — для врача.

Обследование начинается с визита к неврологу. Он устанавливает предварительный диагноз. При дифференциальной диагностике моторной алалии необходимо исключить:

  1. сенсорную алалию (речевой невролог);
  2. нарушения слуха (оториноларинголог или сурдолог);
  3. аутизм, нарушения интеллектуального развития (психиатр).

Задержку речевого развития, дизартрию, афазию исключает логопед. Опираясь на данные, полученные этим специалистом и врачами, а также на результаты назначенных ими обследований, нейропсихолог определяет уровень и локализацию мозговой дисфункции. В результате диагноз моторной алалии подтверждается или опровергается.

Статья:

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Чем отличается алалия от глухонемоты?

При алалии сохранность слуховой функции. Решающая роль принадлежит исследованиям слуха. Для глухого характерно полное отсутствие реакции на звуковые раздражители. Можно окликнуть ребенка за его спиной, ударить в музыкальный инструмент. Алалик даст нормальную ответную ориентировочную реакцию. Важно! Не производить звуки с дополнительной вибрацией, не стучать, не хлопать. Ребенка направляют к сурдологу для аудиометрического исследования слуха. Обычно глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Алалик к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию). В отличии от глухих у алаликов прекрасно сохранна просодика.

Отличие сенсорной алалии от тугоухости.

Аудиометрическое исследование слуха. Если усилить громкость голоса, ребенок с тугоухостью будет лучше слышать и даст ответную реакцию. У сенсорного алалика громкость не улучшит понимание речи. У алаликов голос звонкий, у детей со сниженным слухом — приглушенный. Тугоухие дети пытаются повторить слова, а алалик — нет.

От анартрии и дизартрии.

У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен. Они могут выполнять артикуляторные движения в полном объеме. У детей с анартрией и дизартрией нарушения артикуляторной моторики являются ведущими в структуре речевого дефекта. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии – только одна из ее подсистем — фонетическая, обусловленная наличием парезов и параличей.

Отличие алалииот афазии

Отличие в анамнезе: действие вредоносных факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный периоды (до 3 лет). При детской афазии — после периода интенсивного развития речи. Если ребенок когда-то говорил лучше, чем при обследовании — это афазия. У афазика наблюдаются «осколки» предыдущей речи. При алалии необходимо целенаправленное интенсивное формирование речевой системы. При афазии возможно спонтанное восстановление речи.

От тяжёлой задержки развития речи

Один из самых сложных случаев дифференциальной диагностики. Алалия характеризуется не только задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка. У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией. Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

Отличие от речевой патологии, обусловленной умственной отсталостью.

Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности невербальных мыслительных операций. Нарушения речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Решающая роль — обследованию мышления на невербальном уровне.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать трёхлетние дети с УО. В школьном возрасте алалики пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.

При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У умственно отсталых детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении.

Дети с алалией обладают большим запасом «предметных знаний». Дети с интеллектуальной недостаточностью легко актуализируют простые слова, но при показе низкочастотных предметных картинок будут ошибки и отказ.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с моторной алалией в отличии от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

От раннего детского аутизма

Состояние сходное с сенсорной алалией. Аутисты производят впечатление детей с сенсорной алалией. Ребенок с ранним детским аутизмом не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких деток не появляются слова мама и папа, при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии обеим категориям. Выраженные психопатологические симптомы для раннего детского аутизма: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа приводит к бурным реакциям. Холодность в отношении к матери.

Как помочь малышу?

Конкретные способы лечения и прогноз при моторной алалии зависят от результатов осмотра. Программа всегда составляется индивидуально. Обязательная ее часть — занятия с логопедом, но могут понадобиться сеансы у психолога, лечение нервной системы, нейрореабилитация. В нашем центре лечение алалии проводится комплексно, дети получают всю помощь, которая необходима в его конкретном случае. Специалисты нашего центра работают как с простыми случаями, так и с такими, когда моторная алалия сочетается с другими нарушениями развития, ориентируясь на максимально возможный для каждого пациента результат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]