Как сделать логопедический массаж ребенку в домашних условиях

Массажер для языка представляет собой специальный аппарат, предназначенный для проведения логопедического массажа, а также выполняющий функцию очищения поверхности языка. Используется с целью подготовки артикуляционных мышц рта для дальнейших занятий с логопедом.

Логопедический массажер помогает маленьким детям развивать и корректировать речь. Регулярно выполняя массажные действия, электромассажер помогает сократить время на коррекцию речи до 5 раз по сравнению с обычными массажными зондами.

Внешне форма изделия напоминает обычную зубную щетку с диаметром, не более чем у шариковой ручки. Работает оно на электрических батарейках.

Корпус электрического прибора может быть изготовлен как из алюминия, так и пластика. Внутри располагается вибратор с элементом питания. Также в комплект входят сменные наконечники, которые меняются в зависимости от воздействия.

В комплекте с изделием идет специальная насадка “Скребок”, которая отличается многофункциональностью. Может использоваться как при массаже полости рта, так и лица. Особенно хорошо укрепляет на языке боковые края, формирует его верхний подъем и помогает вызывать звуки.

Сменные насадки в основном сделаны из пищевой пластмассы, не содержат красителей и хорошо выдерживают стерилизацию УФ- лампами. Могут быть двух видов: мягкие и твердые. Мягкие насадки предназначены для проведения расслабляющего массажа, а твердые для активизирующего массажа.

Показанием к применению могут быть: дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия, а также инфантильный тип глотания.

Противопоказан детям и взрослым с эпилепсией в активной фазе, а также детям, не достигшим трехлетнего возраста.

Читайте статьи на темы:

Ортопедические матрасы для детей — как правильно выбрать

Особенности профилактики плоскостопия в детском возрасте

Ортопедический стул для ребенка: виды и секреты выбора

Работа электромассажера основана на воздействии на поверхность языка, подбородка и щек колебаниями высокой частоты. В итоге мышцы либо расслабляются, либо приходят в тонус. Результат зависит от используемых насадок. Также помогает приводить в тонус и снимать его с лицевых мышц и мышц артикуляции. Улучшает кровообращение в массажной зоне.

Важно учитывать, что перед использованием приема “вибрация” язык предварительно нужно подготовить путем его разминания, растирания и поглаживания. Действия проводятся вручную. Только после этого выполняется функция вибрации.

Виды логомассажа

Для работы с детьми применяются различные виды логомассажа. Наиболее распространёнными видами являются:

  • традиционный;
  • зондовый;
  • самомассаж;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • массаж Дьяковой.

Логомассаж

Традиционный вариант использует классические массажные приёмы. Для зондового применяются специальные инструменты. В этом случае выполнять массаж могут только те, кто прошёл соответствующее обучение.

Самомассаж позволяет обучить пациента делать логомассаж без помощи специалиста. Для аппаратных процедур используются специальные устройства (вакуумные, вибрационные и другие).

Точечный использует для работы с детьми методы традиционной медицины.

Важно! Массаж Дьяковой представляет собой методику, которая позволяет эффективно бороться с нарушениями речи у детей.

Цели логопедического массажа

Массаж предназначен для помощи ребенку в следующих случаях:

  • У малыша не получается с нужной степенью отчетливости произносить слова и предложения.
  • Если ребенок страдает от заикания.
  • Мышцы, которые участвуют в артикуляции, имеют недостаточно хороший тонус.
  • Когда развитие речевого аппарата в возрасте до трех лет проходит с отклонениями, имеющими неясную природу.
  • Иногда недостатки речи могут проявляться не только в устной, но и в письменной речи. Этот массаж способен оказать помощь в тех случаях, когда дисграфия не связана с задержкой внутреннего развития.
  • При дизартрии.

Ребенок не должен бояться

  • Часто задержка в речевом развитии происходит одновременно с проблемами детского умственного развития. Но если малышу трудно разговаривать, но он развивается нормально (в этом случае нарушение называется «алалия»), то логопедический массаж будет ему полезен.
  • Если возникла ЗРР (задержка речевого развития).
  • При неправильной работе голосовых связок.
  • Логопедический массаж позволит увеличить результативность проводимых с ребенком логопедических занятий.
  • Эта процедура способна помочь при неконтролируемом слюноотделении у ребенка.
  • Если малыш произносит слова с чрезмерным напряжением.
  • При наличии ринолапии (когда при произношении слов резонирование в полости носа происходит в недостаточной степени).
  • Если детские речевые нарушения обусловлены слишком короткой подъязычной уздечкой (при дислалии).

Дети, которые проходят процедуру логопедического массажа, демонстрируют прогресс в преодолении речевых недостатков.

У них отмечается следующее:

  • Постепенно мышечный тонус речевых мускулов приходит в норму.
  • Амплитуда движений при артикуляции становится больше.
  • Уменьшается проявление различных отклонений при работе речевых мышц.
  • Формируется правильная схема выполнения артикуляционных движений.
  • Мышцы, которые работали ранее с недостаточной степенью сокращения, теперь работают с большей интенсивностью.

Важно! Регулярное прохождение курса логопедического массажа позволит детям ощутить значительный прогресс в развитии речевых навыков.

Зондовый логопедический массаж

Для проведения такого вида массажа необходимо пройти профессиональное обучение. Специалист должен знать, что и зачем необходимо сделать. В этом случае для работы используются специальные приспособления — зонды. При этом:

  • Обкалывание языка выполняется при помощи вилочкового зонда.
  • Восьмерка применяется для проведения нажатий на язык.
  • Зонды-саночки имеют несколько разновидностей. С их помощью выполняется стимуляция волокон мышц при помощи надавливаний на него.
  • Топорик используется для надавливающих и скользящих массажных движений.

Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок

Применяются также другие разновидности зондов для проведения массажа.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Проводя такую процедуру, нужно правильно выбрать зубную щетку. У нее должна быть мягкая щетина. Необходимо купить бинт, чтобы сделать несколько тампонов, которые нужно будет подложить под язык во время процедуры для того, чтобы они впитывали слюну.

При массаже языка необходимо делать кругообразные движения щеткой в поперечной направленности. При этом не должно быть сильного надавливания.

Логопедический массаж: кому, зачем и как?

5/5 3 голос.

Статья написанная согласно с научными стандартами и проверена медицинским работником
Этот текст соответствует требованиям медицинской литературы, медицинским установкам и современным исследованиям и был пересмотрен медицинскими работниками. Источники и автор.

Каждому человеку нужно, чтобы его понимали. Он хочет быть услышанным. Но существует немало ситуаций, когда высказаться довольно сложно, так как нарушена работа речевого аппарата. Улучшить звукопроизношение и вернуть красивую речь после инсульта, помочь правильно произносить слова и связно формулировать свои желания в раннем возрасте – именно такие задачи ставят перед собой специалисты по логопедическому массажу.

Логопедический массаж: показания и противопоказания

Логопедическая коррекция – это система специальных упражнений и видов массажа, развивающая правильную работу органов речи. То есть такие манипуляции будут полезными и оправданными, когда речь идет о нарушениях подвижности мышц мимических, а также языка, щек и губ.

Стоит заметить, что логопедический массаж – далеко не самая приятная процедура и уже тем более – не панацея от всех проблем с речью. А потому советовать его всем на всякий случай – попросту глупость. Решение о целесообразности такого лечения должен принимать врач.

Кому же такая процедура может помочь? Логопедический массаж назначается взрослым и детям, у которых наблюдается проблема с речью, и тем, у кого нарушена жевательная функция. Такие манипуляции показаны в случаях:

  • Дизартрии — когда нарушена иннервации мышц речевого аппарата.
  • Ринолалии– когда нарушена резонаторная функция носовой полости (синдром гнусавости).
  • Механической дислалии – когда имеет место укороченная подъязычная связка.

Также логопедический массаж иногда назначают при заикании. Но делать манипуляции в этом случае следует очень осторожно и только с разрешения врача.

Важно также знать, что логопедический массаж показан не всем, и даже наоборот – многим противопоказан. Его нельзя делать, если:

  • человек склонен к судорогам, болен эпилепсией;
  • у пациента лихорадка или в организме есть острые воспалительные процессы;
  • есть склонность к носовым кровотечениям;
  • у пациента конъюнктивит;
  • есть кожные заболевания;
  • пациент – аллергик;
  • есть стоматит, герпес;
  • наблюдается увеличение лимфатических узлов;
  • есть тошнота и рвота;
  • диагностирована онкология.

Даже при сильной усталости или нестабильности психического здоровья логопедический массаж не назначают.

Мануальный и инструментальный логопедический массаж

Различают разные типы такой коррекции. По способу проведения процедур, можно выделить:

– мануальный массаж – когда манипуляции делают при помощи рук (в стерильных перчатках);

– инструментальный – с использованием специальных зондов.

Также процедуры отличают по назначению: одни призваны расслабить артикуляционные мышцы, другие – активизировать их.

Независимо от типа манипуляций, делать их должен специалист. Тогда можно ожидать позитивных результатов.

Цель логопедического массажа

О каких именно результатах мы говорим? Как ни крути, а подыскивая для себя или для своего ребенка массажиста, мы ждем, что уже после первых сеансов речь наладиться, мышцы будут работать более правильно и как следствие – улучшиться звукопроизношение. Но для достижения этих целей нужно время.

Дело в том, что у многих детей с проблемами речи нарушено кровоснабжение ствола головного мозга и иннервация мышц речевого аппарата. В результате ребенок просто не способен контролировать работу этих мышц. Логопедический массаж как раз призван помочь организму вернуть себе этот контроль. Постепенно.

Чего же можно добиться при помощи логопедического массажа?

  1. Улучшить работу и подвижность мимических мышц, а также мышц языка, щек и губ.
  2. Повысить чувствительность речевого аппарата.
  3. Снизить повышенный тонус мышц, которые отвечают за произношение звуков.
  4. Решить проблему с усиленным слюнотечением.

Также полезным будет логопедический массаж для неговорящих детей. Профессиональные манипуляции помогут скорректировать иннервацию мышц речевого аппарата и нервный импульс. В результате ребенку будет легче справиться с задержкой речевого развития. Но все же ожидать, что, выйдя из массажного кабинета, неговорящий ранее ребенок сразу заговорит, не стоит. Логопедический массаж – это помощь, но не волшебная палочка.

Особенности проведения детского логопедического массажа

Есть ли отличия между взрослым и детским логопедическим массажем? Конечно да. И дело не только в применяемой силе или техниках. Будем честными – не каждый ребенок позволит неизвестному человеку сделать такие манипуляции. А потому детский логопедический массаж требует не только профессионализма массажиста, который прошел специальное обучение, но и его умения работать с маленькими пациентами. То есть таланта наладить контакт, чтобы процедуры были добровольными.

На первых сеансах манипуляции должны быть максимально безболезненными, чтобы ребенок смог довериться этому незнакомому человеку на следующих занятиях. В то же время требуется терпение и со стороны родителей. Не стоит ожидать мгновенных результатов или настаивать на интенсивности манипуляций с первого дня. Достаточно правильно выбрать специалиста, которому вы сможете доверить здоровье своего ребенка и которому сможет довериться ваш ребенок.

Вся информация, изложенная в блоге, носит информационный характер и не заменяет очной консультации врача!

Записаться на прием к специалисту

Остались еще вопросы? Задавайте!

Источники:

  1. https://impulss.eu/en/methods/speech-therapy-massage
  2. https://handyhandouts.com/viewHandout.aspx?hh_number=204&nfp_title=Oral-Massaging+Techniques

+0-0 0 голос.

Как делать логопедический массаж самостоятельно

Важно! Когда родители проводят массаж своему ребенку, нужно с ним постоянно общаться для того, чтобы он во время процедуры чувствовал себя уверенно.

В основе всех движений при проведении процедуры лежат поглаживание и легкая вибрация. Надавливания должны делаться без усилий. Вибрация помогает лучше расслабить мышцы. Поглаживания делают осторожными круговыми движениями.

Для того, чтобы улучшить качество проводимой процедуры, родителям может быть полезно взять несколько уроков у профессионалов.

Противопоказания для массажа: когда делать не стоит

Хотя проведение такой процедуры способно оказать значительную помощь ребенку, в некоторых случаях его использование может принести вред.

При этом имеются противопоказания:

  • его нельзя делать детям, которые страдают от заболеваний капилляров и крови;
  • запрещено проводить тем, у кого имеются онкологические заболевания;
  • при наличии склонности к образованию тромбов;
  • в то время, когда малыш болеет острыми респираторными заболеваниями;
  • при наличии стоматита или коньюнктивита;
  • если у ребенка судороги;

Зондовый массаж

  • когда малыш страдает от фурункулеза;
  • при наличии порезов или других повреждений кожи, на месте которых образовались воспаления;
  • при наличии синяков там, где выполняется массаж;
  • когда ребенок имеет грибковое заболевание;
  • если лимфатические узлы увеличены;
  • массаж нельзя делать тем, у кого имеются воспаления или гнойные высыпания на коже, а также тем, кто болеет герпесом.

Важно! Кроме перечисленных противопоказаний необходимо учитывать, что у малыша может быть повышенная чувствительность к такой процедуре, что не позволяет использовать при его лечении логомассаж.

Специфика логомассажа в условиях дома

При проведении процедуры родителями дома необходимо обеспечить малышу такие условия, чтобы он не испытывал страха перед процедурой. Поэтому чем младше ребенок, тем менее продолжительным должно быть занятие. Например, для грудничка достаточно на первом сеансе потратить не более двух минут, а для трехлетнего ребенка логопедический массаж языка нужно увеличить до 5 минут. Рекомендуется создать малышу обстановку, в которой он будет чувствовать уверенность — положить рядом любимые игрушки, читать ему любимую сказку.

Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе ДОУ

Условия для проведения процедуры дома

Логопедический массаж для детей в домашних условиях проводится в светлом и хорошо проветриваемом помещении. Нужно, чтобы для ребенка не было причин отвлекаться. Иногда дети нервничают во время процедуры. Поэтому рекомендуется, чтобы продолжительность занятия увеличивалась постепенно, а первый сеанс массажа происходил не дольше 5 минут.

Характеристика и описание логопедического электромассажера Z-Vibe

В данное времялогопедический электромассажер Z-Vibe является лучшим в мире массажёром для логопедического массажа и подготовки артикуляторного аппарата к занятиям с логопедом. Данный вибромассажер при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз, по сравнению с традиционными массажными зондами.

Обращаем Ваше внимание! Если у Вашего ребенка есть эписиндром, заниматься с этим массажером ему нельзя!!!

Описание: аппарат состоит из алюминиевого корпуса, в который помещен микромотор — вибратор, элемент питания, а также сменный наконечник на резьбе.

Рис. 3 Логопедический электромассажер Z-Vibe

Логопедический массажер имеет толщину в диаметре не более шариковой ручки и для работы использует электрические батареи.

Рис.4 Ремонтный комплект

Он позволяет быстро заменить внутренности электромассажера Z-Vibe после длительной и интенсивной эксплуатации. Включает в себя элемент питания. Принцип работы Z-Vibe : состоит в воздействии на (язык, внутренняя и наружняя поверхность щек, лоб, щеки, подбородок) человека — колебаниями высокой частоты. В следствии этих колебаний- происходит раслабление органов или массажер приводит мышцы в тонус. Все зависит от используемых насадок.

Наконечники меняются в зависимости от необходимости воздействия. Дополнительные наконечники продаются отдельно.(5шт) Сменные насадки вибромассажера сделаны из пищевой пластмассы, не содержат вредных красителей и выдерживают стерилизацию УФ лампами.

Логопедический массажер небольшой ( размером с обычную шариковую ручку) и очень легкий.

Данная насадка используется как при наружном логопедическом массаже губ, щек и т.д. так и при массаже артикуляционного аппарата ребенка.

Рис 5.Насадка ребристая для логопедического массажера Z-Vibe

Насадка для логопедического электромассажера Z-Vibe. В качестве массажного элемента используется самый обычный «Чупа-Чупс» из магазина. Насадка вкручивается в массажер, Чупа-Чупс вставляется в нее. Эффект — просто замечательный. Все как в классических учебниках по логопедии, только за счет высокой частоты вибрации более эффективно. Внимание! это только оправка для массажера в которую вставляется конфета Чупа — Чупс. Конфета в комплекте не идет .

Рис.6. Дополнительная насадка к массажеру Z-Vibe

Данная насадка для логопедического электромассажера Z-Vibe, позволяет быстро создать и подготовить на языке ребенка «желобок», для последующей постановки звуков. Так же применяется для логопедического массажа, в местах, где важна тонкость инструмента логопеда.

Рис.7. Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка

Данная насадка используется логопедами в качестве дополнительной на частных занятиях, чтобы «обойти» процесс стерилизации. Приобретается несколько насадок и заранее дома производится их дизинфекция. Насадка стандартного исполнения, используемая в массажере Z-Vibe

Рис 8 .Дополнительная «стандартная» насадка к массажеру Z-Vibe

Насадка используется в качестве дополнительной в логопедическом массажере Z-Vibe

Рис. 9.Дополнительная насадка к массажеру Z-Vibe «Кот»

Насадка для логопедического массажера в виде «Мышки». Изготовлено в США, пищевая резина, умеренная жесткость. Имеет разные типы применения, даже кормление ребенка.

Рис. 10. Дополнительная насадка к массажеру Z-Vibe «Мышка»

Результаты: при даже небольшом воздействии педагога, родителя (всего до 3 минут!!! два раза в день) в течение 10 дней заменяет 3-5 КУРСОВ по 10-12 процедур логопедического массажа (по 20 минут)! У некоторых деток (с обычной дизартрией) хватает нескольких сеансов для постановки звуков. Детки потяжелее после 2 недель начинают выговаривать сложные звуки. Самые тяжелые детки – жевать.

Противопоказания: не рекомендуется применять массажер при эпилепсии в активной фазе; развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды; гингивит и конъюнктивит; стоматит; увеличение лимфоузлов и лимфотока ; поражение ротовой полости в результате развития герпеса. Таким образом, аналогов этого электро массажеров нет. В данное времялогопедический электромассажер Z-Vibe является лучшим в мире массажёром для логопедического массажа[3 ]

Обработка зонда

Логопедический электромассажер не обрабатывается, обрабатываем просто насадки к нему.

Вашему вниманию представлю несколько интересных логопедических новинок для обработки логопедического инструментария

Ручной УФ стерилизатор логопедического оборудования. Применяется для дезинфекции логопедического оборудования, игрушек, столов, телефонов, посуды, средств гигиены и т. д. Принцип действия состоит в антибактерицидном действии УФЛ лампы. За 15 секунд убивает 99.9% известных бактерий. Общая длина прибора 27см. Имеет защиту человеческих глаз от УФ излучения (при поворачивании в верх лампой — выключается).Мобилен, можно взять с собой на логопедические занятия или в дорогу. Питается от батареек.

Логопедический массаж языка для детей

Для того, чтобы провести логомассаж, необходимо действовать в соответствии с пошаговой инструкцией:

Использование зонда

  1. Процедура начинается с того, что массажист делает щадящие поглаживающие движения по коже лица.
  2. Работа с продольной мышцей проводится в направлении от корня языка к внешней части.
  3. Логопедом выполняются надавливания на поперечные мышцы: движение начинают в центре языка и продолжают по направлению к боковому краю.
  4. Внутри ротовой полости проводятся поглаживания по всей ее поверхности в различных направлениях.
  5. Делают легкие похлопывания по поверхности языка на всем его протяжении.
  6. Массажист выполняет надавливания на продольную мышцу.
  7. Проводится обработка уздечки языка с помощью вертикальных движений.
  8. С использованием салфетки, сделанной из марли, делают перетирающие массажные движения.

Важно! Для того, чтобы был оказан лечебный эффект, нужно провести цикл процедур, состоящий из 10-20 сеансов. После окончания надо сделать перерыв длительностью 4-8 недель и повторить все снова.

Использование инновационного оборудования в логопедической работе с детьми

Черченко Зоя Михайловна

Использование инновационного оборудования в логопедической работе с детьми

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. Дети с дизартрией часто страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, их сложно увлечь чем-либо, они быстро устают и т. д.

Как правило, медикаментозное лечение по назначению невропатологов и физиотерапевтические процедуры родители не проводят.

В связи с этим процесс коррекции имеет длинную и сложную динамику.

Возникает необходимость в более активном медико-педагогическом воздействии с использованием «обходных»

вспомогательных средств, чтобы добиться эффекта в устранении дизартрических проявлений.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Хочу представить вашему вниманию новинку логопедического инструментария логопедический электромассажер Z –Vibe, являющийся инновацией, интегрирующей общий логопедический массаж и высокочастотные электромагнитные вибрации.

Аппарат состоит из алюминиевого корпуса, в который помещен микромотор-вибратор, элемент питания, а также сменный наконечник на резьбе.

Наконечники меняются в зависимости от необходимости воздействия (расслабление – стимуляция)

.

Дополнительные наконечники продаются отдельно.

Логопедический массажер имеет диаметр не более шариковой ручки. Сменные насадки вибромассажера сделаны из пищевой пластмассы, не содержат вредных красителей и выдерживают стерилизацию УФ лампами.

Производство США

Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на язык, внутреннюю и наружную поверхность щек, лоб, подбородок, колебаниями высокой частоты. Вследствие этих колебаний происходит расслабление или увеличение тонуса мышц, в зависимости от используемых насадок. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Цель массажа – нормализация речевой моторики.

Методика логопедического воздействия заключается в выполнении основных стандартных массажных движениях.Основная универсальная насадка массажера имеет две различные поверхности: бугристую и поперечно-полосатую. Используется для щек, губ, языка, десен, неба.

Поперечно-полосатая сторона – направлена на нормализацию мышц арт. аппарата при гипертонусе;

Бугристая сторона – направлена на нормализацию мышц арт. аппарата при гипотонусе.

Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка

Данная насадка предназначена для логопедического вибромассажера Z-Vibe, позволяет быстро создать и подготовить на языке ребенка «желобок», для последующей постановки звуков.

Так же применяется для логопедического массажа, в местах, где важна точность инструмента логопеда.

Насадка ребристая для логопедического массажера Z-Vibe.

Данная насадка используется как при наружном логопедическом массаже губ, щек и т. д., так и при массаже артикуляционного аппарата ребенка.

Кроме того, массажер помогает очень эффективно растягивать «уздечку», поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке свистящих звуков. Также, он очень эффективен в выработке вибрации кончика языка при постановке звука «Р»

. Для этого
используется «искусственное заведение моторчика» при помощи этого электромассажера.
Опыт работы с дизартрией подтверждает, что использование электромассажера Z –Vibe оптимизирует работу по преодолению органических проявлений дизартрии. Кроме того, как указывают исследования, массажер очень хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с нарушениями слуха.

Устройство для контроля собственной речи

Данное устройство используется при занятиях с логопедом для развития фонематического слуха и самостоятельного контроля речи у ребенка.

Во время занятий с логопедом ребенок держит устройство подобно трубке телефона и произносит фразы.

Весь эффект состоит в том, что ребенок сам себя слышит без искажений «внутренним слухом человека» и способен корректировать речь, в зависимости от услышанного.

В устройстве используются только механические принципы передачи звука.

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»

предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Программа «Игры для Тигры»

предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности,объединенных в четыре тематических блока:

«Просодика»

,

«Звукопроизношение»

,

«Фонематика»

,

«Лексика»

.

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания.

Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия.

Программа «Игры для Тигры»

проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками.

Блок «Просодика»

.

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика»

, производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль «Дыхание»

.

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно)

.

Модуль «Слитность»

.

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль «Ритм»

.

Упражнения модуля «Ритм»

позволяют
работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.
Модуль «Высота и тембр»

.

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует
работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.
Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок «Звукопроизношение»

.

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение»

позволяет развивать эфферентное
(развитие моторных свойств органов артикуляции)
и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок «Фонематика»

.

Модуль «Звуки»

.

Упражнения модуля «Звуки»

позволяют
работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.
Модуль «Слова»

.

Упражнения модуля «Слова»

можно
использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.
Модуль «Анализ»

.

Упражнения модуля «Анализ»

позволяют организовать
работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.
Модуль «Синтез»

.

Упражнения модуля «Синтез»

позволяют
работать над формированием фонематического синтеза у детей.
Блок «Лексика»

.

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

При работес упражнениями данного блока происходит формирование словаря детей по основным темам: «Одежда»

,
«Обувь»
,
«Мебель»
,
«Посуда»
,
«Инструменты»
и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка

Данная насадка для логопедического электромассажера Z-Vibe, позволяет быстро создать и подготовить на языке ребенка «желобок», для последующей постановки звуков. Так же применяется для логопедического массажа, в местах, где важна тонкость инструмента логопеда.

Коррекция шипящего сигматизма по М.Е. Хватцеву (1959)

1. Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.

2. Задувание на язык при низком его положении.

3. Язык устанавливается глубоким«желобком», и произносится звук [с]. Затем постепенно глубина «желобка» уменьшается.

4. Произносится звук [с].

Для постановки звука «С»

логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука «С» с зондом ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала

Насадка основная стандартная

Позволяет очень эффективно растягивать «уздечку» Поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке звука С и многое другое. При достаточных навыках логопеда, данный массажер позволяет «поставить» звук Р человеку в течении 1-2 занятий. Для этого используется «искусственное заведение моторчика» при помощи этого электромассажера. Далее пациент повторяет состояние «рычания» которое он запомнил.

По поводу мгновенного эффекта в вызывании звука Р скажу так, это осуществимо если, артикуляционный аппарат готов к постановке звука Р. С первого раза действительно становится возможным его получить.

Постановка:

1-й способ

Под языком быстрыми колебательными движениями двигать массажером (насадка стандартная, либо ребристая), ребёнок при этом произносит ДА-ДА-ДА или ТЖ-ТЖ-ТЖ-ТЖ, ЗА-ЗА-ЗА 2-й способ

Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки Р, активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук Р с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные).

Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время массажером, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Если язык будет не широкий и не напряженный, массажер увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с массажером, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил массажер ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно, постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью. 3-й способ Постановка [Р[ из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

• В дополнение к предыдущей позиции логопед массажером «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» массажером на губе.

• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения массажера, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)

• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

4 — й способ

Постановка [ Р ] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [ Д ] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Массажером осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо — влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями массажера. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

5-й способ

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время вибротренажером, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р) .

Детский логопедический вибромассажер с насадкой «Кот или Мышка»

Массажер обеспечивает мягкий, успокаивающий массаж области рта, щек, губ. Логопедический массаж производится выступающими частями массажера ( ушки ) . Вибрация очень мягкая и ребенок не боится данного инструмента. Так же используется для приучения маленького ребенка к кормления с ложки. При индивидуальном использовании, можно применяться для массажа артикуляционого аппарата. Изготовлен из пищевого пластика, пищевой резины без латекса.

У Z-Vibe насадки маленькие, можно проработать чуть ли не точечно отдельную область языка, а ушки большие , поэтому ими очень удобно делать массаж лица, щек, подбородка, лба, губ и конечно же языка. Снаружи и ушками и внутри тоже приятно, там принцип одинаковый. На своем вебинаре Краузе сказала, что она их применяет только для массажа лица. Но я пошла дальше и использую его не только для наружного массажа, но и для внутреннего массажа в полости рта. Хотя мышка и кошка это насадки для Z-Vibe, они дорогие , бесполезные для нас , массаж щек и лица каждая из нас и без этих приспособлений сделать сможет .

Из опыта логопеда Ю. Бочаровой ( постановка звука Р ушками мышки) : « Когда у ребенка язычок принимает правильную позицию при звуке, но слабоватая воздушная струя (от упражнения «комарик или парус» ) : просите ребенка поставить язычок вверх и подуть на него, а сами подставляете ухо мышки (узкую сторону) под подбородок и происходит вибрация кончика языка и слышен звук «р». У меня девочка была мышцы языка были слабые и кончик постоянно вываливался, я протирала «ухо» спиртом и прям вибрирующим ухом поднимала язычок вверх и тоже была хорошая вибрация» . Массажер ставим чуть дальше, не совсем «ухо мышки» на подбородок от начала подбородка на 4 см. Но это тоже индивидуально у кого где вибрация идет и самое важное что бы рот был приоткрыт.

Таким образом, на помощь логопеду приходят новинки логопедического инструментария, одним из которых является, логопедический электромассажер Z– Vibe,являющийсяинновацией, интегрирующей общий логопедический массаж и высокочастотные электоромагнитные вибрации, в следствии чего, происходит расслабление органов или массажер приводит мышцы в тонус. Методика логопедического воздействия заключается в выполнении основных стандартных массажных движениях.

Опыт работы подтверждает, что использование электромассажераZ–Vibe является достойной альтернативой использования классических массажных зондов.

Заключение

Как мы выяснили, различных видов массажа много. Мэтры нашей логопедии : Архипова Е., Дьякова Е. А., Краузе Е. Н. , Новикова Е.В. предложили свои методики логопедического массажа, которые предназначены для коррекции серьезных речевых расстройств. Коноваленко С.В. предлагает использовать вилку для массажа, бусинку на нитке для тренировки языка, а Крупенчук О. И. использует ложку для массажа языка, щек, губ, т.е нетрадиционное применение обычных вещей в логопедической практике. Логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

В нашей методической разработке мы описали метод работы с логопедическим электромассажором Z-Vibe. В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи.

Массаж — безусловно, полезная процедура. Но, хочется заметить, что уповать на него, как на волшебство, не стоит. Есть случаи, в которых логопедический массаж, если и не принесёт вреда, то и не сдвинет речь ребёнка с мёртвой точки. А в отдельных случаях он может даже и навредить. Поэтому, прежде чем приступать к массажу, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок.

Глоссарий:

Гиперкинезы (греч. ὑπερ- — над, сверх и κίνησις — движение) или дискинезии — патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группахмышц.

Гипертонус— повышенный тонус мышц.

Гипотонус — пониженный мышечный тонус.

Логопедический массаж:

Дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.) Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью.

Самомассаж —массаж , который ребенок делает себе сам.

Синкинезиинепроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение произвольного двигательного акта здоровой или парализованной конечностью.

Судороги- непроизвольное сокращение мышцы

Пальпация — метод медицинского ручного обследования больного.

Список использованной литературы:

1. Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии

М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

2. Детский психолог советует: Текст. [Электронный ресурс] : https://tuchek.net/zVibe.htm

3. Информация о массажере. Текст. [Электронный ресурс] :

4. Карелина И.Б.Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. Учебно-практическое пособие :» Текст : Гном и Д»; — с.64

5. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений —— М.: Издательский , 2001. — 192 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]