Односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные слова

Обучение чтению напрямую связано с обучением разделению слов на слоги. Детям порой бывает трудно усвоить эти правила, тем более что правила разделения слов на слоги и для переноса существенно отличаются.

Пока малыш начинает читать, но еще не пробовал писать, можно рассказать ему, как производить деление слов на слоги без учета правил переноса. Для этого самим родителям необходимо вспомнить несколько основных закономерностей, как разбить любое слово на слоги. Карточки со слогами Вы можете бесплатно скачать здесь.

Принцип разделения слов на слоги

Если вспомнить программу обучения в начальных классах, то в памяти возникнет правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.

Следовательно, чтобы зрительно определить количество слогов, нужно посчитать гласные. Какие же буквы мы отнесем к гласным? Всего гласных букв в алфавите 10:

  1. А,О,У,Ы,И,Э – обозначают один звук;
  2. Е,Ё,Ю,Я – обозначают два звука (Е=Й+Э; Ё=Й+О; Ю=Й+У; Я=Й+А).

Возьмем в качестве примера слово «опасное» и разделим его на слоги:

Опасное=о-пас-но-е (4 слога).

В этом случае мы просто разделили слово на слоги по количеству гласных. Однако если бы это же слово нужно было перенести с одной строки на другую, принцип деления был бы иной (переносить одну букву на другую строку нельзя):

Опасное=опас-ное – разделение слова для переноса.

Итак, чтобы правильно определить количество слогов, ребенку нужно выучить гласные.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Фонетический слог — это один глас­ный звук или глас­ный в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми зву­ка­ми, кото­рые в про­цес­се гово­ре­ния про­из­но­сят­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем сло­ва:

лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд.

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся одно­слож­ны­ми.

Узнаем более подроб­но о соста­ве одно­слож­ных слов с одним, дву­мя, тре­мя, четырь­мя соглас­ны­ми.

Типы слогов

Существенно помогут в применении данного правила знания о типах слогов. Различаются типы слогов по конечной букве: гласной или согласной.

  1. Открытый слог заканчивается на гласную.
  2. Закрытый заканчивается на согласную.


Какие бывают типы слогов?
Открытый слог, как правило, используется для обычного деления на слоги при чтении. Слог заканчивается на гласную, а стоящие за ней согласные буквы отходят к следующему слогу:

Шишка= ши-шка

Мороженое=мо-ро-же-но-е

Ученица=у-че-ни-ца

Закрытый при делении этого слова будет использоваться для переноса на другую строку:

Опасное=опас-ное

Шишка=шиш-ка

Устанавливать=ус-та-нав-ли-вать

Слово может состоять из одного закрытого слога: сон, мох, сесть и т.д.

Также закрытый может присутствовать при делении слова на слоги при чтении, если он заканчивается на непарный звонкий согласный, стоящий в середине слова (сонорный): Й,Р,Л,М,Н.

Например, МАЙКА=МАЙ-КА

САНЬКА=САНЬ-КА

Типы слогов помогают четко разграничить правила деления слова на слоги для чтения и переноса.


Как можно играть и учить слоги одновременно?

Трехсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся сло­ва:

лё-тчи-ца, ко-ро-ва, бе-ли-зна.

Примеры трехсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, напри­мер:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трех­слож­ном сло­ве:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Узнаем пра­ви­ло пере­но­са слов в рус­ском язы­ке.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье; а-збу-ка — аз-бу-ка;
  • о-го-род — ого-род; у-ра-ган — ура-ган;
  • о-тли-чник — от-лич-ник; а-дре-сат — ад-ре-сат.

Игры со слогами

Обучение чтению можно сделать веселым и красочным, если использовать для этого различные игры со слогами.

Узнай тип слога.

В этой игре можно предложить детям найти открытый и закрытый слог из предложенных. Игра хороша для детей, проходящих подготовку к школе, умеющих читать и представляющих себе, что такое открытый и/или закрытый слог.

Например, в слове «опасное» (о-пас-но-е) 3 открытых и 1 закрыты слог.

Найди слог в слове.

Определите для игр какой-нибудь простой слог, например, «КО». Устройте с малышом соревнование, кто назовет больше слов с этим слогом.

Например, КОТ, КОРОВА, КОМ, КОЗА и т.д.

Так вы научите ребенка зрительно определять буквенный состав слова.

В каком слове три слога.

Эта игра предполагает умение разделять слова на слоги для чтения и подсчитывать их количество. Попросите ребенка назвать, в каком слове три слога, какое состоит из пяти и т.д. Для этого малышу придется потрудиться разделить слова на слоги, чтобы узнать, сколько слогов в слове.

Например, в слове «го-ро-ши-на» 4 слога, в слове «мо-ро-же-но-е» 5 слогов.

Поиграем в словотворчество.

Создавать новые слова – это тоже увлекательно. Попробуйте взять несколько слогов из различных слов и самостоятельно придумать из них новое слово (следите, чтобы ребенок не придумывал несуществующие слова, а опирался на уже существующие в языке значения или лексику). Попросите назвать типы слогов в слове.

Какие из предложенных слогов стоят в словах первыми.

Для этой игры возьмите несколько трех- или четырехсложных слов (например, кошка, собака, опасное, оранжевый). Для их обозначения можно использовать картинки, если ребенок еще плохо читает. Выпишите слоги вразброс. Затем попросите малыша назвать представленные на картинках слова и назвать в них первые слоги.

Какая буква куда бежит.

В основе этой игры – методика, предложенная логопедом Надеждой Жуковой и представленная в ее учебнике для малышей «Букварь». Если у вас нет этой книги, можете самостоятельно освоить данную методику.

Смысл ее заключается в том, чтобы наглядно показать малышу принцип чтения на примере слогов.

Возьмите слог, разделите его на буквы и нарисуйте их на противоположных концах листа. От одной букве к другой нарисуйте или приклейте бегущего человечка. Для этой цели подойдет и любая игрушка, которую малыш будет вести от одной буквы к другой. При этом называются звуки слога, плавно перетекая друг в друга. Используйте для игры открытый слог.

Второй вариант этой игры. Нарисуйте начальные буквы слога большими на некотором расстоянии друг от друга. От них условно проведите две линии в виде клина и вдоль них напишите несколько гласных из слога, постепенно уменьшая их в размере, а затем увеличивая. Потом попросите малыша прочитать то, что написано. Он должен протянуть гласный звук в слоге. Таким образом, ребенок усваивает, что основа слога – это гласный звук.

Слоговые раскраски.

Раскрашивать любят все дети. Но здесь задания необычные. Картинка, словно пазл, расчерчена на отдельные части, в которых вразброс вписаны слоги на одну и ту же согласную, например: МА, МО, МУ, МЫ, МИ, МЕ и т.д. Каждому слогу соответствует свой цвет. Если ребенок правильно прочитает слоги и раскрасит их, он получит цветную картинку. Так мы приучаем малыша самостоятельно отыскивать нужные слоги.

Подобных игр можно предложить очень много. Вы можете сами их придумать в процессе обучения малыша чтению и делению слов на слоги, запоминая типы слогов. Помните, что главное – это сделать чтение интересным, тогда и книги впоследствии покажутся настоящим волшебным миром!

Звуковой перевес

Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.

Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.

Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я».

Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.

В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» «у», «я» «а».

Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»), люк ( «ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.

Это происходит в позициях, когда:

  • «хитрые» гласные находятся в начале слова (енот, ёлка, юнга, яблоко),
  • идут после гласных (воевал, твоё, краюшка, моя).

Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.

Пример анализа слов

Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:

  1. Маяк. Здесь есть «я», она стоит в позиции после гласного «а» значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
  2. Вьюга. Здесь есть «ю», ее позиция – после «ь» значит, распадается на «й-у». Также присутствует «ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
  3. Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «ю», позиция начало, значит, распадается на «й-у». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» 4 звука. Количество не совпало.
  4. Ёлочная (игрушка). Здесь есть «ё», позиция – начало, значит, распадается на «й-о». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» 9 зв., 7 б.

Каюта: фонетический разбор слова

Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.

Примеры слов

Лексем в русском языке, в которых звуков больше, чем букв, немало – это явление считается достаточно распространенным.

Бегает: фонетический разбор слова

Рассмотрим несколько примеров:

  • ералаш – «йиралаш»,
  • яблоко – «йаблака» (сюда же яблочный и подобные),
  • едкий – «йэтк`ий»,
  • енот – «йинот»,
  • ёлка – «йолка» (ель не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
  • ёмкий – «йомк`ий» (ёмкость не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
  • юрист – «йур`ист»,
  • ястреб – «йастр`ип»,
  • юноша – «йунаша» (юность не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение),
  • рояль – «райал`»,
  • уныние – «унын`ийи»,
  • светлая – «св`этлайа»,
  • красивая – «крас`ивайа».

Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).

Это интересно! В чем разница – надеть или одеть, как правильно писать

3 буквы и 4 звука

Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:

  • яма – «йама»,
  • юла – «йула»,
  • уют – «уйут»,
  • еда – «йида»,
  • шея – «шэйа»,
  • пою – «пайу»,
  • ёрш – «йорш»,
  • туя – «туйа».

Юла: фонетический разбор слова

3 б. и 4 зв. в лексеме может быть, если она содержит гласные, распадающиеся на 2: е, ё, ю, я. Это происходит в случаях, если указанная гласная стоит в начале, или она идет после другой гласной.

5 звуков и 4 буквы

В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:

  • маяк – «майак»,
  • дают – «дайут»,
  • поёт – «пойот»,
  • змея – «зм`ийа»,
  • моет – «мойит»,
  • своё – «свайо»,
  • ярко – «йарка»»
  • енот – «йинот».

Ежик: фонетический разбор слова

Здесь меньше графических знаков, чем звуков, по тем же причинам е, ё, ю, я распадаются на 2 значения, потому что находятся в начальной позиции или после гласной.

Это интересно! Где правильно ставить ударение в слове свекла

Определение количества звуков

Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.

Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.

Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».

Если есть, то определить их позицию:

  • после согласной,
  • после твердого или мягкого знаков,
  • после гласной,
  • самое начало.

Это интересно! Говорим грамотно: есть ли слово нету в русском языке

Продолжить анализ в зависимости от позиции:

  1. Если они идут после согласной, тогда, скорее всего, количество совпадет (если нет других особых случаев фонетики, а также ъ/ь),
  2. Когда перечисленные гласные стоят после ъ/ь – скорее всего, количество совпадет (эти знаки не имеют фонемы),
  3. Позиции вначале слова и после гласного свидетельствуют о том, что перед нами рассматриваемая ситуация с образованием дополнительной фонемы.
  4. Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, нужно убедиться, что в исследуемой лексической единице отсутствуют другие особые случаи фонетики.

Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.

План фонетического разбора слова

Это следующие случаи:

  • удвоенные и непроизносимые согласные,
  • твердый/мягкий знаки,
  • гласные «е», «ё», «ю», «я».

Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]