Моторина Н.Н., учитель-логопед ДОУ № 3, г. Липецк Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.). Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что даже 6-летний ребенок с ОНР не знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как «овца», «стрекоза», «молния» и т.д. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов. Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком. У этих детей наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п. Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства: — по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла — щетка»); — по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»); — по объединению общностью ситуации («каток — лед»); — части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»); — обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки», «посуда — тарелки»); — словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит», «кровать — чтобы спать»); — существительных и слов, обозначающих действия, или наоборот («открывать — дверь», «лекарство — болеть»). Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизированно. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова. Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «”Волк, собака, лиса” — лишнее слово “собака”, так как в лесу не ходят собаки». Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместо антонимов используются слова, семантически близкие («день — вечер»), слова-стимулы с частицей «не» («шум — не шум» — нет шума»). В качестве синонимов подбираются слова семантически близкие («улица — дорога»), похожие по звучанию («парк — парта»), формы исходного слова или родственные слова («боец — бой»). Вместо названий детенышей животных («ягненок», «теленок», «поросенок») — говорится «свиненок», «коровенок». Допускаются ошибки при употреблении и образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («яблоченька», «тетраденька»), с суффиксами «иц» («супница — суповка»). Дети с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей. Коррекционно-развивающая работа по уточнению и обогащению предметного словаря При организации логопедиче- ского воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. Формирование словаря идет по следующим направлениям: — расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности; — уточнение значения слов; — формирование семантиче- ской структуры слова; — организация семантических полей, лексической системы родного языка; — активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный. При создании системы работы над словами были использованы некоторые приемы, описанные Л.С. Выготским, С.Н. Карповой и др. Она составлена с учетом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связи между словами, развитие диалогической и монологической речи. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводит ся большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования. (Например, суффиксальный — для имен существительных.) У них развиваются навыки образования нового слова из двух частей («гриб + ник»). Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов («сад — садовник»), можно сформировать представления о системе словообразовательных связей («сад — садик — садовник»). Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова. Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантиче- ски простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова. Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей. Рассмотрим формирование пред- метного словаря на примере изучения лексической темы «Мебель». Предметный словарь 1-й год обучения Существительные стол, стул, кровать, диван, кресло, тумбочка, трюмо, сервант, полка, табурет, тахта, шкаф. Части предметов У кресла — спинка, сиденье, подлокотники. У стола — крышка, четыре ножки. У стула — спинка, сиденье, ножки и т.д. Обобщающее слово мебель. Различия предметов Стул — кресло — табурет. Полка — шкаф — сервант. Диван — кровать. Родительный падеж множественного числа Много столов, стульев, шкафов, диванов. Единственное и множественное число в именительном падеже Стол — столы, шкаф — шкафы. Образование уменьшительно-ласкательной формы Стол — столик, стул — стульчик, кровать — кроватка. 2-й год обучения Повторение и закрепление словаря, усвоенного на 1-м году обучения. Виды мебели Кухонная — стол, стул, табурет. Гостиная — диван, кресло, журнальный столик. Спальня — тахта, кровать, тумбочка, шкаф. Классификация предметов Мебель — одежда, мебель — посуда. Употребление с существительными простых и сложных предлогов Из-под стола, под кроватью, за диваном, между креслами, из-за шкафа. Из чего делают мебель? Из дерева, из железа, из пластмассы. Кто ремонтирует, делает мебель? Столяр. Дидактические игры и упражнения 1-й год обучения Магазин «Мебель» Дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на картинку или схему. Педагог предлагает ребенку купить предмет мебели в магазине и описать его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель. Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нем удобно сидеть и еще в нем можно читать книжку. Он предназначен для гостиной. Один и много Дети упражняются в образовании существительных множественного числа, родительного падежа. Педагог называет предмет мебели в единственном числе и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе. У меня один стул, а у тебя много… (стульев). Чего не стало? Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже, у них развивается внимание, память. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением мебели и закрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Дети должны угадать, какой предмет мебели отсутствует. Нет стола, нет стула, кровати. Разложи по своим местам Дети упражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развивается слуховое внимание. Педагог обращает внимание детей на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по своим местам. Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать. 2-й год обучения Что общего? Чем отличаются? Дети упражняются в сравнении двух предметов. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними. Этот стол большой, а этот столик маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный. Чего не хватает? Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже. Педагог предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает. У стола нет ножки, шкаф без ручки. У нас порядок Дети расширяют свой словарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами. Педагог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места. Что можно положить на полку ( на стол, в стол, на кровать)? Составление описательного и сравнительного рассказов Педагог предлагает детям составить загадку-описание. И затем это описание дополнить. Это предмет мебели. Он сделан из дерева, значит, он деревянный. У него есть крышка и четыре ножки. Крышка у стола круглая, гладкая, коричневого цвета. Ножки высокие, четырехугольные. Стол большой, крепкий, за ним может разместиться большая семья. Обычно его ставят на кухне. Стол — это кухонная мебель. Педагог предлагает детям сравнить два предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы). Это стол кухонный, а это стол журнальный. Кухонный стол белого цвета, а журнальный — коричневого. Кухонный стол круглый, а журнальный — овальный. У кухонного стола есть крышка и четыре высокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие. Кухонный стол пластмассовый, а журнальный — деревянный. Кухонный стол высокий, а журнальный — низкий. За кухонным столом можно обедать или пить чай, а на журнальный стол можно положить журналы, газеты или книжки. И кухонный и журнальный столы — это мебель. Загадки и отгадки Дети учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки мебели. Педагог предлагает детям отгадать загадки. Если они отвечают правильно, на фланелеграфе выставляется картинка с изображением соответствующей мебели. *** В этом доме этажи Называют полками, Тут белье мое лежит: Кофточки с футболками. Всё всегда на месте в доме: Сарафан, халат и шарф, Как зовется этот домик? Угадали? Это… (шкаф). *** Днем спит на ней подушка, А вечером Андрюшка. (Кровать.) *** Наступает ночка. Ты устала дочка. Спи, дочурка, сладко Ждет тебя… (кроватка). *** На нем сидят, телевизор глядят. Если устал — лег, полежал. Что это, ребята? (Диван.) *** За стеклом на полках в ряд Книги разные стоят. (Книжный шкаф.) *** Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) *** Под крышей — ножки, А на крыше — суп да ложки. (Стол.) Список использованной литературы Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2003. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для формирования речевых предпосылок успешного обучения в школе.
Важнейшим фактором овладения чтением, письмом, счетом является достаточный уровень сформированности лексики. Развитие лексических операций, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский [1], Н.И. Жинкин [2], А.Р. Лурия [3] и др.).
Как отмечает Л.Г. Парамонова [4], на основании специально проведенных исследований, что более половины детей (55,5%) приходят в первые классы массовых школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.
Одной из главных составляющих этой несформированность является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.
Для практического применения грамматических правил необходимо умение быстро и к тому же безошибочно подбирать проверочные слова, чего не может сделать ученик с отставанием в развитии словарного запаса. Такие ученики практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, то есть не знают точного смыслового значения многих слов и тем более не чувствуют их смыслового «родства».
В исследовании ряда авторов (Р.И. Лалаева [5], Р.Е. Левина [6], Н.В. Серебрякова [7], Т.Б. Филичева [8] и др.) отмечается своеобразие развития словарного состава при общем недоразвитии речи. Авторы подчеркивают, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая.
Учитывая значимость достаточного уровня развития лексики для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребенка, а также недостаточную разработанность проблемы изучения и преодоления нарушений пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР III уровня следует считать данную тему актуальной.
Психолингвистический подход к изучению нарушения лексики во многом проясняет сложный феномен слова как результата взаимодействия когнитивных процессов и коммуникативной деятельности, его семантику, место в лексической системе языка и функционирование в речи. Функциональный аспект лексической семантики особенно важен при коррекции речевого недоразвития, поскольку общение предполагает не только знание слов, но и умение составлять из них в ходе коммуникации высказывания, адекватно отражающие информацию, которую говорящий хочет передать. Психолингвистический подход к изучению нарушений лексики и их коррекции является наиболее перспективным, позволяющим исследовать специфические особенности недоразвития лексики, о характере нарушений лексических операций в процессе порождения речи у дошкольников с речевой патологией[9].
Развитие лексической стороны речи в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности.
Важнейшим фактором обогащения словаря выступает социальная среда, речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
В настоящее время, как отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [10].
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР обусловлено сложным, многообразным комплексом этиологических факторов. Сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка отрицательно влияют на развитие речи.
У детей данной группы в большей или меньшей степени имеются нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры, фонематической системы, нарушения лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Общее недоразвитие речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценного общения. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [11].
Сравнительный анализ развития словаря при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5, 7].
Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент направлен на выявление количественных и качественных нарушений в словарном запасе у детей с нормальным речевым развитием и у их сверстников с общим недоразвитием речи.
Для проведения исследования уровня развития словаря у старших дошкольников с ОНР применялись методические разработки Н.В. Серебряковой [7]. Р.И. Лалаевой [5], И.А. Смирновой [12], Т.Б. Филичевой [8]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [13,14,15].
Исследование проходило в два этапа.
Первый этап — подготовительно-аналитический, на котором подбирались дети в экспериментальную группу для проведения исследования, разрабатывались общие направления, логика исследования проблемы; изучалась лингвистическая, психологическая, психолингвистическая, педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; определялись цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; формулировался вариант научной гипотезы.
Второй этап – поисково-аналитический, на котором разрабатывались методы изучения пассивного и активного словаря у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР. Реализация этих методов осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента. Проводилось логопедическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп; анализировались анамнестические данные; затем – изучалась степень выраженности нарушений пассивного и активного словаря у детей.
Проведенный анализ анамнестических данных, психолого-педагогических особенностей детей позволил сделать следующие выводы:
— у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной имеет место: сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка;
— для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно — логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключаться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
В констатирующем эксперименте детям было предложено II серии заданий. I серия заданий
С целью исследования объема пассивного словаря детям предлагалось показать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по предметным и сюжетным картинкам
II серия заданий
С целью исследования объема активного словаря детям предлагалось назвать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по сюжетным картинкам.
Данные проведенного эксперимента показали, что актуализация словаря у дошкольников старшего возраста с ОНР вызывают большие затруднения.
По всем заданиям методики у дошкольников ЭГ отмечается низкий уровень выполнения заданий, особенно при исследовании активного словаря по сравнению с детьми КГ.
На фоне сравнительно развернутой речи у детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня наблюдается неточное понимание и употребление многих, даже обиходных слов. Дошкольники с ОНР понимают значение большинства слов, тогда как актуализация словаря вызывает у них выраженные затруднения.
Дифференциальные различия между двумя группами детей с ОНР и нормальным развитием речи проявляются не только в количественном, но и в качественном аспектах.
Специфические трудности, допущенные детьми с ОНР III уровня, сводились к неточному показу следующих картинок: обозначающих времена года, посуду, домашних животных, время суток, явлений природы, части предметов, фрукты, дикие птицы, средства транспорта; к неточному пониманию прилагательных, обозначающих признаки высоты, длины, ширины; глаголов, обозначающих голосовые реакции животных, семантически близкие действия людей, способы передвижения.
Наиболее существенными признаками недоразвития пассивного словаря у детей с ОНР является недостаточная сформированность:
— развития представлений об окружающей действительности;
— несформированность высших психических функций, что не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, действий и явлений.
Пассивный словарь дошкольников с ОНР преобладает над активным. Состояние активного словаря у детей с ОНР характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети с ОНР не знают или не точно употребляют многие слова. Среди них существительные, обозначающие части тела, части предметов, явления природы, время суток, средства транспорта, фрукты, диких птиц и др.
У старших дошкольников с ОНР ограниченность объема активного словаря затрагивает, прежде всего, предикативный словарь. В активном словаре при исследовании прилагательных ошибки, встречающие больше в ЭГ, были связаны с заменами слов, входящих в одно родовое понятие. Дети с ОНР не точно употребляли прилагательные характеризующие, прежде всего, ширину, длину, толщину, высоту, величину, вес предметов.
В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок выполняет или наблюдает (мыть, пить и т.д.).
Дети с ОНР затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов.
Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ литературы и результатов констатирующего эксперимента явились определяющим фактором для определения направлений коррекционной работы по расширению пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР. Методики, предлагаемые Р.И. Лалаевой [5], Л.Г. Парамоновой [4], Н.В. Серебряковой [7] , и многие другие имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию словаря следующие основные направления:
- Накопление лексических единиц;
- Целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).
Совместно реализуемая по этим двум направлениям работа опирается на ряд ключевых положений:
- Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
- Работа над обогащением словаря неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
- При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
- Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак.
На основе указанных выше методологических положений, можно определить следующие задачи:
- Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов) путем систематической работы над обогащением словарного запаса.
- Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов
имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи.
- Позаботиться о систематизации имеющегося у детей словарного запаса.
- Овладение новыми словами, прежде всего, глаголами, прилагательными, а также существительными.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей, на формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).
Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи.
На основании материалов исследования целесообразно составить перспективное планирование логопедической работы, выбор темы, речевого материала, последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна тесно увязываться с программой детского сада, при этом также учитывается частотный словарь детей шестилетнего возраста.
Определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей). Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели.
Занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно Перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку.
При составлении перспективного плана необходимо учитывать, что организация, содержание и методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников старшего возраста имеют специфические особенности. Прежде всего, здесь требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при максимальных затратах времени. Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов.
Учет принципов, разработка этапов, направлений, а также конкретные рекомендации направленные на развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня позволяет оптимизировать логопедическую работу по преодолению нарушения пассивного и активного словаря у данной категории детей.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с общим недоразвитием речи III уровня при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Отклонение от нормы (отставание) в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи несовершенством звукопроизношения. Хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно особенности формирования каждой из них требуют отдельного рассмотрения. Это поможет родителям и педагогам дошкольных учреждении своевременно заметить возможные отклонения от нормы а значит и принять соответствующие меры. Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов [2].
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка.
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.
Очень важно, чтобы словарный запас ребенок дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня накапливал словарный запас не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определенной системе, о чем речь пойдет ниже [3].
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки» и т.п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Накопление словарного запаса у ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно. До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5-6 годам [4].
Словарный запас детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения.
Примерно с 3-3, 5 лет в речи ребенка с общим недоразвитием речи III уровня начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т.п. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов. Остановимся на нем подробнее [1].
Все названия предметов (имена существительные, т.е. слова, отвечающие на вопросы кто? Что?) подразделяются на смысловые группы, например одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, деревья, цветы, звери, птицы, ребенком грамматических норм языка (об этом мы предполагаем поговорить в следующей публикации). Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но не забывая в ходе игры давать правильные образцы словообразования. Слабое владение очень многими учащимися наших школ правилами словообразования (вплоть до почти полного не владения ими) есть следствие педагогических упущений в дошкольном возрасте.
Итак, к началу школьного обучения ребенок дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений – чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2-4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития [5].
«Застревание» на первых словах. Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, те к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счет лепетных слов, непонятных окружающим. Это тоже отклонение от нормы.
Обогащение словарного запаса происходит только за счет имен существительных при почти полном отсутствии в речи ребенка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое, т.е. глагол [1].
Некоторые дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, имея уже достаточно большой запас слов (иногда до 100), образно говоря, «рассыпают их, как горох», не пытаясь построить фразу (в норме уже при наличии около 10 слов ребенок пытается связать их между собой). Это говорит о резкой задержке перехода к фразовой речи, которая в норме начинает проявляться после полутора лет [4].
Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы не замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития еще до перехода к фразовой речи (на втором году жизни) ребенок начинает использовать и косвенные формы слов. Например, девочка, протягивая руку к кукле и как бы прося ее дать, говорит «Куку» (а не «Кука»), хотя вместо фразы может сказать пока еще только одно слово. Это очень важный признак того, что ребенок начинает усваивать грамматические формы слов, т е овладевать грамматическим строем речи [4].
Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (санки – лыжи; кровать – диван; стул – кресло – табуретка; бегать – ходить – ползать), свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о недостаточно точном понимании им значений слов [5].
Длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти.
Частые перестановки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слов. Для нормального хода речевого развития более характерно упрощение, а не искажение звукослоговой структуры слов [3].
Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера [26].
В старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи III уровня среди существительных преобладают слова, обозначающие людей.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
Таким образом, овладевая речью, ребенок с общим недоразвитием речи III уровня овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Слово – материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособ. для студ. педагогических институтов / А.М. Бородич — М.: Просвещение, 2001. -255с.
- Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. — М., 2002.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения /Т. А. Ладыженская — М.: 2008. -204с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — СПб., 2004.
- Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника, Учпедгиз, 2008.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Следующая > |
Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Значимую роль в жизни ребенка занимают дошкольные образовательные учреждения. Ведь перед ними стоит задача подготовить детей к школе. А показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста ОНР III уровня встречается примерно у 1 %, а среди детей школьного возраста у 0,6–0,2 % [3].
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи, изучение развития у них лексико-грамматических средств речи занимает особое место в современной логопедии [2]. Поэтому особо актуальными являются разработки методик для развития и коррекции лексико- грамматического строя речи.
На сегодняшний день достаточно полно представлено изучение особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевых высказываний приобщем недоразвитии речи.
Изучением данной проблемой занимались такие ученые, как: Жукова Н.С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. и многие другие. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. составили программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М. выпустили учебно- методическое пособие «Преодоление недоразвития речи у детей» [3]. Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. разработали методическое пособие «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». Методическое пособие может быть использовано логопедами дошкольных учреждений, воспитателями речевых групп, родителями детей, имеющих тяжелое нарушение речи [4].
К сожалению, проблема исследования словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи III уровня раскрыта недостаточно, что и стало причиной нашего исследования.
Цель исследования — выявить особенности словаря признаков у дошкольников с ОНР III уровня.
Исследование было проведено в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении — «Детский сад № 378» г. Казани. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли: 5 детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. В контрольную группу (КГ) вошли 5 детей старшей группы без речевых нарушений. Возраст детей на момент обследования 5 лет.
Для исследования уровня развития речи детей была применена «методика исследования лексики у детей» Е. Ф. Архиповой [1]. Задания в данной методике включают в себя наиболее значимые части речи и позволяют выявить уровень сформированности словаря признаков у детей дошкольного возраста. Все пробы, предъявляемые детям, были отобраны нами с учётом лексического материала, которым должны владеть дети данного возраста при нормальном речевом развитии. Обследование словаря признаков проводилось индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня.
Были предложены следующие задания:
- Исследование пассивного словаря признаков;
- Исследование активного словаря признаков;
- Исследование семантической структуры слова и лексической системности: группировка слов; подбор синонимов к словам; подбор антонимов к словам;дополнение последнего слова в предложении;
- Исследование словообразования: образованиеотносительныхприлагательных;образованиекачественныхприлагательных; образованиепритяжательныхприлагательных; образованиеуменьшительно-ласкательныхприлагательных.
Для количественной и качественной оценки выполнения заданий мы использовали систему баллов, предложенную в работе Архиповой Е. Ф.
Результаты обследования представлены в виде диаграмм:
Рис.1 Результаты исследования экспериментальной группы
Рис. 2. Результаты исследования контрольной группы
Проанализировав полученные данные в ходе исследования, мы выявили следующее показатели.
Развитие пассивного словаря признаков детей экспериментальной группы у пятерых детей (100 %) находится на высоком уровне. То есть задания при исследовании пассивного словаря выполняются легко и быстро, и в некоторых случаях соответствуют условной норме. Дети же контрольной группы справились с заданиями без затруднений и все набрали максимальные баллы.
На основании представленных результатов состояния активного словаря можно сказать, что активный словарь признаков находится у четверых детей (80 %) на среднем и одного ребенка (20 %) на низком уровне развития.
При обследовании активного словаря дети не всегда правильно называют прилагательных, т. е. заменяют их. Они не могут дифференцировать признаков величины, высоты, ширины, толщины. У учащихся контрольной группы таких трудностей не возникало.
При исследовании семантической структуры слова ни один ребенок экспериментальной группы не показал высокого результата. У троих детей (60 %) был выявлен средний уровень, а у двоих детей (40 %) уровень ниже среднего. У детей возникали большие трудности при группировке семантически близких прилагательных. Они допускали ошибки при выборе лишнего слова. При группировке семантически близких слов дети контрольной группы, в основном, показали высокие уровни. В отличие от детей экспериментальной группы они допусти меньше ошибок.
У детей экспериментальной группы также наблюдаются затруднения при подборе антонимов и синонимов. У троих детей был выявлен низкий уровень при подборе синонимов. При подборе синонимов дети использовали родственные слова, противоположные по значению слова. При подборе антонимов также в полном объеме задание из экспериментальной группы не выполнил никто, а дети контрольной группы испытывали трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.
Дети экспериментальной группы испытывали трудности также в процессе образования новых слов. Выявлялись трудности в образовании притяжательных, относительных и качественных прилагательных прилагательных. У троих детей (60 %) был выявлен низкий уровень, а у двоих детей (40 %) уровень ниже среднего.
Подводя итоги изучения словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня можно сделать следующие выводы:
1) При обследовании словаря признаков установлено, что активный словарь детей недостаточно сформирован.
2) Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря.
3) Дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
4) Не могут подобрать синонимы.
5) Затрудняются при подборе слова с противоположным значением.
6) При обследовании словообразования прилагательных дети допускают большое количество аграмматизмов при образовании новых для них грамматических категорий.
В результате нашего исследования было выявлено, что у детей с общим недоразвитием III уровня развитие активного словаря ниже возрастной нормы.
Для активного словаря признаков детей дошкольного возраста с ОНР III уровня характерно преобладание существительных, глаголов и недостаточность слов показывающих качества предметов и явлений. Также у них наблюдаются трудности в подборе синонимов и антонимов к словам.
Таким образом, хотим отметить, что логопедическая работа по развитию словаря признаков у детей данной категории должна протекать с учетом особенностей лексического запаса и психического развития ребенка.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина / Логопед. 2004. № 1. С. 40.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общегонедоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 238 с.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой
Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой Читать далее: Анализ результатов диагностики
2. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.
Состоит из 2-х блоков:
— понимание и употребление слов номинативного лексического значения;
— выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.
1-ый блок включает в себя 5 заданий.
Задание №1. Состояние номинативного словаря.
Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики, пирамидка), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка, куртка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, тапки, босоножки), мебель (кровать, стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, кружка, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан, ананас), транспорт (вертолёт, самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, черепаха, собака).
Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Состояние глагольного словаря.
Сказать кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, дядя – загорает, тётя – сидит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, тётя – гладит, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач — лечит, повар – готовит, строитель – строит.
Оценка: всего 24 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.
1) Качественные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький) , кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);
2) Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое? « (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).
3) Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тётя. Сумка чья?» (тётина).
Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №4. Словарь числительных.
1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)
2) Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)
Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №5. Словарь предлогов.
Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай ( в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).
Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2-ой блок включает в себя 4 задания.
Задание №6. Лексические парадигмы:
1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький), здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит), с этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное), чай … (горячий), а мороженое … (холодное).
Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2) Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы кто и что как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет; ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.
Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №7. Часть – целое.
Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.
Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.
3. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
1.Исследование активного словаря:
1.1 Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.2 Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.
Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.3 Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
— части одежды: рукав, воротник, пуговица;
— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.4 Название профессий.
Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.5 Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:
Что ты делаешь в течении дня?
Кто как передвигается?
Кто как голос подаёт?
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.6 Словарь прилагательных.
— Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
— называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.
Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.7 Подбор антонимов:
Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1. Исследование пассивного словаря.
2.1 Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.2 Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»
— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
— части одежды: рукав, воротник, пуговица;
— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.3 Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.4 Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.5 Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».
Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.
6.Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.
Направлена на выявления способности детей быстро подбирать наиболее точное сова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.
Задание №1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.
После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.
Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой Читать далее: Анализ результатов диагностики
Информация о работе «Изучение словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»
Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 92802 Количество таблиц: 13 Количество изображений: 0
Похожие работы
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
231273
29
8
… из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Список литературы 1. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного …
Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня
111341
4
3
… недоразвития у дошкольников, а также экспериментальное исследование подтвердили особую актуальность проблемы. Считая возможным развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности составленных нами дидактических игр. Экспериментальная …
Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
96159
7
8
… недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из …
Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
80502
2
2
… , задачи и методы исследования связной речи детей шестого года жизни. В экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили – выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием. Задачи: 1. Изучить связную речь детей шестого года жизни. 2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей. 3. Выявить …