Логопедические занятия дома. Статья о том, как родителям организовать занятия дома и какие упражнения для развития речи и улучшения звукопроизношения можно делать самостоятельно.
Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.
При обнаружении в речи у малыша звуков, которых нет в родном языке или если вам кажется, что речь ребёнка недостаточно развита для его возраста, нужно сразу же обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет ее исправить. Как правило, логопедические занятия проводятся с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Но сейчас появилось новое направление — «логопедия раннего возраста», ориентированная на предупреждение и исправление доречевых и первичных речевых проявлений отклоняющегося развития у детей в период до трёх лет. В Детском есть логопеды, которые работают как с детьми от 3-х лет, так и логопеды, которые специализируются именно на раннем возрасте.
Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский центр, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. Кроме того — никто не отменял главное правило всех врачей и педагогов «Не навреди». А навредить по незнанию не так уж и сложно, к примеру, закрепив в речи неправильно поставленный звук. Зачастую это происходит, когда родители самостоятельно пытаются вызвать звук. Исправить такой звук будет непросто. Поэтому в нашем Центре приветствуется присутствие родителей на занятии — это помогает родителям понять, как именно продолжать заниматься дома. Но есть простые упражнения, которые мамы и папы могут легко выполнять с малышом самостоятельно. Эти упражнения никак не навредят малышу, а напротив, укрепят его речевой аппарат, моторику и слуховое внимание, подготовив его к произнесению трудных звуков.
Общие советы по проведению занятий дома.
Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.
Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.
Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.
Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.
Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.
Базовый комплекс артикуляционных упражнений:
- «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
- «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
- «Заборчик-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
- «Лопатка» – удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
- «Иголка» – удерживание узкого языка между резами.
- «Лопатка-иголка» – чередование соответствующих упражнений.
- «Шлагбаум» — поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
- «Качели» — чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
- «Блинчик» — удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
- «Потягушки» — высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.
Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.
Рекомендации «Как организовать логопедические занятия дома»
Татьяна Чудаева
Рекомендации «Как организовать логопедические занятия дома»
Эти рекомендации адресованы неравнодушным родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее преодолеть речевые нарушения. Ваш ребенок занимается с логопедом в детском саду 2-3 раза в неделю в зависимости от речевого диагноза. Коррекция речи – это сложный и длительный процесс, требующий значительных усилий логопеда, ребенка и родителей. Чтобы сформировать навык правильного произношения звуков, необходимо слоги, слова, предложения и тексты с этими звуками повторить бесчисленное количество раз. В детском саду такой возможности нет. Поэтому, если родители не закрепляют полученные навыки дома, устранение недостатков затягивается, речевые нарушения переходят в хроническую форму и ведут в дальнейшем к школьной неуспеваемости.
Хотелось бы подчеркнуть, что вы, родители, первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.
Чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать,что работа по исправлению недостатков произношения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов)
звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного, на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти, на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).
Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях — три занятия, в других — несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.
Постановка (вызов)
звука – это задача
логопеда. Но иногда, при несложном нарушении, это удается и родителям. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные, внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя. Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи. Если звук не получается, не стоит усердствовать, иначе можно только закрепить неправильное произношение. Выполняйте подготовительные упражнения, а звук поставит логопед.
Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.
Остановимся более подробно на первом этапе работы по исправлению недостатков произнесения звуков.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.
Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба)
.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.
Различные упражнения способствуют:
• выработке целенаправленной воздушной струи;
• расслаблению мышц языка;
• умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
• укреплению мышц языка;
• подъему мышц языка вверх;
• вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т. д.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.
Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.
Работая дома с детьми,родителям следует помнить:
1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.
2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.
4. Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.
5. При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.
6. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей.Можно привлечь любимую игрушку: «давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка.»
Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
(комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь — это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушки»
).
Вторая дверь — зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»
)
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка — твоя губа (упражнение «Лопаточка»
)
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе)
. Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение
«Улыбка»
, взял трубу и заиграл
«Ту-ту, я проснулся!»
(упражнение
«Дудочка»
).
Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит «Пя-пя»
(упражнение
«Помесим тесто»
) и блины печет (упражнение
«Блинчик»
). Взял Язычок чашку с чаем (упражнение
«Чашечка»
, варенье, бублики (упражнение
«Бублик»
) и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение
«Вкусное варенье»
). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус (упражнение
«Фокус»
).
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение «Качели»
).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»
)
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь — зубы, а затем и первую- губы (сомкнуть губы)
.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь — основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь)
. Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель наших упражнений — научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Цель всех этих игр — развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения)
.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3-х лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.
Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается исправить их. Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок. Чтобы компенсировать задержку в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Все это необходимо и ребенку без отклонений в речевом развитии, ведь сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической)
и форм речи
(диалогической и монологической)
.
Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.
1. Игра на различение неречевых звуков, развитие слухового внимания и слуховой памяти «Отгадай, что звучит»
.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы,которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.
Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.
2. Игра на различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса «Угадай, кто кричит»
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь и др.
Ход. Взрослый показывает ребенку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать его вопросами.
3. Игра на различение слов «Волшебная палочка«
Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т. п.)
.
Ход. Взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. (В. А. Сухомлинский)
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. А. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина)
была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.
Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому «раздражая одну, совершенствуется другая»
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод —массаж: поглаживание пальцев рук в направление от кончиков пальцев к запястью.
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы, делая массаж, сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у ребенка должны быть сжаты в кулачки.
Желаю Вам успехов в занятиях, радости в общении!
Упражнения со специальной литературой.
В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.
Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе : Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».
Упражнения для развития мелкой моторики.
Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.
Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.
Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин — можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.
Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:
* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.
* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.
* Заверните в фольгу мелкие предметы — пусть малыш их разворачивает.
* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.
* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.
* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.
* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи — попросите ребёнка рассортировать.
* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море — собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.
* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.
* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!
Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное — она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.
* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц — очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:
Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?
Вот пример рассказа, который может получиться:
«Стрекоза Забава»
Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!
Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа — я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.
Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.
Логопед-дефектолог
На первом занятии логопед-дефектолог проводит диагностику актуального уровня речевого развития ребёнка, по результатам которой проводит консультацию с родителями и составляет индивидуальный план дальнейших коррекционных занятий. В зависимости от выявленных нарушений специалист включает в логопедические занятия логопедический массаж, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, логоритмику, игровую терапию. Существуют определенные ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
:
Подготовительный этап (от 0 до 1года):
Сначала появляется гуление, а после 5-ти месяцев — лепет. Появляются такие звукокомплексы, как «тя-тя», «дя-дя», «мя-мя», «ба-ба», «да-да», «ма-ма», «па-па». Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. К одному году малыш произносит первые слова, такие как «дай» — требование получить что-то. Или «мама», «папа».
Преддошкольный этап (от 1 года до 3 лет):
Конец первого года – дети употребляют 5-10 слов. На втором – третьем году жизни происходит значительное накопление словаря. К полутора годам ребенок использует 10-20 слов, к двум – 20-40 слов, к двум с половиной – 200 – 400 слов, к третьему году 1000 – 1500 слов. На этом этапе начинает активно формироваться грамматический строй речи. Уже после полутора лет появляется фразовая речь, к которой относятся простые предложения. Например, «Папа, ди» — папа иди. Тремя и четырехсловными предложениями с частичными грамматическими формами дети пользуются уже в два – три года.
Дошкольный этап (от 3 до 7 лет):
Активный словарь ребенка к четырем — пяти годам достигает 3 000 – 5 000 слов, а к семи годам может достигать 10 тысяч слов. К 3-4 годам ребенок должен различать и называть части предметов и их характеристики (цвет, форма, размер), знать коротенькие стишки. К пяти годам активно используются все части речи. Ребенок понимает обобщающие слова (транспорт, одежда и т.п.), понимает смысл прочитанного и может его повторить. Также, у ребенка уже должны появиться все звуки речи, за исключением звука «р», который может появиться несколько позже. Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая правильно оформлена и фонетически, и лексически, и грамматически.
Важно понимать, что любые сложности в речевом развитии ребенка, не устраненные своевременно, оказывают негативное влияние на формирование его основных психических процессов и психоэмоциональное состояние в целом. Мышление у ребенка развивается через речь, поэтому даже в том случае, когда интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития.
Если вы заметили любые, даже незначительные, нарушения в речевом развитии малыша — это повод проконсультироваться с детским логопедом-дефектологом.
Правильное развитие речи – фундамент для дальнейшего успешного школьного обучения и становления гармоничной личности!