Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. — 80 с.


Статья:

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим.
Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.

Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают от нормы на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным и неконтактным.

Причины возникновения ЗПРР у детей

Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:

  • Повышение внутричерепного давления, которое может быть последствием неправильно выполненных прививок, перенесённых инфекционных заболеваний.
  • Родовая травма, длительный безводный промежуток, гипоксия плода.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Слишком ранний отказ от грудного вскармливания.
  • Социальные факторы, отсутствие речевой практики в семье в период формирования у малыша речевых зон головного мозга.
  • Заболевания органов желудочно-кишечного тракта, слуха, аллергия, воспаление аденоидов, отит, черепно-мозговая травма, перенесённые в раннем детстве.
  • Аномалии строения или повреждение шейного отдела позвоночника во время родов, операции кесарева сечения.

Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:

  • с трудом выполняет элементарные задания по словесной инструкции без использования зрительной помощи или жестов;
  • развитие речи у ребёнка не соответствует возрастным нормам;
  • не может концентрировать внимание во время игровой деятельности, чтения ему книг, просмотра мультфильмов, прослушивания детских песенок и стихов;
  • бедный словарный запас, он неправильно понимает смысл простых слов;
  • не может играть со сверстниками в игры, свойственные его возрасту.

Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития.

Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то со временем, к 5–6 годам, заболевание перерастёт в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении.

Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям.

1. Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности.

2. Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито.

3. Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры.

4. Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность. 5. Обучение по программе общеобразовательной школы для них неприемлемо, т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо понаблюдать за такими детьми, для правильной дифференциации, быть очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным развитием.

У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно- педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого- педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки, напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в психолого-педагогическом плане. При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при диагностике на этот факт следует обратить внимание.

Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР (Т.В. Егорова).

Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах общеобразовательной школы.

Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличие от сверстников). Им не под силу сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмешательства взрослых, в сюжетно-ролевой игре они не могут распределить роли. Возникают трудности и с соответствием плану игры (сценарию).

Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением.

Диагностирование и обследование

Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:

  • Невролог поможет справиться с заболеваниями нервной системы, лежащими в основе дефекта.
  • Педиатр диагностирует и лечит соматические заболевания, которые могли способствовать задержке речи.
  • Дефектолог занимается с детьми коррекцией речи и развитием высших психических функций начиная с трёхлетнего возраста. Занятия направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики.
  • Логопед поможет стимулировать речевое развитие, освоить правильное речевое дыхание, артикулированию звуков, научит управлять своей речью, формулировать мысли, высказывания, освоить лексику, грамматические формы. Занятия можно начинать с 3–3,5 лет.
  • Педагог-психолог устанавливает диагноз ЗПР у детей младшего школьного возраста или у дошкольников на основании специальных тестов.

Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.

Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:

  1. Чтобы узнать, понимает ли ребёнок значения слов, можно произнести название предметов в ближайшем окружении, не глядя на них, и предложить их показать.
  2. Для определения понимания значений прилагательных, нужно показать два одинаковых предмета разных цветов, спросить: «Где красный (мяч)? А где синий?».
  3. Чтобы узнать, понимает ли малыш глаголы, можно показать 2–3 картинки, где один и тот же персонаж выполняет разные действия, спросить: «Где (птичка) летит, клюёт, сидит?».
  4. Для определения понимания значений предлогов предложить малышу положить игрушку или карандаш на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку.
  5. Чтобы выяснить верно ли ребёнок употребляет грамматические категории, ему предлагают назвать слово во множественном числе (это рука, а это… руки), создать уменьшительную форму существительного (у великана ноги, а у гномика… ножки), изменить глагол по родам (пёс убежал, а собака… убежала).
  6. Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
  7. Для определения умения сохранять рисунок слова, предлагают повторить за взрослым слова, состоящие из 3–4 слогов: самовар, молоток, полицейский, экскаватор, одуванчик, перебежал и т. д.

Немедикаментозное лечение

Необходимым условием успешности лечения является подключение немедикаментозных методов, к которым относятся:

  • занятия с логопедом;
  • массаж;
  • ЛФК;
  • занятия с психологом;
  • краткосрочные сеансы индивидуальной психотерапии по 1 часу 2 раза в неделю через 3, 6, 12 месяцев;
  • дельфинотерапия;
  • трудотерапия;
  • иппотерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • магнитотерапия.

Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию.

Для развития речи используются следующие упражнения и задания:

  • Учить ребёнка рассказывать об изображении на картинке. Часто менять картинки не надо. Целесообразно постепенно наращивать словарный запас, описывая одну и ту же картинку.
  • Эмоционально рассказывать ребёнку какую-либо историю, вызывая у него желание вам подражать.
  • Прочитать короткий интересный рассказ и попросить пересказать.
  • Учить вместе стихи, потешки, песенки.
  • Как можно больше общаться с малышом, при этом стараясь не понимать его жестов, а настаивать на произнесении звуков, слогов и слов.
  • Показывать ребёнку изображения, просить последовательно разложить их и составить рассказ.
  • Постоянно обогащать словарный запас малыша.
  • Обучить говорить монологом, а в дальнейшем — поддерживать диалог.
  • Стараться вместе описывать, сопоставлять, учить обобщать события и природные явления.

Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.

Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.

Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:

  1. Угадай кто. Спрятать игрушки или изображения животных и предложить поискать их, одновременно имитируя их голоса.
  2. Угадай игрушку. Разбросать по комнате игрушки, предложить отыскать одну из них, называя лишь её признаки.
  3. Части целого. Показать картинку или игрушку, называя части объекта (нос, глаза, уши, голова, шея, руки, ноги, туловище, хвост), предложить повторить за взрослым.
  4. Какой? Рассмотреть пять знакомых игрушек или предметов быта. Угадывать и доставать их из коробочки или мешочка, затем предложить малышу описать их, называя цвет, форму, поверхность, вкус и т. д.
  5. Назови ласково. Показать картинку с большим предметом, предложить назвать такой же маленький предмет ласково.
  6. Чего не хватает. Показать картинки, где изображены предметы с недостающими деталями (шарик без нитки, цветок без стебля, флажок без палочки).
  7. Чего не стало. Показать сначала три игрушки, затем больше, предложить малышу закрыть глазки, убрать одну и затем назвать исчезнувшую, вспомнить, где она стояла, вернуть на место, затем поменяться ролями.

Схема обследования ребенка с задержкой психического развития

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Из какого д/с поступил____________________________________________________

(№ д/с, район)

Дата поступления в группу ________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________

Протокол № ___________________ принят на срок____________________________

Заключение медико-педагогической комиссии

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата заполнения карты___________________________________________________

Дефектолог ____________________________________________________________

Решением РМПК от _____________________________________________________

выпускается с _________________________________________________________

в____________________________________________________________________

(вид школы, д/с)

Члены РМПК___________________________________________________________

(фамилии логопедов, место работы)

Анамнез

Сведения о родителях___________________________________________________

Наследственные заболевания ____________________________________________

От какой по счету беременности ребенок___________________________________

Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________

Когда закричал ребенок _________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________

Резус-фактор (отрицат., положит.) _______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________

Выписался из роддома на_____день (причины задержки)

Раннее психомоторное развитие

(отметить, не было ли отклонений от нормы)_____________________________________

Перенесенные заболевания

(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года)

________________________________________________________________

Речевой анамнез

Первые слова ____________________________________________________

(с какого возраста)

Первые фразы____________________________________________________

(с какого возраста)

Прерывалось ли речевое развитие___________________________________

Неврологический статус ____________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения

1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________

2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________

(точность представлений)

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия:

1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________

2. Выделение в предмете существенных деталей, частей__________________

3. Умение дорисовывать предмет______________________________________

4. Восприятие величины______________________________________________

5. Восприятие цвета:

а) соотносит ли цвет_________________________________________________

(используя безречевую инструкцию, проверить)

б) различает ли цвета________________________________________________

в) различает и знает ли названия цветов_________________________________

6. Восприятие формы:

а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________

б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: «Помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.)______

7. Восприятие пространства:

а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___

б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________

в) ориентируется в пространстве________________________________________

г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________

8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки

1. Срисовать картинку «Домик»:_________________________________________

2. Умение зрительно планировать выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)______________

Особенности памяти

1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1—5 раз, затем через 50—60 минут; норма — воспроизведение 3—4 слов через час). ____________

2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________

Особенности мышления

1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________(используется 24—26 карточек с изображением геометрических фигур)

2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________

в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________

Подбор обобщающего слова ____________________________________________

3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________

4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________

5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________

6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок________________

7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________

9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________

10. Умение абстрагировать_____________________________________________

Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________

2. Объем пассивного словаря ______________________________________________

(по предметным, сюжетным картинкам)

3. Объем активного словаря_______________________________________________

(по предметным, сюжетным картинкам)

4. Особенности фразовой речи ____________________________________________

(по предметным, сюжетным картинкам)

5. Связная речь:

а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________

б) составить рассказ по серии картинок_____________________________________

в) пересказ короткого текста______________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Пересчет предметов до 5—10 __________________________________________

2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________

3. Выделение предметов из множества (1—5) по слову, образцу, показу_________

4. Сравнение множеств_________________________________________________

(больше, меньше, равно)

5. Счетные операции:

— :на конкретном материале — счет вслух_________________________________

— на конкретном материале — счет «про себя»____________________________

— отвлеченно (без конкретного материала)________________________________

6. Решение простых задач (6 лет)

— на конкретном материале ____________________________________________

— отвлеченно________________________________________________________

7. Придумывание простых задач (6 лет)

— на конкретном материале ____________________________________________

— отвлеченно ________________________________________________________

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу___________________________________________

2. Умение строить по графическому рисунку_______________________________

3. Умение строить самостоятельно_______________________________________

4. Умение зарисовать, обыграть постройку_________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________

2. Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________

б) целенаправленность деятельности____________________________________

в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________

(нуждается ли в помощи, в какой мере)

3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________

4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________

5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________

6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________

7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________

Консультации специалистов___________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования _________________________________________

Способы профилактики нарушения

Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.

К основным профилактическим мероприятиям относятся:

  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • совместное проведение семейных праздников и мероприятий, на которых детям уделяется должное внимание;
  • раннее начало занятий с логопедом индивидуально или в специальных коррекционных группах;
  • чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
  • сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша булку, печенье, яйца, молоко, мёд, конфеты, картошку, свёклу, сухарики, курицу, креветки, шоколад, экзотические фрукты и ягоды;
  • психотерапия в группе.

Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.

Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:

  • Регулярно осуществлять медицинские осмотры с привлечением невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога.
  • Развивать у малыша понимание речи, используя простые инструкции типа «дай книжку», «возьми со стола чашку и отнеси бабушке воды».
  • С малышом надо читать, петь, разговаривать, озвучивая все свои действия и окружающие события и стараться вызывать его на диалог.
  • Не дожидаясь, когда ребёнок заговорит, надо развивать сенсорные умения малыша научить различать предметы по размеру, форме, цвету, развивать мелкую моторику кисти.

Как проверяют слух у детей с подозрением на аутизм

Стоит сказать, что проверять слух у детей с нарушениями психо-речевого развития не так просто. Среди методов, которые могут достоверно продемонстрировать результат, можно найти несколько процедур, позволяющих оценить состояние слуха маленького пациента.

Первый метод – пороговая тональная аудиометрия. На ребенка надевают наушники и когда подается звуковой сигнал он должен нажать кнопку на пульте. Необходимо отметить, что даже для детей с отсутствием отклонений это не всегда удается сделать правильно. Для аутистов это практически невыполнимая процедура. Усадить в кресло, а тем более заставить выполнять инструкции такого ребенка практически невозможно, поэтому эту методику мы не используем.

Второй метод – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы). Довольно кропотливая работа для врача, который обследует малыша с отклонениями. Процедура проводится в состоянии сна, при этом регистрируются активность нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук.

К сожалению, во многих случаях это не представляется возможным исполнить с ребенком, у которого подозрение на аутизм. Такие дети не дают осмотреть себя и уже тем более прикрепить датчики к голове.

Третий метод — регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ), который может быть полезен для диагностики слуха у детей с нарушением психо-речевого развития и аутизмом. Специальный датчик помещается в ухо пациента на несколько десятков секунд и если есть ответный сигнал, то врач может предположить о нарушении слуха либо отсутствии патологий.

Однако все так легко на первый взгляд. Дети с подозрением на аутизм не спешат давать себя обследовать, всячески пытаются вырваться из рук родителей и врача. Большой удачей можно считать момент, когда удается вставить датчик в ухо. Если повезет, и ребенок чудом уснет, тогда процедуру можно провести успешно. В противном случае помогут только мультфильмы, телефон в руках или отвлекающие маневры.

Лучшим вариантом в этом случае будет вызов врача на дом. В нашей клинике Extend имеется высокоточное оборудование, которые позволит снизить стресс при исследовании слуха для ребенка и родителей. Вся процедура проходит в дружественной для малыша обстановке у него дома и не занимает много времени.

Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме

У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.

Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.

Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]