Консультация «Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»


Что такое грамматический строй речи

Грамматический строй речи-это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов).

Формирование грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение. В процессе онтогенеза и нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.

Поэтому перед воспитателями дошкольного образовательного учреждения стоит задача по совершенствованию грамматического строя речи. А точнее, помочь детям понять морфологию, синтаксис и словообразование родного языка.

Как сформировать грамматический строй речи у дошкольников

Формирование грамматического строя речи у дошкольников ведется по нескольким задачам:

  1. Формирование структуры предложения. Такая задача легко реализуется по сюжетам различных сказок. Сначала педагог предлагает сказку, а затем дети пытаются составить краткий пересказ с помощью педагога. Также используется визуальный элемент работы — составление предложений на основе сюжета, изображенного на картинке.
  2. Развитие словообразования. Словообразование — это компонент грамматической стороны речи, который вызывает наибольшие затруднения среди дошкольников. В этой области хорошую эффективность доказывают дидактические игры. Например, упражнение «Домашние животные». Детям предлагается поиграть и рассказать состав семьи домашних животных, как называют детенышей, чем они полезны в домашнем хозяйстве. Интересными для данного этапа являются задания, где нужно назвать часть, или элемент целого.
  3. Развитие связной речи. В данной задаче главной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Детям необходима коммуникация, выстраивание диалоговых отношений. В такой деятельности дети самостоятельно осваивают новые приемы и средства общения.

Обратите внимание! Таким образом, для качественного развития грамматического строя речи у детей, необходимо общение со взрослыми и сверстниками. При постоянной взаимосвязи детей друг с другом происходит непринудительное и мягкое развитие.

Статья:

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. Так в младшем возрасте дети должны уметь повторять за педагогом короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин, употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже; в среднем возрасте – самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением. В старшем возрасте – свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно. Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Т. А. Ткаченко. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. Остановимся подробнее на ключевых моментах — формирование фразы и включение её в связную речь. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных). А так же глаголов (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов) и подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале. Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения. Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов, за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т. п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ. Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работы. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты. Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи «Назови ласково» Валя-Валечка, Вася, Соня, Саша, Даша, Ира, Люда, Катя, Аня, Зина, Рая, Сима, Серёжа, Миша, Костя, Дима, Наташа, Вера «Покажи и назови» голова-головка, лоб, уши, затылок, губы, щёки, глаза, брови, ресницы, шея, нос, язык. «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много. Огурец – огурцы, баклажан -. редька -. помидор -. кабачок -. редиска -. боб -. тыква -. патиссон -. «Сосчитай» Считай овощи до трёх по образцу: один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец … Одна редиска… Один баклажан, … Одна морковка … Один кабачок … Одна репка … Один боб … Одна редька … «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». — У меня есть свежая капуста. — У меня нет, свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька. «Какой» Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради. Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко. «Большой- маленький» Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький. Стол-столик. Булка -. Стул -. Чашка -. Салфетка -. Тарелка -. Огурец -. Конфета -. Диван -. Полка -. Нож -. Кружка -. «Измени слово» Дополнить предложения, изменив слово. В корзине лежит один (помидор). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода, чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб, сколько и Света. «Подбери слово» Подобрать несколько существительных к прилагательным. Красные машины, стулья, блюдца. Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые … Существительные должны быть всех трёх родов. «Большой-маленький». Шапка – шапочка, кофта -. , юбка, костюм, брюки, чулки, туфли, платье, пальто, носки. «Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает). «Измени слово»Он сидит на диване. – Они сидят на диване. Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова … «Чей?» Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Образуйте притяжательные прилагательные по образцу. Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика … Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные). Солнце, как мяч, круглое. Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд … «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений. Например: Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые. Скажи по образцу, какая посуда. Из стекла – стеклянная. Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …. Дай полные ответы на вопросы. Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски? Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными. Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров. Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор. Изменить по образцу: Белый – беленький. Тёплый. Старый. Кислый. Лёгкий. Чистый. Добрый. Толстый. Сладкий. Тонкий. Узкий. Мягкий. Д/игра «Прятки» Цель: использовать в речи пространственные предлоги в, на, под, около, перед. Материал: игрушки, предметы за которыми можно прятать игрушку. Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушку, открыв глаза, ребенок проговаривает где прячется игрушка, используя предлоги. Варианты: игра «Магазин» Игрушка продается тому, кто точно укажет, где она находится; игра «Расставить все по местам» (после влажной уборке в игровом уголке); строительные игры. Д/у «Спортсмены» Цель: учить образовывать существительный с помощью суффиксов. • Спортсмен который ходит на лыжах-….(лыжник) • Спортсменка которая ходит на лыжах-(лыжница) Словарный материал: бегун-бегунья, гимнаст-гимнастка, пловец-пловчиха, футболист-футболисткаи т. д. Д/у «Скажи кто?» Цель: образовывать сложные слова с помощью слияния двух основ. Словарный материал: Рыбу ловит-… рыболов; пчел разводит-… пчеловод; Сам летает-…самолет; лес рубит-… лесоруб, воду возит-… водовоз; по луне ходит-… луноход; кашу варит-… кашевар; хлев возит-…хлебовоз; мясо рубит-…мясоруб; и т. д. Д/и «У кого какая мама» Цель учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов: -иц, -их. Словарный материал: Львица, тигрица, лисица, медведица, верблюдица, зайчиха, олениха, ежиха. Материал: картинки с изображением животных. Д/и «Назови профессию» Цель: образовывать существительный при помощи суффиксов: -щик, -тель, -ист. • Часы чинит-… часовщик • Воспитывает детей-… воспитатель • Играет на пианино-… пианист Словарный материал: крановщик, каменщик, стекольщик, строитель, учитель, водитель, бульдозерист, тракторист, машинист Д/и «Назови машину одним словом» Цель: упражнять детей в образовании сложных слов. • Машина которая чистит картофель-… (картофилечистка) • Машина которая режит овощи-… (овощерезка) Словарный материал: кофеварка, кофемолка, соковыжималка, пылесос, полотер, бетономешалка, мясорубка Д/у «скажи одним словом» Цель: упражнять в образовании сложных слов. • Длинное ухо -… длинноухий. • Светлые волосы-… светловолосый Словарный материал: короткохвостый, голубоглазый, длинноногий, длиннорукий, рыжехвостый, трудолюбивый, быстроходный, чернобровый. . Д/у «На чем можно путешествовать?» Цель: упражнять в образовании существительных в предложном падеже. • На чем можно путешествовать по воздуху? (на самолете) • А по воде? Словарный материал: на поезде, корабле, паруснике, лыжах, санках, собаках, оленях, машине, верблюдах и т. д. Д/игра «чего не стало?» Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа им. существительных. На наборное полотно выставляются 8-9 картинок. После того, как дети назовут изображенные предметы, воспитатель предлогает закрыть глаза и прячет одну картинку. -Чего не стало? -Не стало деревьев. (домов и т. д.) . Д/у «назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Словарный материал: 1. Гормонь, вода, книга, нога. 2. Грузовик. вагон, попугай, гриб. 3. Сапоги, яблоки, книги, дома. Д/и «Фокус» Цель: Образовывать уменьшительные формы существительного с помощью суффикса – ц- Материал: «Волшебная палочка» -Дерево (воспитатель касается палочкой ребенка)-деревце Словарный материал: масло, блюдо, болото, сало, окно, одеяло, тело печенье, зеркало, платье, кресло, мыло и т. д. Д/и «Оденем куклу в одежду одного цвета» Цель: согласовывать существительные, прилагательные в роде и числе. Словарный материал: (синий, красный) платье- синее, бант-синий, носки- синие, кофта- синяя, штаны синие, пальто-синее, шапка-синяя, шарф-синий, ботинки-синие. Д/и «Угадай, о ком речь?» Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде. Материал: картинки (котята, мышка, белочка, лиса, медведь, слон крокодил.) I вариант: воспитатель загадывает загадки — описания. II вариант: дети самостоятельно загадывают загадки. Красивая, рыжая, хитрая-… Огромный, серый добрый-… Д/и «Прятки» (животные) Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Материал: пары картинок Словарный материал: зайчат, лисят, мышат, крольчат, щенят, котят, коров волков, львов, слонов, тигров, зайцев, лошадей, медведей, мышей, ежей, оленей, лошадок, собак, овец, коз, зебр. Д/и «Прятки» (птицы) Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Материал: пары картинок. Словарный материал: утят, гусят, цыплят, страусят, голубят, воронят, скворчат, индюшат, гусей, голубей, стрижей, грачей, журавлей, снегирей, скворцов, индюков, страусов, воробьев, уток, куриц, ворон, цапель, галок, синиц, ласточек. Д/и «Чего не стало?» (Посуда, одежда, продукты питания.) Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Материал: пары картинок. Словарный материал: ложек, кружек, чашек, тарелок, вилок, сковородок, чайников, стаканов, ножей, кастрюль; маек, рубашек, колготок, футболок, юбок, штанов, шарфов, носков, кофт, шуб, пальто; печенья, варенья, конфет, яблок, груш, слив, орех, помидор, мандарин, апельсинов, хлеба, шоколада, сахара. «Развитие грамматического строя речи у детей 3 – 4 лет с помощью дидактических игр» Основания для инициации проекта: очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам. Если смысл «грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Цель проекта: развитие грамматического строя речи детей 3 – 4 лет. Задачи проекта: 1. Повысить уровень профессионального мастерства и компетентности. 2. Ознакомить родителей с проектом и привлечь их к совместной деятельности. 3. Разработать рабочую программу по развитию грамматического строя речи детей 3 – 4 лет. Результат проекта:уровень развития грамматического строя речи детей повысился на 30 %. Критерии успеха проекта: — Результат соответствует цели. — План выполнен. — В сроки уложились. Период реализации проекта: сентябрь 2021 г. – май 2021 г. План проекта: Самореализация: 1. Показ открытых мероприятий (игры, развлечения, праздники); 2. Отчёт по теме самообразования; 3. Выступление на итоговом педсовете. Подготовительный этап: 1. Изучить методическую и художественную литературу по данной теме: А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»; Т. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» и другую. 2. Составить план реализации основного этапа проекта. Основной этап: Работа с детьми: 1. Провести мониторинг детей; 2. Пополнить предметно-пространственную среду; 3. Создать картотеку дидактических игр по развитию грамматического строя речи детей 3 – 4 лет; — помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, падежам, лицам); — помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 4. Сделать презентации «Составь предложение по картинкам», «Большой – маленький», к играм «Я вижу…» (ед. и мн. число, «Гости», «Угадай, чьи это вещи?», «Кому что нужно?». Работа с родителями: СЕНТЯБРЬ 1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?» 2. Оформить информационный стенд для родителей. ОКТЯБРЬ 1. Представление на родительском собрании темы проекта «Развитие грамматического строя речи детей 3 — 4 лет с помощью дидактических игр» 2. Папка-передвижка «Познавательно-речевое развитие дошкольников». НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ 1. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры. 2. Папка-передвижка «Игры с детьми на развитие грамматического строя речи». ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 1. Консультация «Учим ребёнка общаться». 2. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. МАРТ 1. Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи. АПРЕЛЬ — МАЙ 1. Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика для детей» 2. Показ презентаций на тему «Словесные игры для развития грамматического строя детей» на родительском собрании. Итоговый этап: — Обработка результатов по реализации проекта.

Словообразование, как компонент грамматической стороны речи

Словообразовательный процесс формирование одного слова на основе другого имеет является достаточно сложным процессом. Происходит он в несколько этапов:

  • первый период (от 2,5 до 4 лет). Слова образуются случайно, непроизвольно;
  • второй период (от 4 до 6 лет), когда идет активное накопление словарного запаса и вместе с этим словопроизводства;
  • третий период — усвоение правил и норм речи.

Артикуляционная гимнастика для звуков «с, з, ц»

Важно! Активным периодом словообразовательного процесса является возраст от 4 до 6 лет и необходимо не упустить этот сензитивный период. Недоразвитие одного из этапов ведет за собой снижение образовательных возможностей другого. ОНР выявляется уже на ранних этапах развития.

Как формируется грамматический речевой строй в дошкольный период

Освоение грамматического строя – сложный умственный процесс. Правила постигаются детьми постепенно в живой речи. Ребенок еще не знает отношений и связей действительности, а именно они являются основой овладения грамматикой.

Первые шаги в познании правил родного языка начинаются с первых слов, но говорить о грамматике в это время еще рано. После двух лет малыш использует двухсловные предложения. Только к трем годам в онтогенезе некоторых детей можно наблюдать грамматический строй речи в их коротких высказываниях.

Сначала с помощью наглядно действенного мышления познаются предметные связи, а за этим следует оформление их в слова и предложения.

Ребенок интуитивно воспроизводит те связи и отношения, которые он наблюдает вокруг. Поскольку он хочет, чтобы его понимали, то ориентируется на нормы произношения взрослых и шаг за шагом преодолевает этапы формирования грамотной речи.

  • Развитие речи у детей 3 4 лет.

До 4-х лет каждое слово дошкольника имеет единственное понятное ему толкование – он говорит о конкретном предмете или ситуации. Например, может требовать «включить» зонтик, дым от костра во время пикника.

На пятом году жизни дети открывают для себя словотворчество, что имеет прямое отношение к словообразованию. Их потешают придуманные ими рифмующиеся слова наподобие грушка-мушка, зайчик-пайчик. Присваивают также новые названия некоторым вещам, часто неожиданные: санки — везунчик, краски — пятналки и пр.

Пятилетний дошкольник постепенно овладевает синтаксисом и морфологией. Научается изменять слова по родам и падежам. Использует единственное и множественное число существительных, применяет обобщения. Старается соблюдать порядок следования слов в предложении, сочетаемость слов.

Усвоение грамматических норм родного языка воздействует на мышление дошкольника. Появляется логика в мыслях, последовательность в их озвучивании, благодаря чему формируется связная речь. Следует заметить, что, в какой бы языковой среде ни находился ребенок, развитие связной речи у детей дошкольного возраста требует активного мышления.

Развитие морфологической стороны речи

Морфологическая система – это царство форм слов и их речевых свойств. Грамматический строй речи у дошкольников сформируется, когда они в полной мере будут использовать все части речи. Морфология — та основа грамматического строя, которая отвечает за изменения и преобразования слов в соответствии с закономерностями речи.

Предстоит разобраться с числом и родами существительных, научиться склонять по падежам, применять глаголы в соответствии с временной формой, а прилагательные с их сравнительной степенью.

Погрузиться в морфологическую систему дошкольнику помогает фонематический слух, который формируется до 2-х лет. Сначала ребенок ориентируется на звуковую сторону морфем, прислушиваясь, как говорят старшие, а потом научается обращать внимание на фонематические признаки. Так поэтапно формируется звуковая культура речи.

Раньше всего дети начинают понимать единственное и множественное число. Сложнее всего усваивается дошкольником род существительных, потому что здесь не работает аналогия, которую ребенок с легкостью применяет.

Затруднительно разобраться с окончаниями существительных в разных падежах. Наибольшие сложности вызывает применение родительного падежа множественного числа. Детям невдомек, почему так разнообразны изменения слов: руки-рук, столы-столов, ножи-ножей. Поэтому в детской речи часто можно услышать: много «яблоков», мало «стулов», пять «тарелков».

Доставляет проблемы и предложный падеж. Освоив форму в доме, в комнате, дети пытаются говорить « в роте», «в саде». Распространены ошибки в использовании глаголов: «вставаю», «плакаю» – по аналогии с делаю, играю; «бегим», «глажим» вместо бежим и гладим.

Систематизация позволяет выделить типичные ошибки в речи дошкольника:

  • Искажение существительных в родительном (особенно во множественном числе) и предложном падежах.
  • Неумение определить род существительного и соотнести с ним прилагательное или глагол (например, слоник упала, деда пришла, хороший Даша).
  • Придумывание глаголов с опорой на уже известные аналогии.

Разновидностей ошибок, которые допускают дети в процессе формирования грамматически правильной речи, значительно больше. Но с каждым годом ребенок приобретает речевой опыт, фонематический слух помогает воспринимать грамматические формы, и многие ошибки устраняются без дополнительного вмешательства.

Формирование навыков словообразования

Процесс образования слов тесно переплетается с морфологией. Детская попытка словотворчества помогает уяснить ребенку, что новое слово может появиться, если немного изменить уже знакомое.

Многие словообразования и словоизменения происходят при помощи приставок, суффиксов. Конечно, дошкольник не знает таких структурных понятий. Но он интуитивно выделяет в слове корень и использует его для получения нового.

Первыми подхватываются суффиксы, приводящие к уменьшительно-ласкательным обозначениям. Дети активно используют слова маленький, хорошенький, гладенький, добренький. Или существительные другого ряда – платочек, горшочек, котеночек. При этом часто проскальзывают ошибочные варианты: «ложечек», «стулочек».

Способы образования новых слов в дошкольном возрасте часто опираются на функцию, которую обозначает понятие. Так, вместо помощь дети говорят «помогание», стук заменяют на «стучание».

Особенно сложно осознается ребенком определение детенышей животных. Дошкольники пытаются вместо жеребенок употреблять «лошаденок», вместо ягненок – «овченок». Без помощи взрослого детям в таких понятиях не разобраться.

Родителям важно внимательно относиться к тому, какие слова звучат в речи ребенка и обязательно разъяснять, как правильно нужно называть предмет или существо, исправлять ошибочные формы глаголов и прилагательных.

Освоение синтаксиса детьми дошкольного возраста

Синтаксис отвечает за порядок слов в предложениях, их сочетаемость и согласование. Именно синтаксическая система помогает сформировать и выразить мысль. Только та речь, которая образована с учетом правил морфологии и синтаксиса, понятна собеседнику.

Ребенок начинает строить первые предложения, когда его словарик уже накопил примерно 50 слов. До 4 лет ему удается формулировать, в основном, простые предложения. Пятилетние дети активно используют союзы и составляют сложносочиненные предложения («Я хочу рисовать, а он мне не дает карандаши!», «Мы катались на паровозике, потом мы купили мороженое и съели»).

Значительное место в разговоре ребенка занимают сложноподчиненные предложения: «Будем есть конфеты, когда гости придут», «Маша села на пенек, потому что ножки устали».

Синтаксические ошибки проявляются в нарушении порядка слов («Идем домой почему?»), в неверном использовании предлогов («В опушке леса стоит избушка»).

Важно учитывать, что синтаксические ошибки имеют более устойчивый характер. Нужно обращать внимание дошкольника на правильный порядок слов, объяснять уместность того или иного предлога, а также показывать примеры новых конструкций, чтобы предложения не были однотипными.

Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи

Среди факторов, которые влияют на развитие речи детей дошкольного возраста, педагоги-психологи выделают социальные и генетические.

  1. Социальные факторы. Важную роль в социальных факторах отводят семье. В полной семье дети не испытывают недостатка общения и постоянно практикуются в своих речевых потребностях. Если же ребенка воспитывает одинокий родитель, возможность коммуникаций существенно снижается. Немаловажную роль играет количество детей. Общаясь с братьями и сестрами дома, дети могут реализовывать свой интерес в подвижных и сюжетно-ролевых играх. Но при этом, как отмечают психологи, в многодетных семьях чтению уделяют немного меньше времени, чем в семьях с одним или двумя детьми.

Важным моментом в развитии речи остается материальный ресурс семьи и уровень образования родителей. У отцов и матерей с высоким социально- экономическим статусом дети обладают большим словарным запасом в результате того, что родители сами используют грамматически правильные предложения. Такие родители могут позволить детям получать больше информации об окружающем мире, обогащая и организуя предметную среду. Более того, в семьях, где преобладает теплая атмосфера и взаимопонимание, лексика ребенка приобретает более эмоциональный характер.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, дошкольники расширяют круг своих коммуникаций и получают положительный опыт в общении.

  1. Генетические факторы. Успешное развитие родителей благоприятно сказывается на формировании речевых навыков у детей. Уровень интеллектуального развития и способность к успешному обучению передается по наследству. Дети, чьи мамы и папы хорошо учились в школе и имеют высшее образование, немного быстрее обучаются основным грамматическим принципам речи.

Направления развития речи

Речь и грамматический строй речи ребенка развивается одновременно в нескольких направлениях: формируется способность использовать речь на практике во время общения с окружающими людьми, вместе с развитием речи перестраивается психическая составляющая личности, ребенок начинает думать, продуцирую внутреннюю речь.

Литература по теме исследования в сочетании с использованными методами исследования показали степень важности и значимости работы с речевым развитием детей дошкольного возраста. Именно в этот период своей жизни человек наиболее активно усваивает разговорный язык.

Именно сейчас закладываются самые прочные основы его лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

Если упустить возможность помочь ребенку в этом возрасте формировать грамотную речь и грамматический строй речи, то в последующем уже не будет возможности создать настолько благоприятную среду для этого. Именно сейчас, пока ребенок не пошел в школу столь необходимо помочь ему заинтересоваться темой родного языка, почувствовать к нему вкус и приобрести желание как можно точнее и грамотнее выражать свои мысли другим людям с помощью речи.

К возрасту, когда наступает время переходить в подготовительную группу при соблюдении педагогических условий ребенок обычно обладает достаточно широким запасом слов, хорошо справляется с задачей формирования предложений с разными конструкциями.

Также дети к этому возрасту обычно хорош справляются с согласованием слов в падеже, роде и числе, легко работают со словообразованием глаголов разного времени, правильно произносят звуки.

Дети к этому возрасту также хорошо умеют рассказывать о том, что с ними случилось, пересказывают содержание книги или интересного для них мультфильма.

Без труда им дается также задача описать какой-нибудь предмет или картину, рассказать об явлениях окружающего мира.

Изучение теории исследуемого вопроса позволило нам сделать заключение о том, что тема формирования грамматического строя речи, особенно развитие навыка работы с морфологией при словообразовании существительных, глаголов и других частей речи более чем актуальна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]