Долгосрочный проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»


Долгосрочный проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Рукижат Газиметовна

Долгосрочный проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 42»

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Подготовил:

воспитатель, 1 кв. к.

Экперова Рукижат Газиметовна

п. Лунево

1919г

Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта:

— формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

— формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

— формировать навыки культурного речевого общения;

развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

.

Участники проекта: Воспитатель, дети подготовительной к школе группы №5 и их родители.

Срок реализации проекта: сентябрь – май 2019-2020г.

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

Проблема: Работая с детьми подготовительной к школе группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

(Аристотель)

.

Вид проекта: Практико – ориентированный.

Актуальность:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность — один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие — это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания»

– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно
развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение)

; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольниковбудет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Пути реализации:

— Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года»

,

-занятия;

-беседы;

— Пересказ сказки «Рукавичка»

по
мнемотаблице;
— дидактические и подвижные игры;

— Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;

— игровые ситуации;

— заучивание стихов на тему «Зима»

, с привлечением родителей
(мнемотехника)
;

— консультации для родителей;

— составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям;

— составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице;

— индивидуальные беседы с родителями.

Ожидаемые результаты:

Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Этапы реализации проекта:

Организационный

Оценка уровеня словесно-логического мышления. Постановка проблемы и цели. Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала. Участие в анкетировании.

Основной

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

Заключительный

Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

План поэтапной реализации проекта:

Дата проведения Работа с детьми Работа с родителями

15.01.2018 Заучивание физминутки «Снеговик»

по
мнемотаблице. (приложение 1)
Задачи:

1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники.

2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.

3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег — снежинка- снегирь- снегурочка – снежный — снеговик- снегопад- снежок).

4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи)

.

16.01.2018 Заучивание стихотворения Р. Кудашевой «Вот пришла зима серебристая»

с использованием
мнемотехники. .(приложение 2)
Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима»

.

2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.

Развивающие:

1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

2. Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению

3. Обеспечить развитие диалогической речи, речевого слуха.

4. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.Воспитательные:

1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

2. Воспитывать любовь к природе.

3. Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о зиме, интерес к художественному слову. Анкетирование. «Мнемотехника»
(приложение 3)
17.01.2018 Работа с мнемодорожками по теме «Знакомство с временем года зима»
(приложение 4)
Цель.

Повышение уровня любознательности и речевой активности детей.

Задачи:

Образовательные:

— учить решать диалектические задачи с помощью диалектической схемы объединения.

— учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц, закрепить знания детей о приметах зимы,

развитие связной речи.

— учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь детей.

Развивающие: Развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц; пространственные представления; Развитие зрительного внимания, памяти, мышления; развивать внимание, память, связную речь детей, умение рассуждать.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе.

18.01.2018 Составление загадок с помощью мнемотаблиц. (приложение 5)

Цель:

Развитие связной речи детей.

Задачи:

Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами мнемотехники. Консультация для родителей. (приложение 6)

«Мнемотехника — искусство запоминания»

.

Задачи;

-развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление;

-развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

19.01.2018 Заучивание считалочки «Белка-шалунишка»

по
мнемотаблице. (приложение 7)
Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь.

2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.

Развивающие:

1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

2. Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению

3. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

2. Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений. Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц (по желанию)

.
(приложение 8)
22.01.2018 Работа с мнемодорожками «Перелетные птицы»

.
(приложение 9)
Задачи:

— закрепить умение внимательно слушать;

— систематизировать и закрепить знания детей о перелетных птицах;

— способствовать развитиюпсихологических процессов: мышления, памяти,

внимания, воображения, мелкой моторики;

развивать интонационную выразительную речь;

развивать слуховое восприятие.

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к живой природе;

— формировать положительную мотивацию к обучению;

— закрепить умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в

коллективном разговоре.

23.01.2018 Работа с мнемоквадратами «Пословицы и поговорки»

.
(приложение 10)
Задачи:

— системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

— введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова. Консультация для педагогов. (приложение 11)

24.01.2018 Пересказ сказки «Рукавичка»

по
мнемотаблице. (приложение 12)
Задачи:

1. Обучать детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы, выразительно передавая диалоги персонажей.

2. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать интерес к сказкам, любознательность

25.01.2018 • Составление рассказа по мнемотаблице «Как зимуют звери»

.
(приложение 13)
Цель: Создавать условия для развития связной речи детей посредством мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные. Учить детей подбирать однородные определения к слова, составлять описание животных с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления. Рассказывать связно, используя для описания животного образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Развивающие. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас детей. Выставка работ. (приложение 14)

26.01.2018 Открытое занятие. (приложение 15)

Результативность:

-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используяих различные конструкции.

-Появился интерес к заучиванию стихов;

-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»

Тарасова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ д/с № 11 г. Новосибирск

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Е. И. Тихеева

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

Результаты педагогической диагностики моих воспитанников также подтверждают наличие этой проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Встал вопрос: как и с помощью каких методик и технологий наиболее эффективно решить эту проблему?

С введением ФГОС ДО педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в практику разнообразные педагогические технологии. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми.

Целесообразность использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации проекта «Чудо – мнемотехника», направленного на развитие у старших дошкольников связной речи и повышение уровня сформированности у них речевой активности посредством использования методики мнемотехники.

Задачи проекта:

  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.
  • Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
  • Развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
  • Развивать партнерские отношения родителей и педагогов в совместной деятельности.

Реализация проекта осуществляется в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с детьми спланирована по блокам.

А сейчас я хочу более подробно остановиться на содержании блоков работы с детьми по проекту и результатах моей работы.

Блок «Малые формы фольклора» – это блок работы с детьми по мнемотаблицам с чистоговорками, потешками, пословицами, поговорками, скороговорками, считалками, загадками их я использую для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно для эффективного вырабатывания правильного произношения.

Блок «Заучивание стихотворений» — благодаря мнемотаблицам дети с легкостью запоминают стихотворения любого объёма. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Блок «Пересказ» — современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но благодаря мнемотехнике у детей очень хорошо получается пересказывать прочитанные рассказы.

Блок «Работа со сказкой» — если рассказывать сказку с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Блок «Расскажи-ка» — не менее интересен этот блок для детей, благодаря ему у детей развивается связная и правильная речь, происходит правильное составление описательных рассказов.

Блок «Придумай рассказ» — в этом блоке дети могу сами придумывать рассказы по мнемотаблицам, что является развитием мышления, памяти, внимания, воображения.

Участие в реализации данного проекта, несомненно, приносит много пользы в развитии речи у детей. Ребята со временем сами проявляют интерес к созданию и изображению мнемотаблиц.

В результате реализации проекта оформлено методическое пособие, включающее в себя:

  • картотеку мнемотаблиц для работы с детьми по блокам;
  • картотеку дидактических игр для развития речи детей;
  • тематические буклеты и папки-передвижки для родителей и педагогов;
  • консультации, методические рекомендации, памятки, презентации, анкеты для педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.; дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.

Повысился интерес детей к художественной литературе, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.

Повысилась компетентность в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.

Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Я убеждена, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.

Следующая >

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

У детей с нарушением речи затруднено формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и памяти. Если не заниматься с таким ребенком, не работать с ним над развитием памяти, то в школе его может ожидать множество проблем с учебой. Ведь как минимум 50% успешности ребенка зависят от хорошей памяти. Мнемотехника — один из самых действенных инструментов, позволяющих тренировать память. Это своеобразный прием наглядного моделирования, который я использую в работе. Такой способ приносит отличные результаты на занятиях по развитию связной речи и автоматизации звуков. Для того, чтобы достигнуть необходимого эффекта, обучение мнемотехнике должно быть поэтапным. Первый этап. Для того составления словосочетаний и простых предложений используется мнемоквадрат — отдельный, схематичный рисунок, который изображает один предмет, действие или словосочетание.

Второй этап. Разучивание скороговорок, чистоговорок, описание времен года, пересказ небольших историй. Все происходит с помощью мнемодорожки — коллажа, состоящего из 3-4 изображений.

Третий этап. Использование мнемотаблицы — схемы, состоящей из нескольких квадратов, в которых заложена определенная информация. Применяется для пересказа сказки, составления рассказа по сюжетной картинке или серии картинок. В каждом из квадратов таблицы находится рисунок, либо схематичное изображение основных пунктов сюжета, то есть весь необходимый текст зарисовывается простыми схематичными рисунками и глядя на них, ребенок легко запоминает информацию.

Применение мнемотехники — это широкое поле возможностей для ребенка. Во-первых, происходит развитие памяти, так как процесс запоминания речевого материала становится гораздо легче. Во-вторых, мнемотехника способствует развитию речи, формируя навык составления длинных описательных предложений, рассказов, пересказа прочитанного текста. В-третьих, у ребенка стимулируется развитие внимания, ведь схемы и таблицы требуют сосредоточенности и концентрации для полного понимания тех или иных действий, последовательности событий.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]