Дифференциальная диагностика алалии и расстройств аутистического спектра в практике логопедического сопровождения


Что такое алалия

Алалия у детей – это следствие повреждений, произошедших во внутриутробный или ранний период жизни. Без специально разработанного лечения малыши с таким заболеванием самостоятельно говорить не начнут.

Появление речи может перенестись на дошкольный, а в некоторых случаях и на более поздний период. У таких детей подобная задержка речи не связана с дефектами слуха и интеллекта.

Внимание! Алалия не лечится в домашних условиях, для постановки диагноза и назначения терапии необходимо только очное обращение к специалистам. В первую очередь необходимо обратиться к педиатру по месту жительства, который направит ребенка на дальнейшее обследование.

Если коррекционная терапия начинается после 4-5 лет, возможна вторичная задержка речи, связанная с психическим развитием ребенка. Запас знаний об окружающем мире у таких малышей меньше, чем у здоровых сверстников. Для алалии характерны нарушения всех сторон речи:

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической;
  • морфологической;
  • синтаксической.

Это системное расстройство речевого аппарата, при котором сложно усвоить правила функционирования родного языка. Словарный запас скудный и аграмматичный. Лечение комплексное и систематичное, на протяжении нескольких лет. Статистически мальчики страдают им в два раза чаще.

Алалия – стойкая, тяжелая патология речевого аппарата. Детям с таким диагнозом трудно овладеть языком. Они не воспринимают речь как единую систему. Встречаются случаи, когда малыш не начинает говорить даже к школьному возрасту.

Нарушения, связанные с этой болезнью, влияют на речь и познавательную деятельность малыша. Позднее могут появиться проблемы при формировании личности. Нередко отсутствует стремление к развитию, взаимодействию с внешним миром.

Для алалии свойственен системный характер нарушений речевого развития, который затрагивает все его компоненты. Малыш с такими нарушениями не понимает обращенную к нему речь, все общение сводится к коротким лепетным словам.

В последующие годы наблюдается скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Алалия – одно из самых тяжелых речевых расстройств. Без помощи логопедов и других специалистов решить эту сложную проблему невозможно.

Алалия

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутреутробном или раннем периодах развития ребенка. Многие ученые отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии новорожденного.

Причем в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.

Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.

Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерно позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными, аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит специфический характер, и это отражается не столько на количестве, сколько на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречесвых расстройств можно выделить моторные, сенсорные и психические симптомы.

Для детей с моторной алалией характерны ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей, поэтому предметные и сюжетные картинки для занятий с детьми должны быть простыми, без отвлекающих подробностей, четкими, яркими.

Вопрос об интеллекте детей с моторной алалией решается неоднозначно. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у таких малышей вторично изменен в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить, конкретность мышления детей с моторной алалией.

Классификация алалии

Современная логопедия выделяет две формы в классификации алалии – экспрессивная (моторная) и импрессивная (сенсорная). Встречается алалия, сочетающая две эти формы – сенсомоторная (смешанного типа).

Экспрессивная или моторная – системная недоразвитость экспрессивной речи центрального органического характера. Обуславливается это недостаточной сформированностью языковых операций.

Импрессивная или сенсорная алалия – речевое нарушение, имеющее центральный патогенез. Ребенок с таким диагнозом неспособен понимать обращенную к нему речь из-за неправильной работы речеслухового анализатора.

Каждый из этих видов имеет свою методику лечения. Без правильной терапии сенсорный вид опаснее для развития ребенка, чем моторный тип. На основе нейрофизиологии, нейрохимии и психолингвистики сформированы способы коррекции всех типов алалии. Но родители ребенка должны настроиться на долгую и упорную работу.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

История изучения алалии

В истории изучения алалии можно выделить 3 этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП: Механистический этап.

Имена: Коэн, Гутцман, Зейман.

Описывается этиология и симптоматика нарушений, описание носит внешний характер, не затрагивает механизмы дефекта. Эти авторы выдвигают свои предположения о причинах алалии. Они говорили о том, что причиной алалии, что причиной алалии являются воспалительные процессы или обменные процессы во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Коэн и Зейман говорили о наследственности.

ВТОРОЙ ЭТАП:

С конца 19 века зарождаются диалектико-материалестические представления. В основе этого этапа лежит понимание речи как сложного многоуровневого процесса, состояние речи сопоставляется с неврологическим статусом человека. Олтушевский, Богданов-Березовский – написали статьи по алалии.

ТРЕТИЙ ЭТАП:

Этап дальнейшего развития. Глубоко изучается вопрос этиологии, механизмов алалии, складываются различные концепции в трактовках понятия. В отечественной логопедии – Хватцев, Трауготт, Орфинская, Левина, Соботович, Ковшиков, Чаладзе и др.

В настоящее время, алалия изучается с различных позиций: в клинико-физиологическом аспекте, неврологическом и псохо-лингвистическом аспектах:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Он предполагает учёт локализации поражения ГМ, позволяет рассматривать симптоматики различных форм алалии в связи с нарушением деятельности различных зон коры ГМ.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Опирается на рентгенографию, энцефалографию, говорит о степени выраженности органических нарушений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Здесь поднимается вопрос о взаимоотношении речи и мышления, речи и эмоционально-волевой сферы.

ПСИХО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Алалия изучается как языковое расстройство. Она рассматривается с точки зрения процессов порождения речевого высказывания. У детей с алалией нарушен языковой этап порождения речи (психолингвистический).

Современный этап изучения предполагает опору на все четыре аспекта.

22.Механизмы алалии.

Существует несколько подходов к пониманию механизмов алалии:

-сенсомоторный

— психологический

— языковой

СЕНСОМОТОРНЫЙ ПОДХОД.

С точки зрения сенсомоторного подхода механизм алалии заключается в несформированности моторной или сенсорной сторон речи.

Существует два направления:

1) Изучение несформированности моторной стороны речи. У детей с алалией в случае органического поражения центральных отделов речедвигательного аппарата, наблюдаются нарушения экспрессивной речи. Большая роль отводится апраксиям (нарушение произвольных движений).

2) Изучение сенсорной стороны речи. При алалии наблюдается невозможность слуховой дифференциации звуков речи, что проявляется либо в недоразвитии, либо в нарушении фонематического восприятия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Возник в начале 20-го века. У детей с алалией изучаются нарушения психической деятельности, своеобразие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные нарушения. Накопился клинический материал по нарушению у детей с алалией зрительного восприятия, памяти, внимания. Некоторые учёные говорят, что это и есть причина алалии.

Недостатки данных подходов:

— Внешние проявления нарушения артикуляции и неречевых расстройств принимаются за сущность алалии, однако внутренняя природа остаётся нераскрытой.

— Не учитывается своеобразие строения неречевых и речевых психических процессов, между ними устанавливаются причинно-следственные связи.

— Не учитывается сложная организация языка, в котором взаимодействуют семантические, синтаксические, морфологические, лексические и фонетические операции.

ЯЗЫКОВОЙ ПОДХОД.

Недоразвитие речи связано с не сформированностью языковых операций в процессах порождения и восприятия речи. Сторонники этого подхода говорят о том, что механизм алалии заключается в расстройстве осуществления языковых операций. Язык является своеобразной системой, может нарушаться независимо от состояния других систем, что и наблюдается при алалии.

Сторонники этого подхода(Мастюкова, Жукова, Филичева, Воробьёва, Соботович, Ковшиков и др.) видят задачу лого работы в формировании представлений о закономерностях функционирования языка.

В настоящее время исследователи опираются на комплексный подход в понимании механизмов алалии. При изучении детей с алалией рассматриваются все точки зрения. Хотя доминирующим является языковой подход , другие точки зрения исключать не стоит.

Что такое сенсорная алалия

Сенсорная (импрессивная) алалия – тяжелая форма речевого развития, при которой страдает и понимание, и говорение, а также наблюдается ряд симптомов моторного типа заболевания. Согласно медицинской статистике, в общем количестве деток, страдающих проблемами с речевым аппаратом, на моторный тип приходится 90% случаев, когда на сенсорную лишь оставшиеся 10%.

Сенсорная алалия это нарушение понимания ребенком речи окружающих. Экспрессивная речь (способность связанно говорить) у малыша в таких обстоятельствах не может развиваться. Некоторые считают, алалия сенсорная что это – неспособность говорить в связи с нарушением артикуляционного аппарата. Однако нарушение речи здесь вторично, то есть из-за непонимания речи окружающих, из-за проблем с фонематическим слухом.

Малыш с хорошим слухом не может связать в слова звуки, которые слышит от взрослых или сам произносит. Поэтому он не в состоянии их воспроизвести.

При таком типе наблюдается повреждение или недоразвитие речеслухового анализатора. Это приводит к серьезным нарушениям аналитико-синтетической деятельности. Звуки, которые слышит ребенок, не различаются им. Он не в состоянии распознать слова или даже отдельные звуки, слоги.

Причины появления сенсорной алалии

К этому нарушению приводят поражения головного мозга, а именно определенных зон, находящиеся в корковой его части, которые отвечают за речевой аппарат, анализ речи, понимание звуков. Главными факторами, способные привести к этому являются:

  1. Патологии плода, появившиеся во время беременности. Вынашивание может быть осложнено гипоксией, инфекциями, гипотрофией. Могут возникать нарушения в развитии ЦНС плода при употреблении алкоголя, наркотических веществ.
  2. Нарушение ЦНС во время родов. Плод может получить повреждения нервной системы при неправильных действиях акушера. При родах ребенок может получить травму головы.
  3. Заболевания в постнатальный период. Они могут возникнуть в первые годы малыша.

Существуют другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка. Малыша должны осмотреть логопед, педиатр, невролог, детский психолог, отоларинголог.

Как определить сенсорную алалия

Для оценки состояния мозга ребенка, у которого есть подозрения на алалию, необходимо провести МРТ мозга, ЭЭГ. Все эти методы исследования абсолютно безвредны для ребенка и не представляют никакой опасности здоровью.

Необходимо четко разделить сенсорную алалию и возможную тугоухость. Это должен сделать квалифицированный отоларинголог. Для этого он проводит аудиометрию, отоскопию. Диагностика также должна определить степень тяжести имеющихся нарушений.

Какие симптомы имеет сенсорная алалия

При этом нарушении в первую очередь страдает понимание речи, обращенной к малышу. Он не способен понимать, что ему говорят. При тяжелом протекании, ребенок проявляет полное безразличие к окружающим звукам, независимо от природы их происхождения. Такие дети не способны различать речь от других звуков и не реагируют на свое имя. При лёгкой степени ребенок может понимать некоторые слова из обихода.

Ребенок, страдающий этим речевым нарушением, имеет высокую речевую активность, но она состоит из простых (лепетных) звуков, междометий. Смысл этого потока звуков и слов непонятен для окружающих людей. Речь ребенка напоминает скорее «словесный салат».

Одним из отличительных признаков сенсорного типа заболевания является выраженная эхолалия – повторение отдельных звуков не понимания их значения. Повторять слова, произнесенные взрослым, малышу с таким речевым нарушением сложно или вовсе невозможно. Ребенок не в состоянии соотнести слово и предмет, которое оно обозначает.

Для алаликов характерно большое количество речевых ошибок. Они указывают на фонетическую недостаточность, что проявляется неправильной расстановкой ударений, пропуском звуков или их заменой на другие. Ребенок не может контролировать свою собственную речь и допускает в ней ошибки.

Алалия и афазия

Алалией называется полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов. Афазия — потеря уже имевшейся речи при сохранности периферических органов речи.
В основе алалии лежит недоразвитие, разрушение или заторможенность речевых систем коры больших полушарий головного мозга до сформирования более или менее устойчивой речи (до трехлетнего возраста), вследствие чего невозможно или затруднено образование временных условных связей во второй сигнальной системе. Это задерживает развитие речи. Нарушение же нормальной деятельности мозга вызывается разнообразными причинами: дородовыми, природовыми и прижизненными (болезни, ушибы, нервные потрясения). Проф. Н.И. Красногорский отмечает влияние расстройства пищеварения и питания на развитие речи детей. Алалики, предоставленные самим себе, иногда начинают лепетно говорить только на 8—10 году и без обучения в специальных учреждениях на всю жизнь остаются с неполноценной речью.

Среди алаликов встречаются дети, которые в ограниченной степени понимают речь окружающих, но не говорят (моторная алалия). У таких детей нарушено образование условных связей преимущественно в двигательных (кинестезических) речевых системах коры больших полушарий мозга. Но так как слухоречевой анализатор непосредственно связан с речедвигательным, то понимание речи у моторных алаликов резко ограничено: они понимают лишь конкретное, преимущественно из области домашнего обихода или детского сада. Другие же алалики совсем не понимают речи, а поэтому и не говорят, хотя способность к звукообразованию у них достаточно сохранена в виде механического повторения. В основе непонимания в этом случае лежит акустическая агнозия (нарушен фонематический слух): Ребенок слышит речь, но не понимает ее. Отсутствует связь между первой и второй сигнальными системами. Это сенсорная (чувствительная) алалия.

Чистых форм алалии нет: у одних преобладают сенсорные нарушения, у других — моторные. Такая связь объясняется целостной работой нашего мозга. Как правило, алалики очень редко поступают в детские сады, к этому времени у них обычно начинает медленно развиваться речь. Но даже в пяти-, шестилетнем возрасте речь их аграмматична, состоит из крайне ограниченного, преимущественно лепетного словаря бытового характера. Моторные алалики говорят медленно, тяжело, с трудом, они с усилием выжимают из себя слова. Для из речи типична перестановка звуков и слогов и контаминация. Алалики не желают говорит при моторной форме из-за трудности произносительного акта, отчасти и по причине ограниченного понимания речи, при сенсорной — из-за непонимания речи. Это затрудняет обучение их нормальной речи.

Афазия отличается от алалии тем, что возникает у ребенка всегда вследствие органического поражения определенных участков коры больших полушарий мозга (патологические «очаги»), притом в период более или менее сложившейся речи, в возрасте не ранее 2,5—3 лет. Наряду с органическими поражениями под их воздействием возникают заторможенные очаги в речевых системах. При растормаживании их речь в той или иной мере восстанавливается (нередко без специального обучения).

В афазиях также различаются моторные и сенсорные формы. Сенсорную афазию нельзя смешивать с речью тугоухих, с которой у маленьких детей много внешне сходного. При афазии нарушен высший анализ и синтез доходящих в мозг слухоречевых раздражителей. Поэтому и невозможно образование из них речевых стереотипов ни для произнесения, ни для понимания речи. Речь у афазиков развивается медленно и с большим трудом, слова плохо запоминаются и резко искажаются, часто схватываются по догадке. Лишь в редких случаях она развивается до нормы.

У тугоухих же детей центральный конец слухоречевого анализатора сохранен, и недостаток их речи в основном зависит от того, что высший анализ и синтез перерабатывают поступающие в их распоряжение неполноценные слухоречевые раздражители. Развитие речи протекает у них несравненно быстрее и чаще достигает нормы, чем у афазиков.

Существенным отличием афазика, преимущественно моторного, от алалика является сохранение (в незапущенных случаях) стремления говорить, остаются некоторые слова, фразы из прежней речи. Это облегчает восстановление и дальнейшее развитие речи. Большим препятствием к освоению речи окружающих алаликами и афазиками является плохое запоминание и быстрое забывание слов и фраз, т.е. затрудненность и непрочность замыканий в неполноценных речевых системах коры больших полушарий мозга.

Хватцев М. Е.

Как корректировать сенсорную алалию

Корректировать сенсорную алалию необходимо только используя комплексный подход. Он состоит из:

  • медикаментами, назначенные неврологом;
  • нейрокоррекция;
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом;
  • работа с детским психологом;
  • физиопроцедуры, эрготерапия;
  • специальный логопедический массаж.

Комплексная помощь

Врачами назначает прием ноотропные препараты, нейропептиды, нейропротекторы, витамины. Эти средства оказывают положительное влияние на ЦНС в целом. Дополнительными мерами могут стать массажи, ЛФК, приятие лечебных ванн.

Логотерапия

Целью здесь является формирование слухового восприятия, развитие способности анализировать речь и слова окружающих. На первых этапах замедляется хаотичная речь малыша, повышается его усидчивость, внимательность.

Нейропсихологическая коррекция

Здесь происходит развитие дефицитарных функций, мышления, улучшается память малыша, появляется активность к исследованию окружающего их мира. Все эти компоненты лечения подбираются и назначаются специалистами, с учетом возраста, тяжести заболевания, причин возникновения и ряда других физиологических особенности. Обязательным условием успешной терапии являются занятия с дефектологом.

Подобрать меры коррекции можно только после проведения комплексной диагностики. От срока обнаружения этого речевого нарушения зависит результат терапии. Оптимальным возрастом, когда желательно начинать коррекцию считается 2-3 года.

Прогноз лечения и меры профилактики

Прогноз результата определяется на сколько рано была выявлена проблема и говорить об этом может только врач, который ведет кроху. Логотерапия поможет только если соблюдается весь план коррекционной работы, состоящий из медицинской, а также психологической составляющей.

Вовремя начавшаяся терапия и неукоснительно соблюдающаяся коррекция позволяют сгладить нарушения речевого аппарата, предупредить отклонения в дальнейшем.

В случае запоздалого обращения, вероятность получить сформированную полноценную речь резко снижается. При отсутствии мер коррекции, задержка речи может привести к плохой социализации малыша. Как следствие, могут появиться психологические нарушения. Меры профилактики сенсорной алалии проводятся при беременности, а затем в раннем возрасте малыша.

Отличия сенсорной алалии от моторного типа нарушения речи

Слуховое внимание при данном нарушении снижено или вовсе отсутствует. Речь взрослых воспринимается неотчетливо, как набор хаотичных звуков. Поэтому не возникает желания подражать, повторять слова, слоги, звуки.

У детей с сенсорной алалией повышена речевая активность. Это отличает их от деток с моторный типом речевого нарушения. Детки с сенсорным видом много говорят, сохранена правильная интонация.

В этом случае речедвигательный анализатор не поврежден. Однако речь таких малышей неустойчива по звуковому составу. В ней много отдельных обрывков слов, бессмысленных словосочетаний. Такая речь непонятна для окружающих. В некоторых случаях наблюдается эхолалия – повторение отдельных слов, звуков без понимания их значений.

Часто не сформирована соотнесенность слышимых и произносимых слов. Название не может закрепиться за определенным предметом. Дети с нормальным развитием речевого аппарата запоминают название предмета после 3-5 повторений.

Для алалика с сенсорный типом заболевания для этого требуется минимум 25-30 повторений. Ребенок не может повторить произнесенное родителем слово. Взрослые же расценивают это как упрямство со стороны малыша.

Степень нарушения понимания может быть разной. Может наблюдаться полное непонимание речи, так и непонимание отдельных звуков, слов. Понимание речи имеет ситуативный характер. Одна фраза может быть понята по-разному.

Сенсорная алалия – повышенная речевая активность при низком ее понимании окружающими. Малыш плохо контролирует свою собственную речь. Симптоматика сенсорной алалии:

  • высокая возбудимость;
  • плохая управляемость поведением;
  • вторичная задержка интеллектуального развития.

Дети, страдающие таким расстройством, плохо идут на контакт с другими людьми. На них трудно влиять словами и убеждениями, им сложно что-то объяснить. Эти факторы объясняют неуправляемость малыша.

Для сенсорного вида характерно, что даже специалисты часто могут ее спутать с аутизмом. В профессиональном кругу логопедов появляется мнение о том, чтобы заменить термин «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция». Терапия этой болезни начинается именно с сенсорного компонента. Это продиктовано тем, что у ребенка вначале начинает развиваться понимание речи, и только после этого появляется способность выговаривать звуки и слова.

Алалия. Нарушения речи коркового генеза

Надежда Кузьмина

Алалия. Нарушения речи коркового генеза

Алалия (причина, структура, виды)

Такое нарушение речи как алалия, которое выражается в отсутствии или недоразвитии речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном периоде или раннем периоде развития ребенка. Значительный вклад в изучении алалии внесли Г. Гутцман, А. Либманн, а в более позднее время М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и другие исследователи.

В работах разных авторов представлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев – физиологических, клинических, психологических, лингвистических и др. Описаны различные формы алалии. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

К. П. Беккер и М. Совак выделяют в картине речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или их комбинаций.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредствованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи – фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств в симптоматике алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. Так, Р. Коэн, А. Гуцман и другие утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

А. Трейтель считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти. А. Либманн связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. В. А. Ковшиков и другие отмечали ведущую роль в возникновении алалии — черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных.

Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, неблагоприятные условия развития, интоксикации плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и др. По наблюдениям С. С. Корсакова и Н. И. Красногорского, алалия является следствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии.

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового)

недоразвития. В связи с тем, что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации
алалии (Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, А. Либманн, В. А. Ковшикова, но, несмотря на это, все формы сводятся к двум – моторной и сенсорной формам алалии. Моторная алалия представляет собой сложный комплекс речевых и неречевых симптомов. В структуре речевого дефекта ведущим является языковые нарушения. Недоразвитие речи носит системный характер, охватывает все ее компоненты – фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. Также наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности. Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.
Алалия – одно из наиболее сложных речевых нарушений. Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным. Достоверных статистических сведений о распространенности алалии нет. Наиболее сложным и дискуссионным является вопрос о механизмах алалии – сенсомоторные, психологические и языковые концепции по-разному его интерпретируют. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения речевого высказывания.

Таким образом, теоретические данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложноорганизованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания развития экспрессивной речи, но и патологический ход этого развития.

Подводя итог, следует отметить, что по мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций, которые могут стать причиной или условиям возникновения речевого нарушения значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний окружающей среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями, воспитателями и т. д., чрезмерные наказания, переживание ситуации испуга, рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего.

Ребенок в период становления речи должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях,то есть социально-психологическая среда должна быть организована для ребенка специальным образом: исключение психотравмирующих ситуаций, благополучная социальная ситуация развития, исключение воздействий экзогенных факторов и так далее. Важнейшим средством психического развития является игра как ведущий тип деятельности в раннем детстве.В самостоятельном пользовании ребенка должны быть разнообразные наборы игрушек: игры на развитие мелкой моторики, на развитие внимания и восприятия (различные мозайки, доски, конструкторы и т. п.)

. Естественно, взрослый первоначально должен выступать партнером по игре – рассказывать и направлять ребенка. Необходимо создание определенного игрового контекста. Также благоприятно действует на развитие ребенка в целом включение дидактических игр, способствующих сенсорному развитию ребенка, формирует понятие, развивает способность обучаться, совершенствует речевую артикуляцию и речь в целом.

Список использованной литературы

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы/ Е. А. Аркин. — М.: Просвещение, 1968.- 248с.

2. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи/ Т. Н. Волковская // Журнал “Логопедия”.- 2005.- №2(8)

.

3. Гойхман О. Я. Основы речевой коммуникации. Учебное пособие для студентов ВУЗов / Надейка Т. М., О. Я. Гойхман, Т. М. Надейка. – М.: ИНФРА-М, 1997.-272с

4. Катаева Л. И. Изучение познавательных процессов дошкольного возраста / Л. И. Катаева. – М.: КомПульс, 1994. – 37с.

5. Лобачева Е. Л. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей младшего школьного возраста с неврологической симптоматикой и отставанием в развитии/ Е. Л. Лобачева// Журнал “Психолог в детском саду”.- 2000.-№4.

6. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/ Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института;Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. – 288с. (Серия “Библиотека педагога-практика”)

7. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учебное пособие для студентов и слушателей специальных факультетов/ сост. В. М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 264с.

8. Эльконин Д. Б.Детская психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский

, 2004. – 384с.

Что такое моторная алалия

Алалия моторная – или по-другому экспрессивная – обусловлена тем, что связана с моторными (двигательными) нарушениями. Основные проблемы становления речи – плохое овладение языковыми операциями, недостаточный словарного запаса. К примеру, моторная алалия у ребенка 3 лет выражается в неспособности высказать свои мысли, слова, отдельные звуки. Ему сложно составлять слова, словосочетания и правильно их использовать.

У таких детей нормальная подвижность органов, ответственных за речь. Но есть трудность в двигательных умениях и навыках. Ребенок может слизать языком мороженое, но при этом не может поднять язык вверх по просьбе взрослого или родителя.

Понимая речь окружающих, малыш бессилен в воспроизведении родного языка. Задержка затрагивает исключительно речевой аппарат. Если имеется длительная задержка, может появиться вторичное отставание в интеллектуальном развитии. Это сглаживается со становлением речи и ее развитием, усложнением.

Характерным симптомом моторного типа алалии является неспособность повторять речь, услышанную от взрослых. В особо тяжелых ситуациях, ребенок не может повторить даже простейшие звуки, такие как «АУ», «БА», «ПА», хотя и понимает обращенную речь взрослых. Чем сложнее слог, тем сложнее дается его повторение. Дети, страдающие такими речевыми расстройствами, как правило имеют неврологические или психические нарушения.

Неврологические симптомы могут быть выражены в неловкости, плохой координации движений, недостаточной физической активности. Может наблюдаться плохая мелкая моторика пальчиков – сложно застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Деткам с моторной алалией сложно играть с другими ребятишками. Им сложно хорошо прыгать, играть в мяч и делать другие движения, которые при этом легко даются здоровым детям.

В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект, то есть повышенная активность. Это зависит от локализации поражения головного мозга. В этом случае дети могут проявлять гиперактивность, легко возбудимы, проявляют излишнюю суетливость, но при этом они быстро устают.

Психические нарушения при моторной алалии

Могут наблюдаться отклонения в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в чрезмерной обидчивости, склонности к бурным реакциям, частым слезам, истерикам, нежелании иметь контакты и общение с окружающими людьми. Такие симптомы могут быть выражены в:

  • нарушения памяти;
  • плохой концентрации внимания;
  • замедленном протекании мыслительных процессов;
  • зрительно-пространственных нарушениях;

Детям с моторной алалией сложно сосредотачиваться на каком-либо занятии или предмете. Они очень быстро отвлекаются на другие малозначимые предметы или события. Заинтересовать чем-либо такого ребенка крайне сложно. Таким детям сложно запоминать стишки, цифры, названия дней недели.

Виды алалии

Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:

  1. Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
  • афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
  • эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
  1. Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
  2. Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.

Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.

Смешанный тип — сенсомоторная алалия

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Сенсорная алалия глазами нейропсихолога

Cенсорная алалия менее изучена по сравнению с моторной. Количество детей с сенсорной алалией невелико, а дифференциальная диагностика достаточно сложна. Основной симптом при сенсорной алалии – нарушение понимания обращенной речи. Основной дефицит – недостаточность слухоречевого анализатора.

Важно понять, что при сенсорной алалии слух ребенка сохранен (либо его недостаток не является определяющим для клинической картины). Поэтому при обращении ребенка с ЗРР на консультацию специалист всегда должен исключить нарушения физиологического слуха (дети с сенсорной алалией и глухие могут быть похожи по своему поведению). Ученые отмечают, что исследование слухового анализатора у ребенка с сенсорной алалией обнаруживает истощаемость данной функции: отмечается неполноценность слухового анализа и синтеза, сигналы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то не воспринимаются, обработка сигнала замедлена. Дети не проявляют интереса к речи, быстро отвлекаются. Хотя бывают дети с сенсорной алалией, которые устойчиво проявляют интерес к музыке, и нарушение слухового восприятия касается лишь речевых стимулов.

Фундаментальные понятия, касающиеся алалий и афазий, были выделены в 60-70-х годах XX века, и с тех пор не открыто ничего принципиально нового.

Понимание обращенной речи может быть нарушено на разных уровнях. Некоторые исследователи (например, доктор наук, нейропсихолог Т.Г. Визель) разделяют слуховую речевую агнозию как более элементарное нарушение (страдает вторичная височная кора левого полушария и миелинизация проводящих путей слухового анализатора происходит с задержкой) и сенсорную алалию – как языковое (ассоциативная кора).

В то же время профессор, нейрофизиолог Н.Н. Трауготт «допускала возможность идентифицировать корковую форму нейросенсорной тугоухости с сенсорной алалией». То есть включала слуховую речевую агнозию в состав сенсорной алалии. Той же точки зрения придерживалась профессор кафедры психопатологии и логопедии института им. Герцена В.К. Орфинская. Поскольку Орфинская не успела дописать свою монографию, Н.Н. Трауготт старалась популяризировать ее исследования и классификацию, включающую 12 видов афазий и алалий. Лингвистическая классификация Орфинской дала возможность разделить расстройства речи на основе последовательности формирования речи в онтогенезе.

В зависимости от механизма нарушения проявления сенсорной алалии и ее степень могут быть различными: от полного отсутствия речи до фразовой речи с нарушением лексики, грамматики и эхолалиями. По моим наблюдениям, у детей с сенсорной алалией с «более высоким» уровнем нарушения понимания речи, когда нарушается семантика, привязка смысла слова как вербальной оболочке – по АСВП (акустическим стволовым вызванным потенциалам) чаще всего не будет обнаружено выраженных затруднений в проведении сигнала по проводящим путям. А в случае нарушения более элементарного уровня – слуховой речевой агнозии – на АСВП будет видно замедление проведения импульса в кору.

Также по моим наблюдениям, у детей с сенсорной алалией чаще в анамнезе встречается асфиксия, обвитие пуповиной, что, вероятно, приводит к более грубым повреждениям нервной ткани. При моторной алалии чаще наблюдается гипоксия, венозная дисгемия, повышенное ВЧД, нарушение венозного оттока. Однако, я не врач, и это лишь мои субъективные наблюдения.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Диагностика алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  1. Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  2. Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  3. Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Клиническая картина и особенности поведения

При отсутствии речевого общения с детьми или взрослыми ребенок испытывает психологический дискомфорт. Дети с самого раннего возраста используют жесты чтобы выразить свои эмоции, желания.

Постепенно они начинает подключать к этом речь, которая по мере взросления усложняется.

Ребенок с алалией такой возможности не имеет, ему трудно объяснить, что он хочет от взрослого. Степень затруднений может быть различной, но существует три уровня неразвитости речевого аппарата:

  1. Полное отсутствие речи.
  2. Есть начальные признаки речевого развития. Кроха имеет в своем запасе некоторые слова или звуки и может составлять из них слова, но такой запас крайне ограничен.
  3. Есть развернутая речь с фрагментами слабого развития речевой системы. Лексикон в этом случае большой, но слова произносятся искаженным образом, есть дефекты в произношении определенных звуков.

Эти уровни не связаны с возрастом ребенка. В 5 лет он может находиться на первом уровне. Эти нарушения неизбежно отражаются на устной речи, а в позднее на способности писать и читать.

Дети с трудом могут запомнить буквы, цифры. Они их путают, мешают друг с другом. Это дополнительно затрудняет развитие речевой способности. Ребенок понимает обиходную речь. Она проста для него, для нее не требуется соблюдать грамматические закономерности.

Ребенок может понять простые просьбы, например, закрыть дверь или взять книгу, ориентируясь на текущую ситуацию. Он понимает, что, если дверь в комнату закрыта, а мама вдруг о ней сказала, значит с ней нужно сделать какие-то манипуляции.

Интуитивно малыш откроет дверь. Но понимает ли он именно значения слов в этот момент, зависит от тяжести заболевания. На сложных стадиях может вовсе не понимать то, что ему говорят взрослые.

Диагностика, симптомы, обследование Моторной алалии. Классификация по степени тяжести нарушения.

Важность обследования детей с алалией невозможно переоценить. Языковые симптомы алалии у разных детей с Моторной (экспрессивной) алалией колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи или наличия в ней лишь единичных компонентов языковой системы (отдельных слов, звуков, флексий и проч.) до незначительных нарушений в какой-либо одной из подсистем языка (в семантической, синтаксической, морфологической, лексической, фонематической). Последнее обычно характерно только для детей среднего и старшего школьного возраста, «выходящих» или «вышедших» из алалии. В более же ранние возрастные периоды, как правило, бывает расстроена вся языковая система.

Показательным является непостоянство симптомов алалии: одна и та же языковая единица, попадая в разные условия, может быть правильной либо неправильной. Например, в одном случае ребенок правильно называет предмет, скажем ВАЗА, в другом называет его БАНКА, а в третьем не называет вовсе. Или в определенном контексте звук произносится правильно, в иных контекстах заменяется, пропускается и т.п….

Нарушения экспрессивной (активной, «говоримой») речи обязательны и составляют суть МА, причем нарушается только вербальная речь, другие же средства звуковой речи сохранны, а именно, мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты», псевдослова (т.е. слова, изобретаемые детьми); сохранны также и остальные невербальные средства звуковой коммуникации: крик, смех, писк и т.п.

Остаются ненарушенными импрессивная и кинетическая (жестовая) речь. Непонимание речи возникает лишь при отсутствии у ребенка соответствующих знаний. Кинетическая (жестовая) речь очень широко используется многими детьми с МА и в известной мере компенсирует патологию речи вербальной.

Овладение письменной речью большинству детей с МА дается с трудом, и у них часто отмечаются различные формы дислексии и дисграфии.

А) лексические нарушения.

Моторную алалиюхарактеризует существенное расхождение между количественным составом пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря: дети понимают значения всех или большинства слов, доступных для их возраста, но не могут найти многих слов при их актуализации (использовании в речи) или допускают своеобразные ошибки. (см Механизм МА).

Дети лучше актуализируют слова, относящиеся к знаменательным частям речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия), и хуже – относящиеся к служебным (предлоги, частицы).

Нарушения актуализации (поиска) слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов (слова не называются), их замены, аномальные слова, бленды… Отмечаются замены слов мимико-жестикуляторной речью, которая многими детьми с МА используется очень широко.

Особенности словаря МА: на 1 уровне речевого развития (при отсутствии фразовой речи) ребенок, имея очень ограниченный словарь, например 10 обиходных слов, вдруг пользуется достаточно редким словом «авокадо»; в самостоятельной речи может вполне уместно использовать названия предметов, но при ответе на заданный вопрос те же самые слова «не может вспомнить».

Б) синтаксические нарушения.

Для всех детей с МА вне зависимости от степени нарушения языковой системы характерно ограничение в использовании набора типов предложений. В основном дети употребляют простые повествовательные и побудительные предложения (чаще нераспространенные). Другие типы предложений — сложные, с однородными членами и проч. – в их речи сравнительно редки, а у некоторых не встречаются вовсе.

Число синтаксических конструкций так же ограничено. Оно нередко исчерпывается конструкциями «подлежащее» («Дети.» вместо «Дети пошли в лес за грибами»).

Есть тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения («руки моет», «дети на санках с горки катаются») и смещение прилагательного на место после существительного («кубик большой», «кружок синий»).

Часто пропускаются необходимые члены предложения, особенно сказуемые-глаголы («мальчик машина» вместо «мальчик катает машину»)

Характерен пропуск союзов и предлогов. Многие предлоги и союзы употребляются неверно («идет дом» вместо «идет за дом»).

У детей с зачатками экспрессивной речи синтаксические связи могут отсутствовать или быть предельно ограничены.(«Дети играют. Тетя. Кап-кап. Бегут. Девочка. Плачут.» — рассказ «Непослушные»).

Синтаксические нарушения на уровне текста выражаются в отсутствии слов-предикатов (глаголов), неправильномпостроении предложений, неверном согласовании слов, пропусках и заменах слов. Вследствие этих нарушений тексты бывают недостаточно развернутыми, в них отмечаются пропуски частей сюжета, рвутся логические связи; вне ситуации тексты становятся непонятными или малопонятными слушателям.

В) Морфологические нарушения.

Корни слов и окончания начальных форм слов у большинства детей с МА остаются сохранными; эти элементы могут деформироваться только у детей с тяжелой степенью расстройства языковой системы, что преимущественно вызвано фонематическими нарушениями: кубики – «ку», маленький – «ма», сидит – «си».

Приставки и суффиксы чаще подвержены нарушениям. Дети обладают весьма ограниченным их числом, а многие приставки и суффиксы вовсе не употребляются или употребляются неверно: нарисовал – «рисовал», «съехал» — «ехал». Один из симптомов морфологических нарушений – неверные согласования в роде и числе: «красный бант, красный платье, красный юбка, колесо упала».

В ряде случаев дети неверно употребляют окончания множественного числа, используют более ранние и простые модели множественного числа: «домы», «глазы», «стулы» — по аналогии «коровы».

В системе склонения дети правильно употребляют нулевую, исходную форму и некоторые формы винительного и родительного падежей, хотя и формы последних нередко подвергаются нарушениям. Выражена тенденция к замене окончаний косвенных падежей окончаниями именительного. Вместе с тем отмечаются взаимозамены окончаний ряда падежей (поймал жук, жуку; дает петух, петуха).

Много аграмматических ошибок допускается и в глагольных формах. Вместо формы определенного лица и числа иногда употребляется неопределенная форма (мама и папа пить чай, мальчики кидать мяч).

Словообразованием дети с МА владеют в очень ограниченных рамках и в процессе его, как правило, возникает много ошибок.

Рассмотренные лексические, синтаксические и морфологические нарушения у детей с МА не связаны с патологией мышления или других психических процессов.

Г) Фонематические нарушения.

Дети, у которых фонематическая система развита рудиментарно, употребляют ограниченное число фонем. Обычно это гласные и первые в генезе детской речи согласные (П, Б, М, Т, Д, Н). Правила оперирования с ними самые элементарные. У детей с относительно развитой фонематической системой присутствует большее количество звуков (вплоть до свистящих, шипящих и даже Р, Рь), но сама фонематическая система разлажена, в речи «все звуки не на местах». При этом замены и искажения носят нерегулярный характер (например, звук С ребенок в разных словах заменяет на разные звуки — «(с)санки», «(с)мамолет», «(с)тупеньки», «автобут(с)»).

Слова различной слоговой конструкции сводятся к конструкции «согласный + гласный» (СГ) или «согласный +гласный + согласный + гласный» (СГСГ); очень редко встречаются другие типы слогов. Дети преимущественно произносят только ударный слог слова или гласный из ударного слога.

Нарушения слоговой структуры слова чаще всего выражаются в сокращении числа слогов. Значительно реже возникают перестановки и, особенно, повторения слогов, также обусловленные контекстуальными влияниями.

Названные фонематические нарушения в меньшей степени выявляются при произнесении «локальных» слов и в большей – при произнесении предложений (сочетаний слов). «Локальное» слово может быть произнесено правильно или в нем могут наблюдаться единичные нарушения, но, включенное в более сложный контекст, оно, испытывая тем самым возросшее число сегментных и надсегментных воздействий, часто подвергается и большему числу разнообразных нарушений.

Д). Фонетические нарушения.

У многих детей проявляется легкая степень (т.н. «стертая форма») дизартрии. Какой-либо специфики у детей с МА она не представляет.

У небольшого числа детей отмечаются особенности просодии, обусловленные языковыми нарушениями. Вследствие затруднений при поиске языковых единиц и правил их функционирования возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков.

Очень важно обследование алалии на самых ранних этапах.

Коррекция алалии

Дети, страдающие алалией, имеют сложности в воспитании. Некоторые родители могут относится к таким деткам несправедливо. Они не понимают всех проблем, с которыми сталкивается на своем пути малыш. Важно осознавать, что таким детям требуется особый подход, основанный на спокойствии, терпении, понимании.

Если родитель заметил первые симптомы алалии, стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться. Своевременная коррекция снизит риск возникновения осложнений.

В лечение этих нарушений входят различные методики и способы. Существуют психологический, педагогический, медикаментозный подходы. Особый вклад имеет в восстановлении речевых возможностей имеет методика транскраниальной электростимуляции. Также должны проходить этапы коррекции, основанные на специальных занятиях:

  • гимнастика;
  • Занятия логопедической ритмикой (логоритмикой);
  • художественные и технические занятия,
  • чтение;
  • занятия по письму;
  • логопедические занятия;
  • тренировка памяти;
  • специальные занятия, направленные на внимание и восприятие;

В специальных коррекционных центрах, логопедических школах используют особые медико-психологические терапии. Медикаментозный подход в первую очередь направлен на стимуляцию и формирование поврежденных мозговых центров. Специалисты отмечают эффективность некоторых процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

Коррекционная программа подбирается индивидуально м должна учитывать все особенности ребенка. Восстановительный процесс должен влиять саму на патологию и сопутствующие ей диагнозы.

Лечение моторной алалии у детей

При лечении нужно делать акцент на развитие моторики ребенка, его мышлении, способности запоминать. Так как это заболевание имеет системную природу появления, логопедический подход настраивается на полной охват звукобуквенных постановок, визуализации, способности концентрировать внимание на чем-либо. Это должен быть целый комплекс мер, оказывающий воздействие на:

  • стимуляцию речи;
  • осмысленность речи;
  • формирование и расширение словарного запаса;
  • грамматическое становление речи.

В лечении и коррекции принимают участие разнопрофильные специалисты, а не только логопеды. Ребенка с алалией нужно учить алфавиту и буквам как можно раньше. Эти навыки помогут лучше развить память, научить составлять слова из отдельных звуков, контролировать речь.

Почему может возникнуть алалия

Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:

  • инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах);
  • гипоксия;
  • асфексия;
  • токсикозы;
  • травма плода (падение или удар беременной женщины);
  • ЧМТ при родах или беременности;
  • риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • ряд хронических заболеваний у женщины (сердечная недостаточность, легочная недостаточность, гипертензия и ряд других.

Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.

Домашняя терапия алалии

Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:

  • Малыш должен научиться понимать речь на слух. Родитель называет предмет, ребенок должен его показать. Если он показал неверно, нужно показать правильно. Такое упражнение для алаликов повторяется много раз, прежде чем он поймет, что от него требуется. Для таких занятий подойдут яркие игрушки, цветные фигурки.
  • Если словарный запас широк, потренируйте его проговаривать названия предметов, показывая их.
  • С детьми, страдающими алалией, нужно чаще разговаривать. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. При сенсорной алалии слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.

Возможные осложнения и последствия

Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:

  • нарушение в координации движений;
  • высокая возбудимость;
  • нарушения мелкой моторики;
  • плохое понимание речи взрослых людей;
  • отсутствие самообслуживания;
  • многочисленные грамматические ошибки в собственной речи;
  • задержки в умственном развитии;
  • проблемы с общением.

Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.

Профилактика алалии

Данный недуг может быть врожденным и приобретенным. Ученые выявили определенные закономерности в появлении этой тяжелой болезни. Она может появиться после гипоксии плода, ряда осложнений во время беременности, ранних родах.

Профилактика естественных причин невозможна либо крайне затруднительна. Малыш может получить травму головы во время родов. Причиной алалии являются также этиопатогенетические факторы. Сюда относятся:

  • рахиты;
  • вирусный энцефалит;
  • ЧМТ;
  • гипотрофия;
  • менингиты;
  • вирусные заболевания и осложнения после них.

Ряд этих причин можно полностью избежать, тем самым снизить до минимума риск появления патологии. Такими являются следующие меры:

  • родители должны отказаться от вредных привычек;
  • перед планированием беременности пройти все необходимые анализы для выявления заболеваний у матери.
  • во время беременности мать должна максимально избегать заражения вирусными инфекциями, обострение хронических болезней.
  • применять безопасные для плода лекарственные средства.
  • проходить все предусмотренные обследования во время беременности.
  • после рождения необходимо разговаривать, заниматься развивающими играми.
  • при появлении симптомов психических, неврологических расстройств, немедленно обратиться к логопедам, детскому психологу или неврологу.
  • проводить назначенные врачами прививки, в том числе маме.

Такие меры профилактики обеспечат хорошее развитие нервной системы, развитие речевых, моторных навыков.

Этиология и патогенез алалии

По вопросу об этиологии (причинах) алалии и ее патогенезу (мозговых механизмах) в литературе не имеется единства мне­ний.

Одни авторы отдают предпочтение биологическим факто­рам, Другие — социально-психологическим, третьи — наследст­венности, четвертые считают, что наследственный фактор не играет принципиальной роли в возникновении алалии.

Причины:

Биологические

Сторонники того, что алалия — следствие органического по­ражения головного мозга, наиболее опасным из этиологических факторов считают асфиксию.

На асфиксию как наиболее вероят­ностную причину развития алалии указывают также такие авто­ры, как В. Гарднер, Е.М. Мастюкова, Б.В. Лебедев, Г.В. Гуровец.

Французский исследователь алалии Ж. Ажуриагерра, кроме то­го, считал, что к алалии приводят только двусторонние пораже­ния мозга, при которых невозможна или крайне затруднена спонтанная компенсация дефектов.

Следует отметить, однако, что, по многочисленным наблюдениям клиницистов, далеко не у всех детей, в анамнезе которых имеются перечисленные выше осложнения, появляется алалия.

У некоторых нормально развивающихся в речевом отношении детей отмечены асфиксия и различные двусторонние поражения мозга, не повлиявшие отрицательным образом на речевой меха­низм.

Взгляды разных ученых на роль наследственности в этиоло­гии алалий также не одинаковы. В.А. Ковшиков провел специ­альное исследование данной проблемы.

Он сообщает, что на­следственность имеет место лишь в малом числе случаев — при­близительно в 16% от общего количества алаликов.

Основным аргументом являются полученные им данные о том, что пробле­мы речевого развития, имевшие место у родителей, далеко не всегда передаются их детям.

Более значимы, по выводам В.А. Ковшикова из подробного обзора литературы по алалии, та­кие факторы, как поздние роды, искусственные и спонтанные аборты, мертворождения в анамнезе, патология беременности, особенно сильный токсикоз в первой половине.

Неблагоприят­ными являются также угрожающие выкидыши, психотравмы, неправильное положение плода, кровотечения, резус-несовмес­тимость, роды раньше срока, стремительные, затяжные, сухие роды, стимуляция, наложение щипцов, травмы головы во время родов, асфиксия и некоторые другие обстоятельства.

В группу риска попадают и дети, рождающиеся ослабленны­ми и перенесшие до года тяжелые заболевания мозга, и прежде всего нейроинфекции, а также дети, получившие до года травмы головы.

Социально-психологические

Американский психолог В. Гарднер большое значение в эти­ологии алалий придает социальным факторам: конфликтным от­ношениям в семье, неправильному воспитанию детей (насмеш­ки над неправильной речью и т.п.).

Особое внимание уделяется им взаимоотношениям ребенка с матерью. Он отмечает, что сре­ди матерей алаликов гораздо чаще встречаются невротические, робкие, как и наоборот, самонадеянные, чем среди матерей нор­мально говорящих детей.

Противоречивые мнения имеются по поводу пребывания де­тей в двуязычной (билингвистической) среде. Большая часть авторов, например, А.В. Ярмоленко, не признают, что билингвизм оказывает вредное влияние на развитие алалий. Другие считают его провоцирующим отклонения в речевом развитии.

Различные взгляды на механизм алалии

Моторная концепция

Первое, заслуживающее внимание исследование алалии при­надлежит А. Куссмаулю, который еще в 1877 году назвал ее «врожденной афазией».

Немногим позже, в 1888 году, Р. Коэн обозначил алалию как «идеопатическую глухоту», или «слухонемоту». Несмотря на такое обозначение, Р. Коэн считается сто­ронником моторной концепции алалии.

Он полагал, что в ала­лии главное — абсолютная неспособность детей произносить зву­ки и слоги, хотя признавал, что мозговые структуры, которые ответственны за это, могут быть у них не повреждены. По мне­нию Р. Коэна, в основе данного вида патологии речи лежит дискоординация в работе отдельных речевых зон.

Последователем Р. Коэна был немецкий невролог Г. Гутцманн, который также предлагал усиленно стимулировать у алаликов артикуляционную сторону речи.

Психологическая концепция

Однако моторная концепция алалии не получила всеобщего признания. Исследователи конца XIX века, например, А. Либманн, М.В. Богданов-Березовский, высказывали соображения, согласно которым алалия не может быть обусловлена только мо­торными причинами.

Они считали, что главным здесь является психологический фактор: нарушения мышления, эмоциональ­но-волевой сферы, памяти, внимания и т.п.

Целый ряд более поздних исследователей вслед за А. Куссмаулем рассматривали алалию как аналог афазии, только на­блюдаемый у детей.

Однако у них были серьезные оппоненты, которые подчеркивали принципиальное различие механизмов развития афазии и алалии. Несмотря на эту критику, моторная и сенсорная концепция алалии долгое время оставалась как ра­бочая.

Сенсорная концепция

В более позднее время питербуржский нейрофизиолог, пси­холог, педагог Н.Н. Трауготт, признавая, что при алалии всегда нарушается деятельность по усвоению языка, отмечала, что первопричиной этого является недостаточность речевого слухового гнозиса.

Эта же точка зрения высказана позже, в 60-х годах XX века, Р.Е. Левиной.

Смешанные варианты мозговых механизмов

Мозговые механизмы алалии могут быть также смешанны. В. К. Орфинская допускала различия. Она связывала неспособ­ность алаликов говорить либо с наличием у них явлений ораль­но-артикуляционной апраксии, либо с дефицитом языковой способности и считала, что существуют:

а) собственно «языковая» алалия, состоящая в неспособности вычленить из речи взрослых правила языка, необходимые для использования его средств (фонем, слов, словоформ, фраз);

б) гностическая и праксическая, обусловленная речевой слуховой агнозией или артикуляционной апраксией.

Языковая концепция

В настоящее время приоритетной является «языковая концеп­ция» патогенеза алалии. Ее придерживаются многие современ­ные исследователи патологии речевого развития: В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева, Б.М. Гриншпун, В.К.Воробьева, Л.Р.Давидович, Е.Ф. Соботович, Т.Г. Визель.

Согласно ей, у ребенка с алалией не развивается «языковая спо­собность», которая дана человеку от природы. И при сенсорной, и при моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

При этом навыки, не требую­щие значительного словесного сопровождения, могут успешно вырабатываться (например, умение рисовать, считать, констру­ировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью).

Это обусловлено тем, что речевые стимулы, особенно при моторной алалии, воспринимаются, и внутренняя речь фор­мируется. Она становится базисной для психического развития в целом.

При сенсорной алалии формирование внутренней речи тоже происходит, но сводится в основном к зрительному восп­риятию объектов мира и оптических образов артикуляционных движений взрослых.

Сенсорные алалики, не получившие своевременной помощи, в меньшей степени овладевают неречевыми навыками и нередко их психическое развитие приобретает черты вторичной умственной отсталости.

Нейропсихологический подход

(Наиболее вероятные моз­говые механизмы, обусловливающие сенсорную и моторную алалию)

Помимо врожденной готовности к языковому развитию, первично сохран­ного интеллекта, стимулов внешней среды, которые побуждали бы системы мозга к созреванию, мотивации к речи, необходимо, чтобы между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями имелись полноценно функционирующие проводящие пути, по которым информация передавалась бы из одной зоны мозга в другую.

Это относится и к собственно речевым областям мозга. Без связи между отдельными областями моз­га, участвующими в освоении речи, она развиваться не может.

Рассмотрим, какие именно межсистемные связи не форми­руются в первую очередь при сенсорной и моторной алалиях с нейропсихологической точки зрения.

Современными нейрофизиологическими исследованиями (М. Кинзборн, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких и др.) показано, что в раннем речевом онтогенезе большую роль играют процессы левополушарной латерализации речевой функции.

Вначале ре­бенок усваивает неречевые шумы (природные — шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, раскаты грома, а также «голоса» животных; предметные шумы, издаваемые различными предметами — орудиями труда, музыкальными инструментами и пр.).

Эти приобретения правого полушария служат базисными для первичных операций речевого развития. Они состоят в от­боре из них левополушарным механизмом полезных для речи призна­ков.

Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исход­ными звучаниями. Так формируется речевой слуховой гнозис.

Задача извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается недоступной наиболее тяжелым алаликам.

Как известно из литературы, доречевой период протекает у них без существенных отклонений, т.е. так же, как и у здоровых в речевом отношении детей.

Они овладевают соответственно возрастным параметрам различными доречевыми навыками: движениями, в том числе и ритмическими, рисованием, могут подражать неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных; выполнять различные бытовые операции, сопровождаемые жестами.

Однако на этих «древних» навыках подготови­тельная к речи фаза развития и заканчивается Звуки, издавае­мые человеческим голосом, им так и остаются недоступны, если не принять соответствующих коррекционных мер.

Иначе гово­ря, речевой слуховой гнозис у этих детей не формируется или формируется медленно, дефектно

Местом преимущественной локализации речевого слухового гнозиса в мозге является левая височная доля.

Понятно, что она может вовремя включиться в работу лишь в том случае, если ребенок накопил необходимую неречевую слуховую базу и если про­водящие пути между полушариями (и в первую очередь, мозолистое тело) у него сохранны.

В том случае, если эти условия не соблюдены, ребенок не приобретает способности ориентироваться в акустических шумах как звуках речи и, следовательно, не понимает того, что говорят взрослые.

В отличие от сенсорной алалии, при которой отсутствуют необходимые связи между правым и левым полушариями мозга, при моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.

До­пустим, ребенок овладел в некоторой степени способностью раз­личать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, т.е. неречевые шумы трансформировались у него в звуки речи. Од­нако для того, чтобы он заговорил сам, этого мало, необходима еще способность перешифровывать эти звучания в артикуляци­онные движения

Они могут быть приблизительными, недиффе­ренцированными, но именно артикуляционными (речевыми). Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрована в артикуляционные движения.

Это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга полноценны.

Немалую роль в этих процессах играют и лобные доли, обеспе­чивающие не механическую имитацию услышанного, а осмысленную речевую деятельность. Таковы наиболее вероятные моз­говые механизмы.

Методика массажа при алалии

Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;

  • координирует мышцы лица и языка;
  • улучшает артикуляцию;
  • улучшает чувствительность тканей;
  • уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).

Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.

Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.

Коррекционная работа логопеда

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Прогноз преодоления диагноза

Залогом успешности терапии является ранняя диагностика заболевания. Логопеды, занимающиеся этой проблемой убеждены в том, что при начале коррекция в возрасте 3-4 лет, малыш имеет хорошие шансы на полное восстановление.

Основными факторами успеха является правильно подобранный курс лечения, его своевременность, опыт специалистов, проводящие коррекционную работу.

В раннем возрасте, благодаря пластичность мозга и нервной системы, речевые функции могут перенесены с пораженных участков на другие центры.

Стоит также знать, что чем больше поражения речевых центров, тем сложнее и длительнее будут протекать восстановление. Дети с моторной алалией имеют больше шансов на полное устранение проблем, хотя как сенсорная и смешанный тип, лечится тяжелее. В школьном возрасте такие детки могут столкнуться с трудностями в письме, чтении, сложении цифр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]